Поздравляем с 1 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 сентября 2016 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шульженко М.А. Реконструкция как журналистский приём создания документального фильма // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(45). URL: https://sibac.info/archive/guman/8(45).pdf (дата обращения: 01.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 40 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Реконструкция как журналистский приём создания документального фильма

Шульженко Мария Артемовна

студент, кафедра теории и истории журналистики Самарского университета, г. Самара

Захарченко Наталья Аркадьевна

научный руководитель,

кандидат филологических наук, доцент Самарского университета, г. Самара

Документальное кино с самого момента своего зарождения выполняет образовательную функцию в журналистике, позволяет зрителю увидеть реально происходившие события в определённый период времени. Это один из самых сложных продуктов экранного творчества.

Документальное кино не должно создавать новый мир, оно показывает нам уже существующий. Английский режиссёр Джон Грирсон впервые выделил его как отдельный жанр. Это было в 1926 году. С этого момента и принято отсчитывать историю кинодокументалистики. Тем не менее, в России на него обратили внимание ещё в 1917, во время Октябрьской революции. Это был период активного создания документальных фильмов, призывающих к вступлению в ряды большевиков. Второй всплеск интереса к данному жанру произошёл в годы Второй мировой войны.

Жанр документальной драмы предполагает реконструкцию событий. Изначально постановочная реконструкция была лишь вариантом подачи зрителю материала в том случае, когда авторам не удавалось, в силу недостаточного развития техники  или значительного промежутка времени между самим событием и созданием о нём фильма, снять происходящее[6]. С переходом журналистики на новый технический уровень использование постановочных эпизодов не только уменьшилось, но и стало для некоторых профессиональным приёмом.

Существует три типа реконструкции событий в экранном произведении [5].

1.Игровая реконструкция

2. Реконструкция места событий

3. Компьютерная графика, инфографика.

Наиболее распространён среди них вариант использования игровых, постановочных сцен с приглашёнными актёрами. При этом, если журналист находится в кадре, он часто использует глаголы в настоящем времени, что позволяет добиться нужного уровня эффекта присутствия, будто событие происходит здесь, совсем рядом.

Данный способ может быть представлен в нескольких вариация. Первая – когда реконструкция подразумевает под собою лишь отыгрование действий специально приглашёнными актёрами.  В качестве примера рассмотрим региональную программу Михаила Перепёлкина «Очарованный странник».   Выпуск «Первый язь» от 19.06.2012. На экране перед зрителем отец и сын, деревенские жители девятнадцатого века. Это приглашённые актёры, иллюстрирующие рассказ ведущего, который периодически также появляется в кадре.

Случается также, что у актёров присутствуют незначительные фразы или диалоги. Примером является фильм Леонида Парфёнова – «Зворыкин-Муромец». Здесь на кадрах реконструкции актёры не только отыгрывают определённые действия, но и имеют небольшие реплики, состоящие из нескольких слов. Перед нами на экране кадры реконструкции молодого Владимира Зворыкина, выглядывающего в окно, перемежаются с кадрами реконструкции главного героя в уже более зрелом возрасте.

В процессе создания фильма таким методом может быть использована технология хромакея. Герои, находящиеся в павильоне, снимаются с использованием однотонного зелёного или синего фона. Далее, во время процесса постродакшена документальной картины, герои помещаются в то место, где происходили события. Здесь мы видим пример интеграции между реконструкцией с использованием актёров и реконструкцией с использованием компьютерной графики.

Второй тип – воссоздание лишь места событий. В большинстве случаев используется павильонная съёмка.  Здесь детали играют ещё большую роль, чем в реконструкции событий с использованием приглашённых актёров. Зрителю интересно рассматривать детали. Поэтому отдельное внимание уделяется крупным планам и панорамам. Встречаются также картины, полностью снятые с использованием горизонтального или вертикального панорамирования-оглядывания [1]. Чаще всего такие съёмки проводятся в музеях.

Пример такой реконструкции – фильм «Кремль. Тайные палаты подземелья».

Третий тип реконструкции наиболее распространён среди фильмов, рассказывающих о событиях научно-популярного характера, техногенных катастрофах. Однако на нём нельзя построить весь фильм полностью. Он заключается в использовании компьютерной графики, инфографики. Так же к нему прибегают при воссоздании сражений. Современные технические средства способны смоделировать события практически любого масштаба.

Пример использования реконструкции событий при помощи компьютерной графики можно встретить в документальном фильме Первого канала «Бунт Енисея. Родные берега». Вниманию зрителя предлагается компьютерная реконструкция событий в промежутке с 09:13 до 10:03. На экране мы видим машинный зал ГЭС в разрезе, где наглядно показывается ход потока воды, разрушение турбины второго гидроагрегата и машинного зала станции.  Это всё сделано для того, чтобы облегчить понимание следующего закадрового текста журналиста, так как числа и термины трудно воспринимаются с экранов телевизора без визуального подкрепления: «В машинном зале ГЭС перед плотиной расположено десять гидроагрегатов. В момент аварии работали девять. В восемь часов тринадцать минут местного времени напор воды, идущий с высоты более ста пятидесяти метров по второму водоводу, сорвал с места турбину второго гидроагрегата. Под действием воды турбина поднялась в воздух и, падая, разрушила часть машинного зала станции. Вода получила свободный доступ в зал. Водный поток затопил территорию ГЭС и все помещения машинного зала, обрушив  часть конструкций на гидроагрегаты. Полностью разрушены второй, девятый и десятый гидроагрегаты».

Так же к этому методу автор фильма прибегает в промежутке с 10:10 до 10:20 при реконструкции процесса опускания затворов водоводов, с 25:38 до 25:36 при реконструкции процесса откачивания воды из разрушенных помещений машинного зала.

Наиболее актуальна на Российском телевидении проблема несовпадения реконструированных событий и того, что происходило на самом деле. Это нередко приводит к судебным разбирательствам. Чтобы снизить их риск к минимуму, над созданием документального фильма работают не только журналист, режиссёр и оператор, но и эксперты по выбранной теме.

 

Список литературы:

  1. Медынский С.Е. Панорамирование как творческий приём оператора-документалиста. - Москва: ВГИК, 2003.- 74 с
  2. Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия, СПб., 2008. с. 58
  3. Познин В. Ф. Природа выразительных средств экрана. Экранное пространство и время // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки. 2008. № 10 (59). С. 311-319. 0,7 п. л.
  4. Познин В. Ф. Экранное пространство и время: психология восприятия: монография. СПб, СПБУКиТ, 2012
  5. Сарина О.С. Метод исторической реконструкции в современных телевизионных документальных драмах//Журналистский ежегодник. – 2012. - №1. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL http://cyberleninka.ru/article/n/metod-istoricheskoy-rekonstruktsii-v-sovremennyh-televizionnyh-dokumentalnyh-dramah (Дата обращения 05.09.2016)
  6. Фортунова А.Н. Проблемы истории телевидения. Философский и культурный подход. Курс лекций. Нижний Новгород, 2207. с. 203.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 40 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Комментарии (1)

# Сергей 25.09.2016 17:22
Хорошая и интересная статья. Автор ёмко и кратко описал данную тему.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.