Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 27 ноября 2012 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Граф А. В ЧЁМ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ? // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

В ЧЁМ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ?

Граф А.Р.

 учитель русского языка и литературы ФКОУ В(С)ОШ ГУФСИН России по Иркутской обл., г. Ангарск

 

Каждый из нас знает: просвещение и воспитание будущего нации, служение своему народу. Но это и спасение нации, переживающей труднейшие времена. Сегодня уже нельзя не видеть последствий внедрения в души россиян колониального сознания: всё больше среди нас Иванов, не помнящих родства, равнодушных ко всему, и к судьбам Отчизны прежде всего.

Изощрённый путь к нравственному развалу и культурной деградации в России начался с наступления на духовное начало народа — его язык, его генетическую память, его великую литературу. Ведь русская литература — важнейшая часть культуры Российского государства, скрепляющий состав духовной жизни народа: это и культура, и история, и средоточие наших святынь. Когда же кричат о воспитании «европейского сознания», «новой ментальности», у нас отнимают историческую память!

В этих условиях словеснику предстоит решать труднейшую задачу всей нашей школы — воспитать личность с чувством национального достоинства, истинного патриота своего Отечества, уважающего страну, её героическую историю, её традиции и язык. Об этом мечтали наши великие учителя — русские классики. О служении людям говорил Н.В. Гоголь, призывал «стать русскими во-первых и прежде всего», то есть самими собой, Ф.М. Достоевский [1, http://www.pereplet.ru/text/dost.html].

Особое место среди классиков занимает Л.Н. Толстой, соединивший в своём творчестве два века русской литературы; «многообразие этого человека удивляло мир». Нельзя понять творчество великого человека в отрыве от его философских воззрений. Спорны и сложны взгляды Толстого на религию, приведшие к отлучению от церкви. Нас же интересует его педагогическая деятельность, которую знаменитый писатель считал своим настоящим призванием. Нельзя рассматривать наследие Толстого-учителя в отрыве от его теории непротивления злу насилием. Касаясь образования и воспитания, в том числе и религиозного, и самой религии в целом, Л.Н. Толстой нашел, как ему казалось, выход, отвечавший основным идеям философии ненасилия. Догматизму исторического христианства, жестким, насильственным методам образования и воспитания он противопоставил все ту же религию, но главным инструментом общения была любовь, противостоящая всем формам насилия. Формула такой религии была проста: «Жизненное проявление религиозного понимания, единение всего, достигаемое любовью, есть прежде всего братство людей: оно практический, центральный закон жизни, и оно-то и должно быть поставлено в основу воспитания, и потому хорошо и должно быть развиваемо в детях все то, что ведет к единению» [3, http://runivers.ru/philosophy/logosphere/58641/]. Л.Н. Толстой призывает не подчиняться злу военного и государственного насилия. Неучастие народа в насилии — это его путь к свободе. Любая борьба с насилием — военная, политическая, революционная — ведет к новому насилию, умножая зло.

Спустя столетие после смерти гения мировой литературы мы можем оценить его усилия по созданию и пропаганде философии ненасилия, родившейся в результате осмысления Л. Толстым наследия Сократа, Конфуция, Платона, Лао-цзы и др. Многие стороны толстовской проповеди подвергались осуждению ещё при жизни писателя. Критики, отмечая гениальность художественных прозрений Толстого-писателя, указывали на противоречия Толстого-философа. Замечания в адрес мыслителя собраны в фундаментальной антологии «Лев Толстой: pro et contra». Очень точны два замечания Стефана Цвейга о противоречиях теории Толстого: «Как прекрасна, как ясна, как неопровержима его основная мысль о жизни: Евангелие без насилия. Толстой требует от всех нас уступчивости, духовного смирения. Он напоминает нам, что необходимо предотвратить неизбежный, ввиду все возрастающего неравенства социальных слоев, конфликт, о необходимости предупредить революцию снизу, добровольно начав ее сверху, и своевременной истинно христианской уступчивостью исключить возможность насилия. Богатый пусть откажется от богатства, интеллигент — от высокомерия, художник пусть приблизится к народу; мы должны укротить наши страсти, нашу «животную натуру» и развивать в себе святую способность отречения. Великие требования, желанные всеми евангелиями мира, вечные требования морального возвышения человечества. Но, в отличие от обычных религиозных проповедников, этот деспотично нетерпеливый человек требует покорности сейчас же и от всех. Он требует, чтобы мы по его религиозному приказу тотчас отказались от всего, отдали и бросили все, с чем мы связаны чувством; он требует (в 60 лет) от молодых людей воздержания (не отличавшийся им сам в зрелом возрасте), от культурных людей равнодушия, даже презрения к искусству и интеллектуальности (которым он посвятил всю свою жизнь), он разрушает гневными ударами кулака весь наш духовный мир. Чтобы сделать абсолютное воздержание соблазнительнее, он оплевывает всю нашу современную культуру, наших художников, наших поэтов, нашу технику и науку, он прибегает к самым заковыристым преувеличениям, к грубой неправде и всегда в первую голову срамит и унижает себя самого, чтобы иметь возможность свободно вести атаку на всех остальных. Таким образом, он компрометирует самые благородные этические намерения с необузданной неуступчивостью» [5, с. 284].

И еще одно замечание, но в несколько иной плоскости: «Серьезность и объективность Толстого с небывалой силой углубили совесть нашего поколения, но его угнетающие теории представляют собой сплошное покушение на чувство радости жизни, монашески-аскетическое отталкивание нашей культуры в невосстановимое первобытное христианство» [5, с. 291].

Противоречия философии Л.Н. Толстого несомненны и вполне объяснимы. Их оправдывают чувство собственной правоты и темперамент писателя, неизменная потребность борьбы со злом и привлекательность этой победы. Философия ненасилия — неискоренимая мечта человечества, делающая нашу жизнь более справедливой.

В советские времена педагогика Л. Толстого подробно не изучалась по причине атеистического настроя общества. Учение же Льва Толстого — целая система, в центре которой жизнь самого философа как удивительный пример служения своему народу, пример учительства, пример высоконравственного человека. Теория Л. Толстого — подход к воспитанию как к духовному рождению человека, противоположный традиционному взгляду; это опыт духовной практики.

В большинстве историко-педагогических исследований Л. Толстой рассматривается как идеолог свободного воспитания в отрыве от его религиозно-философских воззрений. Механизм собственного усилия вместо насилия (наказания) — в основе его взглядов на становление и развитие человека. Данная установка ещё недостаточно востребована педагогами сегодняшнего дня (частично она воплощена в гуманной педагогике Ш. Амонашвили, в трудах В.Ф. Ремизова и др.). По Толстому, свободен тот, кто сознаёт себя живущим, свобода — в нравственном выборе между добром и злом. Слабый предпочтёт путь зла как более лёгкий. Добро же требует работы души, стойкости не отвечать на зло.

Не секрет, что в колониях подростки достаточно часто сталкиваются со злом, искоренить которое никому ещё не удавалось, и не только в подобных заведениях. Но светлым островком добра для наших воспитанников является школа, где трудятся настоящие энтузиасты, вкладывающие в воспитание и обучение душу. Задача школы — не только дать качественное образование бывшему «трудному» подростку, но и подготовить его к достойной жизни после, вернуть в общество полноценного человека, умеющего ценить добро и способного выбрать в дальнейшем правильный путь, в котором не будет зла.

Вернёмся же к задачам современного учителя. У российского учителя богатое наследие — труды лучших умов философии и педагогики, где важное место занимает толстовство как система педагогического воздействия, способствующая нравственному возрождению человека. По мнению великого педагога, «первона­чальный и высший закон — жить не для себя, а для взаимного служения». Без преувеличения, российская школа существует только благодаря самоотверженности педагогов, любящих своё дело и своих учеников. В условиях воспитательной колонии это более чем актуально, так как несовершеннолетний воспитанник, имеющий отрицательный жизненный опыт, успевший совершить зло, не закрыт от добра, он умеет ценить гуманное отношение взрослых, и даже более, чем ученики обычных школ. Добро быстрее находит дорогу к сердцу оступившегося, но вовсе не потерянного для общества человека.

Взять лучшее из богатого педагогического наследия — задача учителя, в чьих руках настоящее и будущее великой страны, в очередной раз переживающей не лучшие времена…

 

Список литературы:

  1. Достоевский Ф.М. «Мы в Европе лишь стрюцкие». Из дневника писателя 1877 г. «Искания и размышления» — М.: «Советская Россия», 1983 г..) — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.pereplet.ru/text/dost.html (дата обращения 01.11.2012).
  2. Лев Толстой: pro et contra. Антология. — СПб: Изд-во РХГИ, 2000.
  3. Малышев М.А. Философия ненасилия Л.Н. Толстого: истоки и смысл. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://runivers.ru/philosophy/logosphere/58641/ (дата обращения 01.11.2012).
  4. Ненасилие: философия, этика, политика. Под ред. Гусейнова А.А. — М.: Наука, 1993.
  5. Стефан Цвейг. Три певца своей жизни: Казанова. Стендаль. Толстой / Перевод с немецкого. Под ред. Б.М. Эйхенбаума. — М.: Республика, 1992. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://philologos.narod.ru/texts/zweig_tolstoyF.htm(дата обращения 01.11.2012).
  6. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т. 23 — М.: Терра, 1992.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Марина Анастасия 16.06.2015 00:00
Замечательная статья о педагогическом наследии великого русского человека. А главное, критический взгляд на учение Л.Н.Толстого его современников. Искренне - спасибо!

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.