Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 февраля 2016 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Хоршева Е.С. ПРОБЛЕМА ПРАВ ЖЕНЩИН В ИСЛАМСКИХ СТРАНАХ В XXI ВЕКЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(38). URL: http://sibac.info/sites/default/files/archive/social/2(38).pdf (дата обращения: 28.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 6 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОБЛЕМА ПРАВ ЖЕНЩИН В ИСЛАМСКИХ СТРАНАХ В XXI ВЕКЕ

Хоршева Елена Сергеевна

студент 4 курса, историко-филологический факультет БГПУ, РФ,

г. Благовещенск

Буяров Дмитрий Владимирович

научный руководитель,

к.ф.н., доцент БГПУ, РФ, г. Благовещенск

Сегодня, несмотря на существующие нормы и законы в исламских странах ведущими продолжают оставаться принципы, изложенные в Коране, шариате, что в свою очередь ведет к разночтениям в определении правового статуса женщин. По-прежнему ущемленное положение женщин считается отличительной чертой многих исламских стран, так, например, во властных структурах данных государств очень редко можно встретить женщин. Кроме того такое положение женщин проявляется и в семейной жизни, во многих исламских семьях женщина по-прежнему хранительница очага, домохозяйка занимающаяся воспитанием детей, а мужчина содержит семью.

На проблему прав женщин в мусульманских государствах существует несколько точек зрения. Так согласно одной положение женщин в исламских странах считают ущемленным, угнетенным, согласно, другой женщины в исламском праве имеют значительно больше прав, чем в западном обществе.

Сложность решения проблемы прав женщин предопределяется рядом сакральных, социальных, юридических и культурных проблем. Международное право носит в этих странах исключительно светский характер, а исламское право имеет в своей основе сакральные нормы, поэтому не претерпевает изменений [3].

В частности «Всеобщая декларация прав человека» 1948 г. провозглашает  равенство всех людей в правах и свободах вне зависимости от расовой принадлежности, цвета кожи, пола, религии и так далее (статья 2); право на жизнь и личную неприкосновенность (статья 3); равенство всех перед законом (статья 7); право на честь  и достоинство (статья 12); на убежище (статья 12); на свободу слова, совести, религии (статья 18) и так далее [1]. Между тем многие международные правовые акты не являются источниками исламского права, и их исполнение не является священным долгом, и соответственно никаких санкций за нарушение этих норм в отличие от исламского права не подразумевают.

Кроме того важным является и то, что на протяжении длительного промежутка времени именно религиозные нормы, а не светские определяли общественное устройство в исламских странах, поэтому и сейчас они занимают ведущее положение в жизни данных государств. В свою очередь нужно отметить, что в этом и есть специфика мусульманских стран, в связи, с чем европейская концепция о правах женщин и исламская не могут быть одинаковыми, поскольку такая система не совместима с мусульманской моралью [3].

Необходимо также отметить, что правовой статус женщин в мусульманских странах не оставался неизменным. Влияние европейских государств способствовало отделению государства от религии, что привело к относительной демократизации мусульманского общества. Сегодня женщина в мусульманском мире активна, то есть вопреки бытующему мнению, учеба и работа для мусульманок разрешены, они занимаются журналистской деятельностью, врачуют, обучают. Однако многие семьи продолжают жить традиционно, как и их предки, поскольку именно от женщин зависит воспитанность и религиозность будущих поколений.

В поддержку позиции о том, что женщины в исламском государстве имеют гораздо больше прав, чем на Западе, приводится ряд аргументов. Ислам утверждает равенство женщин и мужчин, женщине в исламе отводится особая роль – матери, сестры, жены, притеснение и нарушение прав которых строго наказуемо. Женщины в семье обладают особыми правами, пользуются почетом. Женщина может вести социальную и экономическую деятельность, накоплять доходы. Кроме того мужчина должен обеспечивать ее средствами, чтобы женщина ни в чем не нуждалась [2].

Также женщина сама может выбирать работать ей или нет, но есть сферы деятельности, которые непозволительны женщинам, но к таким относятся как правило виды работ, связанные с физическими нагрузками, а также с увеселительными заведениями, например, казино. Ислам одобряет полигамию, но вместе с тем первая жена решает разрешить ли мужу взять вторую жену, она может подать на развод [5].

Однако можно привести и ряд аргументов в пользу точки зрения о том, что женщину в исламских странах ущемляют в правах. Так, например, в Саудовской Аравии женщина не может водить автомобиль. Религия отражается во всех аспектах жизни, что порой приводит к неожиданным последствиям. В качестве такого примера можно привести инцидент в Мекке, произошедший в марте 2002 года, когда сотрудники религиозной полиции не дали ученицам одной из женских школ покинуть здание, в котором начался пожар, поскольку на них не было традиционных головных платков и длинных платьев. Только после этого случая Министерство образования Саудовской Аравии разрешило службам спасения в неотложных случаях иметь прямой доступ на территорию женских школ.

Помимо этого в арабских странах существует практика сохранения чести и достоинства женщины, что часто приводит к ограничению передвижения, и является нарушением статьи 13 Всеобщей декларации прав человека [6].

Расширяющийся в последнее время процесс глобализации требует от исламских стран модернизации, но с сохранением некоторых тенденций. В частности, Всеобщая декларация прав человека в исламе, закрепляет равноправие женщины и мужчины при условии выполнения женщиной своих семейных обязанностей и соблюдения требований исламской этики в отношении защиты ее чести и достоинства. Такого же принципа придерживаются некоторые страны, например, согласно конституции Бахрейна равенство мужчины и женщины возможно при условии, что  при этом не затрагиваются нормы исламского шариата [4].

Усиливаются кроме того тенденции, когда женщины начинают бороться за свои права. Так, например, иранская журналистка Масих Алинежад начала компанию под названием «Моя тайная свобода» против законов, обязывающих женщин носить хиджаб, которые ввело теократическое руководство Ирана. Лозунг этой кампании: «Каждая иранка имеет право выбирать, нужен ей хиджаб или нет». Некоторые считают, что сама идея скрывать волосы, основана на неправильной интерпретации Корана [7].

Происходят также изменения и в политической жизни, если раньше женщины были полностью отстранены от политики, то на современном этапе в ряде стран женщины получили избирательные права, например в Саудовской Аравии. Кроме этого в 2004 году впервые в истории Бахрейна пост министра здравоохранения был отдан женщине. Также в 2004 году женщине была доверена должность министра экономики и торговли ОАЭ, и уже в 2007 году женщины составили 22,5% от общего состава Федерального национального совета страны. Изменения эти коснулись, конечно, не всех исламских стран, но, тем не менее, сдвиги в сторону модернизации происходят [6].

Таким образом, дискуссия по вопросу проблем прав женщин в исламских странах ведется и сегодня. Но по существу причиной нарушения прав женщин является не правильное понимание ислама. Тем не менее, на современном этапе в условиях процесса глобализации происходят изменения, в результате которых права женщин расширяются. Однако эти процессы, связанные с решением гендерного вопроса носят противоречивый характер, то есть наряду с прогрессивными тенденциями, имеет место сегрегация, что тормозит процесс модернизации, поскольку европейская правовая модель не совсем подходит для исламских стран.

 

Список литературы:

  1. Всеобщая декларация прав человека. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.un.org/ru/universal-declaration-human-rights/index.html (дата обращения: 07.01.2016)
  2. Иноземцева Е.Н. К вопросу о положении женщин в исламе. // Власть. – 2012. - № 12. – С. 98-100.
  3. Магомедов А.М. Права женщин в исламском праве. // Евразийский юридический журнал. – 2011. - №10 (41). – С. 57-62.
  4. Особенности исламского понимания прав женщин. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://islamfond.ru/ru/965-osobennosti-islamskogo-ponimaniya-prav-zhenschin (дата обращения 08.01.2016)
  5. Петросян А. Хиджаб свободы, или Женщина в исламе. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://gazeta.zn.ua/SOCIETY/hidzhab_svobody,__ili_zhenschina_v_islame.html (дата обращения 05.01.2016)
  6. Положение женщин на Ближнем Востоке. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://voprosik.net/polozhenie-zhenshhin-na-blizhnem-vostoke/ (дата обращения 06.01.2016)
  7. Asra Q. Nomani, Hala Arafa. As Muslim women, we actually ask you not to wear the hijab in the name of interfaith solidarity. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.washingtonpost.com/news/acts-of-faith/wp/2015/12/21/as-muslim-women-we-actually-ask-you-not-to-wear-the-hijab-in-the-name-of-interfaith-solidarity/ (дата обращения 22.01.2016)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 6 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.