Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «Экономика и современный менеджмент: теория и практика» (Россия, г. Новосибирск, 05 ноября 2014 г.)
Наука: Экономика
Секция: Управление проектами
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ТЕОРИИ КООПЕРАТИВНЫХ ИГР В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В МЕДИА-СФЕРЕ
Кепке Корнелия Михайловна
канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры экономической кибернетики экономического факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета, РФ, г. Санкт-Петербург
">
Крупко Анастасия Александровна
студент четвертого курса Санкт-Петербургского Государственного Университета, РФ, г. Санкт- Петербург
APPLICATION OF THE THEORY OF COOPERATIVE GAMES METHODS IN RESEARCH PROCESSES OF STATE POLICY FORMATION IN MEDIA SPHERE
Cornelia Kepke
candidate of Economic Sciences, Senior lecturer of Economic cybernetics chair of Economics Department, Saint Petersburg State University, Russia, Saint Petersburg
Anastasia Krupko
4-year student of Saint Petersburg State University, Russia, Saint Petersburg
АННОТАЦИЯ
В данной статье изложены актуальные социально-экономические проблемы современного общества. Описан путь решения этих проблем, основанный на создании социально-значимого медиа проекта, для реализации которого предложена теоретико-игровая модель частно-государственного партнерства. Приведено описание данной модели и возможный подход к её параметрическому анализу.
ABSTRACT
In this article topical social and economic problems of modern society are stated. The authors describe the way of solving these problems based on creation of a socially important media project for realization of which a game-theory model of public-private partnership is offered. The description of such a model and the possible approach to its parameter analysis are presented.
Ключевые слова: социально-экономические проблемы; социально-значимый медиа проект; частно-государственное партнерство; кооперативные стохастические игры.
Keywords: social and economic problems; socially important media project; public-private partnership; cooperative stochastic games.
За последние годы мы стали свидетелями возрастания значения задач целенаправленного формирования мировоззренческих и гражданских ценностей в обществе. Одновременно нельзя не признать, что, начиная с конца 80-х годов прошлого века, в Советском Союзе, а затем и в России господствовали точки зрения, принципиально отрицавшие необходимость проведения сознательной государственной политики в сфере гражданского воспитания. Ошибочность подобных позиций в настоящее время стала практически общепризнанным фактом. Необходимость такой политики обосновывается не столько абстрактными идеологическими доводами, а вполне конкретными глобальными проблемами, с которыми столкнулось современное общество за последнее десятилетие.
Одной из наиболее актуальных из них является проблема рациональной организации процессов потребления на макроуровне. Признавая роль потребления, как ведущего стимула для экономического роста, мы одновременно не можем не признать и существование объективных ресурсных ограничений для наращивания объёма потребления. Поступательное увеличение потребления ведёт к увеличению стоимости рабочей силы, а, следовательно, издержек производства. Попытки разрешения данного противоречия за счёт привлечения дешёвой рабочей силы из более бедных регионов, в конечном счёте, порождают социальные диспропорции и конфликты. Опыт предшествующих лет не даёт оснований для надежд на преодоление перечисленных трудностей исключительно в процессе естественного развития экономики. Реализация мер, адекватных их сложности, предполагает проведение целенаправленной государственной политики по формированию системы рациональных стандартов и ограничений на объёмы индивидуального потребления.
У общества необходимо сформировать рациональные стандарты и ограничения на размеры потребления, которые будут благоприятно восприниматься со стороны общества и приобретут «эталонный» характер на уровне потребления индивидуумов. Так же стоит, отметь, что данные ограничения должны прививаться обществу с самого раненного возраста, дабы иметь добровольный, а не принудительный характер. Одним из возможных способов проведения целенаправленной государственной политики в сфере социального развития и воспитания является активное воздействие на сферу массовой информации, производства и тиражирования кинематографической, телевизионной и иной медиа продукции. Однако стоит отметить, что современная медиа-сфера тяготеет к выпуску продукции, представляющей исключительно коммерческий интерес Данная ситуация, например, может быть изменена за счёт создания партнёрских объединений, включающих разнородных (как по целям и задачам, так и формам собственности) участников под эгидой государства.
На первом этапе предлагается рассмотреть реализацию поставленных задач путем создания художественного или анимационного проекта, направленного на детскую аудиторию. Данный проект будет содержать воспитательные и дисциплинирующие аспекты, однако, он не должен потерять свой приключенческий интерес.
Следующий этап это рассмотрение описанного проекта на макроуровне, расширяя перспективные цели спектр решаемых задач. Стоит отметить, что, не смотря на стремительное развитие информационных технологий, телевизионное вещание по-прежнему остается одним из главных источников информации в первую очередь для детей. Это объясняется несколькими причинами. Интернет, с моральной точки зрения, является не безопасным, так как содержит много вредной рекламы и сайтов. В связи с этим на данном этапе предлагается рассмотреть проект по созданию социально-значимого медиа контента. Данный контент включает в себя создание детского телеканала, так же предполагаются вложения в другие формы передачи информации, такие как создание интернет сайтов и разработка мобильных приложений. Перед этим контентом будут стоять задачи обучения, развития и воспитания молодого поколения.
В ходе реализации проекта на макроуровне, возможно потребуется введение в систему ещё одного участника, представляющего собой рекламный сектор. Данную модификацию стоит провести с целью разделения функций участников, то есть задачу по популяризации данного контента полностью возложить на отдельного участника, с целью погружения секторов производства и распространения в их основную деятельность.
На каждом из вышеизложенных этапов важную роль играет государство, оно выступает в качестве внешней силы воздействия на участников, так как у каждого из них и у каждой пары могут быть альтернативные интересы к созданию полного объединения. Это воздействие может быть реализовано как путем надбавки к доходам, получаемым участниками при объединении в «большую» коалицию, так и путем создания различных благоприятных условий для их дальнейшего функционирования.
Проанализировав вышесказанное, возникает мысль по осуществлению данного проекта при помощи теории кооперативных игр, а именно рассмотрения модели частно-государственного партнерства. Игроками в данной модели будут являться рассмотренные участники, государство выступает внешним фактором воздействия, а в качестве характеристической функции игры будут выступать доходы получаемые игроками от участия в различных коалициях или от отказа участия в последних. Тогда предполагается, что участники игры могут, действовать по отдельности, могут образовывать попарные коалиции, наконец, они могут образовать полную («большую») коалицию, способную реализовать социально значимый медиа-проект. Именно в возникновении «большой» коалиции и заинтересовано государство. Для получения оценок альтернативного использования денежных средств, анализируются различные инвестиционные возможности, и оценивается возможный доход на основе имеющихся статистических данных по аналогичным вложениям. Для оценки дохода полной коалиции также могут быть применены данные по доходам от проектов-аналогов. На основе полученных оценок может быть построена характеристическая функция игры . В то же время, правомерность использования полученных нами оценочных значений доходов, в качестве жёстко детерминированных характеристик возможностей отдельных участников и их потенциальных коалиций представляется весьма сомнительной.
Данная проблема может быть отчасти разрешена за счёт перехода моделям, основанным на стохастических играх, являющихся модификацией кооперативных игр. Под стохастическими кооперативными играми (в данном случае) мы будем понимать кооперативные игры с трансферабельной полезностью, в которых значения полезностей (выигрышей, платежей) коалиций являются случайными величинами с известными функциями распределения , см., например [1; 2; 3; 4; 5].
Один из возможных подходов к определению понятия дележа в стохастической кооперативной игре может быть построен на принципе, предполагающем выполнение «аналогов» условий, которым должен удовлетворять делёж с некоторой вероятностью . При подобном подходе делёжом (распределением) в стохастической кооперативной игре называть вектор , удовлетворяющий условиям
(a) (1)
— стохастический аналог индивидуальной рациональности (где ‑ множество игроков),
(b) (2)
— стохастический аналог групповой рациональности.
Практическое применение стохастических кооперативных игр предполагает принятие конкретных решений относительно вида распределений случайных величин полезностей игроков и коалиций. Достаточно интересными и конструктивными в технологическом плане представляются стохастические игры, в которых полезности игроков и коалиций могут быть представлены случайными величинами, распределёнными по нормальному закону. В этом случае (исходя из свойств нормального распределения) условие индивидуальной рациональности принимает вид
(a) (3)
где: и — математическое ожидание и, соответственно, среднеквадратичное отклонение стохастической полезности -го игрока, а
— значение обратной функции для стандартного нормального закона, а условие групповой рациональности
(b) (4)
где и — математическое ожидание, и, соответственно, среднеквадратичное отклонение стохастической полезности полной коалиции.
На рис. 1 приведена возможная графическая иллюстрация множества дележей для стохастической кооперативной игры (в соответствии с определением (3)—(4)).
Рисунок 1. Характеризация множества дележей в стохастической кооперативной игре
Как видно из рис. 1 выбор уровня вероятности оказывает непосредственное воздействие на «размер» множества т. е. на множества векторов, которые обладают свойствами дележей (в смысле определения (3)—(4)). Одновременно на его размер влияют значения и , т. е. характеристики степени («меры») риска, в которой действуют различные игроки (в нашем случае — участники партнёрского объединения). Таким образом, на основе предложенной модели могут быть поставлены и решены задачи:
· нахождения уровня вероятности обеспечивающего «достаточно» большой» (приемлемый) размер множества дележей;
· определения значения ожидаемого выигрыша большой («полной») коалиции при котором непустота множества достигается с «достаточно» высокой вероятностью.
В содержательном плане результаты решения указанных задач характеризуют пространство для договорного манёвра и достижения взаимоприемлемых соглашений между потенциальными участниками партнёрства. Эта информация может оказать позитивное воздействие на повышение качественного уровня и обоснованности государственной политики, проводимой при организации объединений совместного типа, в том числе, в медиа-сфере.
Список литературы:
1.Конюховский П.В., Малова А.С. Применение методов теории игр в анализе отношений сотрудничества между экономическими субъектами // Вестник Орловского государственного университета. Серия новые гуманитарные исследования. — 2012, — № 3 (23). — C. 192—197.
2.Конюховский П.В. Применение стохастических кооперативных игр при обосновании инвестиционных проектов // Вестник С. Петерб. ун-та. Сер. 5 «Экономика». 2012, Выпуск 4 (декабрь). — C. 134—143.
3.Konyukhovskiy P.V. The application of stochastic cooperative games in studies of regularities in the realization of largescale investment projects //Сб.: Contributions to Game Theory and Management. GTM2011. (ред. Петросян Л.А., Зенкевич Н.А.). Graduate School of Management St. Petersburg University, 2012. — С. 137—146.
4.Konyukhovskiy P.V. The application of stochastic cooperative games in studies of regularities in the realization of largescale investment projects //Сб.: Contributions to Game Theory and Management. GTM2011. (ред. Петросян Л.А., Зенкевич Н.А.). Graduate School of Management St. Petersburg University, 2012. — С. 137—146.
5.Konyukhovskiy P.V., Mogilko M.D. The Use of Stochastic Cooperative Games for Modeling Cooperation and its Outcomes in the English as a Foreign Language Market // Practical Ideas in Economics and Fi-nance (PIEF) Vol. 2, 2013, — pp. 39—51. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.practicalief.com
дипломов
Оставить комментарий