Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 ноября 2023 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Макаров М.Ю. РОЛЬ ПРОДЮСЕРА В СОЗДАНИИ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(131). URL: https://sibac.info/archive/guman/11(131).pdf (дата обращения: 17.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РОЛЬ ПРОДЮСЕРА В СОЗДАНИИ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Макаров Максим Юрьевич

студент, продюсерский факультет, Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова» (ВГИК),

РФ, г. Москва

Ланина Лилия Анатольевна

научный руководитель,

канд. эконом. наук, доц., Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова» (ВГИК),

РФ, г. Москва

THE ROLE OF THE PRODUCER IN THE CREATION OF AN AUDIOVISUAL WORK

 

Maxim Makarov

student, production faculty, All-Russian State University of Cinematography named after S. A. Gerasimov (VGIK),

Russia, Moscow

Lilia Lanina

scientific supervisor of the Candidate of Economics. Sciences, Assoc., All-Russian State University of Cinematography named after S. A. Gerasimov (VGIK),

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются задачи продюсера в процессе создания фильма. Проводится анализ нормативных документов, определяющих правовое положение продюсера, а также рассматривается взаимодействие продюсера со сценаристом и режиссером через призму задач по созданию фильма. Исследуются задачи продюсера в области финансов и права.

ABSTRACT

This article discusses the tasks of a producer in the process of making a film. The analysis of normative documents defining the legal position of the producer is carried out, and the interaction of the producer with the screenwriter and director is also considered through the prism of the tasks of creating a film. The tasks of the producer in the field of finance and law are investigated.

 

Ключевые слова: продюсер, фильм, аудиовизуальное произведение, кинематография, кинопроизводство, киноиндустрия, аудиовизуальная сфера.

Keywords: producer, film, audiovisual work, cinematography, film production, film industry, audiovisual sphere.

 

В современном кинопроизводстве фильм начинается и заканчивается продюсером. Продюсер является катализатором объединения проекта, его полного производственного цикла и его конечного выпуска, маркетинга и распространения.

Важно отметить, что с течением времени развития киноиндустрии профессиональный профиль продюсера претерпел довольно много заметных изменений. На заре кинематографа продюсеры в основном отвечали за сбор средств для фильма и найм актеров и съемочной группы. Однако по мере роста и развития киноиндустрии расширялись и обязанности продюсера. Сегодня роль продюсера выходит далеко за рамки простого финансирования фильма.

Кинематограф является одновременно промышленным и коммерческим искусством и, следовательно, обусловлен сложным процессом разработки. Работа с людьми, финансовыми и материальными ресурсами требует высокого уровня художественных и технических навыков.

В профессиональном стандарте (Приказ Минтруда России от 08.09.2014 № 610н), представляющем характеристику квалификации продюсера, основная цель профессиональной деятельности продюсера определена как «организация кинопроизводства, регулирование финансовых, административных, технологических, творческих, юридических аспектов при создании аудиовизуального произведения» [2]. В свою очередь, Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22.08.1996 № 126-ФЗ определяет продюсера фильма как «лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма» [1]. За этими определениями скрывается весь процесс создания фильма: от подготовки к производству до передачи фильма в кинопрокат.

На начальном этапе любой фильм начинается с хорошего сценария. В идеале продюсер находит уже готовый к съемкам сценарий. Хороший сценарий для продюсера - это совокупность интересных концепций, персонажей, историй и сюжета, гибрид оригинальности и зрелищности. И выбор сценария продюсером основывается на его уверенности, что по нему получится фильм, что история получит своего зрителя и имеет потенциал для получения дохода. В тоже время продюсер и сам генератор идей, он не может себе позволить просто сидеть и ждать, когда сценариста посетит гениальная идея. Продюсер должен уметь, анализируя окружающую действительность, сам подсказать сценаристу о чём и на какую тему лучше всего создать сценарий. Таким образом, продюсер, не являясь субъектом авторского права на сценарий, но вовлеченный в процесс его реализации, взявший на себя инициативу и ответственность за создание фильма, обязан понимать художественный и производственный потенциал киносценария, должен быть способен распознавать общественную и коммерческую ценность будущего фильма [5].

В задачи продюсера по организации кинопроцесса входит формирование творческого и производственного коллективов, авторской и съемочной групп. Продюсер отвечает за подбор режиссера фильма, исходя из своего видения будущего фильма, а также других ключевых членов съемочной группы. Продюсер выбирает режиссера, оценивая его возможности перевести слова с бумаги в захватывающие визуальные эффекты на экране, сохраняя при этом тон проекта. Также он рассматривает и членов съемочной группы: через призму рассказываемой истории. Продюсер – это, по сути, тот, кто формирует команду, это «клей», что скрепляет воедино совершенно разные цеха потенциальной съёмочной группы и в последующем делает всё возможное для органичного и успешного её функционирования. Хорошо подобранный съемочный коллектив является одной из основных задач продюсера. По итогам - это должна быть команда единомышленников, способных реализовать замыслы авторов фильма и продюсера [4]. А продюсер должен объединять и направлять творческо-производственную деятельность авторов аудиовизуального произведения и других его создателей, управляя, в том числе и отношениями со всеми, обеспечивая бесперебойную связь и сотрудничество на протяжении всего производственного процесса.

Весь процесс производства фильма состоит из нескольких периодов, в каждом из которых у продюсера целый комплекс производственных и творческих задач. Еще на начальном этапе продюсер должен уметь прогнозировать весь процесс создания фильма. Способность разбить проект на более мелкие цели и задачи, и определить идеальный рабочий процесс имеет решающее значение, поскольку позволяет в последующем заставить всю команду фильма работать максимально эффективно. Продюсер составляет календарно-постановочный план фильма (КПП) и заранее продумывает места съемок, а также определяет бюджет фильма.

Составление бюджета фильма может показаться не самой захватывающей частью кинопроизводства, но продюсеры знают, что оно имеет огромное значение для успеха фильма. Из него «вырастают» задачи продюсера по поиску различных источников финансирования: от государственных субсидий до краудфандинга. Создание фильма – длительный и многоступенчатый творческо-производственный процесс, для обеспечения которого на каждом из этапов работы необходим четкий расчет требуемых объемов денежных средств [3]. И на протяжении всего процесса создания фильма продюсер осуществляет постоянный контроль финансовых аспектов кинопроизводства. При этом для каждого фильма возникают свои стратегии: как собрать средства, какие договора оформить, план маркетинга и продвижения. Основная цель продюсера в работе с бюджетом фильма – держаться в пределах запланированных средств, тщательно планировать каждый этап работы, чётко следовать заранее разработанному плану и при необходимости находить альтернативные пути достижения цели.

Одновременно, на продюсере лежит большая юридическая ответственность, начиная с вопросов приобретения прав на интеллектуальную собственность до разработки договоров с актерами, членами съемочной группы, контрагентами. Эти вопросы требуют от продюсера глубоких знаний законодательства в аудиовизуальной сфере, навыков ведения переговоров и внимания к деталям. Помимо этого, на продюсере лежит финансовая ответственность за сдачу готового фильма и подготовке всей финансовой документации.

Продюсер постоянно находится в состояние контроля процесса создания фильма, и если на каком-то этапе не руководит всем напрямую, то осуществляет этот процесс через своих доверенных лиц, а именно, исполнительного, литейного, креативного продюсеров и администратора на площадке. Таким образом, продюсер выступает как организатор кинопроизводства, благодаря его работе идея, художественное видение перестаёт быть теорией и получает практическое воплощение.

И хотя звание «продюсер» звучит весомо, зачастую продюсер не получает такого же внимания у зрителей, как известные режиссеры или актеры. Но российская киноиндустрия знает своих героев: Антона Златопольского, Вадима Верещагина, Сергея Сельянова и многих других.

Таким образом, благодаря продюсеру написанная история превращается в структурированное и отточенное аудиовизуальное произведение. А способность продюсера оценивать рыночные тенденции и предугадывать предпочтения зрителей позволяет создавать успешные с позиции кассовых сборов фильмы.

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22.08.1996 № 126-ФЗ. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 18.10.2023).
  2. Приказ Минтруда России от 08.09.2014 № 610н (ред. от 12.12.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Продюсер в области кинематографии». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 16.10.2023).
  3. Огурчиков, П. К. Совершенствование управления финансовыми ресурсами в производстве фильмов / П. К. Огурчиков // Образование. Наука. Научные кадры. – 2012. – № 5. – С. 69-74.
  4. Под ред. В.И. Сидоренко, П.К. Огурчикова, М.В. Шадриной. Ресурсы кинобизнеса. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 351 с.
  5. Сидоренко В. И., Звегинцева Е. А. Продюсерство. Сколько стоит фильм? Практическое пособие по расчету стоимости производства и решению правовых вопросов. / В.И. Сидоренко, Е.А. Звегинцева; под общ. Ред. В.И. Сидоренко. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2022. – 575 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.