Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXIX Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента» (Россия, г. Новосибирск, 07 февраля 2024 г.)

Наука: Экономика

Секция: Финансы и налоговая политика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Морозов В.А. ЭТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РАЗВИТИЯ // Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента: сб. ст. по матер. LXXIX междунар. науч.-практ. конф. № 2(62). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 43-50.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РАЗВИТИЯ

Морозов Владимир Александрович

д-р экон. наук, профессор кафедры философии и методологии экономики Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,

РФ, г. Москва

ETHICAL MECHANISMS FOR REGULATING FINANCIAL DEVELOPMENT

 

Vladimir Morozov

Doctor of Economics, Professor of the Department of philosophy and methodology of Economics, Moscow state University. M. V. Lomonosova,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Изучен этический характер системы финансового развития, который объективно требует: создания институционального механизма действия финансовой этики; поддержания системы моральных норм и честности в финансовых операциях. Обоснована необходимость: усилить этическую ориентацию организаций и повысить стандарты финансовой этики; установить этические нормы финансового рынка и сформировать систему социальных ценностей, способствующих развитию культуры финансовой этики.

ABSTRACT

The ethical nature of the financial development system has been studied, which objectively requires: the creation of an institutional mechanism for the operation of financial ethics; maintaining a system of moral norms and honesty in financial transactions. The necessity is justified: to strengthen the ethical orientation of organizations and raise the standards of financial ethics; to establish ethical standards of the financial market and to form a system of social values that contribute to the development of a culture of financial ethics.

 

Ключевые слова: механизмы регулирования, финансовая этика; внешняя мораль; внутренняя мораль, ценности развития.

Keywords: regulatory mechanisms, financial ethics; external morality; internal morality, development values.

 

Финансовые контракты — это договора, основанные на высокой добросовестности. Качество, стабильность и эффективность финансового развития, являющегося продолжением финансового контракта во времени и пространстве, зависят не только от возможностей правового обеспечения финансового контракта, но и от этического уровня контрагентов. Финансовое развитие — это не только повышение технической эффективности, а рост и интеграция финансовых и этических элементов.

Во-первых, участники финансовых операций являются контрагентами с моральными предпосылками. Главная цель – это выполнить то, что должен выполнить сам контрагент. Контрагенты, участвующие в финансовых операциях, всегда должны проводить финансовые операции, исходя из моральной среды общества и в соответствии с определенными этическими принципами, которые они сами для себя определили, чтобы стремиться к идеальному распределению своих финансовых активов и получению максимальной прибыли. С другой стороны, общество должно оценивать конкретное поведение участников финансовых операций с этической точки зрения [3].

Во-вторых, финансовые теории содержат специфические этические допущения. Финансовые теоретики и практики склоняются к тому, что финансы — это объективная наука, которая опирается только на наглядные факты и не выносит никаких суждений об этических ценностях. В действительности финансовая теория основана на мейнстримной микроэкономике, включая ее модели ценообразования активов, что отражает экономические идеи равновесия между спросом и предложением. На практике рассмотрение финансовой теории, как чисто технического приложения часто сталкивается с вопросами ценностного суждения, например, как наилучшим образом достичь инвестиционных целей. Известно, что абсолютные идеи неизбежно играют нормативную роль, когда они переносятся в дисциплины, ориентированные на принятие решений.

В-третьих, структура/план финансовых контрактов несет в себе определенные моральные суждения. Конструкция финансовых контрактов всегда несет в себе определенные моральные суждения. Первое, - как институциональный механизм, структура/дизайн финансовых контрактов должна: противостоять корыстным интересам, способствовать общественным интересам и взаимной выгоде; подчеркивать открытость, справедливость, честность и надежность операций на финансовом рынке, а также обеспечивать желаемые этические правила функционирования финансовых контрактов. Второе, - финансовый контракт должен быть разработан таким образом, чтобы обеспечить разумное распределение финансовых ресурсов для достижения оптимальности по Парето, равновесия по Валласу и максимизации общественного благосостояния. Максимизация общественного благосостояния в общем случае отражает предложение и распределение финансовых ресурсов для достижения результатов с целью максимизации социальной эффективности и социального благосостояния. Конструкция финансовых контрактов подвержена влиянию элементов финансовой технологии, таких как валютные модели, цены на активы, риски, доходность и т. д. Это влияние отражает степень роли этических отношений в финансовых отношениях, как это было описано [6].

В-четвертых, исполнение финансового контракта — это внешнее проявление этики контрагентов. Двумя основными механизмами обеспечения исполнения финансовых контрактов являются право и репутация. Правовые механизмы играют принудительную роль в исполнении финансовых контрактов, однако принуждение к исполнению по закону имеет высокую цену. Закон не может исчерпать все аспекты контракта и сталкивается с проблемой ограниченной рациональности и знаний самого судьи. Важную роль в исполнении финансовых контрактов играют механизмы доверия. С одной стороны, контрагенты вынуждены учитывать не только настоящее, но и будущее. Эффективность правоприменения не может быть отделена от доверия. Механизм доверия является дополнением правового механизма и основой правоприменения, в то время как доверие к лицу, заключающему договор, проистекает из его морального уровня и внешнего морального окружения. Поэтому исполнение финансовых контрактов свидетельствует о моральном уровне контрагентов.

Этическая составляющая, как внутренняя основа финансового развития объективно требует создания институционального механизма функционирования финансовой этики, целью которого является поддержание моральных норм финансового развития и построение репутационного механизма и системы добросовестности финансовых операций. Механизм функционирования финансовой этики включает в себя внутренние и внешние этические механизмы. Под внешней моралью понимается этичность или разумность финансовых отношений, которая является разновидностью других этических норм. Внутренняя мораль — это саморегулируемый этический стандарт, адаптированный к финансовому развитию. Она является основной моральной ценностью контрактного лица в финансовых операциях. Механизм действия финансовой этики заключается в достижении устойчивой эффективности финансового развития и максимизации общественного благосостояния путем их интеграции и трансформации во взаимодействии с правовыми механизмами [7].

Вне корпоративный этический механизм состоит из этических стандартов основной границы и рыночных этических стандартов. Руководствуясь личными интересами, участник сделки может нарушить основные моральные требования и этические нормы, предъявляемые к операциям на финансовом рынке, что ведет к росту стоимости финансовых операций и может подорвать здоровое развитие финансов. Поэтому ко всем формам финансовых операций предъявляются минимальные моральные требования и этические нормы. Эти требования, основанные на нормах финансового контракта цивилизованного своекорыстного интереса (enlightened self-interest), имеют три основные особенности. Первое — это базовые этические стандарты сосредоточены на уважении прав собственности и личных интересов индивида и служат моральным подтверждением нормального стремления финансовых операций к получению прибыли. Второе - базовые этические нормы адаптируются к: правилам игры, совместно признаваемым обществом и финансовым рынком; минимальным стандартам честности и кредитоспособности, которые должны применяться в финансовых контрактных операциях. Средства корректировки включают в себя ряд социальных санкций, таких как: осуждение общественным мнением; запрет отрасли на рынке; конфискация выручки и т. д.; сочетаются с принуждением правового механизма к законодательной поддержке реализации этических стандартов. Третье - на эффект от применения этических стандартов «снизу» влияет уровень этических стандартов всего общества, степень совершенства финансовой правовой системы и эффективность финансового надзора на всех уровнях [4].

Рыночные этические стандарты. Приспособление этических стандартов «снизу» далеко не всегда отвечает требованиям финансового развития к этическим нормам, а благостные побуждения участников финансового контракта заставляют их внутренне стремиться следовать этическим стандартам более высокого уровня. Рыночные этические нормы представляют собой этический механизм на уровне промышленных предприятий и финансовых институтов, ориентированный на рыночные стимулы, и отличаются от этических норм нижнего уровня по четырем признакам. (1) Этика эффективно дополняет правовые механизмы. Поскольку закон не в состоянии ограничить все виды поведения в финансовом секторе, а принятие и введение закона является реакцией на неэтичное поведение и поддерживает самые низкие этические стандарты, опора исключительно на правовые ограничения приведет лишь к увеличению операционных издержек правового механизма. (2) Этика финансовых контрагентов основана на рыночных стимулах к этичному поведению, которые рыночными средствами заставляют платить огромную цену за финансовые операции с неэтичным поведением или неэтичными учреждениями и лицами. (3) По содержанию корректировки рыночных этических стандартов они подразделяются на этические стандарты финансовой индустрии и этические стандарты внутри финансовых организаций. Основным органом этических норм финансовой отрасли является отраслевая этическая ассоциация, объектом которой являются ее члены. Задача ассоциации состоит главным образом в разработке научных процедур этической корректировки, деталей стандарта этических норм, дисциплинарных принципов и арбитража, положений о наказаниях. За этику в финансовой организации отвечают созданные в ней функциональные подразделения, в основном включающие: разработку общих правил поведения, приемлемых для большинства сотрудников и соблюдаемых ими; определение внутренних стандартов организации и конкретное уточнение соответствующих отраслевых стандартов в соответствии с отраслевыми стандартами и особенностями самой организации; разработку этического обучения сотрудников и создание этически обоснованной системы вознаграждения. (4) На эффективность адаптации рыночных этических стандартов влияют такие факторы, как эффективность рыночных стимулов, обоснованность отраслевых нормативных процедур и внедрение этических стандартов в финансовых организациях [2].

Для формирования социальной ориентации финансового сектора более важно индивидуальное когнитивное развитие, направленное на укрепление способности к этическому выбору, чем слепое следование отраслевым нормам. Как бы всесторонне ни были разработаны нормы, они не могут разрешить конфликты и дилеммы внутри личности. Для того чтобы разрешить внутренние конфликты и дилеммы контрагентов финансовых операций, нормативный механизм финансовой этики обязательно должен подняться до уровня внутренней моральной саморегуляции. Этот механизм отражает эволюцию этических норм контрагентов по финансовым сделкам от внешних моральных ограничений к саморегулируемым нормам. Роль внутреннего этического механизма характеризуется четырьмя аспектами. (1) Субъект этики трансформируется от регулирования со стороны других к саморегулированию. (2) Возможность корректировки внутреннего морального механизма возникает в результате рационального познания и саморазвития этических норм финансовых контрагентов. Контрагенты могут полностью осознавать существующие этические нормы и руководствоваться ими в своем торговом поведении, самостоятельно вырабатывать этические нормы, а также собственным поведением вносить изменения в соответствующие этические правила или процедуры корректировки. (3) В финансовых организациях этические стандарты ведущих менеджеров играют центральную роль в определении общей способности организации к саморегулированию. (4) В результате действия внутреннего этического механизма можно реализовать единство между ценностными активами финансовых контрагентов и ценностными этическими ценностями, а также повысить эффективность распределения финансовых ресурсов и способствовать устойчивому развитию финансов [8].

Основную идею построения финансовой этики можно проиллюстрировать на примере Китая. Действие реформ повлияло на развитие финансовой индустрии Китая, однако финансовое развитие в определенной степени проявилось, как рыночная игра, в которой отсутствует этическая основа. Это проявляется на разных ровнях. Во-первых, финансовая честность, как внешнее проявление нравственности финансовых контрагентов стала дефицитным ресурсом финансового развития. Начиная с «теневых фондов» на рынке капитала и финансовых фальсификаций ряда листинговых компаний и заканчивая незаконным кредитованием, уклонением от уплаты банковского долга на денежном рынке показывают, что хаос и беспорядок в финансовой этике вредят финансовому развитию. Во-вторых, в процессе финансового развития попираются национальные принципы. На финансовом рынке некоторые учреждения или отдельные лица, используя ложную информацию и преимущества в капитале, осуществляют инсайдерскую торговлю в ущерб законным правам и интересам большинства мелких и средних инвесторов. В конструкции финансовой системы все еще заметны черты промышленной монополии. Большое количество малых и средних предприятий и малообеспеченных групп населения ещё испытывают трудности с получением выделенных финансовых ресурсов. В-третьих, значительная часть финансовых специалистов-практиков (особенно топ-менеджеров) отличается низким уровнем профессиональной этики, отсутствием чувства ответственности, злоупотреблением властью, которые жертвуют интересами общества, государства и общественными интересами в обмен на личные интересы или интересы небольшой группы людей в форме серьезной финансовой коррупции и финансовых преступлений.

Государство является поставщиком системы, поэтому проектирование финансовой системы — это не только технический уровень, его этическая направленность должна включать три аспекта. Во-первых, справедливость распределения финансовых ресурсов. На современном этапе коммерческие финансы и политические финансы Китая могут обеспечить только финансирование предприятий и государственное финансирование. С точки зрения максимизации социального благосостояния и удовлетворения потребностей населения мы должны активно развивать финансирование взаимопомощи и финансирование малоимущих, чтобы удовлетворить потребности в финансировании семей и малообеспеченных групп населения. Во-вторых, моральные издержки финансовых операций интернализируются. Механизм внешней морали работает через интернализацию моральных издержек, с тем чтобы финансовым контрагентам было выгоднее вести себя морально, чем аморально, чтобы такое поведение стало привычным. В-третьих, через легализацию государственной административной власти побудить чиновников и топ-менеджеров финансового сектора стать образцами финансовой этики [1].

С точки зрения современной ситуации в Китае, финансовые инновации и конкуренция – это:

- развитие негосударственных малых и средних финансовых институтов, реформа административного механизма формирования операторов финансовых институтов всех уровней, создание рыночных стимулов и репутационных механизмов профессионального и этического поведения финансовых менеджеров;

- нравственное строительство личности финансовых практиков, формирование внутреннего этического механизма, на основе которого финансовые и технологические инновации только и могут достичь оптимальной экономической эффективности распределения финансовых ресурсов и социального эффекта;

Первым шагом в оценке финансовой морали является определение морального потенциала финансовых контрагентов, т. е. определение духовной силы и материальной базы контрагентов для реализации морального поведения и следования моральным нормам. Система оценки финансового этического потенциала направлена на конкретизацию финансовых этических ценностей, стандартизацию этических требований и повышение их работоспособности. Система включает комплекс оценочных индексов этического потенциала различных контрагентов, процедуру получения значения индекса, метод дисконтирования и контрольный механизм реализации. Результаты оценки должны использоваться в качестве одного из критериев входной квалификации всех видов финансовых субъектов и включаться в систему аттестации [5].

В заключении остановимся на вопросах укрепления этической среды финансового развития. Укрепление этической среды финансового развития включает в себя построение трех широт: материальной, институциональной и духовной. Построение материальной среды заключается главным образом в обеспечении нормальных интересов легальных финансовых операций и передовых технических средств финансовой деятельности. Построение институциональной среды должно способствовать совершенствованию нормативно-правовой системы для формирования сильной системы поддержания этики финансовых контрагентов, а также должно способствовать созданию системы социального надзора за финансовыми регуляторами. Построение духовной среды должно способствовать: развитию духа договора, превращению этических норм финансовых операций в реальность договорных ценностей, повышающих самодисциплину; обучению профессиональной этике на протяжении всего процесса воспитания социальной морали и формированию финансовой этической культуры, укрепляющей системы социальных ценностей.

 

Список литературы:

  1. Бергер Я. М. Экономическая стратегия Китая. - М.: ИД "Форум", 2009.
  2. Байдаулет Е.А. Основы этических (исламских) финансов. – Павлодар, 2014. – 325 с.
  3. Гравицкий А.А. Основы деловой этики. – СПб.: Феникс, 2017. – 190 с.
  4. Козловски П.: Этика банков. Уроки финансового кризиса. - М.: Кнорус, 2019. – 272с.
  5. Маслов А. А. Китай и китайцы. О чем молчат путеводители. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2013. – 360 с.
  6. Сабат Э-М. Как построить бизнес. 101 способ улучшить деловые отношения. - М.: Диля, 2018. - 192 c.
  7. Трунов И.Л. Мораль и догма юриста. Профессиональная юридическая этика. – М.: Эксмо, 2008. – 608 с.
  8. Шейнов В. П. Психология и этика делового контакта. - М.: Амалфея, 2020. - 384 c.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.