Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXIX Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 19 февраля 2024 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Теория и методика дополнительного образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Агафонова Е.В. ПОИСК МЕТОДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДШИ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LXXIX междунар. науч.-практ. конф. № 2(76). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 156-159.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПОИСК МЕТОДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДШИ

Агафонова Елена Владимировна

преподаватель СПб ГБУ ДО "ДШИ им. М.А. Балакирева",

РФ, г. Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ

Статья направлена на решение проблемы мотивационной заинтересованности при обучении сложным музыкально-исполнительским операциям в процессе овладения музыкальным инструментом. Проблема кроется в налаживании эмоциональной связи в цепочке “позитивное подкрепление - учебное действие - позитивное подкрепление”. Цель — найти методы и запустить механизм позитивного отношения к обучению, наладить системное получение положительных эмоций от успешного совершенного учебного действия.

 

Ключевые слова: мотивация; учебное действие; ситуация успеха; педагогические методы; образование; самооценка; развитие; личностный рост.

 

В актуальной повестке образовательного процесса, когда авторитарный стиль обучения сдает позиции и перестает убеждать современных детей, а объектный (традиционный) подход показывает неудовлетворительные результаты в вопросе результативности, тема мотивации заявляет о себе особенно остро. В своей работе я рассмотрю проблему мотивации у детей подросткового возраста 10-15 лет в контексте освоения дополнительной программы по предмету “Музицирование”. В соответствии с возрастными психологическими особенностями, со становлением своего социального “Я”, с изменением ведущей деятельности подростка, методы, хорошо работающие с младшими школьниками, перестают отзываться в критически настроенных умах. Свойственные детям младшего школьного возраста трудолюбие, послушание, работа за эмоциональное одобрение со стороны авторитетного взрослого, постепенно уходят из поведения подрастающего ребенка. По мере взросления у подростка появляются проблемы с пониманием актуальности обучения, ослабевает важность положительного эмоционального подкрепления родителем учебного действия ученика, падает уровень дисциплины и вследствие этого успеваемости. В своем педагогическом опыте я наблюдала, что у большинства современных детей предпочтение между учебным делом и скроллингом гаджета часто отдается последнему.

В этом заключается педагогическая проблема — дети выбирают самый быстрый и легкий способ получить позитивные эмоции от ощущения сделанного действия, от чувства коммуницирования, сообщенности с социумом, от чувства своего влияния по ту сторону экрана, и также заметный и быстрый рост, продвижение по ярко раскрашенным уровням в создаваемом виртуальном мире без реальных усилий. Дети идут по легкому пути в получении приятных впечатлений, отчего в головном мозге выделяется гормон дофамин и срабатывает сигнал в “центре удовольствия”, и поведение ребенка закрепляется. Вследствие этого ребенок привыкает получать приятные эмоции быстро, легко, без усилий. В то время как образовательный процесс в предпрофессиональной программе требует развития специализированных ЗУНов, и, конечно, бóльших умственных затрат для получения тех же приятных эмоций от совершенной качественной работы.

«Стереотип ориентированности на идеи «должного» и «необходимого» в образовательном процессе ведет к отчуждению ученика от компонентов процесса образования» [2, с. 84]. Конечно, образовательному процессу все сложнее конкурировать с легкой стимуляцией мозговых “центров удовольствия”, ведь здесь ребенку необходимо прикладывать реальные усилия, чтобы узнать, научиться, сформировать правильные привычки мышления, увидеть перспективу своего развития. Я лично сталкивалась с тем, что ребенок, эмоционально привыкший к своему гаджету, не находит времени на выполнение домашних заданий особенно в музыкальной школе, особенно по предметам, требующим регулярной наработки музыкально-исполнительского мышления и игрового навыка. Подобные ученики неохотно идут на урок, во время обучения ведут себя пассивно, с радостью отвлекаясь на телефон перед занятием и в перерывах. Такие дети имеют пониженный иммунитет к преодолению своего незнания и имеют склонность к окончанию своего обучения по предпрофессиональной программе музыкальной школы досрочно.

Убеждена, что решение проблемы мотивации в обучении сложным предпрофессиональным музыкально-исполнительским операциям кроется в налаживании именно эмоциональной связи в цепочке “позитивное подкрепление — учебное действие — позитивное подкрепление”, в которой нужно найти механизм запуска позитивного отношения к обучению и наладить системное получение положительных эмоций вследствие успешного совершенного учебного действия.

Таким образом, суть проблемы мотивационной заинтересованности лежит в отсутствии положительного эмоционального отклика на учебное действие. Методы решения данной проблемы, реализованные в моей педагогической практике, прошли отбор личным опытом и действительно помогли устранить нарушение эмоциональной обратной связи в цепочке “позитивное подкрепление — учебное действие — позитивное подкрепление”, и в результате запустили становление мотивации в образовательном процессе.

Решение проблемы мотивационной заинтересованности кроется в комплексном педагогическом подходе, основой которого должны стать субъект-субъектный стиль взаимодействия с ребенком и индивидуальная направленность обучения. «Весь музыкально-педагогический процесс должен быть сфокусирован на личности ребенка. В последние годы такая позиция в педагогике музыкального образования все более утверждается» [1, с. 48]. Ребенок должен чувствовать себя частью живого образовательного процесса, понимать, что  именно он творец своего результата. Для того чтобы добиться этого, необходимо даже в теоретическом, лекционном материале, где сложнее всего избежать императивного воздействия, ставить ребенка в ситуацию активного слушателя, но не пассивного приемника. Здесь педагог может применить технологию проблемного обучения, благодаря которой ученик начинает понимать актуальность изучаемого материала, особенно полезно, если актуальность будет раскрыта педагогом в ключе жизненного, прикладного примера.

Так мы органично вышли на следующий педагогический метод повышения мотивации к обучению: как можно больше задействовать жизненный опыт ученика в изучении учебного материала. Переводить сложные формулировки в понятные жизненные образы: музыкальные длительности — это целый пирог, поделенный пополам, на четверти и на восьмые кусочки, музыкальный такт — это квартира, а ритмическая доля — это комната, в которой могут поместиться в зависимости от своей величины те или иные длительности. Монотонная работа при изучении учебного умения особенно должна быть подчинена жизненному опыту. Например, в задание на изучение и отработку нотного письма можно дать ученику переписывать не просто какие-то ноты, а ноты любимого произведения, и затем исполнить его в дуэте с педагогом. Таким образом, материал урока появится вовсе не извне, но в результате увлечением любимой песней, а монотонная работа актуализируется и станет частью интересного творческого процесса.

Отсюда вытекает следующий педагогический метод — обучение важно строить на глазах ученика, каждая ступенька, которую ему предстоит преодолеть, должна быть им осознана и прочувствована. В таком случае интерес к обучению будет поддерживаться активным включением ученика как творца педагогического процесса, ведь ученик будет понимать цепь учебных событий по предмету, будет видеть перспективу обучения, сможет отслеживать ситуации успеха, и алгоритмы своих действий, к ним приведшие. В основе данного метода лежит важнейший педагогический принцип целеполагания, где каждая задача согласовано ведет ученика к достижению поставленных целей. Чтобы ребенку было проще понять учебную последовательность и стать в ней активным творцом, нужно организовывать образовательное пространство креативно, в соответствии с интересами ребенка. Например, можно построить ролевую игру, подобно компьютерным аркадам, где задания превращаются в миссии, уроки — в уровни с препятствиями и покорениями, собиранием бонусов, и штрафными очками. Вовлечение ученика в образовательный процесс за счет внешней привлекательности уроков, учебных игр, интерактивов, частой смены деятельности и ролей в ходе урока — все это помогает ученику держать активный фокус внимания, запуская цепочку “получаю удовольствие от обучения — преодоление — положительная эмоция в ситуации успеха”, тем самым втягиваясь в рабочий процесс.

Последнее, на что хотелось бы обратить внимание в формировании мотивационной заинтересованности учащихся, — развитие веры в себя и здоровой, активной самооценки. Для того чтобы ситуация успеха могла состояться, ребенок должен верить в то, что он может этого добиться. Здесь очень важно правильно установить коммуникацию во взаимодействии ключевой образовательной триады “педагог — ученик — родитель”, и совместно с родителем при проблеме заниженной самооценки ученика начинать ее выравнивать с решения маленьких задач, формируя алгоритм поведения преодоления, достижения, победы. Затем увеличивать степень сложности задачами для получения более сильного эмоционального отклика, тем самым устанавливая и закрепляя цепочку “позитивное подкрепление — учебное действие — позитивное подкрепление”.

 

Список литературы:

  1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования : учебник / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Прометей, 2020. — 502 с.
  2. Илюшин Л. С. Образовательная мотивация: теория и методология исследования. - СПб.: БАН, 2002. - 216 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Александр 07.03.2024 02:41
В статье перечисляются примеры как заинтересовать обучающегося ДМШ/ДШИ выполнять те или иные отдельные задания. Это представляет определённый интерес. При этом основное внимание уделяется именно подросткам (то есть 5-8 класс). Вряд ли следует соглашаться с тем, что нормой можно считать когда дети, обучаясь в ДМШ/ДШИ, к 12-15 годам путаются в длительностях. Тем более обучающиеся по предпрофессиональной программе! При этом примеры разбора длительностей явно относятся к детям младшего школьного возраста. При этом практически не упоминается о развитии в детях музыкальности как интегрального внутреннего качества личности обучающегося, которое во многом определяет для него эмоциональный смысл исполняемых произведений.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.