Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 января 2014 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Капускина Е.А. ГРИГОРИЙ ЖУРАВЛЕВ — ИКОНОПИСЕЦ НЕРУКОТВОРНЫХ ОБРАЗОВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(16). URL: http://sibac.info/archive/social/1(16).pdf (дата обращения: 28.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ГРИГОРИЙ  ЖУРАВЛЕВ  —  ИКОНОПИСЕЦ  НЕРУКОТВОРНЫХ  ОБРАЗОВ

Капускина  Екатерина  Андреевна

студент  1  курса,  кафедра  «Социология,  политология  и  история  Отечества»  ФГБОУ  ВПО  «СамГТУ»,  РФ,  г.  Самара

E-mail: 

Бирюкова  Анна  Борисовна

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук,  доцент  кафедры  «Социология,  политология  и  история  отечества»  ФГБОУ  ВПО  «СамГТУ»,  РФ,  г.  Самара

 

Григорий  Николаевич  Журавлев  родился  в  селе  Утевка  Бузулукского  уезда  Самарской  губернии  в  1858  году.  Увидев  сына-калеку  (у  младенца  не  были  ни  ручек,  ни  ножек),  родители  впали  в  отчаяние.  Однако  дед  Пётр  Васильевич  Трайкин  иначе  воспринял  появление  в  доме  необычного  ребенка.  Успокоив  дочь,  он  заявил,  что  поможет  растить  внука.  Несмотря  на  свое  увечье,  Григорий  рос  добрым,  любознательным  и  пытливым.  Он  даже  научился  рисовать  фигурки  людей  и  животных  (зажимал  в  зубах  прутик  и  чертил  им  на  песке)  [1;  4;  6].  Вместо  ног  у  мальчика,  чуть  ниже  колен  были  обрубки.  Для  того,  чтобы  он  мог  передвигаться,  ему  привязывали  ремнями  к  коленям  кожаные  «ходульки»  и  таким  образом  Григорий  мог  самостоятельно  ходить  на  небольшие  расстояния  [3].  В  школу  Григория  стал  возить  дед,  а  после  смерти  Петра  Васильевича  земский  учитель  Троицкий  стал  заниматься  с  мальчиком  на  дому  [4].

Природным  способности  и  поддержка  семьи  (его  ангелом-хранителем  стал  брат  Афанасий)  позволили  в  22  года  юноше  закончить  экстерном  и  с  отличием  Самарскую  мужскую  гимназию.  В  1885  году  газета  «Самарские  губернские  ведомости»  писала:  «Журавлев  задумал  во  что  бы  то  ни  стало  выучиться  писать  масляными  красками  «настоящие  образа».  И  вот  в  15  лет  он,  никуда  доселе  не  выезжавший  из  родного  села,  прибыл  в  губернский  город  и  обратился  к  проживающему  здесь  живописцу  Травкину  с  просьбой  показать  ему,  как  пишутся  образа.  Тот  ласково  принял  необычного  ученика,  оставил  на  несколько  дней  в  своей  квартире  и  познакомил  с  первыми  приемами  живописи.  Этого  для  Журавлева  было  достаточно.  Закупив  в  Самаре  красок,  кистей  и  прочего,  он  вернулся  в  родную  Утевку  и,  заказав  себе  стол  с  особыми  приспособлениями,  принялся  учиться  живописи»  [1].  Вернувшись  домой,  Григорий  стал  самостоятельно  изучать  черчение,  анатомию  человека,  живопись,  иконографию.  Процесс  написания  образов  был  очень  сложным.  Зажав  кисть  в  зубах,  Григорий  писал  в  прямом  смысле  этого  слова  нерукотворные  иконы.  В  работе  художнику  помогал  брат,  мастеривший  деревянные  заготовки  для  икон,  а  отец  доставлял  иконы  в  Самару  [2;  4].

  Заказчиками  журавлевских  икон  были  не  только  односельчане.  Григорий  решился  подарить  несколько  икон  высокопоставленным  лицам  Самары.  Вскоре  Губернское  земское  собрание  решило  поддержать  талантливого  иконописца,  назначив  ему  пенсию  в  60  рублей  [4].  В  1884  году  Журавлёв  обратился  к  Самарскому  губернатору,  с  просьбой  представить  написанную  икону  Святителя  Николая  Чудотворца  Цесаревичу  Николаю,  будущему  Императору.  Григорий  Николаевич  даже  решился  написать  письмо  цесаревичу:  «…  Ваше  Императорское  Высочество,  покорнейше  и  усердно…  желаю  поднести  Вам  икону  Святителя  и  Чудотворца  Николая,  которую  я  написал  ртом,  а  не  руками,  по  той  причине,  что  от  своей  природы  не  имею  силы  движения  в  руках  и  ногах  своих.  Написал  сию  икону  по  вразумлению  Всемогущего  Бога,  который  допустил  меня  на  свет  Божий.  И  даровал  мне  дар.  Потом  открылось  движение  моего  рта,  которым  я  управляю  своё  мастерство  по  повелению  Божию»  [4].

Относительно  встречи  иконописца  и  императора,  которая  якобы  состоялась  в  столице,  и  о  которой  можно  прочитать  в  многочисленных  публикациях,  посвященных  жизни  Григория  Николаевича,  свидетельствуют  лишь  косвенные  источники.  Известно  лишь,  что  Г.Н.  Журавлеву  была  назначена  пожизненная  ежемесячная  пенсия  в  размере  25  рублей.  А  самарскому  губернатору  было  приказано  выдать  иконописцу  «иноходца  с  зимним  и  летним  выездом»,  на  котором  впоследствии  земляки  возили  калеку-художника  на  рыбалку,  которую  он  так  любил  [1;  3;  4].  Возможно,  что  свет  на  этот  эпизод  жизни  иконописца  смогут  пролить  источники,  хранящиеся  в  Российском  государственном  историческом  архиве.

С  1885  по  1892  гг.  Григорий  Николаевич  занимался  росписью  утёвского  храма,  освященного  в  честь  Святой  Живоначальной  Троицы.  Проект  церкви  вызвал  у  художника  кое-какие  возражения,  и  односельчане  доверили  ему  исправление  недочётов.  Огромный  купол  храма  художник  решился  расписать  сам.  Целые  дни  он  проводил  на  специально  созданных  для  него  «подмостках».  После  нескольких  часов  работы,  иконописец  не  мог  разомкнуть  челюсти.  Чтобы  снять  спазм  лицевых  мышц,  на  скулы  накладывали  мокрые  теплые  полотенца.  В  результате  многолетнего  тяжелого  труда  здоровье  иконописца  сильно  пошатнулось:  стерлись  зубы,  на  лопатках  и  затылке  образовались  язвы,  испортилось  зрение  [7;  4].  Тем  не  менее  он  закончил  роспись  храма.  Церковь  освятили.  Она  стала  не  только  духовным,  но  и  образовательным  центром  села.  При  ней  была  основана  школа  и  небольшая  библиотека  [1;  6]. 

Участвовал  Григорий  Николаевич  и  в  росписи  нового  Кафедрального  собора  Самары  (в  1930  году  он  был  взорван).  В  частности,  им  была  написана  икона  святителя  Алексия  (святитель  Алексий  считается  небесным  покровителем  Самары)  и  икона  «Огненное  вознесение  Илии-пророка». 

Сила  духа  талантливого  художника  не  только  позволяла  ему  писать  удивительные  иконы,  но  и  помогала  Григорию  Николаевичу  в  обыденной  жизни.  На  окружающих  он  производил  неизгладимое  впечатление.  Стойкость  и  жизнелюбие  были  характерными  чертами  натуры  иконописца.  При  этом  он  был  очень  скромным  человеком  при  жизни,  остался  им  и  после  кончины  (1916  г.).  Он  попросил  похоронить  его  в  церковной  ограде  расписанного  им  Троицкого  храма,  а  на  могиле  поставить  простой  крест  с  надписью  на  нем:  «Се,  Человек»  [2;  3;  4;]. 

В  1934  году  Свято-Троицкую  церковь  в  Утёвке  закрыли,  превратив  ее  в  склад.  Росписи  Журавлева  начали  осыпаться  и  большей  частью  погибли  совсем.  К  счастью,  часть  ликов  спасли  жители  Утёвки  —  разобрали  по  домам  и  хранили  до  лучших  времен.  Могилу  Григория  сравняли  с  землей.  Однако  еще  при  жизни  иконописца  нерукотворные  образа  его  работы  разошлись  не  только  по  всей  России,  но  и  по  всему  миру.  Возрождение  памяти  об  иконописце  началось  благодаря  его  работам,  которые  оказались  не  только  в  России,  но  и  за  рубежом.  Так,  в  1963  году  в  Югославии  искусствовед  Здравко  Каймакович  обнаружил  икону  первоучителей  словенских  Кирилла  и  Мефодия.  На  обратной  стороне,  которой  было  написано:  «Сию  икону  писал  зубами  крестьянин  Григорий  Журавлев  села  Утевки  Самарской  губернии,  безрукий  и  безногий,  года  1885,  2  июля»  [4].  Каким  образом  попала  икона  из  Самарской  губернии  в  далекую  Боснию  не  ясно.  Выскажем  предположение,  что  ее  мог  привести  с  собой  какой-то  русский,  бежавший  сюда  после  гражданской  войны.  Лишь  после  запроса  из-за  границы,  местные  краеведы  начали  собирать  материалы,  связанные  с  жизнью  Григория  Николаевича  Журавлева,  первая  публикация  посвященная  художнику  была  написана  К.Е.  Даниловым  [3]. 

В  1989  году  был  открыт  Троицкий  храм  в  с.  Утевка,  привезены  колокола  из  Воронежа,  на  одном  из  которых  есть  надпись  «Григорий»,  в  память  об  иконописце,  восстановили  могилу  Григория  Николаевича.  Оказалось,  что  нерукотворные  иконы  Григория  Журавлева  есть  в  Троице-Сергиевой  лавре,  в  Казанском  соборе  Петербурга,  в  Эстонии  и  на  Урале.  Образ  святых  Кирилла  и  Мефодия,  найденный  Здравко  Каймаковичем,  вернулся  в  Самару  и  находится  в  Самарском  церковно-историческом  музее  при  Самарской  Духовной  семинарии.  По  крупицам  настоятель  утевского  храма  собирает  образа,  сохранившиеся  в  крестьянских  семьях.  В  храме  была  проведена  реконструкция,  заново  побелены  и  покрашены  стены.  Где  это  было  возможно,  реставраторы  сохранили  фрески  кисти  Григория  Журавлева  [1].  Однако  полноценная  реставрация  из-за  недостатка  средств  так  и  не  была  проведена,  поэтому  фрескам  по-прежнему  угрожает  опасность.

Огромную  роль  в  популяризации  имени  Григория  Журавлева  сыграли  отнюдь  не  профессиональные  историки,  а  местные  краеведы-любители:  Кузьма  Емельянович  Данилов,  Александр  Станиславович  Малиновский,  Владимир  Иванович  Петрушин.  Они  собрали  воспоминания  и  обобщили  все  материалы,  касающиеся  жизни  и  творчества  Н.Г.  Журавлева.  Одно  из  самых  полных,  построенных  на  документально-поисковой  основе  исследований  феномена  Григория  Журавлева  сделал  А.С.  Малиновский,  бывший  руководитель  крупнейшего  в  нашей  области  химического  предприятия,  доктор  наук,  а  еще  писатель  и  поэт.  В  своих  поисках  А.С.  Малиновский  обращался  не  только  к  жителям  села,  но  и  в  Центральный  государственный  архив  Самарской  области,  в  областной  краеведческий  музей,  в  Российский  государственный  архив  литературы  и  искусства,  в  котором  отыскались  две  драгоценные  находки:  икона  «Млекопитательница»  и  фотография  двух  братьев  Григория  и  Афанасия  Журавлевых.  Результаты  своих  изысканий  А.С.  Малиновский  описал  в  документальной  повести  «Радостная  встреча»  [4].  Благодаря  его  усилиям  о  Григории  Журавлеве  узнало  огромное  число  людей.  В.И.  Петрушин  в  одном  из  районных  школьных  музеев  сумел  отыскать  альбом,  в  котором  есть  рисунки,  созданные  Григорием  Журавлевым  [5].  В  2000-е  годы  в  селе  Утевка  стараниями  сельской  интеллигенции  был  создан  музей  памяти  Григория  Николаевича  Журавлева.  По  благословению  архиепископа  Самарского  и  Сызранского  Сергия  в  2000  г.,  а  затем  2011  г.  были  сняты  два  документальных  фильма  «Дар  веры»  (режиссер  Б.Г.  Криницын)  и  «Путь  паломника.  Утевка»  [2],  посвященные  иконописцу  Григория  Журавлеву.

Жители  села  Утёвка  уверены,  в  том,  что  Григорий  Николаевич  Журавлев  вскоре  будет  канонизирован  Русской  православной  церковью.  Впрочем,  для  официальной  канонизации  необходимо  соблюдения  определенной  процедуры,  а  одним  из  главных  условий  канонизации  является  наличие  чудес,  указывающих  на  святость  или  самого  иконописца,  или  его  нерукотворных  икон.  Тем  не  менее  в  село  часто  приезжают  паломники,  восхищенные  силой  духа  этого  уникального  человека  —  Григория  Николаевича  Журавлева.

 

Список  литературы:

1.Бедула  О.  Свет  Журавлёвских  икон  //  Аргументы  и  факты  (Самара).  —  2009.  —  8  июля.  —  №  28  (835).  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа  —  URL:  http://gazeta.aif.ru/online/samara/835/01_08  (дата  обращения  3.01.  2014).

2.Бердникова  А.  Духовная  помощь  Григория  Журавлева  //  Литературная  губерния  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа  —  URL:  http://samaralit.ru/?p=736  (дата  обращения  3.01.  2014).

3.Гордеева  И.  Повесть  о  Григории  Журавлеве  //  Благовест.  —  2008.  —  18  января.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа  —  URL:  http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=38&article=12340  (дата  обращения  16.  12.  2013).

4.Малиновский  А.С.  Радостная  встреча.  Документальная  повесть.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа  —  URL:  http://www.rospisatel.ru/malinovsky1.htm  (дата  обращения  10.  12.  2013).

5.Петрушин  В.И.  Главное  русло  судьбы:  страницы  истории  Нефтегорского  района.  Самара:  ОАО  «Изд-во  «Самарский  Дом  печати»,  2006.

6.Шевелева  Е.  Свидетельство  о  чуде.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.dislife.ru/flow/theme/10486  (дата  обращения  16.  12.  2013).

7.Утевский  иконописец  Григорий  Журавлев  //  Соборная  весть.  —  2007.  —  №  35.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  www.pravpiter.ru/sovs/n035/ta006.htm  (дата  обращения  14.12.  2013).

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.