Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента» (Россия, г. Новосибирск, 09 января 2023 г.)

Наука: Экономика

Секция: Экономические аспекты регионального развития

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Денисова М.С. ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО РЕСУРСНОГО РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ (НА МАТЕРИАЛАХ КУЗБАССА) // Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента: сб. ст. по матер. LXVI междунар. науч.-практ. конф. № 1(51). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 42-46.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО РЕСУРСНОГО РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ (НА МАТЕРИАЛАХ КУЗБАССА)

Денисова Мария Сергеевна

студент, Кемеровский государственный университет,

РФ, г. Кемерово

INDUSTRIAL PRODUCTION OF THE RESOURCE REGION UNDER THE CONDITIONS OF SANCTIONS (case of Kuzbass)

 

Maria Denisova

Student, Kemerovo State University,

Russia, Kemerovo

 

АННОТАЦИЯ

Цель работы – оценить состояние промышленного производства в регионе ресурсного типа (на материалах Кемеровской области – Кузбасса). В результате установлено, что оно существенно снизилось (в целом более, чем на 5%, в отдельные месяцы – до 17%). Снижение было неустойчивым вследствие поэтапного введения санкций, разрушения и частичного восстановления цепочек поставок. В отраслевом разрезе более всего пострадали угольная промышленность, производство одежды и обуви, компьютеров.

ABSTRACT

The purpose of the study is to assess the state of industrial production in a region of a resource type (on the materials of the Kemerovo region – Kuzbass). As a result, it was found that it decreased significantly (in general, by more than 5%, in some months – up to 17%). The decline was unsustainable due to the phased imposition of sanctions, disruption and partial recovery of supply chains. In the sectoral context, the coal industry, the production of clothing and footwear, and computers suffered the most.

 

Ключевые слова: регионы ресурсного типа, промышленность, санкции, добыча угля, инклюзивный рост, экспорт, импорт, цепочки поставок.

Keywords: resource-type regions, industry, sanctions, coal mining, inclusive growth, exports, imports, supply chains.

 

В российской экономике значимое место занимают ресурсные регионы или регионы ресурсного типа, которые отличаются большой зависимостью от вида экономической деятельности (ВЭД) «Добыча полезных ископаемых». С одной стороны, благодаря развитому сырьевому сектору они имеют достаточно высокие экономические показатели, вносят значительный вклад в валовой региональный продукт (ВРП), наполняют бюджеты соответствующих субъектов РФ. С другой стороны, часто позитивные экономические эффекты от добычи полезных ископаемых лишь ограниченно распространяются на все население, наносится значительный экологический ущерб, страдает здоровье жителей [1]. События 2022 г. с его беспрецедентной эскалацией антироссийских санкций поставили ресурсные регионы России в сложное положение, поскольку практически заблокировали организованный массированный экспорт сырья в западном направлении. Поэтому возникает потребность в оценке воздействия санкций на промышленное производство в ресурсных регионах, по крайней мере, по уже доступным данным.

Следует отметить, что в отечественной экономической науке сложилось два подхода к определению того, какой субъект РФ можно считать регионом ресурсного типа [2]: ресурсным является регион, где доля ВЭД «Добыча полезных ископаемых» превышает долю любого иного ВЭД либо же где доля ВЭД «Добыча полезных ископаемых» превышает 30% в структуре ВРП. В данной работе принимается первый подход. В соответствии с ним, к ярко выраженным регионам ресурсного типа следует относить Кемеровскую область – Кузбасс, где, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики, удельный вес ВЭД «Добыча полезных ископаемых» превышает удельный вес любого другого ВЭД. Вместе с тем, существует также достаточно развитое обрабатывающее производство.

Оценка промышленного производства в условиях санкций проводилась по опубликованным материалам официальной статистики [3, 4] в период первых трех кварталов 2022 г. Рассмотрим первоначально индексы промышленного производства в целом за январь-октябрь 2022 г. по отношению к аналогичным месяцам 2021 г. (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Темпы прироста индекса промышленного производства в Кузбассе по месяцам 2022 г., январь-октябрь, процентов

 

Данные рисунка 1 показывают, что экономические шоки 2022 г. существенно сказались на промышленном производстве в таком регионе ресурсного типа, как Кузбасс. В январе и феврале наблюдался существенный рост, чему благоприятствовали достаточно высокие мировые цены на уголь, восстановление глобальной и российской экономик после коронавирусного кризиса. Но уже в марте в ситуации крайне высокой неопределенности рост в промышленности практически заканчивается, а в апреле выпуск промышленных товаров снижается почти на 10% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Это обусловлено началом реализации санкционной политики Европейским Союзом, США и другими странами, негативными ожиданиями лиц, принимающих решения, разрывом сложившихся цепей поставок (как по реализации продукции Кузбасса за рубеж, так и по закупкам необходимого импорта). В то же время в мае первичный шок был преодолен, сокращение производства оказалось не столь большим.

Достаточно глубоким оказалось падение промышленного производства в летние месяцы, так, только в июне 2022 г. оно сократилось на 17% по отношению к июню 2021 г. Затормозить столь резкое падение удалось только в сентябре (практически сохранение аналогичного уровня прошлого года). Однако в октябре снижение выпуска вновь стало заметным (6%). В целом за первый квартал промышленное производство Кузбасса сохранилось почти на уровне прошлого года (98% к аналогичному периоду), но за первое полугодие этот показатель составил 95,2%, за январь-октябрь – уже 94,4%.

Неустойчивый характер темпов прироста (снижения) промышленного производства в регионе объясняется этапностью санкций, которые вводились постепенно. Как отмечалось выше, вывоз кузнецкого угля в западном направлении был заблокирован только в августе, соответственно, летом кузбасские угольные компании, предвидя потерю части рынков сбыта, были вынуждены снижать добычу. Значительные колебания промышленного производства объясняются также разными темпами и возможностями замещения недоступных импортных оборудования, запасных частей, комплектующих в различных отраслях. Однако в целом очевидно существенное снижение промышленного производства в Кузбассе.

Отметим, что в отраслевом разрезе добыча полезных ископаемых снизилась сильнее, чем промышленное производство в целом (91,7% к январю-октябрю 2021 г.). Обрабатывающие производства потеряли около 1,3%. Резко сократился выпуск текстиля (-44,8%), одежды (-16%), кожи и изделий из нее (-32,3%), резин и пластмасс (-21,3%), компьютеров и электроники (-22,8%), мебели (-16%), электрооборудования (-12%). Это обусловлено как нехваткой оборудования, запчастей, комплектующих, так и снижением спроса на товары длительного пользования в условиях кризиса. Стабильная ситуация сохранялась в химии и коксохимии, металлургии, а ремонт и монтаж машин и оборудования возрос на 12,5% (очевидно, что пользователи оборудования начали активно искать варианты ремонта и обслуживания внутри Кузбасса).

Таким образом, в условиях санкций снизилась как добыча природных ресурсов, вследствие потери европейских рынков сбыта, так и выпуск потребительских товаров длительного пользования, инвестиционных товаров. Перспективы восстановления промышленности Кузбасса связаны не только и не столько с переориентацией экспорта угля на Азиатско-Тихоокеанский регион, но и формированием многоукладной промышленности, выпускающей готовые потребительские и промышленные товары.

 

Список литературы:

  1. Акулов А.О., Челомбитко А.Н. Теория и методология стратегической модернизации промышленных регионов // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2020. Т. 5. №1. С. 62–73.
  2. Корчагина И.В. Потенциал академического предпринимательства в ресурсном регионе // Теория и практика финансово-хозяйственной деятельности предприятий разных отраслей: материалы IV национальной (всероссийской) научно-практической конференции. Керчь: Керченский государственный морской технологический университет, 2022. С. 54–58.
  3. Социально-экономическое положение Кемеровской области. Доклад [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://service.kemerovostat.gks.ru/bgd/DOCL1132/Main.htm (дата обращения 02.01.2023).
  4. Промышленное производство (январь-октябрь 2022 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kemerovostat.gks.ru/storage/mediabank/Промышленное%20производство%20(январь-октябрь%202022г).pdf (дата обращения 02.01.2023).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий