Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 08 августа 2022 г.)

Наука: Информационные технологии

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Казина М.И. ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(115). URL: https://sibac.info/archive/technic/8(115).pdf (дата обращения: 06.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ

Казина Мария Игоревна

студент, кафедра информатики и вычислительной техники, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева,

РФ, г. Красноярск

DIGITAL TECHNOLOGIES IN CONTEMPORARY ART

 

Mariia Kazina

student, Department of Informatics and Computer Engineering, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology,

РФ, г. Красноярск

 

АННОТАЦИЯ

Представлены особенности применения цифровых технологий в современном искусстве. Рассмотрены виды цифрового искусства и особенности использование искусственного интеллекта при создании произведений искусства.

ABSTRACT

The article presents the features of the use of digital technologies in modern art. The types of digital art and features of the use of artificial intelligence in the creation of art works are considered.

 

Ключевые слова: цифровые технологии, современное искусство, цифровое искусство, мультимедиа искусство, искусственный интеллект.

Keywords: digital technologies, contemporary art, digital art, multimedia art, artificial intelligence.

 

В настоящее время цифровые технологии все активнее внедряются в сферу искусства. В данной работе рассмотрены основные виды проявления цифрового искусства и вопросы, касающиеся авторства цифровых работ, в особенности, создаваемые искусственным интеллектом.

«Цифровая революция, захватившая со второй половины ХХ века весь социум, коснулась и мира искусства, оказав огромное влияние на его становление и развитие. Взаимодействие технологий и искусства имела место на протяжении всей истории развития человечества. Технология в этом альянсе носила преимущественно прикладной характер, оставалась посредником между Идеей художника и ее материальным воплощением. Продолжая трансформировать плоскость традиционного искусства, технологии сегодня настолько захватывают творца, что его эксперименты с «материалом» заслоняют собой все иные смыслы и назначения искусства, создавая искусство технологий.» [1]

Цифровое искусство – современная отрасль творчества, где привычные формы и техники рисования изменяются при помощи цифровых технологий. Выполняется это при помощи персонального компьютера, аппаратно-периферийной части и специализированных программ. История и особенности компьютерного искусства появились благодаря техническим революциям и развитию науки.

Краски, чернила, кисти, долото, молоток, напильник. Эти слова все реже звучат, когда речь заходит о современном искусстве. Если раньше без них было невозможно сотворить произведение, – сейчас это уходит в прошлое замещением современными технологиями.

Художники впервые начали экспериментировать, используя компьютеры, в 1950-х годах. Первая выставка компьютерного искусства «Компьютерные картинки» прошла в галерее Говарда Уайза в Нью-Йорке. Другая масштабная выставка – Cybernetic Serendipity – состоялась в Лондоне в 1969 году в Институте современного искусства. На этом этапе большинство произведений искусства, называемых цифровым, были графическими и подчеркивали геометрические формы в различных случайных комбинациях. Сейчас они не привлекут внимание современного поколения, но для того времени они определенно считались революционными.

В 1980-х и 1990-х годах особенности компьютерного искусства можно было изучать в интерактивных средах, где зритель и художник находился на границе между реальным и виртуальным миром. Художники сосредоточились на создании изображений с помощью компьютерных программных инструментов. [2]

Выделить виды визуального цифрового искусства можно с опорой на технологии, которые используются при его создании, хотя стоит сказать, что многие авторы используют целый комплекс различных цифровых инструментов, смешанные техники.

Компьютерная графика как вид искусства – самая прибыльная отрасль цифровой индустрии. Создаваемые с помощью специального программного обеспечения изображения могут быть как самыми простыми картинками, так и реалистичными фильмами со спецэффектами.

Применение технологий в цифровой живописи позволяет наиболее точно подобрать цветовую палитру, воспроизвести необходимый взмах «кисти», выбирая техники реальных инструментов или создавая свои собственные, комбинируя существующие. Компьютерная графика преображается в искусство, когда цифровой художник начиняет изящно владеть нужными техниками в данной области.

Каждому времени соответствуют свои способы художественного самовыражения, которые акцентируют внимание на конкретных идеях и проблемах окружающего мира и общества. В современном мире инструменты сменились на цифровые. Все чаще цифровое искусство расширяет свое применение и проявляет себя в направлениях, которые трудно отнести к уже устоявшимся в обществе.

Все больше в создании различных произведений участие принимают роботы и искусственный интеллект. Недавно в компании Google провели тестирование искусственных нейронных сетей, предназначенных для распознавания и описания изображения. Компьютер с легкостью создавал странные и завораживающие картины по любому запросу и даже самостоятельно фантазировал, создавая одновременно невероятно красивые и сложные картины.

Художественное произведение создавалось рандомным автоматизированным способом, а именно, программой с применением математических алгоритмов. В данном случае, произведение искусства формируется с некой степенью автономии, то есть при минимальном вмешательстве художника. Автор устанавливает основополагающие правила в виде формул и после запускает случайный процесс.

Несомненно, стоит упомянуть вопрос о коммерциализации данной деятельности. Достаточно привести пару примеров. В 2011 году художник Кристофер Торрес нарисовал картину «Кот Поп-тартс» – анимированный кот с телом из печенья летит в космосе и оставляет за собой радужный след. Спустя десять лет, в феврале 2021 года, Торрес продал Nyan Cat в виде NFT-токена на аукционе за $580 тыс. Цифровая картина робота-андроида Софии, являющаяся ее «автопортетом» была продана в виде токена NFT более чем за $688 тыс. Были проданы и другие работы Софии – тиражами по 30 экземпляров, по стоимости примерно 2,5 или 3 тысячи долларов за каждое. Разумно заключить, что, несмотря на то, что подобные работы не имеют своего существования за пределами цифрового пространства, на рынке они ценятся не менее реальных работ.

Ввиду прогрессивных изменений, логично задуматься, во что превратится искусство в недалеком будущем и какие формы оно будет принимать? Кого можно будет назвать выдающимся деятелем искусства – человека или машину? Или, может, сами машины и алгоритмы станут признаваться произведениями искусства?

В настоящее время дать однозначные ответы на эти вопросы не представляется возможным. С одной стороны, создание цифровых произведений не исключает присутствия художественного вкуса и задумки автора. Однако, по моему мнению, с развитием технологий, автор своей целью выберет, скорее, показать механизм работы и процесс создания. Таким образом, за счет развития технической стороны искусства будет происходить косвенная утрата смысла, а идея будет оставаться нераскрытой, так как технологии будут перенимать все внимание на свою крутость и новизну.

С другой стороны, благодаря такой направленности, сам процесс создания чего-то запоминающегося станет ближе к зрителю, а значит, у большего числа людей появится возможность самим попробовать свои силы и проявить фантазию, чтобы постараться создать что-то непривычное для человека.

Технологии в искусстве могут рассматриваться как отдельный язык, на котором автор может выразить свои чувства, мысли. Наряду с возникновением новых способов самовыражения, возникают новые пути воздействия на аудиторию: виртуальная реальность, объемное звукосопровождение. Традиционные образы и представления происходящего полностью переосмысливаются в современном искусстве, в то же время, не создавая ничего революционно нового.

Цифровое искусство трансформируется вместе с развитием новых технологий. С каждым днём у современных художников появляется всё больше инструментов для сотворения произведений и площадок для их размещения.

Компьютеры, гаджеты, смартфоны, графические планшеты... Список бесконечен. Продвинутые устройства стремительно вошли в жизнь каждого и стали чем-то обыденным. И, несмотря на то, что многие хотели бы, чтобы образы современного мира оставались в пределах красок и холста, представление искусства не может не реагировать на развитие технологий и шагает вслед за ним, чтобы «говорить» с современным человеком на одном языке.

 

Список литературы:

  1. Сколота З. Н. Современное искусство: формы и технологии. М, : Молодой ученый, 2013. 852-856 с.
  2. FB [Электронный ресурс]. URL: https://fb.ru/article/451733/kompyuternoe-iskusstvo-vidyi-ponyatie-istoriya-poyavleniya-i-yarkie-primeryi (дата обращения: 02.04.2021).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.