Статья опубликована в рамках: LXXXII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента» (Россия, г. Новосибирск, 06 мая 2024 г.)
Наука: Экономика
Секция: Мировая экономика и международные экономические отношения
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ И ИСТОРИЯ
Зеленая экономика, как отдельное научное направление, появилась не так давно, только в конце ХХ века Ее основанная задача, цель — это необходимость в поддержании и защите экосистемы нашей планеты, основывающаяся на сокращении выбросов вредных веществ, полученных в результате жизнедеятельности человека. На протяжении всего своего существования, человек пытался облегчить свой труд, и максимизировать получаемые блага. Первым толчком к вышесказанному в рамках современной истории, является использование рабского труда и колонизация стран, примитивная международная торговая, логистика товаров и рабочей силы, что способствовало обогащению элит стран того времени. Однако истоком поднятой проблемы поистине можно считать освоение первых двигателей и паровых машин. Использование дешевого и доступного сырья, а также низкокачественного топлива привело к неизгладимому последствию для окружающей среды.
Середина ХХ века обусловлена не только окончанием Второй мировой войны и началом противостояния двух экономических и идеологических систем, но и гуманизмом, появились первые зачатки к созданию зеленой экономики, сформировалась коалиция ученых из разных областей, людей которым не безразлична судьба нашей планеты, и были разработаны базовые механизмы и предпосылки. В основу этой теории легли три основных принципа «невозможно бесконечно расширять сферу влияния в ограниченном пространстве; невозможно требовать удовлетворения бесконечно растущих потребностей в условиях ограниченности ресурсов; всё на поверхности Земли является взаимосвязанным» [6].
Среди лиц, склонных к данному виденью, бытует мнение, что подавляющее большинство общеизвестных экономических школ, дали неверную оценку в отношении факторов внешней среды, к подтверждению выше сказанному можно отнести то, что авторы неоклассической экономической школы оценили вышеизложенное как фактор из вне, исходя из их подхода данное значение фиксированное, не заменяемо другим. Необходимость в переменах, отказ от сформировавшихся устоев и введений, в отношении экономического роста и закрытию потребностей социума, не могут среагировать, на проблемы глобального потепления и изменения климата в нынешних реалиях.
Следует понимать, что, в сущности, зеленая экономика – это, прежде всего, система критериев методов оценки или как еще можно выразиться инструкция, задачей которой является установление и подержание баланса между человеком и результатом его жизнедеятельности, а также окружающей средой, природой, обращаясь к нестандартным, альтернативным решениям в различных сферах жизни нашего общества. Целью, а также одной из стратегий, разработанных приверженцами данной теории, является установление налога Тобина, в отношении всех международных финансовых операций для накопления полученных средств, с последующей передачей в неблагополучные страны для их устойчивого развития. Авторы теории выделяют роль государства, как что-то отдельное, обособленное, но и поистине значимое в рамках концепции. В частности, они требуют сокращения инвестиций (также лоббированных экологами) в опасные и вредные для природы экономические проекты, ввод пошлин и налоговых сборов из вредных секторов экономики. Государства должны быть заинтересованы в продвижении и финансировании "зеленых" проектов, а также в ужесточении норм и предписаний по охране природы.
Как следствие из вышеизложенного, авторы данной концепции определили ряд методов изучения и постановки проблемы, а также обширных стратегий для ее осуществления. В основном концепция означает, что мы существуем в условиях ограниченных ресурсов и нерациональное использование благ природы и ее богатств, является расточительным и неприемлемым, считая, что экологические факторы должны преобладать над постоянно растущими потребностями людей. Второе – это понимание целей, в частности, разделение целей и задач данной теории на всех институциональных уровнях и областях. И последнее – дать актуальное, разумное обоснование использования той или иной технологии, что означает использовать не только технологии, направленные на сохранение окружающей среды, но и реализовывать традиционные методы производства и добычи ресурсов, при отсутствии других вариантов.
Применительно к методологии оценки целесообразности принимаемых решений, авторы данной концепции неоднократно обращали внимание на необходимость установления границ, чтобы оценить ущерб от использования традиционных технологий, с точки зрения количественного анализа, не забывая о качественном анализе, понимая, что это по-прежнему является междисциплинарной областью науки.
Авторы предыдущих работ неоднократно обращали внимание на исчерпание ресурсов, например, Лифан Го, Хью Куанг и Цзехуа Ни [4] в своем исследовании подняли эту проблему, сославшись на данные Всемирного банка о том, что энергоэффективность и бережное использование является одним из важнейших факторов устойчивого развития, требованиям, которого компании должны соответствовать, чтобы сохранить свои позиции и конкурентоспособность. В ходе изучения проблемы авторы отметили, что «исследование расширяет горизонты дискуссии, предлагая дополнительные возможные факторы энергоэффективности» [4]
Энергоэффективность имеет решающее значение, учитывая сложную экономическую модель с низким уровнем выбросов углерода и устойчивого развития. За последнее столетие мировое производство увеличилось в десятки раз, что резко усилило глобальное потепление, спрос на энергию растет по мере роста населения в мире и быстрого развития промышленности. Из-за ограниченных запасов ископаемого топлива, такого как уголь и нефть, наш мир, вероятно, нуждается в бесконечных запасах заменяющихся ресурсов таких, как экологически чистые источники энергии: гидроэлектростанции, энергия ветра и солнца, возобновляемые источники, энергия, биотоплива и гидроэлектростанция. Доля возобновляемых источников энергии в основном растет энергоснабжение [2]; [5].
В своей работе ученые не раз указывают на Парижское соглашение об изменении климата, считая его прорывом, поскольку оно может привести к преобразованиям в результате взаимодействия различных органов власти и общественных институтов. Решение о сокращении выбросов вредных веществ в атмосферу подтолкнет мир к использованию чистых возобновляемых источников энергии. Более того, «изменение климата влияет на расходы на транспортную инфраструктуру, поскольку глобальный путь к нулевым выбросам стремительно ускоряется» [3]
В результате авторы делают вывод о необходимости взаимодействия между государственными и частными инвестициями для достижения целей по внедрению возобновляемых источников энергии, а принятые решения помогли бы в сокращении бедности и экономическом развитии.
Мин Фанг и Чиу-Лан Чанг обнаружили, что расходы, понесенные государством в области зеленой экономики, положительно влияют на процессы в данной сфере и конечные результаты, что объем вносимых средств, инвестиций со стороны государства пропорционально влияет на объем использования и прикладывания новых видов технологий и преобладает над традиционными [2]. Подобные меры помогут смягчить последствия перехода на новые технологии путем разработки различных стратегий и решений для этого процесса. В ходе обзора литературы авторы выявили закономерность, согласно которой зеленый переход — это не только использование новых технологий, но и структурная институциональная трансформация ряда секторов. Это как государственный, так и частный сектор, политика государства заключается в его открытости новому, субсидированию и привлечению средств таким образом, чтобы институциональные частные инвесторы были заинтересованы в финансировании новой ниши.
Более того, как можно заметить, два вышеупомянутых исследования имеют корреляцию в двух ключевых моментах, а именно в Парижском соглашении и Целях устойчивого развития, определенных Организацией Объединенных Наций, что говорит о том, что последние тенденции на глобальном уровне подтолкнули мир к трансформации. Вышеупомянутые соглашения базируются на основных принципах международного права и прав человека.
Именно с этих слов Клаудия Кемферт, Доротея Шефер и Вилли Земмлер начали свое повествование о необходимости использования зеленых технологий, о том, что политики и государственного финансирования иногда недостаточно, иногда требуются более глубокие изменения в сознании не только политической элиты, но и представителей бизнес-элит, а также общества. Только за счет идейных и инновационных фирм, которые не будут бояться перемен, возможны изменения. Авторы исследования неоднократно указывали на то, что финансовые институты и инвесторы неоднозначно смотрят в таком направлении, во многом из-за боязни чего-то нового, неизведанного. Это происходит во многом из-за того, что открывается новая отрасль развития и инновационные компании сталкиваются с финансовыми трудностями, в то время как компании с традиционными видами производства - нет. В результате авторы выделили два основных момента, по которым в будущем из-за своего недоверия и приверженности традиционным компаниям и рынкам инвесторы могут понести убытки в обозримом будущем, поскольку они просто не будут соответствовать требованиям и тенденциям. Однако в то же время резкий переход от старого к новому может привести к краху и негативной оценке со стороны потребителей. Таким образом, резкое обесценивание старого, может привести к коллапсу своего рода. Вышеперечисленное косвенно, без прямого упоминания в исследовании, связано с целями ООН, направленными на плавный переход мира.
Исследования в области экоинноваций расширились и укрепились в течение последних 15 лет. Все начиналось с фундаментальных вкладов. Эти исследования помогли связать экономику, менеджмент и науку об окружающей среде. В последние годы, когда после экономического спада 2008–2009 годов стало уделяться все больше внимания, роль экоинноваций была включена в политику, направленную на гармонизацию экономических и экологических показателей [1].
Франческо Креспи, Массимилиано Маццанти и Шунсуке Манаги заявили, что экоинновации — это двигатель, маховик, необходимый для достижения целей зеленой инициативы, авторы не стесняются использовать такие слова, как двигатель, локомотив, который повысит производительность. Исследование также затронуло довольно важный момент — готовность общества и потребителей к переменам. Социальная готовность и осведомленность потребителей к использованию новых продуктов и отказу от старых [3].
Майкл В. М. Роос считает, что «хотя изменение климата и разрушение окружающей среды представляют собой серьезные проблемы для глобальной цивилизации, они являются лишь второстепенными темами в современной господствующей макроэкономической теории» [5]. Автор указывает на необходимость изучения макроэкономических факторов, проработки и составления моделей, поскольку качественный анализ — это всего лишь размышления, идеи, но не цифры. Количественный анализ позволит вам понять и принимать обоснованные решения как со стороны новаторов, так и тех, кто заинтересован в инвестировании, диверсификации своих сбережений. В результате автор предложил концепцию в качестве альтернативы общепринятым принципам в области экономической оценки, необходимости учитывать все многообразие факторов, влияющих на то, как традиционные ценности, такие как уровень потребления и занятости, не могут ответить на поставленный вопрос. Исследование показывает, что ухудшение состояния окружающей среды является обратно пропорциональным фактором по отношению к росту благосостояния человека, и, в связи с этим стоит учитывать такие переменные, как изменения температуры, выбросы вредных веществ в атмосферу и подобные им.
Список литературы:
- Зомонова Э.М., Гомбоев Б.О. «Зелeная» экономика - повестка дня конференции ООН по устойчивому развитию (Рио+20) // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zelenaya-ekonomika-povestka-dnya-konferentsii-oon-po-ustoychivomu-razvitiyu-rio-20 (дата обращения: 16.02.2024).
- Crespi F., Mazzanti M., Managi S. Green growth, eco-innovation and sustainable transitions // Environmental Economics and Policy Studies. – 2016. – Т. 18. – С.137-141.
- Fang M., Chang C. L. Nexus between fiscal imbalances, green fiscal spending, and green economic growth: empirical findings from E-7 economies // Economic Change and Restructuring. – 2022. – Т. 55. – № 4. – С. 2423-2443
- Guo L., Kuang H., Ni Z. A step towards green economic policy framework: role of renewable energy and climate risk for green economic recovery //Economic Change and Restructuring. – 2022. – P. 1-21. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //link.springer.com/article/10.1007/s10644-022-09437-w> (дата обращения: 24.02.2024).
- Roos M. W. M. Endogenous economic growth, climate change and societal values: A conceptual model // Computational Economics. – 2018. – Т. 52. – С. 995-1028.
дипломов
Оставить комментарий