Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 03 октября 2013 г.)

Наука: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
ВИДЕОЭКОЛОГИЯ КАК ОСНОВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12. URL: http://sibac.info/archive/technic/12.pdf (дата обращения: 06.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов


ВИДЕОЭКОЛОГИЯ  КАК  ОСНОВА  ДЛЯ  СОЗДАНИЯ  БЛАГОПРИЯТНОЙ  ОКРУЖАЮЩЕЙ  СРЕДЫ


Котова  Елена  Валерьевна


студент  5  курса,  кафедра  «Архитектура»  ФГБОУ  ВПО  «Госуниверситет  —  УНПК»,  г.  Орёл


E-mail: 


Сопова  Татьяна  Николаевна


научный  руководитель,  ассистент  кафедры  «Архитектура»,  г.  Орёл

 

Ещё  в  глубокой  древности  было  известно,  что  окружающая  видимая  среда  оказывает  большое  воздействие  на  жизнь  и  поведение  людей.  Бодрость  и  оптимизм  жителей  южных  берегов  Италии,  Греции  и  других  благоприятных  уголков  Земли,  по-видимому,  в  значительной  степени  объясняются  комфортной  визуальной  средой.  Однако  такого  преимущества  лишены  жители  многих  современных  городов,  в  которых  визуальная  среда  часто  не  соответствует  нормам  зрения.  Популярным  явлением  в  городах  стали  большие  плоскости,  прямые  линии  и  углы,  однообразная  окраска,  а  также  статичность  большей  части  зданий  и  сооружений  —  всё  это  влияет  на  человека  и,  в  частности,  на  его  орган  зрения  [2,  с.  8].

Создание  в  городе  особой  видимой  среды,  которая  резко  отличается  от  природной,  определяется  специфичной  цветовой  гаммой  и  набором  характерных  визуальных  элементов,  в  частности,  отказом  от  «архитектурных  излишеств»  в  пользу  рационализма.  Проблема  обостряется  ещё  и  тем,  что  города  год  от  года  увеличиваются  в  размере,  нарушая  экосистемы  и  отторгая  человека  от  естественной  среды  обитания,  где  он  сформировался  как  биологический  вид.  К  тому  же,  используемые  в  строительстве  материалы  всё  менее  напоминают  природные.  Искусственная  визуальная  среда  мегаполисов  оказывает  негативное  влияние  на  состояние  здоровья  горожан  и  на  их  социальное  поведение.  Большинство  наших  городов  достигло  предела  «некрасивости»,  проблема  визуальной  среды  в  них  стала  чрезвычайно  актуальной  [2,  с.  214].  На  этой  основе  в  последние  годы  прошлого  века  возникла  новая  наука  —  видеоэкология.  Термин  был  введён  в  1989  году  доктором  биологических  наук,  директором  Московского  Центра  «Видеоэкология»  Василием  Антоновичем  Филиным.  Понятие  состоит  из  двух  слов:  «видео»  —  всё,  что  человек  видит  с  помощью  органа  зрения  и  «экология»  —  наука,  изучающая  аспекты  взаимоотношений  человека  с  окружающей  средой  [2,  с.  9].

Видеоэкология  рассматривает  и  анализирует  как  экологический  фактор  окружающую  визуальную  среду,  которая  все  больше  отличается  от  природной  и  противоречит  законам  нормального  зрительного  восприятия  человека.  Современный  горожанин  смотрит  на  объекты,  требующие  пристального  внимания.  Это  ведёт  к  серьёзному  ухудшению  зрения,  так  как  постоянная  возрастающая  нагрузка  опасна  для  физиологических  возможностей  человека.

Теоретическую  основу  видеоэкологии  представляет  концепция  об  автоматии  саккад.  Глаз  является  самым  активным  из  органов  чувств,  который  никогда  не  стоит  на  одном  месте.  Посмотрев  в  глаза  собеседнику,  в  этом  можно  легко  убедиться.  Движение  глазного  яблока  бывает  медленное  и  быстрое.  Последнее  в  литературе  получило  название  саккады  (от  французского  слова  «хлопок  паруса»).  Это  непроизвольное  и  частое  перемещение  взгляда  —  приблизительно  два  и  более  в  секунду.  Таким  образом,  происходит  сканирование  окружающего  пространства.  Термин  «автоматия  саккад»  следует  рассматривать  как  ритмичность  чередования  саккад,  которая  определяется  тремя  факторами:  интервалом,  их  ориентацией  и  амплитудой.  Изменение  этих  ритмов  ведёт  к  нарушению  работы  глаза  и  мировосприятия  в  целом  [1,  с.  42].

Неблагоприятную  визуальную  среду  разделяют  на  гомогенную  и  агрессивную.

Гомогенной  считается  видимая  среда,  где  зримые  элементы  либо  отсутствуют  совсем,  либо  их  количество  очень  мало.  К  характерным  особенностям  такой  среды  относятся  глухие  заборы  и  ограждения,  голые  стены  из  стекла  и  бетона,  безликие  торцы  зданий,  где  глазу  не  за  что  «зацепиться»,  переходы  и  монотонные  асфальтированные  покрытия.  Сейчас  большинство  архитекторов,  строителей,  инженеров  создаёт  здания  и  сооружения  с  гомогенными  полями.  Одним  из  ведущих  направлений  в  формировании  облика  наших  городов  во  второй  половине  XX  века  становится  крупнопанельное  строительство.  Благодаря  этому  решалась  проблема  жилья,  но  всё  больше  усугублялась  проблема  по  созданию  благоприятной  визуальной  среды.

Примером  гомогенной  среды  может  послужить  стекло,  так  широко  и  часто  используемое  сегодня  в  строительстве.  Гигантское  здание,  полностью  выполненное  из  этого  материала,  отрицательно  влияет  на  зрение.  Человек,  по  мере  приближения  к  нему,  оказывается  в  окружении  гомогенных  полей,  фиксации  взгляда  на  каком-либо  элементе  не  происходит.  Само  по  себе  стекло,  безусловно,  может  применяться  в  качестве  строительного  материала,  но  увлечение  большими  стеклянными  поверхностями  наносит  вред  облику  города  [1,  с.  95].

 


а)Описание: D:\Учебная\статьи\видеоэкология\картинки\5671-mprev.jpg.jpg  б)Описание: D:\Учебная\арх проект\видеоэкология\94914899.jpg


Рисунок  1.  Примеры  гомогенной  визуальной  среды:  а)  одно  из  общежитий  в  г.  Москва;  б)  торец  жилого  дома

 

Таким  образом,  можно  утверждать,  что  важнейшее  значение  имеет  декор,  то  есть  наличие  зрительных  элементов,  способствующих  улучшению  вида  зданий  и  делающих  его  «более  красивым».  Но  пострадала  не  только  эстетическая  сторона  —  подверглись  атаке  фундаментальные  процессы  зрения.  А  это  значит,  что  нельзя  использовать  большие  панели,  ДСП,  одинаковую  окраску  и  однотонные  пленки,  нельзя  остеклять  огромные  поверхности  зданий  во  всех  климатических  зонах,  так  как  это  ведет  к  гомогенизации  видимой  среды.  Люди  становятся  жертвой  собственного  творчества.

Вторым  типом  негативной  визуальной  среды  является  агрессивная  среда  —  это  видимое  поле,  которое  состоит  из  большого  количества  одинаково  расположенных  визуальных  элементов.  Автоматия  саккад  не  может  нормально  работать,  если  человек  встречается  с  агрессивным  полем,  а  ведь  объекты  современного  строительства,  чаще  всего,  создают  в  городах  агрессивную  видимую  среду. 

 


а)Описание: D:\Учебная\арх проект\видеоэкология\0_56708_a83ec3c3_XL.jpeg  б)Описание: D:\Учебная\арх проект\видеоэкология\jpg708217916.jpeg


Рисунок  2.  Здания,  создающие  агрессивную  визуальную  среду:  а)  Бизнес-центр  «Преображенский»  в  Москве,  при  строительстве  которого  были  снесены  постройки  XIX  века;  б)  жилой  дом  в  Подмосковье

 

Ярким  примером  служит  любое  многоэтажное  здание,  на  большой  поверхности  стены  которого  рассредоточено  множество  окон.  При  взгляде  на  такие  плоскости  начинает  рябить  в  глазах.  Из-за  этого  человек  не  может  понять,  на  какое  окно  он  смотрел  до  саккады,  и  на  какое  окно  он  смотрит  после  завершения  саккады.  Происходит  нарушение  главной  функции  зрения  —  предоставлять  данные  о  том,  куда  смотрят  глаза,  и  что  они  видят.  В  естественной  среде  человек  не  сталкивается  с  такой  проблемой,  он  точно  знает,  на  какой  объект  смотрит,  знает  примерный  размер  и  расстояние  до  него.  То  есть  человек  адекватно  воспринимает  окружающую  природную  среду.  При  рассматривании  богато  украшенных  зданий  (часто  это  архитектура  довоенного  времени)  после  каждой  саккады  в  мозг  идет  новое  изображение.  Следовательно,  «архитектурные  излишества»  —  важные,  необходимые  и  уместные  функциональные  элементы,  без  которых  глаз  не  может  полноценно  работать  [1,  с.  186].

Считается,  что  архитектура  является  отражением  времени,  которое  её  породило.  Тоталитаризм,  отсутствие  изыска,  прямолинейность  и  гигантизм  выразилось  в  советской  архитектуре,  в  частности,  в  сталинском  неоклассицизме.  В  конце  XX  века  произошли  кардинальные  изменения  в  жизни  людей,  поменялась  и  архитектура,  но  далеко  не  все  новостройки  привлекательны  для  взора.

Инженеры,  проектировщики,  архитекторы  постоянно  ищут  нестандартные  решения,  создают  новые  стилевые  направления.  Но  в  результате  поиска  «нового  слова»  в  архитектуре  агрессивные  поля  проступают  то  в  однообразных  силуэтах,  то  в  больших  прямоугольных  плоскостях.  К  сожалению,  невыразительность  стала  одной  из  основных  черт  современной  архитектуры.

Завершение  зданий  прямой  горизонтальной  линией  не  очень  благоприятно  для  глаз,  поскольку  взгляду  на  такой  линии  не  за  что  «зацепиться».  Резкая  граница,  отделяющая  плоскую  крышу  от  неба,  ухудшает  облик  города,  нарушает  зрительное  восприятие.  Не  зря  в  старину  строили  дворцы  и  терема  с  нерегулярными  очертаниями,  состоящими  из  множества  башенок  и  шпилей,  которые  создавали  поразительный  эффект:  здание  будто  растворяется  в  воздухе.  Несомненно,  есть  объяснения  появлению  в  градостроительстве  агрессивной  визуальной  среды.  Одним  из  них  является  простая  технология  ее  создания  —  легко  строить  из  одинаковых  элементов,  типовых  плит  или  кирпича.

Также  существенную  роль  в  создании  благоприятной  визуальной  среды  играет  колористика.  Наиболее  удручающими  психиатры  считают  всевозможные  оттенки  серого,  бледно-голубой  и  тёмно-коричневый  цвета.  В  большом  количестве  они  угнетают,  вызывают  отвращение  и  депрессию,  негативно  воздействуют  на  психику.  В  настоящее  время  в  безликие  фасады  многоэтажных  домов,  заводских  корпусов  вносят  разнообразие  рисунки  на  стенах,  граффити,  мозаичные  панно,  которые  обращают  на  себя  внимание,  заставляя  присматриваться  и  вглядываться  в  них. 

 


Описание: D:\Учебная\статьи\видеоэкология\картинки\обогащение фасадов.jpg


Рисунок  3.  Варианты  обогащения  фасадов  зданий

 

По  данным  Всемирной  организации  здравоохранения  (ВОЗ),  процессы  урбанизации  неотвратимо  ведут  к  постоянному  росту  количества  психических  заболеваний.  По  оценке  некоторых  психиатров,  80  %  их  пациентов  страдают  «синдромом  большого  города»,  основными  признаками  которого  являются  подавленное  состояние,  агрессивность  и  психическая  неуравновешенность.  Социологические  исследования  показали,  что,  судя  по  опросам  жителей  новых  микрорайонов,  72  %  из  них  хотели  бы  жить  в  другом  месте.  Главная  причина  —  противоестественность  окружающей  среды  с  изобилием  гомогенных  и  агрессивных  полей  [2,  с.  398].  Визуальная  среда  горожан  с  высоты  седьмого  этажа  отличается  от  визуальной  среды  жителей  нижних  этажей.  То  есть  чем  выше  этаж,  тем  меньше  видимый  из  окна  пейзаж  напоминает  природный.  Например,  с  шестнадцатого  этажа  в  поле  зрения  больше  крыш  и  однотипных  «агрессивных»  многоэтажных  «коробок»  [2,  с.  412].

 


Описание: D:\Учебная\статьи\видеоэкология\картинки\многоэт.jpg


Рисунок  4.  Примеры  вида  из  окна  высотных  зданий

 

В  процессе  эволюции  человек  приспособился  к  спокойному  течению  сельской  жизни.  Бесконечные  визуальные  раздражители  городской  среды  приводят  к  «городскому  стрессу»,  представляющему  собой  «переживание  отрицательных,  дискомфортных  ощущений  физиологического  и  психического  характера».  Из-за  противоестественной  визуальной  среды  число  агрессивных  раздражающих  элементов  увеличивается,  начиная  превосходить  индивидуальные  возможности  человека,  что  ведёт  к  возникновению  патологических  состояний.  Гомогенные  и  агрессивные  поля  в  условиях  мегаполиса  создают  не  только  психический,  но  и  физический  дискомфорт,  могут  являться  одной  из  причин  повсеместного  распространения  близорукости.

К  элементам  мощных  зрительных  раздражителей,  помимо  архитектурных  объектов,  также  следует  отнести  транспорт  на  улицах  города,  поскольку  он,  как  динамическая  нагрузка,  оказывает  огромное  влияние  на  сенсорные  системы.  В  данном  случае  агрессивные  поля,  например,  окна  вагонов  электрички,  будут  буквально  «резать»  по  глазам  горожан.  Подобно  действуют  на  зрение  движущиеся  автомобили,  автобусы  и  троллейбусы  [1,  с.  141].  Ещё  одним  элементом  агрессивной  визуальной  среды  является  многолюдье  в  городах  (оценивается  как  большое  число  одинаковых  объектов).  Толчея  на  станциях  метро,  в  транспорте,  особенно  в  час  пик,  это  вторжение  в  личное  пространство,  в  некоторых  случаях  и  угроза  безопасности.

Таким  образом,  у  нас  достаточно  данных  о  том,  что  одним  из  важнейших  компонентов  жизнедеятельности  человека  является  визуальная  среда.  В  результате  её  неправильного  формирования  обязательно  возникнут  отрицательные  последствия,  которые  могут  принять  глобальный  характер.  Современные  архитекторы  при  строительстве  новомодных  высоток  без  каких  либо  украшающих  элементов,  школ  и  детских  садов  в  виде  коробок  должны  учитывать  не  только  экономическую  сторону  проекта,  но  и  воздействие  здания  на  окружающую  среду  с  точки  зрения  видеоэкологии.  Она  призвана  обеспечить  эстетическую  привлекательность,  комфортное  восприятие  человеком  различных  архитектурных  сооружений.  Видеоэкология  как  наука  имеет  перспективы  дальнейшего  развития  и  впоследствии  станет  определяющим  критерием  при  строительстве  современных  городов.

 


Список  литературы:


1.Филин  В.А.  Автоматия  саккад.  М.:  Московский  Университет,  2001.  —  263  с.


2.Филин  В.А.  Видеоэкология.  Что  для  глаза  хорошо,  а  что  —  плохо.  М.:  Видеоэкология,  2006.  —  512  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.