Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 13(57)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Каримова М.М., Смолова Т.Ю. КОНЦЕПЦИИ ПРАВОПОНИМАНИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 13(57). URL: https://sibac.info/journal/student/57/136944 (дата обращения: 02.05.2024).

КОНЦЕПЦИИ ПРАВОПОНИМАНИЯ

Каримова Милена Муратовна

студент факультета государственного и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы,

Россия, г. Саратов

Смолова Татьяна Юрьевна

канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры теории права, Российская академия народного хозяйства и государственной службы,

Россия, г. Саратов

Аннотация. В данной статье рассматриваются сущность, содержание основных теорий правопонимания. В основе каждой теории лежит свое толкование права, его сущности, социальной ценности и предназначения, его взаимосвязь с государством.

Annotation. The article deals with the essence and content of the main theories of legal understanding. Each theory is based on its own interpretation of law, its essence, social value and purpose, its relationship with the state.

 

Ключевые слова: Право; правопонимание; правосознание; основные теории (школы) права; сущность права.

Keywords: Law; legal understanding; legal consciousness; basic theories (schools) of law; essence of law.

 

Проблема теорий правопонимания не является для современной юридической науки решенной. Для начала необходимо рассмотреть, что в юридической науке рассматривается под терминами «право» и «правопонимание». Замечание известного философа Иммануила Канта: «юристы до сих пор ищут своё определение права» остается объективным и в наши дни. [1] Юридическая наука обречена на вечные поиски определения права, поскольку постоянно ощущается неудовлетворенность уровнем знаний о праве и желание его усовершенствовать с каждым годом не становится меньше. Правопонимание – представляет, прежде всего, мыслительный процесс человека с целью познания права, его оценки и выражения своего отношения к нему. [2] Нужно признать, что учения, которое бы удовлетворяло интересы всех, не существует, поэтому имеющиеся теории в своей основе формируют определенный вид понимания. Российский ученый-правовед Н.И. Матузов писал, что «Ни одна теория не может претендовать на исключительность, фетишизироваться и обожествляться как единственно возможная и пригодная для всех народов». [3] Уровень развития современной науки позволяет классифицировать различные виды правопонимания.

Среди них можно выделить следующие:

  1. Естественно-правовая теория. Зародилась в Древней Греции и Древнем Риме. Ее основными представителями были Сократ, Аристотель, Г. Гроций, Дж. Локк, Вольтер, Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев. Идея данной теории заключается в делении всего существующего права на естественное и позитивное. Позитивное – право, которое официально признано государством и выражается в законах и иных нормативно-правовых актах государственной власти. Естественное право исходит из природы человека, его разума, это право неотчуждаемое и должно принадлежать личности независимо от признания его государством (право на жизнь, право свободу, право на равенство). Позитивное право не должно противоречить требованиям естественного, иначе оно будет заменено на позитивное право, которое основывается на естественном. Само естественное право не является правом в юридическом смысле. Важная роль здесь отводится позитивному праву, которое основывается на естественном. Критика: иногда представление о праве как справедливом или несправедливом невозможно воплотить в правовой действительности. Найти абсолютный критерий не всегда возможно, т. к. мораль и нравственность историчны.
  2. Историческая школа права. Начала свое существование в первой половине XIX века в Германии (представители: Густав Гуго, Фридрих Савиньи, Георг Пухта). Вопрос о происхождении права для исторической школы ставился совершенно иначе. Историческая школа на первое место ставит позитивное право, утверждает, что теорию права нельзя вывести из разума человека, и предлагает обратиться к истории происхождения права. Данная теория отрицает наличие права единого для всех народов. Ее основная идея заключается в том, что у каждого народа есть свойственное только ему право, отличающееся от права другой страны и отражающее культуру своего народа. Раньше думали, что язык изобрел Бог и поделился им с людьми. Это было бы установление языка путем закона. Другие считали, что язык возник на основе соглашения. Однако каждый знает, что язык возник стихийно и что на его развитие оказывают влияние те, кто считается хорошо говорящим.  Немецкий юрист Г. Гуго сравнил право с языком: «Подобно тому, как язык не устанавливается по чьему-либо указанию, так и право создается путем самостоятельного развития. Право признается продуктом народной жизни, проявлением народного духа».

Сторонники исторической школы права относились к кодификации права негативно, они считали, что «такая кодификация вредна, так как законодатель может исказить волю народа».[1] Критика: право вытекает из народного духа, принимая его неизменность. Но даже, когда предполагается развитие духа, оно воспринимается как простое, развёртывание в историческом процессе.

Право должно быть призвано народным духом, появляться во всех членах народа и проводить к единому правосознанию. Также данная теория гласит, что роль государства заключается в признании и закреплении законов. Основным источником права является обычай, который должен быть официально закреплен государством.

  1. Нормативистская (позитивистский нормативизм) теория права. Данная теория получила свое распространение в XX в. Представителями данного направления являлись Новгородцев, Трубецкой, Штаммлер, Кельзен. В пределах этого учения государство отожествлялось с правом. «Право представляло собой совокупность общеобязательных норм, которые содержат правила должного поведения. Общеобязательность права выводилась не из нравственности, а из авторитета верховной нормы, исходящей от государства. Нормы права при этом выстраиваются в определенную иерархию, на вершине которой находится основная норма. Основанием пирамиды норм являются индивидуальные, правоприменительные акты, прежде всего решения судов, договоры, предписания администрации, которые не должны противоречить основной норме. Каждая последующая норма занимает свое определенное место в данной пирамиде в соответствии с обладаемой ею юридической силой». Сторонники данной теории считают, что юридическая наука должна изучать действующее, а не желаемое право.
  2. Классовая (марксистская, материалистическая) теория права. Завершенной данная теория стала в XIX – XX вв. в трудах Маркса, Энгельса, Ленина. Государство не может проводить политику, осуществлять свои функции, не предписывая в правовых нормах строго определенные требования для населения страны. Реализация же этих норм обеспечивается силой государства, в том числе и с помощью принуждения. В.И. Ленин также подчеркивал, что «право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права». [4] Право рассматривается в тесной взаимосвязи с государством, которое его формирует и поддерживает в процессе реализации. Право есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Роль классовых основ в праве ставится выше роли общечеловеческих, жизнь права ограничена рамками классового общества. Возникновение и существование права необходимо только для того, чтобы нормативно регулировать общественные отношения в пользу господствующего класса. В соответствии с материалистической концепцией, классово-экономические причины лежат в основе возникновения и функционирования права. Следовательно, пока развивается общество, развитие права будет продолжаться. Критика: На процесс образование государственности оказали воздействие следующие факторы: экономические, политические, идеологические, психологические, военные и др.
  3. Психологическая теория права. Сложилась данная теория в XX в. Последователями этой теории являлись Г. Тард, А. Росса, Г. Гурвич, М.А. Рейснер. Основательно разработана данная концепция была в России российским учёным, правоведом и социологом Л.И. Петражицким. Он считал, что право явление индивидуальной психики, не имеющее объективного существования. Все правовые переживания делятся на два вида – переживания, установленного государством (позитивного) и лично-автономного(интуитивного) права. Интуитивное право рассматривается как действующее право, и в отличии от позитивного, выступает регулятором поведения в обществе. П.А. Сорокин, на которого значительно повлияли идеи Л.И. Петражицкого, писал, что “всякое право состоит из определенных психологических переживаний и из определенных символов, правовых учреждений, зданий суда». [5, с. 480] Данная концепция правопонимания различает официальное и неофициальное право. Официальное право устанавливается и обеспечивается государством. Неофициальное право действует в качестве права, хотя лишено государственного вмешательства, получается, что наряду с официальным правом выводится неофициальное, это означает, что правовые нормы могут создаваться ни только государством, но и в результате психической деятельности как отдельных индивидов, так и всего общества в целом, объективирующих первую категорию явлений. Психологическая теория ориентируется на учет психологических закономерностей в процессе правоприменения, на зависимость правотворческого процесса от правосознания. Источником права объявляется законодательство, а не психологическая реальность.
  4. Социологическая теория права. Наибольшее распространение данная теория получила в XX в. в трудах Эрлиха, Жени, Муромцева, Котляревского, Ковалевского. Под правом здесь понимаются прежде всего юридические действия, юридическая практика, применение права, правопорядок, то есть право нужно искать не в норме, а в реальной жизни. В основу понятия права положено общественные отношения, защищенные государством. Нормы законов государством не отрицаются, но и не признаются. Право — признается порядком в отношениях между людьми, а общественные отношения - признаком права. Критика: отрицание нормативности как важнейшего свойства права, недооценка в праве нравственных положений.

Вопрос понимания права по сей день остается одним из актуальных в юридической науке, поскольку на каждом этапе развития общества в праве открывают все новые аспекты его соотношения с другими явлениями и сферами общественной жизни. Советский ученый-правовед Д.А. Керимов писал, что все участники дискуссии о определении права «разделились на две основные группы: на тех, кто безоговорочно выступает в защиту традиционного определения права, и тех, кто считает необходимым его уточнение, изменение и развитие. По Д.А. Керимову, первая из этих групп условно именуется в литературе группой «узконормативного» правопонимания, вторая – группой «широкого» правопонимания». В рамках «узконормативного» подхода право рассматривается как система формально-определенных, общеобязательных норм, санкционированных и охраняемых государством от возможных нарушений. Данный подход важной ценностью считает возможность реального использования права в регулировании общественных отношений. «Широкое» понимание права прежде всего направлено на познание сущности права, на изучение смысла права, общеправовых принципов и начал. [6, с. 177-178] Право здесь рассматривается как форма свободы, понятие «право» включает в себя такие правовые элементы, как правоотношения, правосознание, субъективные права. Целью и источником права признаются общественные отношения, соответствующие правовым принципам справедливости. Оба подхода воспринимают понятие права, как совокупность норм, установленных и охраняемых государством. Заслуга представителей современного понимания права заключается в том, что они объединили формальные признаки права и те объективные обстоятельства, придающие праву свойство справедливого регулятора отношений в обществе, обеспечивающего равную меру свободы для находящихся в сфере правового регулирования. Они наполнили идеи Руссо, Кельзена, Локка, Гегеля, Маркса новым содержанием, которое соответствует нынешнему уровню развития общества и государства.

 

Список литературы:

  1. Правопонимание. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. Алексеев С. С. Теория права / Алексеев С. С. – М.: БЕК, 1994. – 224 с.
  3. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А. В. Малько; РАН. Саратовский филиал Института государства и права. - 3-e изд., перераб., и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013 – 640 с.
  4. Коркунов, Н. М. Лекции по общей теории права / Н. М. Коркунов. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 420 с.
  5. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. ТгП. СПб., 1909. с. 480.
  6. Керимов Д. А. Философские основания политико-правовых исследований. — М.: Мысль, 1986. — с.177-178.

Комментарии (1)

# Сергей 14.04.2019 19:24
Замечательная статья! Написана просто и ясно.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.