Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 февраля 2016 г.)

Наука: Политология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Серик О.Г. РОЛЬ ЭТНО-КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ГЕТЕРОГЕННОСТИ ОБЩЕСТВА В СТАНОВЛЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЛИВАНА И ИРАКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(38). URL: http://sibac.info/sites/default/files/archive/social/2(38).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РОЛЬ ЭТНО-КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ГЕТЕРОГЕННОСТИ ОБЩЕСТВА В СТАНОВЛЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЛИВАНА И ИРАКА

Серик Осман Габдылгазизулы

студент 4-го курса, кафедра востоковедения, ЕНУ им. Л. Н. Гумилева,

г. Астана, Казахстан

Макангали Бауыржан Конысбайулы

научный руководитель,

магистр гуманитарных наук, старший преподаватель кафедры востоковедения ЕНУ им. Л. Н. Гумилева

г. Астана, Казахстан

Стабильное развитие государства, его экономики и уровня национального благосостояния во многом определяет избранная им политическая система. Под политической системой понимается комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти [4]. Немаловажную роль в становлении политической системы играет этноконфессиональный состав населения. Страны с высоким этно-конфессиональным разнообразием общества должны выстраивать внутреннюю и внешнюю политику таким образом, чтобы учитывались интересы всех национальных и религиозных общин, избегая при этом внутренних конфликтов и столкновений, основанных на межэтнических и религиозных противоречиях. Однако, как показывает практика, реализовать такую систему достаточно не просто. Особой разнородностью этно-конфессионального состава населения характеризуются арабские страны Ближнего Востока, в частности этот фактор сыграл определяющую роль на становление политической системы Ирака и Ливана. В условиях раздробленности общества, основанной на этническом и религиозном многообразии, руководства этих стран выработали особую политическую систему, в основе которой лежит принцип этно-конфессионального разделения власти между представителями основных религиозных и этнических групп населения. Иногда подобную политическую систему называют «конфессионализмом», однако на современном этапе этот термин окончательно не утвердился.

Ливан. Первым арабским государством Ближнего Востока, которая приняла за основу политической системы модель конфессионализма, является Ливан. Население Ливана очень разнообразно: на 54% оно состоит из мусульман, среди которых 27% - сунниты и приблизительно столько же шииты. Христиане составляют 40,5% населения страны, друзы – 5,6%. На основе действующей политической системы президентом страны избирается христианин-маронит, премьер министром – суннит и спикером парламента шиит. В правительстве места между мусульманами и христианами должны быть разделены поровну. Необходимо подчеркнуть тот факт, что президент избирается парламентом, а не путем народного голосования. Подобная система изначально была выработана для поддержки интересов всех религиозных групп населения, однако на деле она оказалась крайне несостоятельной и привела  в итоге к кризису власти и дезинтеграции общества.

Изначально политические партии в Ливане создавались, не исходя из общенациональных интересов, а по принципу религиозной принадлежности и, соответственно, подобные партии отражали интересы лишь той или иной конфессиональной группы. Так, к примеру, в 1949 г. была создана Прогрессивно-социалистическая партия (ПСП), отражавшая интересы друзской общины, христиане были представлены партией «Фаланги», а шиитами была создана «Хезболла». С тех пор в стране отсутствует четкая централизация власти, вследствие чего Ливан долгое время находится на грани раскола. Внутренние противоречия между представителями различных политических групп, в частности между президентом Шамуном и оппозицией в лице нескольких шиитских и христианских партий, привели в 1958 году к началу гражданской войны. Причиной войны послужило решение Шамуна о присоединении к доктрине Эйзенхауэра. Этот шаг был воспринят оппозицией как удар по суверенитету Ливана. В результате войны президент был свергнут, и установилась новая власть. Однако уже в 1961г. была предпринята попытка военного переворота, которая, однако, успехом не увенчалась.

Причиной второго крупного политического кризиса в стране стал палестинский вопрос. В результате военной агрессии Израиля, Ливан к 1970 году стал убежищем для более чем 400 тысяч палестинских беженцев, которые развернули в стране Палестинское движение сопротивления. Мусульманское население Ливана было готово принять беженцев и оказать им помощь, тогда как христиане считали, что рост палестинцев в стране ставит под удар мирное ливанское население. Эти настроения подогревались Израилем, нарочно атаковавшим южные ливанские территории, нанося потери, как среди палестинцев, так и среди жителей Ливана. Таким образом, Израиль стремился спровоцировать внутренний конфликт между мусульманами и христианами Ливана. Все это привело к окончательному разделу страны на два лагеря. В 1975 году началась гражданская война, продолжавшаяся до 1990 года. Следует отметить, что до войны Ливан был процветающим государством, финансовой и банковской столицей арабского мира, за что ее называли «Ближневосточной Швейцарией».

С августа 2015 года в Ливане не могут избрать нового президента. Кризис власти в стране привел к тому, что правительство практически парализовано и не способно удовлетворить элементарные нужды населения: не функционирует свалка, по причине чего столица Бейрут погрязла в мусоре, что грозит экологической катастрофой. В домах периодически отключается электричество, в некоторых районах нет подачи воды. Ситуация усугубляется тем, что на ливанское население в 4,5 миллиона человек приходится почти 1,5 миллиона беженцев из Сирии и Палестины.

Подводя итоги, следует отметить, что подобная политическая система, основанная на разделении власти по конфессиональному принципу, способствует дезинтеграции страны, так как каждая религиозная группа действует лишь на благо собственной общины, а не ради общего развития государства.  Все это говорит о том, что несостоятельная политическая система привела к тому, что некогда цветущий во всех отношениях Ливан превратился в охваченную протестами страну с разрушенной экономикой.

Ирак. Политическая система в Ираке, основанная на разделении власти по этно-конфессиональному принципу, была установлена после вторжения коалиционных войск и свержения Саддама Хусейна в 2003 году, в результате чего в стране началась партизанская война, переросшая в масштабную гражданскую войну. Было принято решение о формировании правительства, которое могло бы отражать интересы основных этно-конфессиональных групп Ирака – шиитов, суннитов и курдов. Таким образом, в результате иностранного вторжения, в стране образовалась новая политическая система, согласно которой президентом избирается курд, пост главы правительства занимает представитель шиитского населения, а спикером парламента является суннит. Фактически, власть оказалась в руках шиитов, курды, в свою очередь, образовали полунезависимую автономию Иракский Курдистан, сунниты же оказались отлучены от серьезной политической деятельности. Первый премьер министр постсаддамовского Ирака Джаляль Талабани, а после него Нури аль-Малики вели достаточно жесткую и дискриминационную политику в отношении суннитов, вследствие чего большинство иракских офицеров, служивших при Саддаме, активно вели партизанскую борьбу против действующей власти. В дальнейшем многие из этих офицеров перешли на сторону террористической организации Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) («ИГИЛ», террористическая группировка, деятельность которой запрещена в России, – прим. ред.), чем во многом и объясняются крупные военные успехи террористов в регионе.

В 2011 году коалиционные войска покинули Ирак. Главная цель коалиционных сил об обеспечении демократии и мира в стране не была достигнута. Более того, вторжение западных войск еще хуже усугубило ситуацию в раздираемой противоречиями стране. Формула распределения власти между шиитами, суннитам и курдами способствовала не демократизации страны, а к ослаблению центральной власти, раздробленности государства и, как следствие, созданию условий для усиления террористических группировок. Именно на фоне политической раздробленности в стране, возникшей после военной интервенции Запада, укрепил свои позиции ИГИЛ, захватив частично территории суннитского треугольника. Здесь уместно привести слова генерал-лейтенанта Майкла Флинна, руководившего разведывательными операциями во время Иракской войны: «Если бы США не вторглись в Ирак, террористическая группировка «Исламское государство» («Исламское государство», террористическая организация, деятельность которой запрещена в России) (ИГ) не возникла бы» [5]. В качестве сравнения можно привести Ливию, где также после свержения власти страна погрязла в хаосе, на фоне которого активизировался ИГИЛ.

Нынешняя внутриполитическая ситуация остается в крайне тяжелом положении. В целом она характеризуется борьбой суннитских, шиитских и курдских представителей за власть, стремлениями курдской автономии к полной независимости и активными действиями ИГИЛ – только за 2013 год в результате терактов было убито 8955 мирных жителей [2], были захвачены крупнейшие города Ирака, в том числе Мосул, второй по величине город страны. Все это говорит о неспособности иракских властей обеспечить мир и безопасность в стране. Непрекращающиеся противоречия между политическими силами страны являются главной причиной длительного кризиса и препятствием ее урегулирования. И если в Ливане борьба за власть шла только по религиозной линии, то в Ираке она ведется по двум направлениям: арабо-курдское, вследствие чего возникла полунезависимая курдская автономия и шиито-суннитское направление, которая на законном уровне проявляется в борьбе за места в парламенте и ключевые посты в правительстве. И хотя курды в большинстве своем исповедуют ислам суннитского толка, они  больше идентифицируют себя на этнической, нежели религиозной основе.

Единственной точкой соприкосновения трех противоборствующих сторон является борьба с ИГИЛ, однако и это не способствует в полной мере консолидации всех политических групп.

В нынешних условиях руководству Ирака необходимо добиться полной внутриполитической консолидации и единства, восстановить экономику и укрепить армию. После свержения Саддама, сильная и опытная армия Ирака была расформирована, на ее месте была организована новая армия, по западному образцу. Однако, как показывает практика, нынешняя армия Ирака не способна обеспечить безопасность и территориальную целостность страны. Наглядным примером является атака на Мосул, когда правительственные войска, несмотря на значительное численное превосходство, отступили и сдали город террористам. Вдобавок к этому, в вооруженных силах процветает коррупция, что также является одной из причин недееспособности армии Ирака. В 2014 году в рядах иракской армии было обнаружено 50 тысяч «мертвых душ», которые получали зарплату [1]. В этот список входили отставные и убитые в ходе боев солдаты. Особое внимание нужно уделить расширению военно-технического сотрудничества с ведущими государствами, привлечению опытных офицеров и поставкам новейшего вооружения, развитию собственной военной промышленности. Премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади и лидер курдской автономии Масуд Барзани неоднократно заявляли о том, что Ираку требуется помощь в обучении армии и новое оружие [3].

Страны, с высоким этно-конфессиональным разнообразием, как Ирак и Ливан, нуждаются в таком руководстве, которое во внутренней и внешней политике отталкивалось бы исключительно от национальных интересов всего государства. Для этого места в парламенте и правительстве не должны распределяться по принципу религиозной принадлежности, эти места должны занимать специалисты, в первую очередь профессионалы своего дела, которые, при этом, не выводят на первое место интересы той или иной национальной или религиозной общины. Государственный лидер также должен избираться в зависимости от его политических, а не религиозных взглядов, целей и амбиций. Для достижения государством высоких целей крайне важно не политизировать этно-конфессиональный вопрос, а пытаться достичь единства, основанного на общенациональных интересах государства.

 

Список литературы:

  1. Жалование в армии Ирака получали 50 тысяч "мертвых душ" [Электронный ресурс] // Русская служба BBC. – 30.11.2014. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.bbc.com/russian/rolling_news/2014/11/141123_rn_iraq_army_corruption (дата обращения 02.02.2016).
  2. Ирак: календарь смерти. [Электронный  ресурс] // RT.com. – [Электронный  ресурс] – Режим доступа. – URL: http://iraq2013.rt.com/ (дата обращения 02.02.2016).
  3. Москву приглашают на войну в Ираке [Электронный ресурс] // Деловая газета ВЗГЛЯД. – 01.10.2015. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.vz.ru/politics/2015/10/1/770005.html (дата обращения 02.02.2016).
  4. Понятие и функции политической системы [Электронный ресурс] // Онлайн энциклопедия экономиста – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/politicheskaya-sistema.html (дата обращения 02.02.2016).
  5. Экс-глава военной разведки США: история накажет нас за Ирак. [Электронный ресурс] // РИА НОВОСТИ. – 29.11.2015. – [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://ria.ru/world/20151129/1331965982.html (дата обращения 02.02.2016).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.