Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 ноября 2012 г.)

Наука: История

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РАСОВАЯ ТЕОРИЯ ГЕРМАНСКОГО НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМА И ХОЛОКОСТ

Флегонтова Анастасия

класс 9 «Г», МНОУ «Лицей», г. Кемерово

Бадаев Евгений Васильевич

научный руководитель, канд. ист. наук,доцент кафедры новой и новейшей истории факультета истории и международных отношений Кемеровского государственного университета

 

Введение

Актуальность

В современном мире наблюдается возрождение расовых и националистических идей. События Холокоста помнят везде не только в Германии, но и в других странах: начиная с маленьких деревень и городков, заканчивая большими городами и столицами. Эти события описаны во многих художественных произведениях, детально исследуются учеными-историками. Благодаря воспоминаниям и исследованиям воссоздается определенная картина Холокоста. Она позволяет увидеть Холокост как процесс, который тянулся в течение нескольких лет. Сейчас рассматриваются попытки пересмотреть Холокост, ставится под сомнение факт и масштабы геноцида евреев в годы Второй мировой войны.

Библиография

Книга «Передайте об этом детям вашим...» Стефана Брухфельда и Пола Левина была издана в рамках шведского проекта, который называется «Живая история». Этот проект возник в 1997 г. Он был поддержан всеми партиями, представленными в шведском парламенте. Результатом дальнейшего развития шведского проекта «Живая история» стало широкое международное сотрудничество в области образования, исследований и сохранения памяти о Холокосте. В рамках этого сотрудничества была организована Стокгольмская международная конференция по Холокосту, которая прошла с 26 по 28 января 2000 г. Задача стокгольмской встречи состояла в том, чтобы, с одной стороны, почтить память миллионов жертв Холокоста и нацизма, а с другой стороны, подчеркнуть важность совместного противостояния политических и общественных лидеров таким явлениям, как этнические чистки, расизм, ксенофобия и антисемитизм, которые представляют угрозу демократии и цивилизации.

Книга Вильгельма Paйxa «Психология масс и фашизм» представляет собой классическое исследование взаимосвязи психологии масс и фашизма. Она была написана в период экономического кризиса в Германии (1930—1933 гг.), впоследствии была запрещена нацистами. К несомненным достоинствам книги следует отнести её уникальный вклад в понимание одного из важнейших явлений нашего времени — фашизма.

Цель — анализ феномена Холокоста в контексте «расовой» теории германского национал-социализма.

Задачи:

·     рассмотреть историю появления «расовой» теории в европейской культуре;

·     проанализировать «расовую» теорию германского национал-социализма;

·     показать основное содержание расовой политики германского национал-социализма в рамках Холокоста.

Источники

Были задействованы следующие группы источников: личностного плана — дневник Анны Франк, который позволяет нам увидеть события Холокоста глазами очевидца; статистические данные, которые дают представление о размахе трагедии.

Методы исследования

В работе использовались следующие методы исследования: историко-генетический и проблемно-хронологический.

Глава I. Формирование основных понятий расовой теории германского фашизма

Одним из величайших преступлений ХХ века, бесспорно, является развязанный гитлеровским режимом геноцид. И понятие «фашизм» для нас связано, не в последнюю очередь, с трагедией Холокоста. Но, как, ни парадоксально, фашисты имели к ней весьма отдаленное отношение. Отождествление фашизма и нацизма досталось нам в наследство от советских времен и стало устоявшимся стереотипом. Лишь изредка отдельные историки и политологи замечают, что фашизм и нацизм — отнюдь не тождественные понятия.

Фашизм и нацизм — разные, хоть и во многом схожие движения. Общие черты двух идеологий назвать нетрудно: тотальное неприятие демократических ценностей, стремление к жесткой однопартийной диктатуре, культ вождя, ненависть к марксистам и либералам, наконец, безоговорочное преобладание национальных интересов над индивидуальными и классовыми. Есть, однако, и существенные различия.

Фашисты выдвинули привлекательный тезис о «единстве нации», парламентскую демократию должно сменить т. н. «корпоративное государство» на основе профессиональных групп (корпораций), выполняющих определенные функции. Отдельным классам и партиям фашизм противопоставлял политическую нацию.

Нацизм подавляет и преследует все, что не подчиняется ему полностью. Нацизм способен проводить свои ужасные репрессии благодаря могущественной массовой партии, насчитывающей миллионы членов. Помимо того, эту партию поддерживают многочисленные вспомогательные организации («гитлеровская молодежь» и т. д.). Здесь на передний план выходит забота о «чистоте нации», нетерпимость к инородцам, биологизм с обмеркой черепов, высчитыванием процента арийской крови и т. п. Именно для нацизма характерна идея о «расе господ», призванной править Землей и «неполноценных расах».

Расовая теория являлась идеологическим средством для обмана, непрерывно менявшего свое содержание, но сохранявшего все те же методы и цели.

Германский национал-социализм не был родоначальником расовой теории и расизма. Эти идеи появились в европейской культуре задолго до появления «фашизма» и «нацизма». Интерес к данным теориям начинает активно проявляться в ХIХ веке.

Ра́совая тео́рия — комплекс идей о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, общественный и государственный строй. Иногда (например, как у Людвига Фердинанда Клаусса) расовая теория не сводится к чисто биологическим факторам.

На основе расовой теории легко прийти к выводам о неравноценности рас и о делении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве, а удел вторых — повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими. Таким образом, любой расизм строится на какой-либо расовой теории, и грань между расизмом и расовой теорией тонка. Иногда расовую теорию прямо отождествляют с расизмом.

Расизм — совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.

Расовые теории занимают значительное место в европейской культуре второй половины XIX — первой половины XX веков. К теоретикам расовых теорий относят графа Жозефа Артюра де Гобино, Хьюстона Стюарта Чемберлена, Жоржа Ваше де Лапужа, Людвига Вольтмана. Сторонниками этих теорий были Рихард Вагнер и Фридрих Ницше. В своём радикальном варианте расовая теория стала своеобразной религией крови [6].

Основателем «научного расизма» (и в частности — нордизма) принято считать французского историка Жозефа Артюра де Гобино, предложившего в своём «Опыте о неравенстве человеческих рас» (1853—1855 гг.) тезис о влиянии расовых составов рассматриваемых обществ на особенности их культур, социальных строев, экономических моделей, и в конечном итоге — на их цивилизационную успешность. По мнению Гобино, длительное время в истории превосходство над другими расами в организации общества и культурном развитии проявляла нордическая раса. Его поддерживал и Жорж Ваше де Лапуж (Ляпуж). В связи с этим начинает развиваться нордизм или нордицизм (нем. Nord — север) — разновидность расизма; теория, в основе которой лежит утверждение о превосходстве северной (нордической) расы над другими расами человечества [11]. По мнению апологетов нордизма, человечество обязано всеми достижениями цивилизации именно этой расе. Она представляет собой «высшую расу».

Идея отбора людей по наследственным признакам восходит еще к древности, и обсуждается, например, в «Государстве» Платона.

В 1883 году Фрэнсис Гальтон вводит термин «евгеника». В первые десятилетия XX века евгеника пользуется особой популярностью. Евге́ника (от греч. ευγενες — «хорошего рода», «породистый») — учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Учение призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде.

Жозеф де Гобино в «Опыте о неравенстве человеческих рас» впервые совместил идею евгеники с общими наблюдениями внешних различий людей разных народов, положив начало теориям расового неравенства (как внешнего, так и духовного), имевшим успех в Европе вплоть до окончания Второй мировой войны.

Расовая теория Гюнтера близка к нордицизму, хотя Гюнтер не утверждает, что нордическая раса является высшей. Согласно расовой теории Гюнтера — теории градации рас, их способностей к развитию, труду и, наоборот, склонностей к деградации, а также некоторым другим аспектам генезиса цивилизации [10] — в европеоидной расе он выделяются следующие типы: Нордический, Западный, Восточно-балтийский, Восточный, Фальский, Динарский. По умственной одарённости на первое место Гюнтер ставит нордический тип.

В первой половине XX века основным источником и носителем расовой теории в Европе стал немецкий национал-социализм.

Нацистская расовая теория — теория расового превосходства «арийской» расы, в первую очередь над евреями и другими «неполноценными расами» (цыганами, славянами), была взята на вооружение нацистами сначала для оправдания дискриминационной политики, а затем для оправдания проведения масового уничтожения не только народов, наряду с ликвидацией людей, мешающих «чистоте» арийской расы: тяжелобольных, детей-калек, душевнобольных, в том числе и детей, страдающих психическими заболеваниями, наркоманов, мужчин-гомосексуалистов. На основе нацистской расовой теории в Третьем рейхе была разработана концепция расовой гигиены [8].

С точки зрения идеологов нацизма, арии представляли собой особую расу, внешними признаками которой считалась светлая кожа, светлый цвет волос, и особенно, такой устойчивый в генетическом отношении признак как светлый тип радужной оболочки глаз (оттенки голубого или зелёного).

Так как расовая теория являлась лженаучной, то она подпитывалась пропагандой и была тесно с ней связана. Образ евреев, как внутренних врагов демонизировался, внешний враг — большевистская Россия, народы ее составляющие, изображались в виде неполноценных рас со звероподобным внешним обликом.

Многочисленные источники свидетельствуют о том, что причина ненависти Гитлера к евреям была и личная. На этой счет существуют различные доводы и предположения, которым уделяется огромное внимание в современной мировой прессе.

Как угроза расовой чистоте немцев, помимо евреев, воспринимались с точки зрения нацистской расовой теории и цыгане. Так как официальная пропаганда провозглашала немцев представителями чистой арийской расы, происходящей из Индии, то именно здесь и заключалась известная сложность для теоретиков нацизма. Цыгане близки нынешнему населению Индии с объективной расовой точки зрения и говорят на языке индоарийской группы. Выход был найден в решении, согласно которому европейские цыгане являются смешением арийцев и самых низших рас мира.

С марта 1936 на цыган так же как и на евреев распространялись положения «нюрнбергских законов»: им было воспрещено вступать в браки с немцами и участвовать в выборах, а также с цыган было снято гражданство Третьего рейха.

В 1940 году нацисты начали реализацию программы T-4 по стерилизации и физическому уничтожению «неполноценных элементов». В основном, это были пациенты психиатрических больниц, в том числе и дети, страдающие психическими заболеваниями, а также лица, страдающие от врожденных дефектов, в том числе дети-калеки. В рамках этой программы было уничтожено 275 тыс. человек.

Вскоре нацисты построили сеть лагерей смерти для уничтожения целых народов, относящихся по их мнению к низшим расам. В первую очередь были уничтожены евреи, цыгане, все народы СССР, славянские народы (русские и поляки в первую очередь). Народы Советского Союза подлежали уничтожению, как «больные» «заразой большевизма».

Геноци́д (от греч. γένος — род, племя и лат. caedo — убиваю) определяется как действия, совершаемые с намерением уничтожить, частично или полностью, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую [12].

Наиболее известными фактами геноцида в XX веке являются истребления нацистской Германией евреев (Холокост) и цыган (Геноцид цыган) во время Второй мировой войны.

В русском языке слово «холокост» при обозначении понятия, которое не является именем собственным, принято писать с маленькой буквы, под этим термином понимается любой акт геноцида, а по отношению к убийству евреев это слово пишется с большой буквы. Некоторые источники полагают, что в настоящее время этот термин фактически употребляется именно для обозначения геноцида евреев в годы Второй мировой войны и в качестве обозначения конкретного исторического события пишется с большой буквы.

Глава II. Холокост как феномен расовой политики германского нацизма

Геноцид евреев в Европе, проводимый нацистской Германией в 1933—1945 гг., обычно называют греческим словом «Холокост», а иногда словом «Шоа» на иврите. «Холокост» (Holocaust) происходит от древнегреческого слова Holocaustosis, означающего «жертвоприношение», «всесожжение», «уничтожение огнем». Впервые это понятие было использовано будущим лауреатом Нобелевской премии мира писателем Эли Визелем (часто встречается также как Везель) как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения [14]. В 2005 г. в интервью Би-би-си Э. Визель заявил, что отказывается от употребления слова Холокост по отношению к евреям. Холокост — одна из глобальных катастроф ХХ века, поставившая под сомнение все нравственные устои человечества, дегуманизировавшая общество, давшая злу силу к дальнейшему распространению по Планете.

Эта катастрофа повлекла за собой огромное количество жертв [22].

Традиционно жертвами Шоа считаются 6 миллионов евреев Европы, хотя полного поимённого списка жертв со стороны евреев не существует. К концу войны нацисты уничтожали даже следы от лагерей смерти. Перед приходом советских войск вывозились либо уничтожались уже захоронённые станки людей, о чем сохранились различные свидетельства.

Данные о жертвах геноцида цыган сильно отличаются друг от друга. Поскольку общественные организации цыган Восточной Европы были менее организованными, довольно трудно оценивать фактическое количество жертв, все же полагают, что оно варьируется от 200 000 до 2 000 000.

Среди первых, кого отправили в нацистские лагеря и тюрьмы были и тысячи Свидетелей Иеговы. В 1933 году в Германии их насчитывалось около 25000 человек.

Определить число этнических русских из советских людей, подвергшихся уничтожению, не представляется возможным. Немцы называли русскими, относящимися к славянам, советских военнопленных вообще. Всего было уничтожено более 3 млн. советских военнопленных. Этнических русских предполагалось уничтожить полностью, как «зараженную» большевизмом «неполноценную» нацию, за исключением лишь небольшого числа русских, которые должны были использоваться для обслуги «арийской расы». Остальные славяне подлежали частичному уничтожению. Особо жестокой политике геноцида подвергались поляки. Был запрещен польский язык, закрыта вся польская пресса, арестовано почти все духовенство, закрыты все польские вузы и средние школы и т. д.

Уничтожались и немецкие граждане, имевшие родителей — выходцев из Африки или афро-американцев. Число жертв по разным источникам от 400 до 3 000.

Помимо физического уничтожения людей, Холокост — самый масштабный и изощренный грабеж во всей мировой истории. В 30-е годы нацистское государство отобрало у евреев все, что было возможно отобрать: дома, квартиры, произведения искусства, предметы быта и даже фамильные ценности. Были конфискованы банки и предприятия, которыми владели евреи. Нацисты до нитки ограбили тех, кого депортировали в концентрационные лагеря. Все личные вещи — одежда, обувь, очки, кольца, детские коляски — конфисковывались немедленно по прибытии. Многое из награбленного имущества отправляли в Германию для раздачи немецкому населению. Нацисты грабили даже трупы своих жертв. Вырванные золотые зубы переплавляли. Срезанные до или после газовых камер женские волосы шли на изготовление теплых носков и одеял для экипажей подводных лодок. Золу от сожженных тел применяли в качестве удобрения на полях.

Одним из наиболее известных документальных свидетельств о Холокосте стал дневник еврейской девочки Анны Франк. Сегодня это одна из самых читаемых книг в мире [17], [18].

Анна Франк родилась в 1929 г. во Франкфурте-на-Майне. Вскоре после прихода Гитлера к власти в 1933 г. Анна вместе со своей семьей бежала в Нидерланды. Как и многие другие немецкие евреи, ее отец Отто, мать Эдит и сестра Марго верили, надеялись, что теперь нацистским преследователям до них не добраться. Но в мае 1940 г., когда немецкая армия оккупировала Нидерланды, налаженной жизни семьи пришел конец. Как многие евреи в Нидерландах, Отто Франк приготовил для своей семьи тайное укрытие. В июле 1942 г. Франкам пришлось им воспользоваться. Несмотря на помощь соседей-неевреев, семье не удалось уйти от рук гестапо. Их арестовали по доносу 4 августа 1944 г. Как и других голландских евреев, семью Франк отправили в сборный лагерь Вестерборк. Месяц спустя всю семью депортировали в Освенцим. Эдит Франк скончалась незадолго до освобождения Освенцима в январе 1945 г. Анну вместе с сестрой Марго отправили в Германию в концлагерь Берген-Бельзен. В апреле 1945 г. Лагерь освободили, но сестры умерли от тифа за несколько недель до прихода английских войск. Отто Франк пережил Освенцим и, в конце концов, вернулся в Амстердам, где друзья семьи и передали ему дневник Анны, который они хранили все это время. После войны Отто вернулся в свой бизнес и посвятил свою жизнь памяти младшей дочери, опубликовав ее дневник. Он умер в 1980 г. в Швейцарии, зная, что дневник Анны был переведен на десятки языков и прочитан миллионами.

Дом-убежище семьи Франк в Амстердаме в 1957 году был превращен в музей — Дом Анны Франк. В нем размещены выставки, проводятся экскурсии. В 1992 году был выпущен фотоальбом «Мир Анны Франк» с малоизвестными фотографиями семьи Франк, их друзей, а также снимками Нидерландов во время оккупации нацистами.

Заключение

Расовая теория зародилась в рамках европейской культуры, извратилась в рамках нацизма, воплотилась в ужасах Холокоста через уничтожение евреев, а также других народов и групп: цыган, поляков и других славян, советских военнопленных, людей с психическими расстройствами и инвалидов, представителей социальных меньшинств, Свидетелей Иеговы, франкмасонов, чернокожих жителей Германии.

Сегодня тема Холокоста в цивилизованных государствах является основой толерантности. Человечество, если оно хочет сохранить себя, обречено на толерантность, на поиск стратегии согласия людей, различающихся цветом кожи, национальностью, вероисповеданием, взглядами и убеждениями. Можно полностью подписаться под строками, упомянутыми в книге шведских исследователей С. Брухфельда и П. Левина «Передайте об этом детям вашим…»: «Можно представить худшее, но как представить непредставимое», так как, сколько бы книг не выходило о Холокосте как непосредственном проявлении фашистской идеологии, катастрофа Холокоста не вмещается в сознание человека, прямо или косвенно не затронутого этой катастрофой. Но что такое цифры? Они столь огромны, что легко могут превратиться в абстракцию, утерять подлинный, человеческий смысл. Но за каждой цифрой — дети, родители, родственники, каждое имя — это друг, сосед, любимый, это навеки потерянное будущее. Наша страна после многолетнего молчания сделала свой выбор и входит в общий ряд цивилизованных стран, для которых катастрофа Холокоста воспринимается как общечеловеческая, а не только национальная трагедия.

27 января благодаря Организации Объединенных Наций и большинству стран мира является Международным Днем Памяти Холокоста. Именно 27 января наши войска освободили крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим.

В Германии память о Холокосте — это хорошо организованный и, можно сказать, почти вездесущий феномен. Законом запрещено отрицать свою причастность к событиям тех лет. Во многих городах и деревнях есть памятники, повсюду на местах концентрационных лагерей стоят музеи. В Берлине, как месте планирования преступления, больше всего памятников. Все еврейские семьи, потерявшие родственников, получили компенсации (настолько, насколько это могла себе позволить экономика Германии).

30 января 2011 г. на берегу Балтийского моря установили мемориал, который напоминает о событиях почти не известных даже историкам. В годы войны в поселке Янтарный действовал один из нацистских лагерей смерти. В конце 45-го почти все заключенные погибли. Историки до сих пор не могут назвать точную цифру убитых в Пальмникене — так раньше назывался поселок Янтарный – в конце января 1945 года. Здесь, на берегу Балтийского моря, по разным данным, были уничтожены от 3 до 7 тысяч узников немецкого концлагеря Штудгоф. О страшном «марше смерти» еврейских заключенных стало известно совсем недавно. Испугавшись приближения советской армии, нацисты попытались скрыть следы преступлений. Ночью, в 20-градусный мороз, голодных и полураздетых пленных пригнали из Кёнигсберга в Пальмникен. Многие падали, не в силах идти, их расстреливали по дороге. Тех, кто дошел до берега, загнали в ледяную воду и открыли стрельбу. 10-метровый гранитный памятник сделали в Испании и морем доставили в Калининград. На открытие мемориала памяти жертвам Пальмникенской трагедии в Янтарный приехал его автор — всемирно известный израильский скульптор Франк Майслер, испытавший холокост на себе. Его родители погибли в Освенциме, а сам он чудом спасся. Трагедию в Пальмникене считают последним актом холокоста. Из 10 тысяч узников Штутгофа спастись смогли не более 15 человек [19].

Научно-просветительный центр «Холокост» создан в июне 1992 г. Первая на постсоветском пространстве организация, цель которой — увековечение памяти жертв Холокоста, создание музеев и документальных экспозиций, внедрение темы в образовательные программы школ и ВУЗов, проведение мемориальных вечеров, установка памятников, сбор свидетельств и воспоминаний. В 1997 г. создан Межрегиональный Фонд «Холокост». Отделения Фонда находятся в Санкт-Петербурге, Владимире, Ростове-на-Дону, Смоленске, Таганроге, Бресте [21].

Первая организация узников фашизма в Кемеровской области была создана в 1994 году в г. Кемерово (Кемеровская городская организация БМУ, председатель П.И. Кабанов). На сегодняшний день в Кемерово существует Кемеровское областное отделение Общероссийской общественной организации «Российский союз бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей (РС БНУ)» [20]. Так как пенсионное законодательство РФ не предусматривает распространение льгот участников Великой Отечественной войны на бывших узников фашизма, организация в своей работе направляет усилия на признание бывших узников фашизма участниками Великой Отечественной войны и включение их в Закон РФ «О ветеранах» и в пенсионное законодательство. Продолжается работа по антифашистскому, патриотическому воспитанию молодежи в школах и вузах. Осуществляется сбор сведений о военной и послевоенной судьбе узников фашизма для публикаций в СМИ и издания книг. Организация принимает активное участие в мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне. 9 апреля 2009 г. была проведена встреча, посвященная Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей. Место встречи — областная детская библиотека.

В современных средствах массовой информации можно найти много изречений о том, что Холокост — это пиар-акция, он является самым жутким обманом всех времен, миф о шести миллионах евреев — всего лишь метод, с помощью которого Израиль получает огромные репарации от Германии, начиная с 1953 года, Холокост не принадлежит прошлому, а является «всегда современным» элементом сугубо современных и совсем не безобидных стратегий при политических и идеологических конфликтах, Холокост, или как в Израиле его называют Шоа, — сегодня, несомненно, один из наиболее раскрученных и узнаваемых еврейских брендов, Холокост оплатили сионисты, чтобы создать «империю Израиль» и др.

Отрицание и пересмотр феномена Холокост сегодня расценивается Организацией Объединенных наций как подрыв мировой стабильности. Важными побудительными мотивами отрицания Холокоста являются неонацизм и антисемитизм. Отрицание Холокоста играет существенную роль в международном неонацистском движении, поскольку позволяет снять с нацизма вину за гибель миллионов евреев и таким образом реабилитировать его. Это, по мнению ряда исследователей, объясняет, почему отрицание Холокоста распространено среди европейских и американских крайне правых. Такие взгляды также распространены среди многочисленных националистических группировок, в частности среди расистов и национал-анархистов.

Министерство образования и науки РФ включило тему Холокоста в учебный план средних школ по истории.

Я считаю, что мы не должны забывать того, что происходило в прошлом, чтобы похожие события не повторились в будущем.

 

Список литературы:

  1. Брухфельд С. Передайте об этом детям вашим… История Холокоста в Европе 1933—1945 // Стефан Брухфельд, Пол А. Левин. — Правительство Швеции. Проект «Живая история» — Москва «Текст», 2000. — 104 с.
  2. Нольте Х.-Х. Память о Холокосте восточнее и западнее реки Буг в Германии. // Политическое насилие в исторической памяти Германии и России: сборник научных статей. — Кемерово: «Кузбассвузиздат», 2007. — С. 386—391.
  3. Райх В. Психология масс и фашизм / В. Райх. — М.: АСТ; СПб.: Университет. кн., 1997 — 379, [1] с.
  4. Haffner S. Anmerkungen zu Hitler. Kindler, München 1978, ISBN 3-463-00719-3; Fischer-Taschenbuch-Verlag, Frankfurt 1981, ISBN 3-59623-489-1.
  5. Rosenberg A. Der Mythos des 20. Jahrhunderts. —München, 1933. Erstes Buch.
  6. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/  %D0  %E0  %F1  %EE  %E2  %E0  %FF_  %F2  %E5  %EE  %F0  %E8  %FF
  7. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://mesotes.narod.ru/lukacs/gum/gum1.html
  8. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://ru.science.wikia.com/wiki/Нацистская_расовая_теория
  9. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://state.rin.ru/cgi-bin/main.pl?id=10
  10. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://setstolica.ru:8080/index.php/Расовая_теория_Гюнтера
  11. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://setstolica.ru:8080/index.php/Нордизм
  12. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/  %C3  %E5  %ED  %EE  %F6  %E8  %E4
  13. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://setstolica.ru:8080/index.php/Нацистская_расовая_политика
  14. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://ru.science.wikia.com/wiki/Холокост
  15. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.epochtimes.ru/content/view/8680/34/
  16. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.duel.ru/publish/graf/graf.html
  17. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://whoyougle.ru/texts/anna-frank-diary
  18. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Iudaizm/100evr/12.php
  19. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.ntv.ru/novosti/219101/
  20. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.socium42.ru/o-sovete/vizitki/84
  21. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.holocf.ru/
  22. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Холокост
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (11)

# julia 21.11.2012 03:14
Актуальная тема в современных условиях.Удачи участнику!
# Иван Иваныч 21.11.2012 21:30
Хорошая работа, выполнена на хорошем теоретическом уровне, где цели и задачи,поставленные автором исследования, последовательно выполняются в соответствующихглавах. Достоинством работы является четкая формулировкаисследовательских задач.Работа хорошо структурирована. Стиль изложенияматериала соответствует нормам научной речи. Работа свидетельствует о хорошем уровне теоретической подготовки автора, о ее умении творчески подойти к исследуемой теме, четкопоставить перед собой цели и задачи, правильно выбрать методы. Тема актуальна. Выражаю благодарность автору и ее научном руководителю.
# Ксения 21.11.2012 22:05
Отличная работа, участница очень хорошо подготовлена, желаю успехов!
# Наталья 21.11.2012 22:48
хорошая и интересная работа. Согласна с автором, что не следует забывать события прошлого, чтобы подобное не повторилось вновь. Удачи автору в дальнейщих научных исследованиях!
# Денис Анатольевич 22.11.2012 00:31
Статья содержательная, на актуальную тему. Участница - молодец!
# ВалентинаАфанасьевна 22.11.2012 00:55
Молодец! Отличная работа,интересная тема!!!Успехов!!!
# Юрий Владимирович 22.11.2012 21:39
Молодец, отличная работа!!!!!!!!!
# Ольга Анатольевна 22.11.2012 21:41
Тема актуальная и очень серьезная. Хорошая работа, выдержана в научном стиле.Успехов участнице!
# Ильфир Мухамедьяров 22.11.2012 22:30
24 февраля 1920 года Гитлер, «крестный отец» национал-социализма, организовал в пивном зале Хофбройхаус (Hofbräuhaus) первое из многих больших публичных мероприятий нацистской партии. В ходе своего выступления он провозгласил составленные им, Дрекслером и Федером двадцать пять пунктов, которые стали программой нацистской партии. «Двадцать пять пунктов» сочетали пангерманизм, требования отмены Версальского договора, антисемитизм, требования социалистических преобразований и сильной центральной власти
# julia 23.11.2012 15:24
16 ноября отмечался Международный день толерантности. В последние годы наблюдался резкий рост числа случаев проявления нетерпимости, экстремизма и насилия во всем мире. Эту вызывающую тревогу тенденцию отчасти подпитывает растущая тенденция к определению различий с точки зрения самобытности, а не с точки зрения мнений или интересов. В результате, отдельные люди и целые общины становятся объектами насилия и жестокости лишь только в силу их этнической, религиозной, национальной или иной самобытности. Каждый из нас должен стремиться поддерживать принципы терпимости, плюрализма, взаимного уважения и мирного сосуществования.
# Кирилл 24.11.2012 23:19
Очень рад, что сегодняшняя молодежь интересуетя данной темой. Данную работу нахожу очень хорошей. Желаю удачи.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.