Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX-X Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента» (Россия, г. Новосибирск, 14 мая 2018 г.)

Наука: Экономика

Секция: Правовое регулирование социально-экономических отношений

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гетманенко А.О. ПРОБЛЕМАТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента: сб. ст. по матер. IX-X междунар. науч.-практ. конф. № 4-5(7). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 43-49.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОБЛЕМАТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Гетманенко Анастасия Олеговна

канд. психол. наук, магистр Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ИГСУ РАНХиГС),

РФ, г. Москва

Образование и культура – две неотъемлемые, взаимопрони­кающие и взаимозависимые составляющие социальной сферы общества. Согласно ст. 1 Федерального закона «Об образовании в Российской Феде­рации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 (в ред. Федерального закона N 473-ФЗ от 29.12.2017) (далее – Закон об образовании в РФ) образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осущест­вляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, твор­ческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Сравнительный анализ Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июня 1992 г. N 3266-1 (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 313-ФЗ) (утратил силу) и пришедшего ему на смену Закона об образовании в РФ позволяет обнаружить, что само определение понятия «образование» подверглось значительному углубление и содер­жательному расширению, переориентации с процесса передачи и освоения детьми комплекса знаний, умений и навыков, подтверждающих соответствие установленному государством уровню, на деятельность, осуществляемую в интересах не только человека, общества и государства, но и его семьи, а также учитывающую индивидуальные потребности человека в сфере интеллектуального, духовно-нравственного, физи­ческого становления и творческой самореализации. Вероятно, именно такая смена образовательных ориентиров обусловила возникновение новых педагогических подходов, технологий, методов обучения, как учитывающих индивидуально-личностные особенности учащегося, так и подразумевающих поисковый, творческий, исследовательский, проблемный характер деятельности, создание условий обучения, способствующих продуцированию учащимися новых подходов к решению поставленных перед ним задач.

В контексте общего и профессионального образования такие «новеллы» выражаются в разработке и постоянном совершенствовании федеральных государственных образовательных стандартов, образо­вательных программ, внедрении стандартизации, способствующей успешной интеграции образовательных систем на международном уровне, обеспечивающей преемственность образовательных программ и способствующих образовательной и трудовой мобильности.

В контексте происходящих трансформаций особняком стоит уни­кальная российская система художественного образования, не имеющая мировых аналогов и направленная на подготовку профессиональных творческих кадров в области музыкального, театрального, худо­жественного, хореографического, циркового искусства и декоративно-прикладного творчества.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» N 3216-1 от 09.10.1992 (в ред. Федерального закона N 392-ФЗ от 05.12.2017) (далее – Основы законодательства о культуре) эстетическое воспитание и художественное образование являются одной из сфер применения данного нормативного правового акта.

Учреждения, реализующие образовательные программы различных уровней в области искусств, находятся в своеобразном «нормативном правовом поле» межведомственного регулирования. По мнению заместителя министра культуры Российской Федерации Г.П. Иевлева, «основная задача государства в области культуры - эстетическое воспитание и художественное образование людей. Влияние культуры очень важно. Каждый человек должен проникнуться пониманием того, что он тоже прикасается к духовному наследию России. Наши люди преисполнены гордостью за достижения отечественной культуры, но они редко соединяют себя с ними. Для того, чтобы изменить ситуацию, нужно с детства учиться владеть музыкальными инструментами, вокалом, танцем, изобразительным искусством. Тогда в зрелом возрасте человек сможет не просто прийти на концерт, но и его понять, и оценить» [1]. Основы законодательства о культуре предусматривают право каждого на эстетическое воспитание и художественное образование, на выбор форм получения эстетического воспитания и художественного образо­вания в соответствии с законодательством об образовании (ст.13), что подтверждает тезис о необходимости выработки на законодательном уровне единого межведомственного нормативного правового акта, регу­лирующего деятельность образовательных учреждений данного вида.

И хотя кажется очевидным тот факт, что специфика худо­жественного образования с необходимостью должна быть учтена при разработке законодательных актов, на практике мы сталкиваемся с отсутствием понятия «художественное образование» в Законе об образовании в РФ. Как отмечает Г.П. Иевлев, «необходимо начинать с художественного образования. Поэтому мы должны закрепить понятие «художественное образование» в самом законе, и понять смысл и суть этого явления. Художественное образование мы должны рассматривать, во-первых, как часть обязательного образования. Мы всегда забываем об этом, и поэтому уроки, связанные с художественным образованием людей в нашей школе, проводятся по методикам и методологиям, которые не соответствуют уровню XXI века. Ни уроки живописи, ни музыки не устраивают никого, ни даже тех, кто там обучается. Нам нужно перестроить всю эту систему» [2]. 

В Концепции художественного образования в Российской Федерации (утв. Приказом Минкультуры РФ от 28.12.2001 N 1403) под художественным образованием понимается процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства, и далее отмечается, что система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профес­сионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских школах искусств. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусства [3]. Интересно, что данная Концепция была разработана как часть Национальной доктрины «Образование», в которой были закреплены приоритеты развития культурной политики государства, подчеркнута необходимость межведомственного подхода к решению проблем художественного образования, однако, официального опубли­кования Концепция не получила.

Проблема осложняется отсутствием закона о культуре. Как отмечается Г.П. Иевлев «такой акт появится в России тогда, когда общество созреет до того, чтобы понять: нужно изменить отношение к культуре. И закон, который сейчас действует, принятый до принятия Конституции РФ 1993-го года, он не может отражать ту структуру культуры, те культурологические тенденции, которые сейчас есть в обществе. Мы прекрасно видим, что процессы глобализации культуры, появление различных субкультур требуют другого отношения к формированию культурного пространства страны, другого понимания. И оно должно заключаться в том, что нам нужен закон не об учреждениях культуры, как по-прежнему мы до сих пор подходим к законодательству о культуре, не об институтах культуры, а об отношении человека и государства к культуре. Вот если мы сможем показать, что сейчас общество видит в культуре самостоятельный, социально-экономический ресурс развития и может его проявить и использовать, мы увидим, что культура будет развиваться гораздо быстрее. Над таким проектом наш Комитет по культуре работает, создана рабочая группа. Мы активно работаем с Министерством культуры и Институтом культурологии для того, чтобы найти правовые конструкции, которые бы закрепили новые отношения культуры и право на личное участие человека в культурной жизни. Это право по-прежнему не закреплено в законе, и, следовательно, его реализация происходит не в полной мере, и не так, как, наверное, всем бы нам хотелось» [2].

Несогласованность понятийного аппарата, применяемого для определения рассматриваемого нами вида образования, не может не отражаться негативно на образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы в области искусств. Особенно остро данная проблема стоит в отношении деятельности детских школ искусств. Исходя из косвенно закрепленного в Законе об образовании в РФ определения, детская школа искусств - образовательная организация дополнительного образования детей, реализующая дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств (п. 3 ст. 83).

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повы­шением уровня образования, включающий в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (п. 1 ст. 75), при этом уровень образования представляет собой завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (п. 4 ст. 2). В структуре же законодательно закрепленных видов образования (общего и профессионального) легко определяется, с одной стороны, преемствен­ность выделяемых уровней, с другой – возможность реализации принципа непрерывного образования. В этой связи «дополнительность» рассматриваемого нами вида образования обуславливается именно тем, что основной его задачей является расширение сфер деятельности и углубление знаний в тех областях, которые не охвачены и(или) не в полной мере охвачены в рамках общего и профессионального образования.

Деятельность детских школ искусств преимущественно осущест­вляется в сфере дополнительного образования детей. Именно дети является потребителями государственных (муниципальных) услуг, реализуемых учреждениями данного вида за счет средств бюджета субъекта федерации (муниципального бюджета), в том время как реализация дополнительных предпрофессиональных и общеразви­вающих программ для лиц старше 18 лет (взрослых) осуществляется исключительно за счет средств физических (юридических) лиц, т. е. на платной основе, если только услуга не реализуется в рамках государственной федеральной, региональной программы.

Рассмотрение особенностей реализации дополнительных общераз­вивающих и предпрофессиональных программ позволяет обнаружить взаимосвязь дополнительного образования с конкретным уровнем общего образования. Так, Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиями реализации дополни­тельных предпрофессиональных программ в области искусств (по видам), утвержденные приказами Министерства культуры Российской Феде­рации, устанавливают возрастные ограничения для детей, поступающих на обучение по той или иной программе, при этом минимальный установленный возраст (6,5 лет) соответствует возрасту, установленному п. 1 ст. 67 Закона об образовании в РФ для получения начального общего образования в образовательных организациях. Более того, дополнительные предпрофессиональные программы устанавливают определенную совокупность требований к уровню подготовки обучаю­щегося на каждом из этапов обучения, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации, критерии оценки, а по окончании срока обучения – получение свидетельства об освоении дополнительной предпрофессиональной программы в области искусств, форма которого утверждена приказом Министерства культуры Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 975. Все вышесказанное позволяет рассматривать дополнительные предпрофессиональные программы, реализуемые детскими школами искусств, в качестве первого уровня, но уже не дополнительного, а именно предпрофессионального образования. В этой связи нам представляется целесообразным выделить и законодательно закрепить понятие предпрофессиональное образование – вид образования, включающий в себя художественное предпрофессиональное образование и предпрофессиональное образование в области физической культуры и спорта, основной целью которого является выявление одаренных детей в области искусств, физической культуры или спорта в раннем детском возрасте, направленный на развитие личности и приобретение в ходе освоения предпрофессио­нальных программ знаний, умений и навыков, необходимых для реализации их творческого, интеллектуального и физического потенциала, их профессиональной ориентации и осознанное получение профессионального образования в данной сфере деятельности.

Данное определение представляется нам приемлемым, так как поддержка одаренности является одним из приоритетных направлений развития образования в России. Именно одаренные дети рассматриваются как потенциал, актуализация которого будет способствовать социально-культурному и духовно-нравственному преобразованию страны в целом. Поддержка и развитие талантливых детей в настоящее время является одним из важнейших направлений модернизации образования, что закреплено в ряде нормативных документов и федеральных программ. Музыкальное образование и деятельность, занятия в школах искусств и вокально-хоровых студиях могут мыслиться не только частью культуры и образования общества, но и условием дальнейшего поступательного антропогенеза [7, с. 52].

Очевидно, что законодательное закрепление особого положения детских школ искусств как первой ступени художественного образования позволит унифицировать подходы к регулированию деятельности учреждений данного вида. Данный нормативный правовой акт должен носить межведомственный характер, что позволит в полной мере учесть особенности предмета правового регулирования.

 

Список литературы:

  1. Интернет-интервью с замминистра культуры РФ, заслуженным юристом РФ, к. ю. н. Ивлиевым Г. «Даже когда я работаю в области культуры, я все равно занимаюсь юриспруденцией» (18.03.2015) // Гарант [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru/personal/ivlist/#ixzz5Cie0bT7h (Дата обращения: 04.04.2018).
  2. Интернет-интервью с председателем Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по культуре Ивлиевым Г.П. «Перспективы развития электронных библиотек в Российской Федерации» (25.06.2010) // Гарант [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru/personal/ivlist/#ixzz5Cie0bT7h (Дата обращения: 04.04.2018).
  3. Концепция художественного образования в Российской Федерации. Утв. Приказом Минкультуры РФ от 28.12.2001 № 1403 // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84924/ (Дата обращения: 04.04.2018).
  4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 № 216-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53. – Ст. 7598; – 2017. – № 31 (ч. 1-2). – Cт. 4765.
  5. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10.12.1991 №3266-1 (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 № 313-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – № 30. – Ст. 1797 (утратил силу).
  6. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Закон Российской Федерации от 09.10.1992 № 3216-1 (в ред. Федерального закона № 392-ФЗ от 05.12.2017) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. –1992. – № 46. – Ст. 2615.
  7. Торопова А.В. Психологическая «скорая помощь» музыкального образо­вания детям нашего времени // Личностное развитие учащихся в системе дополнительного художественно-эстетического образования детей: Сб. мат-лов городской науч.-практ. конф. (26 апреля 2011 г., Москва). – М.: Изд-во МХШ «Радость», 2011. – С. 49-52.
  8. Форма свидетельства об утверждении дополнительных предпрофес­сиональных программ в области искусств. Утв. приказом Министерства культуры Российской Федерации от 10.07.2013 № 975 // Российская газета [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rg.ru/2013/10/14/forma-site-dok.html (Дата обращения: 04.04.2018).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий