Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 февраля 2015 г.)

Наука: Политология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ерохина А.С. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(28). URL: http://sibac.info/archive/social/2(28).pdf (дата обращения: 03.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ФОРМИРОВАНИЕ  ПОЛИТИЧЕСКОГО  СОЗНАНИЯ  СОВРЕМЕННОЙ  СТУДЕНЧЕСКОЙ  МОЛОДЕЖИ

Ерохина  Анна  Сергеевна

студент  1-го  курса  магистратуры,  кафедры  политологии  и  теологии  СКФУ,  РФ,  г.  Ставрополь

Е-mailAnka07Erokhina@mail.ru

Желнакова  Нина  Юрьевна

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук,  доцент  СКФУ,  РФ,  г.  Ставрополь

 

Политические  процессы  и  явления  способствуют  тому,  что  у  человека  появляется  определенный  интерес,  то  или  иное  объективное  и  субъективное  к  ним  отношение.  Изучая  историю  своего  государства,  у  него  начинает  формироваться  собственная  точка  зрения  относительно  политики  прошлых  лет.  Параллельно  же  могут  появится  определенные  политические  взгляды  и  даже  притязания  на  будущее.  Это  отношение  может  быть  как  целесообразным  и  обоснованным,  так  и  менее  рациональным,  на  уровне  чувств  и  душевного  состояния.

Если  оценить  политические  явления  и,  собственно,  политику  как  объективную  реальность,  то,  как  следствие,  надо  принять  и  наличие  у  людей  должной  субъективной  реакции  на  них,  носящей  название  —  политическое  сознание.

Политическое  сознание  —  неотъемлимая  часть  нравственной  и  духовной  жизни  общества.  Оно,  как  известно,  обратно  материи,  но,  в  то  же  время,  связано  с  нею.  Политическое  сознание  обычно  не  присутствует  в  «чистом»  виде,  а  тесно  взаимодействует  с  другими  формами  и  видами  осознания  действительности.  Так,  довольно-таки  часто  политическое  сознание  пересекается  с  моральными  и  нравственными  убеждениями,  так  как  люди  судят  о  политике  через  призму  категорий  добра  и  зла,  честности  и  недобросовестности.

В  процессе  формирования  политического  сознания  молодежи  участвуют  институциональные  и  латентные  механизмы.  Представляя  собой  четко  налаженную  систему  социальных  связей,  норм  и  конкретный  набор  разумно  ориентированных  образцов  поведения  в  определенных  ситуациях,  социальные  институты  создают  основу  официального  и  неформального  взаимодействия  разнообразных  сфер  общественной  деятельности,  оказывая  существенное  влияние  на  сознание  молодежи.  Оно  реализуется  благодаря  ценностным  системам  и  культурным  символам,  которые  являются  основой  общественного  сознания.  Именно  поэтому  функции  институциональных  механизмов  содержатся  в  формировании  ценностных  ориентаций,  позволяющих  молодым  людям  определится  в  общественно  -  политическом  пространстве,  содействии  молодежи  как  субъекта  общественно-политического  взаимодействия.

Из  этого  следует,  что,  с  одной  стороны,  политическое  сознание  складывается  благодаря  направленному  в  определенное  русло  воспитанию  и  обучению,  что  становится  следствием  развития  знаний,  норм,  представлений,  образов  и  идеалов.  А  с  другой  –  является  результатом  социально-политических  условий,  передает  особенности  состояния  молодежи  в  этих  обстоятельствах  и  истинное  отношение  общества  к  политике,  которое  зачастую  принимает  противоречивый  и  неожиданный  характер.  Причин  у  такого  положения  дел  немало.

Во-первых,  положение  самой  общественно-политической  системы;  неясность  места  политики  в  современном  мире;  дела  не  столько  конкретных  политических  сил,  сколько  их  подобий,  появляющихся  и  исчезающих,  на  короткое  время  создающих  впечатление  политической  конкуренции,  сплотившиеся  в  единые  группы,  в  которых  главными  движущими  силами  являются  не  работа  над  стоящими  идеями,  а  узконаправленные  интересы.  Нечеткость  работы  политического  пространства  не  дает  возможности  сформироваться  идентичностям  в  политическом  сознании  молодых  людей.

Во-вторых,  ввиду  некоторого  преобразования  социализационного  устройства,  расширения  прав  и  свобод  и  потери  зависимости,  воспринимаемых  как  освобождение  молодежи  от  общественно-политического  контроля,  открывших  путь  новым  формам  ее  политического  участия.  Тем  самым  они  спровоцировали  преобразования  в  процессе  воссоединения  молодежи  с  политической  сферой  российского  общества,  проявившиеся  в  организации  множества  молодежных  структур,  секций  в  рамках,  предусмотренных  основными  политическими  партиями  и  др.  Хотя  ученые  наблюдают  в  общем  довольно-таки  низкий  процент  доверия  среди  молодого  поколения  к  нынешним  властным  институтам,  политическим  партиям  и  молодежной  палате.  Они  становятся  результатом  разногласий  между  молодыми  людьми  и  политическим  институтом,  что  связано  с  проблемами  решения  серьезных  социальных  проблем  молодежи;  отсутствием  возможности  осуществления  на  практике  заявляемых  идей,  которые  содействуют  отчуждению  молодого  поколения,  падению  роли  в  структуре  социально-политического  взаимодействия.  Все  эти  факты  становятся  причиной  личностного  расстройства;  отрицания  общепринятых  ценностей  и  идеалов  в  сознании  подростков.  В  этих  условиях  у  молодежи  формируются  определенные  установки.  Такие  склонности  не  являются  исключительной  особенностью  России,  а  встречаются  и  в  большинстве  западноевропейских  странах.  По  сути  своей  перечисленные  установки  и  склонности  являются  результатом  низкого  интереса  правительства  к  молодежи,  отсутствия  реальных  политических  сил,  отстаивающих  ее  интересы.

И  наконец,  парадоксальность  политического  сознания  молодежи,  неимение  точных  политических  ориентаций  можно  связать  с  неясностью  социального  положения  молодежи.  «В  условиях  неопределенности  социальные  позиции  и  сфера  сознания  слабо  структурированы,  следовательно,  размыты  статусы  и  представления  о  них,  не  осмыслены  с  точки  зрения  общности  и  групповые  интересы»  [2,  с.  21].  Поэтому  не  возникает  соответствующего  взаимопонимания  в  политической  сфере.

В  состоянии  серьезного  изменения  общества  в  особенностях  политического  сознания  молодежи  выделяются  наибольшая  подвижность,  деление  на  множеств  групп  по  интересам,  низкий  показатель  доверия  политическим  сферам,  эмоциональность  в  принятии  решений,  отвержение  установленных  политических  ценностей  и  личная  независимость.

Как  отмечает  Е.Б.  Шестопал,  у  молодежи,  период  взросления  которой  пришелся  на  время  рыночных  реформ  в  нашей  стране,  знания  о  политике  абстрактны,  интерес  к  политике  невелик  [4,  с.  47].  Молодое  поколение  в  сложных  условиях  неясности  и  неуверенности  в  собственном  будущем  теряют  доверие  к  политическим  институтам.  В  то  же  время,  обычные  граждане,  делая  осознанный  политический  выбор,  отдавая  свой  голос  тем  или  иным  представителям  политических  структур,  во  многом  опираются  на  образы,  которые  создаются  и  выставляются  на  всеобщее  обозрение  средствами  массовой  информации.  По  мнению  Д.В.  Ольшанского,  доминирование  неосознанных  представлений  в  сознании  —  следствие  процесса  массовизации,  связанного  с  функционированием  в  современном  обществе  различных  видов  информации  [5,  с.  116].  Именно  поэтому  яркой  особенностью  политического  сознания  молодежи  можно  назвать  преобладание  в  нем  эмоционально-психологической  составляющей.

В  момент  трансформации  российского  общества  в  замен  молодежным  коллективистским  ценностям  наступают  ценности  рыночного  общества,  ценности  индивидуалистического  характера.  Молодые  люди  отождествляют  себя  в  большей  степени  с  идеалами,  в  которых  воля  большинства  и  способность  избранных  представителей  осуществлять  власть  ограничены  во  имя  защиты  прав  меньшинства  и  свобод  отдельных  граждан,  чем  со  значимостью  устоев  российского  общества.  Следовательно,  отсюда  происходит  следующая  черта  пoлитическoгo  сoзнания  мoлoдежи  —  отвержение  традиционных  политических  ценностей.

Здесь  правильно  будет  сказать  и  от  таком  понятии  как  неангажированность.

Неангажированность  или  аполитичность,  большей  частью,  —  безразличное  отношение  к  политики;  отрицание  ее  в  устоявшемся  виде.

Безразличное  отношение  к  политики  и  политическим  процессам  большей  части  молодежи  на  сегодняшний  день,  в  первую  очередь,  вызвано  ошибочным  мнением  о  демократии  как  быстрой  и  положительной  смене  событий.  Но  уже  с  начальных  этапов  демократизации  государства  необходимо  понимать:  демократия  небезупречна;  переход  от  тоталитаризма  —  это  отречение  не  только  от  деспотизма,  всесилия  власти  и  самосуда,  но  и  от  предрассудков  о  том,  «политика  —  дело  каждого».  Соцопросы  среди  молодых  людей  доказали,  что  большинство  уже  отказались  от  данного  представления  ситуации  [1,  с.  87].

На  основании  вышеизложенного  можно  сделать  вывод,  что  политическое  сознание  молодого  человека  на  сегодняшний  день  очень  гибко  и  разносторонне  развито.  В  нем  параллельно  присутствуют  и  большой  интерес  к  политической  жизни  в  стране  и  отсутствие  желания  к  участию  в  политических  событиях;  скептическое  мнение  по  поводу  политической  ситуации,  но  положительный  настрой  на  будущее.

Формирование  политического  сознания  среди  молодежи  —  дна  из  главных  функциональных  составляющих  социальных  институтов.  Взращивание  молодежи  на  принципах  терпимости  к  иному  мировоззрению,  образу  жизни;  политкорректности;  патриотизма  к  своей  стране;  ответственности  за  свои  поступки;  доверия  к  власти  содействует  благоприятному  воссоединению  молодого  поколения  с  политической  и  социальной  структурами.  Равно  как  это  гарантия  воспроизводство  общества  и  его  устойчивость.

 

Список  литературы:

  1. Волков  Ю.Г.  Социология  молодежи:  учебное  пособие.  Ростов-н/Д.:  Проспект,  2012.  —  237  с.
  2. Зубок  Ю.А.  Феномен  риска  в  социологии.  Опыт  исследования  молодежи  учебное  пособие.  М.:  Мысль,  2011.  —  344  с.
  3. Иванчук  Н.В.  Основы  политологии:  учебник.  Екатеринбург.:  Наука,  2013.  —  331  с.
  4. Ковалева  А.И.  Социология  молодежи:  теоретические  вопросы.  М.:  Мысль,  2012.  —  214  с.
  5. Политология:  Учебник  для  вузов.  М.:  Норма,  2011.  —  384  с.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.