Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 сентября 2017 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Корнюшина Е.А. СУБЪЕКТ ДОВЕДЕНИЯ ДО САМОУБИЙСТВА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(56). URL: https://sibac.info/archive/social/9(56).pdf (дата обращения: 20.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СУБЪЕКТ ДОВЕДЕНИЯ ДО САМОУБИЙСТВА

Корнюшина Елена Алексеевна

студент магистратуры юридического института НИ «Томский государственный университет»

г. Томск, РФ

АННОТАЦИЯ

Необходимость анализа субъекта доведения до самоубийства обусловлено ростом числа самоубийств, а особенно тех, которые совершенны несовершеннолетними, а также в следствии влияния СМИ или информационно‑телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», что обуславливают необходимость законодательной регламентации относительно ужесточения ответственности за доведение до самоубийства. В статье осуществлен анализ субъекта ответственности за доведение до самоубийства. Помимо этого, в ней рассмотрен исторический аспект отношения законодателя к проблеме привлечения к ответственности за доведение до самоубийства, а также современное отношение законодателя к преступлению.

Говоря о субъекте преступления, следует сказать, что его характеризуют определенные признаки, которые раскрывают способность лица нести уголовную ответственность, а также претерпевать меры государственного принуждения за деяние, запрещенное уголовным законом. С одной стороны, это лицо, в отношении которого направлен уголовно-правовой запрет (представляет собой абстрактную фигуру), с другой – лицо, которым по факту было совершено преступление, предусмотренное конкретной статьей Особенной части УК. По выражению Н.С. Таганцева: «лицо может быть признано виновным лишь тогда, когда оно совмещает в себе известную сумму биологических условий, обладает способностью ко вменению» [1, с. 145]. Вообще, Н.С. Таганцев относил к существенным признакам состава преступления: 1) виновника преступного деяния, 2) объект (предмет) преступного посягательства, и 3) само преступное посягательство [1, с. 366-367]. Виновника деяния (т.е. субъекта преступления) при этом он ставил на первое место, потому что без субъекта не может быть преступления. Наличие субъекта, из-за виновных действий которого лицо покушалось на свою жизнь либо лишило себя жизни, является обязательным условием для признания этого события преступлением.

Субъекту преступления, по общему правилу, свойственны три обязательных признака и один факультативный. Обязательными признаками субъекта преступления являются следующие: физическое лицо; вменяемость; достижение определенного возраста на момент совершения деяния. Факультативным является признак, характеризующий те или иные особенности субъекта, названный в законе как «специальный субъект». Данные признаки непосредственно вытекают из сути норм уголовного права, которые в социальном плане адресованы людям, чем способны регулировать поведение человека.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ, является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. То есть субъектом преступления, именуемого «доведение до самоубийства» является общим.

Обращаясь к истории можно проследить как менялось определение субъекта доведения до самоубийства, в Уголовном кодексе РСФСР 1926 г. наказывалось лишением свободы сроком до пяти лет доведение лица, находящегося в материальной или иной зависимости от другого лица, путем жестокого обращения или иным подобным способом до самоубийства или покушения на него. Уголовный кодексе РСФСР 1960 г. в ст. 107 содержал аналогичное указание на специальный субъект преступления, каким также выступало лицо, от которого потерпевший находился в материальной или иной зависимости [2]. То есть данное обстоятельство являлось обязательным условием для привлечения лица к уголовной ответственности за доведение до самоубийства.

В УК РФ 1996 г. законодатель отказался от такой формулировки в тексте диспозиции ст. 110 УК РФ, чем значительно расширил круг субъектов данного преступного деяния, что является положительным моментом. Несмотря на то, что теперь по действующему УК зависимость потерпевшего от виновного не является необходимым признаком преступления, при квалификации действий виновного по ст. 110 УК РФ в обязательном порядке следует устанавливать связь между виновным и потерпевшим, так как положение субъекта преступления по отношению потерпевшего оказывает большое влияние на возможность выбора поведения как субъектом преступления, так и потерпевшим.

Особое значение подобная «зависимость» имеет значение, когда потерпевшим доведения до самоубийства является несовершеннолетний. Применительно к ст. 110 УК РФ стоит отметить повышенную опасность данного деяния в отношении несовершеннолетнего, так как такие лица в большей степени, нежели чем взрослые поддаются психологическому воздействию и внушению. А потому, угрозы, жестокое обращение, систематическое унижение человеческого достоинства воспринимаются ими в более тяжелой форме, что и приводит к последствиям в виде самоубийства или покушения на самоубийство гораздо чаще, чем при воздействии на взрослого человека [3, с. 8,33]. Также необходимо отметить, что часто у несовершеннолетних лиц отсутствует возможность обратиться за помощью, вследствие различных причин. Особенности личности несовершеннолетних (естественная возрастная незрелость психики) должны расцениваться в качестве обстоятельства, повышающего общественную опасность преступлений, совершаемых в отношении этой категории лиц, поскольку психика ребенка еще не сформирована, ему сложно адекватно оценивать ситуацию и защищаться» [4, с. 94].

На сегодняшний день, законодатель учел повышенную опасность доведения до самоубийства, так, 7 июня 2017 г. УК РФ был дополнен новыми статьями, а именно статьями 110.1, 110.2 и 151.2. Кроме того, статья 110 УК РФ дополнилась частью второй, устанавливающей повышенную ответственность за доведение до самоубийства или до покушения на самоубийство в частности такими квалифицирующими признаками как: в отношении несовершеннолетнего, лица, а также в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, СМИ или информационно‑телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет») и др. признаками [5]. Следует сказать, что на данном этапе общественные отношение требуют совершенствование состава, и законодатель реагирует на негативные процессы, происходящие в обществе, путем введения новых статей в УК РФ. Ведь при посягательстве на несовершеннолетнего с еще несформированной психикой, отсутствием жизненного опыта, который в силу возрастных и иных особенностей не может должным образом защитить свои права, проявляется более высокая общественная опасность, чем при аналогичном воздействии на взрослого человека. Следовательно, такое явление как доведение до самоубийства несовершеннолетнего лица должно быть учтено в Уголовном кодексе РФ в рамках ст. 110 УК РФ в качестве квалифицирующего признака и нести более строгое наказание. Не менее опасным в настоящее время является и влияние сети «Интернет», что также было учтено законодателем. Так, например, в период с ноября 2012 по сентябрь 2013 года Роскомнадзором было вынесено 2415 решений о закрытии страниц сайтов, в которых содержалась информация о способах совершения самоубийства или призывах к его совершению. За это время в ведомство поступило 2551 обращения с пометкой «суицид», 2117 страниц с запрещенной информацией были удалены [6]. За первые два месяца 2017 года Роскомнадзором было заблокировано уже более четырех тысяч страниц в соцсетях. Можно сделать вывод, что на сегодняшний день, вопрос о склонении через соответствующие интернет-сайты и соцсети остается открытым, а основной аудиторией здесь являются дети.

Также, говоря о субъекте, следует добавить, что согласно действующему законодательству, если доведение до самоубийства совершено должностным лицом, его действия квалифицируются как совокупность преступлений, предусмотренных комментируемой статьей и п. "в" ч. 3 ст. 286 УК (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий). В п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 16.10.2009 N 19 отмечается, что самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего следует понимать как одно из тяжких последствий преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 285 и п. "в" ч. 3 ст. 286 УК [7, с. 400].

Таким образом, состав о доведении до самоубийства за время своего существования претерпевал необходимые и коренные изменения, субъект доведения до самоубийства по УК РФ 1996 г. перестал быть специальным, что говорит о том, что в настоящее время законодатель отказался от ограничения субъекта доведения до самоубийства и теперь им может быть любое лицо. На сегодняшний день состав доведения до самоубийства является достаточно актуальным, о чем свидетельствует дополнение УК РФ новыми статьями, а также введение квалифицирующих признаков.

 

Список литературы:

  1. Таганцев Н. С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая.: в 2 т. / Н. С. Таганцев – М.: Наука, 2007. – Т. 1. – 408 с.
  2. Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) // "Ведомости ВС РСФСР", 1960, N 40, ст. 591.
  3. Сафонова Н. А. Доведение до самоубийства: социальный и уголовно правовой аспекты: автореф. дис.  канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 60.
  4. Уколова Ю.А. Проблемы квалификации доведения до самоубийства как преступного деяния: диссертация ... кандидата юридических наук / Ю.А. Уколова – М., 2008. – 219 с.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации – 17 июня 1996 г. – № 25  – Ст. 2954.
  6. Роспотребнадзор закрыл 2,4 тысячи "суицидных" страниц [Электронный ресурс] // Российская газета 24 сентября 2013 г. URL: https://rg.ru/2013/09/24/suicide-pages-site.html (дата обращения 30.07.2017).
  7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный): в 2-х томах / А. В. Бриллиантов, Г. Д. Долженкова, Э. Н. Жевлаков, Ю. Е. Пудовочкин; под ред. А.В. Бриллиантова; Российская академия правосудия. – 2-е изд., науч. – М.: Проспект, 2015. – Т. 1. – 2015. – 792 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.