Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 апреля 2016 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Архипова А.А. МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ В УКРАИНСКОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(40). URL: https://sibac.info/archive/social/4(40).pdf (дата обращения: 29.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 30 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ В УКРАИНСКОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ

Архипова Антонина Александровна

студент 4-того курса, кафедра социологии Государственного университета телекоммуникаций,

г. Киев, Украина

Романенко Юрий Викторович

научный руководитель,

док. социологических наук, проф. Киевского национального университета им. Тараса Шевченко,

г. Киев, Украина

Постановка научной проблемы.

Язык – один из самых древних механизмов коммуникации известных человечеству. Он позволяет не только передать определенную информацию от коммуникатора к коммуниканту, но и оказывать непосредственное влияние на предубеждения, взгляды, амбиции индивида, группы, общества в целом. Возможность эффективного использования языкового влияния в достижении как личных, так и общественных целей является основополагающим элементом достижения власти, что в условиях информационного общества, раскрывает безграничные возможности для того кто этой властью будет распоряжаться. Иными словами, языковое влияние – не что иное, как элемент манипулирования сознанием, работающий через сознательные механизмы переубеждения и навеивания, а также бессознательные механизмы заражения и наследования.

К примеру, большинство людей, если их спросить: «Как вы считаете, вы такой же, как все, или же вы не являетесь частью серой массы?». Скажут, что они не являются общественным продуктом, они индивидуальны и уникальны в своем роде. И с этим не возможно не согласиться, если рассматривать мир, как физическую реальность, просматриваемую через призму индивидуального восприятия, формирующуюся под влиянием уникального опыта. Однако, как биологический вид мы идентичны, мозг получает информацию из пяти различных источников чувств, раскладывает эту информацию по общим признакам, систематизирует и выдает результат. Соответственно результат, который мы получим, задавая вышеуказанный вопрос можно спрогнозировать досрочно, проанализировав структуру вопроса. Для начала стоит выяснить, что в понимании людей является «серой массой», каким образом в данном социуме сформировался подобный стереотип, почему данное понятие вызывает столь бурное социальное непринятие. Имея достаточное количество информации, вопрос структурируется таким образом, что люди, непроизвольно соглашаются с тем, что они «серая масса», а это изначально и требовалось манипулятору.

Так что же такое манипулирование, чем связаны манипулятивное влияние и нейролингвистическое программирование, каким образом нейролингвистическое программирование функционирует в условиях украинской социальности? Дать ответы на поставленные вопросы – цель данной статьи.

Задачей статьи является качественный анализ Новогоднего поздравления Президента Украины Петра Порошенко от 2016 г. с целью выявления применения практических НЛП методик.

Анализ последних исследований и публикаций.

Категория манипулирования разноплановая и неоднородная. Этот термин употребляется не только в контексте политического влияния, но и в обыденном дискурсе, соответственно находится на стыке изучения несколькими науками, в том числе и социологией. Проблема манипуляции и манипулятивного влияния появилась относительно недавно, в начале XX века, хотя человечество использовало манипулятивные приемы испокон веков.

Существует огромное количество разнообразных подходов к изучению понятия «манипулирование». Экономический словарь утверждает, что манипулирование (франц. manipulation, от лат. manipulus – пригоршня, горсть, manus – рука) порождаемое с помощью рекламы распространение информации, слухов для воздействия на покупателей, потребителей с целью создать желаемую ситуацию на рынке. [9] Оксфордский толковый словарь утверждает что термин «manipulate» имеет 2 основных значения: умелое действие по манипулированию чем-то и действие по манипулированию кем-то, естественно, недобросовестным путем. [1] Е.Л. Доценко, проанализировав одиннадцать видов понятия «манипуляция» предложила следующее определение – «это вид психологического влияния, мастерское выполнение которого ведет к скрытому нарушению намерений объекта влияния, не совпадающих с его желаниями». [5, 59 c.] Сергей Кара-Мурза в своей работе «Манипуляция сознанием», как и большинство авторов, склоняется рассматривать манипулирование, как вид психологического влияния, в котором психологические структуры личности выступают мишенью, однако он акцентирует внимание на аспекте, который часто остается не замеченным. Ученый утверждает, что «к людям, на которых направлено влияние манипуляции, относятся не как к личностям, а как к человеческому материалу». [7, c. 15] Таки образом, выходя из вышеизложенного анализа, мы можем вывести основную классификацию понятия манипулирования – это средство психологического влияния, с помощью которого происходит субъект-объектное воздействие на реципиента.

Среди авторов, которые занимаются проблемой манипуляции сознанием в политической среде можно выделить следующих: Е. Аронсона, Е. Пратканиса, Ричарда Броуди, А. Воеводина, Г. Грачева, И. Мельникова, Е.Л. Доценко, С. Зеленского, С. Кара-Мурзу, М.М. Ларионова, К. Никитина, С. Николаенко, О. Петрова, С.Ф. Лисовского. Так же стоит обозначить авторов, которые занимаются исследованием манипуляции в масс-медиа: Дж. Брайанта, Г. Мелиника, Г. Мипрненко, И. Вильчинскую, Г. Шиллера, Дж. Гербнера, Пола Вилкинсона.

Изложение основных понятий статьи.

Классификация признаков манипулятивного влияния в достаточной мере исследована указанными выше авторами; нашей задачей остается попытка обобщения перечня признаков манипулятивного влияния. Во-первых, манипулятивная стратегия влияния избавлена информационной открытости (експлицитности). От объекта влияния завуалированы не только цель и мотивация влияния, но, и очень часто, средства, технические приемы. Другими словами, один из акторов не знает, что на него влияют, или же не пытается этого осознавать. Во-вторых, в манипулировании задействована субъект-объектная парадигма влияния в понимании ценностно-целевых установок. Манипулятор должен осознавать, что его влияние направляется в обход регуляторов проявления активности реципиента (объекта влияния). Практически, влияние происходит в плоскости игнорирования личности человека, которая превращается в глазах манипулятора в человеческий материал. Превращается настолько, что манипулятор даже не ставит человека в известность о том, что он хочет его использовать, стараясь сделать это незаметно. В-третьих, в манипулировании всегда присутствует момент сегментирования влияния. Агент манипулирования имеет дело не с целостным человеком, а с какой-то частью (субличностью), при этом он использует слабые стороны этой субличности. В-четвертых, манипулирование предполагает искусственную модификацию человеческого поведения.

В дальнейшем стоит обратить внимание на специфику рассмотренных нами вопросов. Как ранее упоминалось, феномен манипулирования есть объектом междисциплинарного изучения. Так, в лингвистике рассматривается языковое манипулирование, в социологии – социальное, в политологии – политическое. Однако ни одна модель манипулятивного влияния не будет достаточно эффективна, если ее применять с точки зрения однополярности, то есть в узком аспекте изучения. В данном случае комплексный подход, как к изучению, так и к применению этих методик является первоочередной необходимостью, иначе, сконструированное манипулятивное воздействие потерпит фиаско еще на этапе формирования. Своего рода энциклопедией по применению манипулятивных методик и техник, является НЛП – нейролингвистическое программирование. «Название данной дисциплины, не смотря на свою сложность, очень четко характеризует сущность того чем она занимается.

«Нейро– (нейрон = нервная клетка) «Нейро-» является исходным пунктом, так как все что мы делаем является результатом того, что происходит в нашей нервной системе, НЛП опирается на взаимодействие нашей нервной системы, наших сенсорных переживаний и субъективным опытом (иными словами, нашими мыслями и поведением). Лингвистическое (лингвистический = языковой) Мы организовываем свой субъективный опыт (следовательно, наши неврологические процессы) с помощью языка. Языковая организация получает выражение в модели мира – взаимосвязанной системе воспоминаний, ожиданий, убеждений, которая позволяет нам перерабатывать поступающую к нам информацию. Программирование (программа = ряд инструкций, которые описывают как должна происходить переработка данных)». [4, 29 c.]

Какой вывод возможно сделать, разобрав этимологическое происхождение термина НЛП? НЛП - это сообщения структурированные особым образом, в следствии получения которых у человека наблюдается особая эмоциональная реакция. Изменения массового сознания с помощью НЛП приемов, производятся путем вербального и невербального влияния. Это зрительные, слуховые ощущения, количественные (цифровые) показатели, стереотипы и архетипы, воздействие на ощущение пространства и времени.

Эмпирическая часть работы заключается в практической разборке применения НЛП технологий в условиях украинской социальной среды, в качестве наглядного примера выступает Новогоднее поздравление Президента Украины Петра Порошенко от 2016 года. Полный текст обращения находится в свободном доступе на просторах интернета [8], в данном исследовании использован метод сегментного анализа.

1) Цитата - « мир и покой, свобода и независимость, благополучие и единство – вот главные стремления каждого украинца. И за то, что сегодняшний праздник стал возможным, поклонимся, прежде всего славным украинским воинам». [8]

В данном отрезке текста использовано двухаспектное определение этноса, символизирующее двойственную составляющую украинского населения. Текст составлен на русском языке, с целью нейтрализации агрессии русскоговорящей части Украины, слово «украинцы» введено с целью объединения расколотого государства в единое целое. Использовано обобщение в виде причисления каждого к большему, следствием чего является нейтрализация внимания, снижение уровня критического отношения. Также применен принцип «мифологизации» в отношении украинских воинов, путем создания ощущения благого божественного трепета.

2) «Если совместными усилиями наших Вооруженных Сил, дипломатов и международных партнеров сделаем невозможным полномасштабное наступление России…; если мы не дадим внешнему врагу подорвать нас изнутри политическими распрями, то в следующем году каждый из нас сможет сказать: худшее – позади. … В следующем году упадет бумажный занавес между Украиной и Евросоюзом. Граждане нашего государства смогут свободно посещать Европу как по делам, так и для отдыха». [8]

Данный сегмент содержит несколько приемов, один из которых - «маркировка». Прием маркировки в политике использует компонент «мы» как позитивно маркированный, а компонент «они» - как негативно. Таким образом, в тексте формируется необходимая оценка восприятия, она закладывается в сообщение и навеивает адресанту, на эмоциональном уровне (суггестивно), иллюзию самостоятельного выбора.

3) «Движение по этой дороге обязательно должно быть двухсторонним». [8]

Это предложение сформулировано с использованием принципа «якорения» психики, с целью убеждения слушателей в единой (истинной) направленности общественного мнения. «Якорение» позволяет завязать определенный информационный узел на уровне бессознательных процессов, объединив эту информацию с эмоциональными раздражителями. Диапазон сознательной фиксации внимания составляет 7 предложений/ +, - 2 предложения. Далее следует ослабление внимания, вследствие чего определенный сегмент информации записывается в бессознательное. Вышеуказанное предложение занимает восьмую позицию в структуре построения текста.

4) «С первого января начинает действовать углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли с Евросоюзом. За несколько лет мы компенсируем колоссальные убытки, которые нанесла Украине Россия. Ведь закрытие Московских рынков для украинских товаров и украинских производителей, мощная экономическая агрессия – еще одна составляющая гибридной войны против нас». [8]

В структуре данного сегмента повторяется методика «обобщения», о которой говорилось ранее, так же используются методы «опущения» и «искажения». Метод «опущения» проявляется в словах-амебах не несущих конкретной смысловой нагрузки, это специально сделано для того, чтобы прикрыть стандартизированную форму употребления данных выражений. Они не есть конкретными обещаниями, но при этом достаточно простые и пафосные в звучании. Метод «искажения» использован в форме замены проблемной ситуации. Закрытие московских рынков является второстепенной проблемой украинской экономики, по сравнению с рухнувшим производством в сфере тяжелой промышленности.

Следует отметить, что вся структура подачи информации в выше проанализированном тексте, построена с использованием системной модели SCORE, которая является еще одной моделью НЛП, исполняющей рекламно-информационную функцию. «В русском переводе SCORE будет звучать так:

S – «Симптом» - Ситуация на данный момент, как она есть.

O – «Желаемый результат» - Что мы хотели бы иметь вместо сложившейся ситуации.

E – «Эффекты» - Какие позитивные эффекты мы получим при достижении «желаемого результата».

C – «Причина» - Почему сложилась исходная ситуация.

R – «Ресурс» - Что нам нужно для получения «Желаемого результата».

Дав ответы на первые четыре вопроса, мы создаем полное описание потребности человека, даем человеку понять почему так, а не иначе. И тогда предлагаем ресурс – непосредственно востребованный продукт, то что позволит добиться желаемого результата». [3] Тот же принцип использован в изучаемом нами тексте, подпункты, выделенные ранее, имеют структуру, идентичную системной модели SCORE. В силу информационного «искажения» описание «ресурсов» является немного скомканным «В будущее мы смотрим с надеждой и оптимизмом…ничего у них не получится» [8], но именно это искажение помогает лучше воспринимать услышанную информацию на бессознательном уровне, а не на сознательном.

Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, можно сформулировать следующие положения: скрытое влияние – реальность человеческих отношений, соответственно манипулирование является сложным коммуникационным феноменом, функционирующим не только на уровне микровзаимодействия, но и макросреде в целом. С развитием информационно-коммуникационных каналов проблема изучения манипуляции и манипуляционного влияния нуждается в более глубоком изучении. Исследования политического манипулирования и его влияния на социальный климат не теряют своей актуальности, в связи с этим необходимо выделить новое направление подготовки исследовательских кадров «исследовали социально-политической реальности», в связи с участившимися случаями создания искусственной социально-политической реальности, в значительной мере, отличающейся от объективной реальности.

 

Список литературы:

  1. Бойко О.Д. Политическое манипулирование: учеб. пособие. К.: Академвидав, 2010, – 432 с.
  2. Бурыгин. Е.Н. НЛП в рекламе. Обратная сторона SCORE // Открытая электронная библиотека материалов по НЛП. – 2014. [электронный ресурс] – Режим доступа. URL: http://nlpr.ru/node/187 (дата обращения 16.04.2016).
  3. Деркс Л., Холландер Я. Сущность НЛП. Ключи к личностному развитию: учеб. пособие. М.: КСП+, 2000. – 437 с.
  4. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита: монограф. М.: ЧеРо, МГУ, 1997. – 344 с.
  5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние: учеб. пособие. П.: СПб, 2000. – 448 с.
  6. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием: учеб. пособие. М.: Алгоритм, 2000. – 585 с.
  7. Новогоднее поздравление Президента Украины Петра Порошенко // Риановости Украина. – 2016. [электронный ресурс] – Режим доступа. URL: http://rian.com.ua/society/20160101/1002951518.html (дата обращения 15.04.2016).
  8. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 1999. – 479 с.
  9. Oxford Dictionary // Oxford Dictionaries Language matters – 2013. [электронный ресурс] – Режим доступа. URL: http://oxforddictionaries.com (дата обращения 16.04.2016).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 30 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.