Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 мая 2016 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
ГААГСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1907 ГОДА: АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ДОКУМЕНТА О ПОЛОЖЕНИИ ВОЕННОПЛЕННЫХ
Мировая война и столкновение народов породили ряд дотоле практически не известных военных феноменов, одним из которых стал плен, который исчислялся миллионами людей, не только военных, но и гражданского населения [5, с. 20]. В годы Первой мировой войны, в неприятельский плен попало около четырех млн. русских солдат и офицеров. Около 200 тыс. из них умерло в плену. В то же время, по данным отечественной историографии в русском плену умерло немногим более 50 000 неприятельских военнопленных [2]. Исходя из этого, можно предположить, что русские пленные находились в наиболее пагубных условиях, поэтому смертность пленных Антанты в лагерях противника была значительно выше, нежели в русских лагерях. Более подробно о численности русских военнопленных в Германии и Австро-Венгрии в период 1915 – 1918 гг., представлено в таблице [1, с. 276]:
Таблица 1
Сведения о русских военнопленных
Год |
Количество человек в Австро-Венгрии |
Количество человек в Германии |
1915 |
235 822 |
1 102 290 |
1916 |
502 635 |
203 106 |
1917 |
724 319 |
1 050 543 |
1918 |
40 576 |
2 502 |
Всего |
1 503 352 |
2 385 441 |
Исходя из данных таблицы, мы видим, что как на первом и третьем этапах войны, так и в общем количестве, Германия превосходит Австро-Венгрию по численности военнопленных. В сумме, русских военнопленных находящихся на территории этих государств равняется 3 888 793.
Годы войны принесли неисчислимые бедствия - нищету, голод, болезни. Особенно удручающим было положение такой категории населения, как военнопленные. Правовое положение военнопленных было закреплено в международно-правовых актах еще до начала Первой мировой войны. Главным документом по этому вопросу являлось Положение «О законах и обычаях сухопутной войны», принятое на Гаагской конференции 1899 г. и пересмотренное на конференции в 1907 г.
В 1907 г. в Гааге состоялась Международная конференция «Высших Договаривающихся Держав» по инициативе Николая II. Во второй конференции мира приняли участие уже 44 государства: все участники первой конференции, а также 17 государств Южной и Центральной Америки. Председателем всей конференции был руководитель российской делегации, действительный тайный советник, российский посол в Париже, Александр Иванович Нелидов [5, с. 13].
Принятые конвенции, известные в современном международном праве как Гаагские конвенции 1899 г. и 1907 г., охватывали широкий круг вопросов. В частности, мирное разрешение международных споров; порядок открытия военных действий; право населения на вооруженное сопротивление; законы и обычаи морской и сухопутной войны; подробная регламентация прав военнопленных; запрет на использование ядов, оружия, снарядов; правила нейтралитета в сухопутной и морской войне [4]. Гаагские конвенции являются действующими международно-правовыми актами, признанными большинством стран мира, которые устранили правовой пробел в решении вопроса о положении военнопленных.
«Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 года», включает в себя: Перечень Договаривающихся Сторон; прописаны правила подписания и соблюдения Конвенции; процедура отказа от Конвенции [3].
Общие условия содержания пленных, определены второй главой. По документу к военнопленным можно отнести военных, которые: «имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют отличительный знак; открыто носят оружие; соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны. Ополчение или добровольческие отряды в тех странах, где они составляют армию или входят в ее состав, понимаются под наименованием армии» [3, ст. I], т.е. признаются воюющими. К воюющим относятся: лица неприятельских сухопутных и морских ВС, подданные воюющих государств, входящие в состав экипажей торговых судов и сопровождающие неприятельскую армию – газетные корреспонденты и репортеры, маркитанты, поставщики и др. Именно эти лица, в случае захвата неприятелем считаются военнопленными и могут пользоваться правами, о чем говорится в (ст. III) Конвенции. Это что касается воюющих захваченных при исполнении. Больные и раненые, захваченные в госпиталях и лазаретах, так же подлежат военному плену, в отличие от санитарного персонала. Правом плена не пользуются лазутчики (шпионы) и мародеры.
Военнопленные находятся под защитой международного гуманитарного права. «Военнопленные находятся во власти неприятельского Правительства, а не отдельных лиц или отрядов, взявших их в плен. С ними надлежит обращаться человеколюбиво» [3, ст. IV]. Ведь целью плена является ослабление сил противника, а не уничтожение пленных. Но, государство, пленившее солдат, имеет право организовать, как считает нужным временное ограничение свободы пленных. Причем такая мера, как ограничение свободы используется только в целях безопасности, и до тех пор, пока существуют обстоятельства, вызывающие ее.
По Гаагскому положению, государства обязаны предоставить военнопленным следующие имущественные и личные права: право на гуманное обращение; право собственности на принадлежащие им вещи, за исключением оружия, лошадей и военных бумаг (ст. IV); государство, взявшее в плен, привлекает к работам нижних чинов, в соответствии со способностями. Работа не должна быть унизительной и изнурительной для их военного звания, и тем более не направленной против их отечества. Стоит отметить, что пленным полагалась заработная плата соответствующая чину и равная заработной плате военнослужащих государства взявшего в плен. Полученный заработок можно использовать на улучшение своих условий в лагере. Из этой суммы должна отниматься лишь часть за содержание пленного. При освобождении военнопленный мог получить остаток своей заработной платы (ст. VI). Военнопленные имели право на пользование пищей, помещением, одеждой, как и войска Правительства, взявшего их в плен; право на посылки, письма, переводы (ст. VII); полная свобода отправления религиозных обрядов (ст. XVIII); право на возвращение на родину по заключению мира между воюющими сторонами (ст. XX). Конвенция предусматривала возвращение военнопленных под честное слово в свое отечество, для этого с пленного брали обязательство не принимать участия в данной войне. Но, в случае, если слово было нарушено, и солдат вторично попадал в плен, он уже подвергался дисциплинарным взысканиям или военно-уголовной ответственности (в Германии это смертная казнь).
Помимо прав, военнопленные имели ряд обязанностей и ограничений: военнопленные не имеют права удаляться за определенные границы (лагерь, город); их труд, на территории противника используется в принудительном порядке. «Военнопленным разрешено, работать за счет частных лиц или лично от себя». Работа, выполняемая пленными, не должна иметь отношения к военным действиям (ст. VI); пленные обязаны подчиняться законам, уставам и распоряжениям, действующим в армии Государства-противника (ст. VIII). За неповиновение, попытку побега из плена, отказ пленного отвечать на поставленные вопросы (ст. IX) - военнопленные подвергаются дисциплинарным взысканиям и ограничению преимуществ военного плена (ст. VIII).
Конвенция 1907 года, предусматривает создание организаций для помощи военнопленным. Статья XIV гласит: «если воюющие государства приняли на свою территорию воюющих, учреждается справочное бюро о военнопленных». В обязанности бюро, входит: «собирать и хранить, пересылать по принадлежности все вещи, ценности, письма и прочие, которые будут найдены на поле битвы или останутся после пленных» [3, ст. XIV]. Бюро открывается с начала военных действий: «в каждом из воюющих Государств, а также и в нейтральных Государствах в том случае, если они приняли на свою территорию воюющих» (ст. XIV). В бюро ведутся именные карточки о пленных, которые передаются Правительству другого воюющего государства после заключения мира (ст. XIV).
Таким образом, благодаря подобным организациям, было известно о местоположении и состоянии воюющих. Ведь отсутствие в начале войны обмена данными между Россией и Германией о лицах, попавших в плен, привело к тому, что среди пропавших без вести или пленных числились погибшие на поле боя. С другой стороны, противная сторона через сведения о пленных получает точную информацию о своих солдатах и офицерах, находящихся в плену. Если выяснится, что солдат добровольно сдался в плен, то это грозит принятием репрессивных мер против членов их семей, что утверждено законодательно, как например в России. Еще в мае 1915 г. Совет Министров России утвердил положение о прекращении выдачи пайка семьям добровольно сдавшихся в плен и дезертиров, предписывалось оповещать население об указанных лицах. С 1916 г. издано приказание, по которому Георгиевские кресты и медали добровольно сдавшихся в плен, вместо выдачи родственникам, высылали в Главный Штаб. А в соответствии с приказом № 29 от 14 января 1916 г. По военному ведомству, нижних чинов подвергали казни, которая была отменена Временным правительством в 1917 году после Февральской революции [6, с. 101].
Изучив содержание документа, было выявлено, что плен прекращается в следующих случаях: смерть пленного; размен пленных; освобождение на честное слово; побег пленного; заключение мира между воюющими.
Таким образом, ратифицированное странами-участницами Первой мировой войны соглашение определяло лишь общие рамки международного гуманитарного права. Но, в то же время затронуло очень важные гарантии правового положения военнопленных, в чем мы убедились в результате обзора приведенных выше статей Конвенции «О законах и обычаях сухопутной войны». И все же нечеткость правовых норм привела к многочисленным нарушениям в ходе войны всеми воюющими государствами, поэтому реальное положение военнопленных не соответствовало содержанию утвержденного документа.
Список литературы:
- Васильева С.Н. Военнопленные Германии, Австро-Венгрии и России в годы Первой мировой войны: Учеб.пособие к спецкурсу. М., 1999. – 146 с.
- Кокебаева Г.К. Военнопленные стран Антанты в лагерях Германии. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.rusnauka.com/25_PNR_2012/Istoria/2_115941.doc.htm// (дата обращения 12. 12. 2014)
- Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны // Международное право и права человека. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.memo.ru/prawo/hum/haag07-1.htm (дата обращения 25. 03. 2015)
- О Второй Гаагской конференции // Дипломатия России от посольского приказа до наших дней. Историко-документальный департамент МИД России. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.idd.mid.ru/inf/inf_40.html (дата обращения 14. 03. 2015)
- Оськин М.В. Неизвестные трагедии первой мировой. Пленные. Дезертиры. Беженцы / М.В. Оськин. – М.: Вече, 2001. – 448 с. – (Военные тайны XX века)
- Солнцева С.А. Военный плен в годы первой мировой войны (новые факты) // Военно-исторический журнал. – 2013. – №1. – С. 98-104.
отправлен участнику
Оставить комментарий