Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXX Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 09 ноября 2016 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогика высшей профессиональной школы

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Иванова А.В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ГАММАМИ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXX междунар. науч.-практ. конф. № 11(68). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 10-16.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ГАММАМИ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Иванова Алла Владимировна

канд. пед. наук, доц. Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева,

РФ, Чувашская Республика, г. Чебоксары

IMPROVING TECHNICAL SKILLS OF STUDENTS WHEN WORKING ON THE SCHEMES THE PIANO

Alla Ivanova

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Chuvash state pedagogical University. I.Y. Yakovlev,

Russia, Chuvash Republic, Cheboksary

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы развития фортепианной техники студентов-пианистов на основе освоения гаммового комплекса. Изложены основные теоретические сведения, последовательно рассмотрены ключевые правила, проанализированы типичные ошибки, возникающие при исполнении гамм, и предложены рациональные методы работы по их устранению.

ABSTRACT

The article discusses the development of piano technique students-pianists based on the development gamboge complex. Set out the basic theoretical information consistently reviewed key rules and analyzes the typical errors that occur during execution of the schemes, and proposed rational methods of work to eliminate them.

 

Ключевые слова: развитие технических навыков; гаммы; арпеджио.

Keywords: the development of technical skills; scales; arpeggios.

 

Современная музыкальная педагогика в качестве важного и эффективного средства технического развития исполнителя рассматривает гаммы и другие виды упражнений. Они дают возможность в наиболее сконцентрированном виде работать над основными формулами фортепианной техники, над самой сутью пианистических трудностей, что в немалой степени содействует оптимизации процесса обучения. Практика показывает, что отказ от систематического изучения гаммовых комплексов приводит к необходимости длительное время учить их в произведениях. В результате музыкальное произведение, по сути, превращается в тренировочный материал, что оказывает негативное влияние на качество его исполнения. Кроме того, и развитие техники протекает менее успешно, так как работа над разными ее видами осуществляется не систематично [1, с. 257].

Большое внимание совершенствованию технических навыков будущих учителей музыки уделяется в исполнительских классах факультета художественного и музыкального образования ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Целью работы в данном направлении является усвоение студентами комплекса знаний, умений, навыков и приемов игры на инструменте, с помощью которых исполнитель добивается нужного качественного художественного, звукового результата. В связи с этим учебной программой по «Классу основного музыкального инструмента (фортепиано)» предусмотрено изучение этюдов и гаммовых комплексов (гамм, арпеджио, аккордов).

Многолетний опыт, накопленный преподавателями фортепиано, показывает, что для развития и сохранения достойного уровня исполнительского мастерства без постоянной работы над гаммами не обойтись. Гаммовый комплекс (как и любые другие упражнения) осваивается сравнительно легко, и сразу же начинает способствовать выработке и накоплению фортепианной техники исполнителя. Работа над гаммами позволяет студентам не только овладеть основными фактурными формулами, но и выработать пальцевую активность, беглость, метроритмическую четкость, артикуляционную точность и динамическое разнообразие звучания. Немаловажным является и то, что при изучении гамм одновременно задействованы обе руки, что дает возможность левой руке развиваться наравне с правой. Актуализирует работу студентов над гаммовым комплексом обилие в изучаемых в классе фортепиано произведениях гаммообразных последовательностей, а также арпеджио и аккордов, которые составляют существенную часть фортепианной техники.

Проверка уровня развития технических навыков у студентов осуществляется на контрольных уроках по технике. Гаммовый комплекс играется в 4 октавы, в мажоре натурального вида, в миноре гармонического и мелодического видов. В качестве обязательных компонентов исполняются:

  • гаммы в прямом, расходящемся движении, в терцию, в дециму, в сексту;
  • арпеджио короткие, ломанные, длинные: Т53, Т6, Т64 (в мажоре и миноре);
  • D7, D65, D43, D2 (в мажоре); умVII7 (в миноре);
  • аккорды (по 4 звука);
  • хроматическая гамма в прямом, расходящемся движении.

Студентам, обладающим хорошо развитыми техническими навыками, рекомендуется исполнение в расходящемся движении гамм в терцию, в дециму, в сексту, а также 11 положений длинных арпеджио от белых клавиш.

При исполнении гаммового комплекса оценивается ровность, ясность и гладкость звуковой линии, подвижность, уверенность, темповое единство и динамическая выстроенность исполнения, пальцевая активность и аппликатурная точность.

Ошибки, которые допускаются студентами при исполнении гамм, типичны. Прежде всего, это аппликатурные погрешности. Верная аппликатура – неотъемная часть успешного исполнения гамм. Есть несколько принципов, которыми нужно следовать при выборе аппликатуры.

В гамме 7 ступеней. Для проигрывания их всех подряд требуется дважды применить 1 палец, поэтому в каждой из гамм в пределах одной октавы чередуются малая и большая аппликатурные группы: малая состоит из последования 1–2–3 пальцев; большая – 1–2–3–4 пальцев. Важно помнить, что пальцы в пределах одной группы следуют подряд, без пропусков, а 1 палец на черную клавишу не ставится.

Некоторые студенты обращаются к пособиям, где гаммы выписаны во всех тональностях с поставленными на каждый звук пальцами, и разучивают их по нотам одну за другой. Однако, педагоги советуют прибегать к такому пособию только как к справочному, чтобы проверить правильность самостоятельно выбранной аппликатуры.

Строение каждой гаммы или арпеджио, а также их аппликатуру нужно уметь установить самому. Только самостоятельно добытое, знание бывает по-настоящему прочным. Не стоит запоминать порядок расположения и чередования пальцев для каждой гаммы или арпеджио в отдельности. Их аппликатура складывается в типовые формулы, которые надо понять и усвоить.

Достаточно проста для усвоения классификация в зависимости от того, с какой клавиши они начинаются – с черной или белой. Порядок следования аппликатурных групп определяется для правой руки в восходящем движении, а для левой – при нисходящем.

В гаммах с черных клавиш – 1 палец берется на первой белой клавише после черной.

В гаммах от белых клавиш – аппликатура следует формуле «малая группа + большая» (123+1234). Исключение составляют фа мажор и фа минор в правой руке, си мажор и си минор в левой руке, где порядок следования групп (1234+123).

Поскольку арпеджио – это не что иное, как разложенные аккорды, естественно их параллельное изучение. При освоении аккордов необходимо следить за ощущением опорности и весомости прикосновений в сочетании с активностью, цепкостью кончиков пальцев, а также вырабатывать привычку освобождать руку после взятия созвучия. Аппликатура аккордов, коротких и ломанных арпеджио и длинных арпеджио от звуков Т53, начинающихся с белых клавиш совпадает. При их исполнении пианист в зависимости от интервального состава применяет 3 или 4 палец. Избежать аппликатурных ошибок многим студентам помогает таблица-шпаргалка (Таблица 1).

Таблица 1.

Аппликатура аккордов и арпеджио

Тональность

рука

Т53

Т6

Т64

 

Мажор

правая

3

4

4

левая

3

4

3

 

Минор

правая

3

4

3

левая

4

4

3

Исключение:

ля, ре, ми минор

правая

3

4

4

До, Фа, Соль мажор

левая

4

4

3

 

В длинных арпеджио умVII7, D7 и его обращений от белых клавиш применяются все пальцы, начиная с первого без пропусков (и 3, и 4).

В любых длинных арпеджио с черных клавиш действует правило, которое гласит: в правой руке 1 палец ставится на первую белую клавишу после черной, а в левой – на последнюю.

Аппликатура хроматических гамм различна. Как правило, студенты используют французский вариант – чередование 1 и 3 пальцев с привлечением 2 при двух белых клавишах подряд. Ее использование обеспечивает более сильное, четкое и яркое звучание.

Общая и главная причина подавляющего большинства недостатков при исполнении гаммового комплекса – слабый слуховой контроль. Неумение услышать свою игру ведет к таким общераспространенным ошибкам, как передерживание пальцев на клавишах, ритмическая и звуковая неровность.

Передерживание пальцев, их запоздалое снятие происходит из-за недостаточной пальцевой активности, вялости игрового аппарата. Полезно поиграть гаммы с подчеркнутой артикуляцией, высоко поднимая пальцы. Особенно же эффективна при этом недостатке игра гамм в терцию. Тесное расположение рук не позволяет пальцам задерживаться на клавишах.

Неровная в ритмическом отношении игра проявляется в неравности временных интервалов между звуками и несинхронности звучания. Преодолеть эти недостатки поможет игра дуолями, триолями, квартолями с легкими пальцевыми акцентами. Причиной ритмически неровной игры может быть отставание левой руки. Исполнителю необходимо поработать над ней отдельно, а при игре двумя руками представить, что партия левой руки – ведущая, и сосредоточить на ней внимание, поиграть ее чуточку громче.

Погрешности звуковедения встречаются в разных формах:

  • неумение вести мелодическую линию от звука к звуку создает впечатление, что гамма или арпеджио состоят из отдельных звуков, внутренне ничем не связанных между собой, даже если играющий формально соблюдает легатное звуковедение.
  • невыравненность звуковой линии происходит, когда одни ступени гаммы «проваливаются», а другие «вылезают». Чаще всего проваливается слабый 4 палец, вылезают 1 и 3.

Причинами нарушения гладкости звуковедения в гаммах могут быть:

  • неловкое перекладывание через 1 палец (в левой руке при движении гаммы вверх, для правой – при нисходящем движении). Исправить данный недостаток сравнительно легко. Нужно лишь специально позаботиться о том, чтобы не задерживать первый палец на только что оставленной им клавише, а сразу же переносить его в новую позицию.
  • неумелое подкладывание 1 пальца. При этом нарушении специалисты отмечают следующие погрешности в игровых движениях:
  • 1 палец подготавливают к подкладыванию слишком рано. Результат – напряжение руки и рывок, ведущий к акценту на следующем звуке;
  • 1 палец подкладывают в последний момент, и происходит резкое движение («дергание») локтем в сторону;
  • кисть при подкладывании остается неподвижной, а 1 палец «подсовывают» под неподвижную ладонь, что нарушает не только звуковую, но и ритмическую ровность гамм [2, с. 14].

В результате этих ошибочных приемов 1 палец либо «вылезает», либо (реже) пропадает, что негативно сказывается на работе других пальцев, и наносит ущерб ровности звуковой линии гаммы. Исполнителю важно выработать умение вовремя подводить 1 палец под ладонь к нужным клавишам, без торопливости и задержек. Рука в момент подкладывания должна отклоняться в сторону движения, помогая 1 пальцу свободно приближаться к нужной клавише.

Кроме того, важно следить за постановкой 1 пальца. Он не должен занимать слишком низкого положения. Тем не менее, нередко прикосновение к клавише осуществляется практически всей боковой поверхностью большого пальца. Заваливающийся 1 палец неловок, неуклюж в движениях и более напряжен, чем в приподнятом положении. Первый палец должен быть свободен, гибок и брать звук не вертикально, а косым, боковым движением. При этом рука пианиста должна двигаться подобно руке скрипача, ведущего смычок.

Нередко в исполнении гамм возникают сбои при смене направления движения. Зачастую звуки «проваливаются», плохо «выговариваются» на поворотах гаммы, особенно когда восходящее движение сменяется нисходящим. Играющий недослушивает последние ноты восходящего пассажа, торопясь побежать вниз. В этот момент исполнителю важно сконцентрировать внимание и осуществить этот поворот гибким движением запястья [2, с. 79].

Наблюдения за рабой студентов над гаммами свидетельствуют о том, что успех в освоении гаммового комплекса в немалой степени зависит от того, как относится к работе над ним сам играющий. Если для него это – отбывание унылой повинности, толка не будет. Заниматься гаммовым комплексом надо систематически, с удовольствием и полной отдачей. В. Софроницкий советовал своим ученикам: «Гаммы надо любить, гаммы надо играть с удовольствием, играть с наслаждением, надо уметь так играть гаммы, как будто ты собираешься дать из гамм концерт в Большом зале консерватории» [2, с. 81].

 

Список литературы:

  1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано: учеб. пособие / А.Д. Алексеев. – М.: Музыка, 1971. – 279 с.
  2. Корыхалова Н.П. Играем гаммы. / Н.П. Корыхалова. – СПб.: «Композитор Санкт-Петербург», 2003. – 84 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.