Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Экономика и современный менеджмент: теория и практика» (Россия, г. Новосибирск, 22 февраля 2012 г.)

Наука: Экономика

Секция: Теория современного менеджмента

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Бодункова А.Г., Черная И.П. ФРАКТАЛЬНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ВЛИЯНИЯ СТЕЙКХОЛДЕРОВ НА КУЛЬТУРУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ОРГАНИЗАЦИИ // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:
 

 

ФРАКТАЛЬНЫЙ ПОДХОД  К АНАЛИЗУ ВЛИЯНИЯ СТЕЙКХОЛДЕРОВ НА КУЛЬТУРУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ОРГАНИЗАЦИИ

Бодункова Анна Григорьевна

старший преподаватель кафедры менеджмента ВГУЭС, г. Владивосток

Е-mail: AGB_2000@mail.ru

Черная Ирина Петровна

д-р экон  наук, профессор, проректор по учебной работе ВГУЭС, г. Владивосток

Е-mail: Rinach55@yandex.ru

 

Культура предпринимательства формируется под влиянием многообразия отношений организации с государством, обществом, потребителями, служащими, партнерами, конкурентами и другими стейкхолдерами, под действием внешних и внутренних условий и факторов развития, составляющих в совокупности определенную предпринимательскую среду организации. 

Понятие предпринимательской среды как экономической категории в научной литературе встречается достаточно часто, однако единого подхода к определению ее содержания до сих пор не сложилось. В целом выделим три обобщенных подхода к определению предпринимательской среды:

  • как особой экономической ситуации, характеризуемой степенью экономической свободы, возможностью появления предпринимателей и формирования предпринимательского капитала, доступностью необходимых ресурсов; 
  • как совокупности  пространственных, организационных, юридических и временных факторов, образующих внутреннюю и внешнюю среды;
  • как совокупности субъектов предпринимательства, взаимодействия между ними и системы внешних условий. 

Рассмотренные подходы, несмотря на отличия, имеют общие недостатки, связанные, во-первых, с изучением предпринимательской культуры в целом при игнорировании проблем ее отдельных субкультур (даже желательных для компании), каковой является культура предпринимательства, во-вторых, с отсутствием достаточного внимания к реактивным факторам и механизмам предпринимательской культуры организации и ее субкультур, в-третьих, со слабой изученностью вопросов динамического развития культуры предпринимательства. Исследователи, как правило, не рассматривают степень и механизмы влияния на процессы формирования культуры предпринимательства организации стейкхолдеров компании. Синергетический (системно-целевой) подход позволяет рассматривать  предпринимательскую среду организации как открытую систему, представляющую совокупность различных подсистем — уровней, каждый из которых имеет своих субъектов — заинтересованных сторон организации, а значит, собственные цели развития и соответствующие этим целям тренды.

В силу различного действия на организацию ее стейкхолдеров необходимо выделять внутренний, промежуточный (интеграционный) и внешний уровни предпринимательской среды. Внешний уровень формируется под влиянием политических, законодательных, экономических, технологических, социальных и других условий и факторов, определяемых преимущественно деятельностью государства и развитием внешних рынков. Этот уровень представляет общую среду развития предпринимательства, обуславливающую предпринимательскую культуру общества. Внутренний уровень предпринимательской среды непосредственно связан с деятельностью руководителя и сотрудников организации, создающих предпринимательскую культуру организации. Особым качеством предпринимательской среды организации в настоящее время становится самоорганизация и реактивность — превентивность, т. е. способность реализовать стратегию опережения  в зависимости от состояния временных и пространственных параметров фирмы. С этой точки зрения реакцией обучающихся организаций на изменение условий и факторов развития предпринимательской культуры общества и организации является создание фракталов культуры предпринимательства как сетей сотрудников, объединенных особыми отношениями и выполняющих определенные функции. Промежуточный уровень предпринимательской среды, в соответствии с подходом Р. Дафта [4, с. 101-107], следует определять как непосредственное  окружение организации, в котором она оперирует; как функциональную среду, являющуюся зоной интеграции стейкхолдеров внутреннего и внешнего уровней и характеризовать как среду задач предпринимательства. С учетом вышеизложенного предпринимательская среда определяется нами как совокупность, возникающих в результате деятельности стейкхолдеров, внутренних и внешних факторов и условий развития организации, оказывающих прямое или опосредованное влияние на формирование ее предпринимательской культуры в целом и отдельных субкультур, включая культуру предпринимательства. Предлагаемый подход представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Предпринимательская среда организации

 

Подчеркнем, что формирование условий и факторов предпринимательской среды во многом носит субъективный характер, связанный, в том числе, с качеством прямых и обратных связей между стейкхолдерами. В этом смысле особое значение для исследования имеют выводы Хизрича Р.Д, Питерса М.П. и Шеферда Д.А. (Hisrich R.D., Peters M.P., Shepherd D.A.), которые определяют благоприятную для предпринимательства среду как окружение, которое повышает у членов организации их восприятие/понимание предпринимательской деятельности и как реально возможной, и как желательной [8].

Признание влияния субъективных условий и факторов предпринимательской среды  делает необходимым анализ нелинейных связей развития культуры предпринимательства в организации. Одним из возможных подходов для анализа данной проблемы является фрактальный подход, который  позволяет учитывать способности к самоорганизации динамических социально-экономических систем на основе определенных социальных отношений. Как убедительно доказывают Шуршев В. Ф. и Ганюкова Н. П., фракталы как модели применяются, когда реальный объект нельзя представить в виде классических моделей из-за присутствия нелинейных связей и недетерминированной природы данных. Фракталы применяются в том случае, когда объект имеет несколько вариантов развития и состояние системы определяется положением, в котором она находится в данный момент, т. е. имеет место моделирование хаотичного развития [7, с. 23—27].

Для исследования условий и факторов развития культуры предпринимательства фрактальной организации воспользуемся подходом Е.Б. Колбачева к анализу  фрактальных свойств производственных систем (ПС). В соответствии с ним  фрактальные ПС — это самоорганизованные структурные единицы, для которых характерны: оперативность (последовательность операций оптимально организуется с помощью соответствующих методов) и собственная тактика и стратегия (в динамичном процессе фракталы сами ставят и формулируют свои задачи, а также заботятся о внутренних и внешних отношениях). Фракталы представляют собой ПС, ориентированные на будущее, которые могут преобразовываться, возникать вновь и распадаться [5, с. 295-302]. Подобие фракталов предусматривает различия между ними: во фрактальной геометрии всегда имеются лишь похожие структуры, но никогда не бывает одинаковых. Из-за многообразия возможных решений отдельных проблем фракталы, имеющие идентичные цели, а также входные и выходные параметры, могут быть по-разному структурированы внутри единой ПС.

Дополняя описанные фрактальные признаки производственных систем на основе анализа функционального содержания фракталов и их реципрокности (прочности), И. В. Горелова выделяет следующие особенности фракталов:

  • структуры могут быть подобны, но не одинаково повторяемы при увеличении;
  • свойство фрактальности распространяется и на функциональное содержание фракталов;
  • фрактальная граница появляется, когда два абсолютно равноправных объекта осваивают одно и то же пространство;
  • использование фрактального подхода предполагает концентрацию на наиболее значимых аспектах, характеризующих тенденции развития системы.

Предлагаемый И. В. Гореловой подход анализа функционального содержания фракталов помогает выделить составные элементы предпринимательской культуры организации, соответствующие разным видам фракталов:

  • цель, видение, миссия;
  • приоритетные направления и задачи развития организации;
  • поведенческие процедуры, паттерны и операции;
  • управленческие и организационные процессы.

Это позволяет объединить стратегические, тактические и оперативные  усилия менеджеров для реализации целей организации при сохранении относительной автономности фракталов. Такая автономия является необходимым фактором развития самоорганизации и самооптимизации фракталов в выборе необходимых ресурсов и применении подходящих методов решения поставленной на данный момент задачи [3, с. 92-93, с. 295-302]. Целевая ориентация как признак фрактальности системы означает внутреннюю непротиворечивость целей фракталов разных уровней и позволяет получить организации синергетический эффект. Для достижения целей фракталов важна динамика, проявляющаяся как признак фрактальности в поиске и применении необходимых механизмов адаптации к внешним и внутренним условиям и флуктуациям. Данный признак отвечает за жизнеспособность как фрактала, так и организации в целом, и способствует активизации взаимосвязей внутри фракталов и между ними. Результаты, полученные И. В. Гореловой, показывают, что внутренние взаимосвязи сильнее внешних. Это означает требование дополнительных усилий в случае, когда необходимо адаптировать соответствующие структуры к использованию новых технологий, и ставит перед производственной системой задачу поиска основы реципрокности (прочности) таких взаимосвязей. Чем более обусловлено функционирование отдельно взятого фрактала подобными ему элементами системы, тем устойчивее становится предприятие к различного рода флуктуациям. Это обеспечивает ее реципрокность, истоки которой, очевиднее проявляются на уровне наименьшего фрактала [3, с. 94].

Подчеркнем, что и основатель теории фрактальной фабрики X. Ю. Варнеке особое внимание уделял проблеме взаимосвязей фракталов, решающих задачи своего функционирования на основе взаимообразного предоставления услуг. Согласно логике исследователя, во взаимодействии между фракталами образуются разные группы, имеющие свои структуры, но работающие «в одной упряжке», в совокупности представляя так называемую фрактальную фабрику. При этом фракталы должны быть как внутренне, так и внешне конкурентоспособны, в том числе за счет создания альтернативных связей. Потенциал такой организации заключен во внутренних ценностях, культуре производства. Каждый фрактал, и в конечном итоге каждое рабочее место, необходимо рассматривать так же, как и целое предприятие: определенная работа должна выполняться комплексно, а отдельная задача решаться самостоятельно. Поэтому от каждого участника фракталов требуется рыночное мышление, а главным объектом внимания руководства становится не продукт, а формирование особой идеологии [2, с. 157—232]. Очевидно, что при решении задач формирования предпринимательской культуры на основе собственных и/или привлеченных ресурсов организации особое значение имеет развитие во фракталах предпринимательских компетенций.

Использование фрактального подхода к организации, разрабаты­вае­мого в зарубежной и отечественной экономической науке, позволяет выделить совокупность фракталов предпринимательской культуры, действующих на определенных уровнях предпринима­тельской среды. Границы фракталов задаются его функциональным содержанием. В рамках нашего исследования наименьшим фракталом следует считать сотрудника организации как носителя предпринима­тельских компетенций. Он выступает внутренним стейкхолдером предприятия,  испытывает и одновременно оказывает влияние на внутренний уровень предпринимательской среды. Границы фракталов второго уровня определяются поведенческими процедурами, паттернами и операциями рабочих, проектных и т. п. групп сотрудников, включая структурные подразделения, реализующих общие цели. Фракталы третьего уровня  обусловлены взаимодействием внутренних и внешних стейкхолдеров на основе реализации видения, миссии, глобальной цели предприятия и могут проявляться не только на уровне организации, ее филиалов, а также различных управленческих инноваций, включая франчайзинг, аутсорсинг и других [1, с. 115]. Среди наибольших фракталов (фракталы четвертого уровня) необходимо рассматривать сообщества с участием внешних стейкхолдеров, действующих на определенных территориях. С позиций анализа условий непосредственного окружения организации заслуживает внимания предпринимательский регион как сетевой регион, нацеленный на постоянное воспроизводство условий жизнедеятель­ности населения-носителя предпринимательской культуры [6, с. 32]. Очевидно, что предпринимательский регион представляет условия и факторы развития, соответствующие интеграционному, промежуточ­ному уровню предпринимательской среды. Сообщества в государственных границах в такой логике являются фракталом наивысшего уровня, характеризуемым предпринимательской хозяйственной культурой. В условиях глобализации закономерно выдвижение предположения о возможности возникновения фракталов наивысшего уровня в рамках международных сообществ.

Таким образом, выделение фракталов разных уровней в предпри­нимательской среде позволяет использовать новые концептуальные подходы для изучения проблем влияния внутренних и внешних стейкхолдеров на культуру предпринимательства организации.

 

Список литературы:

  1. Арсеньев И. Комплексный подход к подбору персонала. Компании, построенные с использованием свойств фрактала. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. — 79 с.
  2. Варнеке Х.-Ю. Революция в предпринимательской культуре. Фрактальное предприятие.  М.: МАИК «Наука/Интерпериодика», 1999. — 280 с.
  3. Горелова И.В. Методика и инструментарий диагностики стратегии промышленного предприятия.  Дис…канд. экон. наук. Волгоград, 2007. — 216 с.
  4. Дафт Р. Менеджмент: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009. — 800 с.
  5. Колбачев Е.Б. Теория и организационно-экономические методы проектирования и управления производственными системами. Дис… д-ра экон. наук. Новочеркасск, 2003. — 399 с.
  6. Черная И., Бойчук П., Рожков Ю. Предпринимательский регион: модель инновационного развития территории в условиях глокализации// Вестник ХГАЭП. — 2008. — № 5 (38). — С. 27—33.
  7. Шуршев В.Ф., Ганюкова Н. П. Опережающее управление социально-экономическими системами корпоративного типа //Вестник АГТУ. Сер.: Управление, вычислительная техника и информатика.  - 2010. — № 1. — С. 23—27.
  8. Assessment of corporate entrepreneurship and the levels of innovation in the South African short-term insurance industry. [электронныйресурс] — Режимдоступа. — URL: http://upetd.up.ac.za/ thesis/available/etd-04282010-085324/unrestricted/02chapters3-4.pdf.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.