Поздравляем с 9 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 марта 2018 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Котельникова К.В. ОБ ОЦЕНКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНКВИЗИЦИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(62). URL: https://sibac.info/archive/social/3(62).pdf (дата обращения: 08.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

ОБ ОЦЕНКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНКВИЗИЦИИ

Котельникова Карина Владиславовна

студент, факультет истории, мировой политики и социологии, ТГУ им. Державина,

РФ, г. Тамбов

Жалменова Ольга Петровна

научный руководитель,

канд. ист. наук, доцент, кафедра всеобщей и российской истории, ТГУ им. Державина,

РФ, г. Тамбов

К концу XII века в народы в Европе поняли, что поклонение и полное доверие католической церкви не способствует их счастью. Устав от тягот и тоталитарного господства католической церкви, люди готовы были найти избавление от своих непосильных тягот в реформе духовной жизни. Неудачное окончание Крестовых походов и ужасное состояние дисциплины в рядах духовенства пошатнуло господство церкви и породило многочисленные ереси и расколы.

Истинная христианская вера и церковь это, к сожалению, не одно и то же. Церковь была институтом, удерживающим в своих руках наибольшую власть, инструментом управления умами людей.

В истории и деятельности католической церкви есть множество противоречий. Например, вскрытие тела и изучение его анатомии в католичестве считалось смертным грехом, несмотря на то, что этот запрет тормозил развитие медицины и науки. Но наряду с этим сердца некоторых монархов – таких как Ричард Львиное Сердце, Анна Болейн – были извлечены из тел и захоронены отдельно. Сердца многих римских пап хоронили отдельно в качестве реликвий на случай, если папу объявят святым. Законы церкви становились очень гибкими для тех, кто стоял у власти.

В средневековом трактате «Молот ведьм», который является важным источником для понимания ментальности того времени, подробно описаны все признаки, указывающие на ведьм. В понимании авторов «ведьма» и «еретик» – это любой человек, проявляющий свободомыслие, любой неугодный церкви и представляющий даже самую ничтожную опасность для ее власти.

Духовенство вызывало всеобщее презрение своими многочисленными богатствами, развращенностью и скупостью. Дворянство уже не содержало его больше за свой счет. Европа стремилась освободиться от гнета Рима. А. Арну в своем труде «История инквизиции» называет конец XII века «неудавшимся возрождением, потопленном в крови» [1, с. 17]. Появление ересей было логичным следствием упадка доверия к католической церкви, и чтобы удержать власть в руках духовенства возник ряд учреждений под общим названием Святая инквизиция.

Инквизиция оставила огромный отпечаток в мировой истории. Но как можно оценить ее деятельность? Какое влияние, положительное или же отрицательное, эта организация оказала влияние на судьбу народов? К однозначному мнению прийти очень сложно. Поэтому тема инквизиции остается актуальной и в наше время, требуя внимания исследователей.

Целью данной работы является анализ оценок историков деятельности инквизиции и выявление существующих закономерностей. Основной задачей является анализ известных исследований по данной теме и сопоставление оценок историков.

Живой интерес к теме инквизиции возник в XVII веке. В первых работах, в большинстве своем, затрагивалась обычно моральная и этическая сторона вопроса. К XX столетию исследователи стали пытаться дать оценку всем сторонам деятельности инквизиции более объективно, опираясь лишь на факты.

Пристальное изучение этого явления католической церкви стало возможным лишь благодаря упорству исследователей, сумевших проникнуть в архивы инквизиции. Фундаментальные исследования написаны именно на основе многочисленных тщательно изученных документов.

Многие ученые смогли прийти к однозначной резко отрицательной оценке моральной и этической стороны деятельности инквизиции. Как бы ни была важна для сохранности авторитета церкви борьба с ересями, нельзя оправдывать жестокое и бесчеловечное уничтожение бесчисленного количества людей. Действия инквизиции негативно оцениваются, когда говорят и о социально-экономическом развитии.

Одним из первых и самых известных защитников инквизиции считается французский философ Жозеф де Местр. Находясь в эмиграции в Санкт-Петербурге в 1821г., он написал в защиту «священных» трибуналов памфлет «Письма одному русскому дворянину об инквизиции».

Де Местр пытался оправдать действия инквизиции и обелить ее репутацию. Он приводит в аргумент тезис о том, что все государственные деятели должны быть нетерпимы, иначе они не добьются успеха. «Все суровое и страшное, что можно усмотреть в инквизиционном трибунале, и особенно смертная казнь,— все это исходит от государственного правления; это его дело, это принадлежит его ведомству, и если уж с кого-то и спрашивать, так именно с него. С другой стороны, все милосердное, что играет такую важную роль в инквизиционном трибунале, исходит от Церкви, которая вступает в какое-то отношение к казни только в том случае, если хочет отменить или смягчить ее. Такая картина всегда оставалась незыблемой, и если сегодня мы утверждаем, что именно священники произносили смертный приговор, мы уже не просто впадаем в заблуждение, а совершаем преступление» [3, с. 160].

Существует множество исследователей, защищающих и отстаивающих невиновность средневековых инквизиторов. Но защитниками в основной массе являются католические историки, и основным аргументом является тот факт, что инквизиция отстаивала авторитет и незыблемость католической церкви. Но то, что инквизиция нанесла народам и государствам непоправимый урон, тормозила техническое, научное и духовное развитие почему-то кажется им необходимой жертвой авторитету церкви.

Совершенно противоположными являются взгляды марксистских историков, которые отрицали церковь и ее деятельность. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, ключ к объяснению появления ересей и инквизиции стоит искать в классовой борьбе. Католическая церковь оберегала феодальный строй и окружала его ореолом божественной благодати. Инквизиция не давала появиться ничему новому, душила социальное и духовное развитие, состоя на службе у феодализма и абсолютизма.

В период разложения феодального строя трибуналы инквизиции в отношении Испании становятся мощным орудием подавления противников абсолютизма. С началом XVI века инквизиция становится еще и инструментом Испании и Португалии в колониальном порабощении коренного населения Америки, в эпоху Возрождения объявляет войну гуманистическому и рациональному мышлению.

Предельной объективностью и использованием огромного количества источников отличается работа бывшего секретаря испанской инквизиции Х.А. Льоренте «Критическая история испанской инквизиции». Защитники инквизиции указывали на многие преувеличения и неточности, но обвинения были беспочвенными, так как автор подкрепляет приводимые факты цитатами из документов. Язык исследования вряд ли можно назвать выдающимся с литературной точки зрения, но точность и документальность описанных фактов делает этот труд бесценным. Важно, что Льоренте описал запутанную систему инквизиционного делопроизводства, вынесения приговора и первым подсчитал количество жертв. Его работа показывает весь ужас инквизиции изнутри.

Г.Ч. Ли создал «Историю инквизиции в средние века» не являясь профессиональным историком, но его труд является ценным материалом по изучению данной темы. Исследование написано на основе документов из всех доступных европейских архивов, Он полно и убедительно описал и обосновал полную картину инквизиционных зверств во многих странах. В объективности данного исследования усомниться очень трудно, так как в своих суждениях автор также ссылается на исторические документы.

Стоит выделить работу советского историка И.Р. Григулевича «История инквизиции» 1976 г. Автор описал деятельность инквизиции в контексте истории отдельных стран и истории католической церкви. Григулевич называет деятельность инквизиции «злодеяниями» [2, с. 271]. Автор показал наиболее характерные моменты в работе трибуналов, связал инквизицию с социальной обстановкой, показал, в чьих интересах совершались ужасающие своей жестокостью преступления.

На инквизицию существует множество взглядов, и нельзя выделить какую-то одну точку зрения на такое сложное и многогранное явление. Нельзя оценивать влияние инквизиции только с моральной точки зрения, или только с социально-экономической. Исследователи, изучающие этот вопрос должны опираться только на факты и быть предельно объективными.

Самые известные труды по теме инквизиции обличают ее преступления, пытаясь уйти от оценочных суждений и опираясь на факты, подкрепленные историческими документами.

В защиту священных трибуналов выступают в большинстве своем клерикальные историки, но эта защита больше похожа на попытку оправдаться. Уверенность в правильности и необходимости действий инквизиции сделает невозможным вынесение уроков из этой кровавой истории, оставит вероятность повторения. Признание того, что деятельность трибуналов была кровавым террором, напротив, не даст повториться подобной трагедии. Общество и общественные взгляды совершенствуются с каждым днем. Духовные лидеры и клерикальные историки должны следовать за обществом в развитии своих взглядов.

 

Список литературы

  1. Арну А. История инквизиции. – СПб.: Евразия. 1995. – 320 с.
  2. Григулевич И.Р. Инквизиция. – 3-е изд. – М.: Политиздат, 1985. – 448 с.
  3. Де Местр Ж.. Сочинения. Четыре неизданных главы о России. Письма русскому дворянину об испанской инквизиции. –  СПб.: Владимир Даль, 2007. – 304 с.
  4. Ли Ч. История инквизиции. В 3 т. Т. 1. Г. История инквизиции в средние века. Т. 1: Репринтное воспроизв. Изд. 1911 г. / Вступ. Ст. А. Вашестова, М. Киреевой. – М.: Ладомир, 1994. – 608 с.
  5. Льоренте Х.А. Критическая история испанской инквизиции. В 2 т.  Т. 1 – М., 1936 г. – 730 с.
  6. Плавскин З.И. Испанская Инквизиция: палачи и жертвы: исторические очерки. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. – 197 с.
  7. Шпренгер Я. Молот ведьм. /пер. с лат. Н. Цветков. – СПб., 2007. – 523 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.