Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 08 апреля 2014 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Данилова А.В. К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯ В РОССИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(19). URL: http://sibac.info/archive/social/4(19).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

К  ВОПРОСУ  ОБ  ИСТОРИИ  СТАНОВЛЕНИЯ  ИНСТИТУТА  УСЫНОВЛЕНИЯ  В  РОССИИ

Данилова  Анастасия  Викторовна

студент  4  курса,  социально-психологического  факультета,  Института  образования  и  социальных  наук,  ФГАО  ВПО  «Северо-Кавказский  федеральный  университет»  РФ,  г.  Ставрополь

E-mail:  nast.danilowa2013@yandex.ru

Батнасунов  Александр  Сергеевич

научный  руководитель,  канд.  социол.  наук,  доцент  кафедры  социальной  работы,  социально-психологического  факультета,  Института  образования  и  социальных  наук,  ФГАО  ВПО  «Северо-Кавказский  федеральный  университет»,  РФ,  г.  Ставрополь

 

Сиротство  существовало  на  протяжении  всего  развития  общества,  как  и  институт  усыновления  в  той  или  иной  интерпретации.  Войны,  эпидемии,  моры,  стихийные  бедствия  приводили  к  гибели  взрослого  населения,  в  результате  чего  дети  становились  сиротами. 

История  и  культура  усыновление  неразрывно  связанна  и  переплетена  с  такими  понятиями  «дом»  и  «семья».  Дом  с  первобытных  времен  для  человека  важнейшее  аккумулирующее  звено  в  жизненной  цепи,  элемент,  объединяющий  в  целое  всё  жизненное  пространство  индивида.  Главная  задача  института  усыновление  —  обеспечение  каждого  обездоленного  ребенка  не  просто  крышей  над  головой,  а  домом  —  важнейшим  ресурсом,  позволяющим  ребенку  интегрироваться  в  общество.  В  процессе  усыновление  ребенок  получает  не  только  дом,  но  и  семью.  Семья  главный  социальный  институт,  формирование  личности  и  будущих  установок  ребенка.  Это  не  только  культурный  носитель  образцов,  передаваемых  из  поколения  в  поколения,  но  и  первая  площадка  социализации  личности.  В  рамках  семьи  ребенок  получает  заботу,  любовь,  внимание,  сам  учиться  любить,  заботиться,  взаимодействовать  с  окружающими,  здесь  формируется  индивидуальное  и  социальное  сознание  ребенка. 

Если  разобрать  термин  «усыновление»  можно  получить  две  основы:  «явление»  и  «сын».  В  свою  очередь  из  термина  «  явление»  можно  выделить  корень  «явь»,  который  обозначает  настоящее,  живое,  подлинное,  что  противоречит  искусственному,  не  настоящему,  в  данном  случае  усыновлению.  Скорее  всего,  усыновление  приходило  в  том  случае,  когда  возникала  необходимость  «сделать  явным»  ребенка,  то  есть  законно  признанным  обществом. 

Категория  «примачество»  не  имела  возрастных  границ,  относилась  как  к  взрослым,  так  и  детям.  Вообще,  «примачество»  —  прием  постороннего  лица  в  крестьянский  двор  на  правах  члена  семьи,  хотя  осуществлялось  по  соглашению,  имело  как  положительный,  так  и  отрицательный  оттенок.  После  придания  легитимности  усыновлению  в  1926  г.  примачество  утратило  существование.  Хотя  в  просторечии  слово  продолжали  использовать,  как  правило,  в  негативно-отрицательном  значении,  как  «бессребреник»,  «иждивенец».

Рассматривая  историю  развития  института  усыновления  в  России  общепризнанным,  считается  выделение  трех  периодов:

·     Дореволюционный  период,  с  древнейших  времен  до  1917  года.

·     Советский  период,  включающий  в  себя  первые  годы  после  распада  СССР,  и  включающий  в  себя  1993—1995  гг.

·     Современный  период  [2]. 

Данный  подход  считается  вполне  обоснованным,  ибо  сформирован  с  учетом  развития  семейного  права  в  нашей  стране.  Но  с  другой  стороны  многие  исследователи  выделяют  другую  периодизацию,  связанную  с  теми  или  иными  особенностями.  Так  Зайкова  Ольга  Николаевна  выделяет  4  периода:  дохристианский,  христианский,  советский  и  постсоветский  [1,  c.  106].  В  дохристианский  период  усыновление  не  имело,  ни  какой  правой  основы.  Оно  характеризовалось  следующим  особенностями:  неограниченное  господство  отцовской  власти,  подчинение  ребенка  отцовской  власти,  воспитание  в  духе  язычества.  Первое  летописное  упоминание  об  отношениях,  не  имеющих  кровнородственных  оснований,  между  родителями  и  детьми  относятся  к  879  году.  Тогда  после  смерти  кровных  родителей  опекунами  становились  ближайшие  родственники  по  родству,  которые  занимали  первое  место  после  умерших.  Ещё  одна  отличительная  особенность  периода  внебрачные  дети  не  осуждались  общественностью.  Бытовало  мнение,  чем  больше  детей  в  семье,  тем  крепче  и  сильнее  община.

Но  с  приходом  христианства  на  Русь,  призрение  сирот  развивалось  параллельно  с  принятием  и  внедрением  новой  религии  в  массы,  а  главная  роль  отводилась  князьям  и  церкви.  На  Руси  стало  царствовать  Византийское  право,  что  привело  к  тому,  что  усыновление,  как  и  другие  вопросы  семейного  быта,  стали  подчиняться  и  регламентироваться  церковью.  Устанавливался  специальный  церковный  обряд  —  сынотворение.  Законы,  прибывшие  из  христианской  Византии,  признал  противным  религии  прежние  языческие  обряды  и  традиции  порядок  установления  семейных  отношений.  Но,  ни  в  каких  других  сферах  больше  обычаи  и  традиции  не  стали  столь  живучим  и  непоколебимыми  как  в  области  семьи.  Обычаи  не  поддавались  истреблению  и  не  выходили  из  жизни  вплоть  до  конца  девятнадцатого  века,  хотя  соблюдались  уже  попросту  как  обряды  и  не  несли  за  собой  ни  какой  правовой  нагрузки.  При  этом  на  разных  территориях  действовали  разные  обычаи;  противоположные  классы  общества  в  одном  и  том  же  месте  совершали  разные  обычаи,  но  в  высших  классах  и  в  центрах  общественной  жизни  традиции  выходили  на  второй  план,  и  уступали  требованиям  права.

В  течение  XVIII—XIX  вв.  активно  формируются  и  зарождаются  правовые  нормы  института  усыновления.  В  1839  г.  впервые  в  истории  усыновления  нашей  страны  в  качестве  усыновителей  стали  рассматриваться  иностранные  граждане.  Следует  обратить  внимание  непрекословное  соблюдения  принципа  сословности.  Он  регламентировался  тогдашнем  Законам  «О  состояниях».  Согласно  статье  1  этого  Закона  в  Российском  государстве  были  установлены  различия  права  состояния  для:  природных  обывателей,  составляющих  городское  и  сельское  население;  иностранцев;  иностранцев,  в  империи  проживающих. 

Большое  значение  для  российской  культуры  усыновления  имел  закон  от  12  марта  1891  г.  «О  детях  усыновленных  и  узаконенных».  Усыновителями  могли  быть  все  желающие  за  исключением  женщин,  и  не  положенным  по  сану,  лицам.  Поднимались  вопросы  принятия  фамилии  усыновителя,  возрастное  ограничение  и  разница  между  родителями  и  ребенком.

В  1917  году  меняется  государственный  строй,  а  с  ним  меняется  и  культура  усыновления.  Государственный  интерес  к  усыновлению  довольно  слабый,  и  возникает  только  при  увеличении  числа  детей-сирот  и  беспризорных.  Усыновление  продолжает  носить  сословный  характер.  В  период  советской  власти  за  правовую  основу  воссозданного  института  были  взяты  правовые  догматы  дореволюционной  России:  усыновление  производилось  только  несовершеннолетних  детей,  и  только  и  в  их  интересах,  связь  с  родителями  хоть  и  была  слаба,  но  не  имела  полного  прекращения.  Например,  сохранялась  обязанность  кровных  родителей  предоставить  полное  содержание  усыновляемому,  если  усыновители  не  в  силах  содержать  усыновленного  ребенка.

После  Великой  Отечественной  Войны  число  беспризорных  детей  продолжало  расти  и  в  1947—1948  годах  достигло  своего  максимума,  тогда  в  детских  распределителях  было  зафиксировано  рекордное  количество  сирот  —  почти  полмиллиона.  Это  обусловило  увеличение  детских  домов.  Именно  в  послевоенные  годы  голода  и  разрухи  стал  возрождаться  институт  опеки  и  патроната,  который  был  отменен  в  годы  советской  власти.  Стоит  отметить,  что  социальная  направленность  шла  не  на  предупреждение  с  массовой  безнадзорностью,  а  лишь  на  устранение  уже  имеющихся  негативных  последствий.  Государство  оказалось  не  в  состоянии  обеспечить  всем  беспризорным  и  обездоленным  помощь,  возросла  актуальность  в  помощи  усыновления  Средств  Массовой  Информации. 

Вначале  1950-х  гг.  проблема  усыновления  практически  исчезает  с  горизонта  общественности,  объясняется  это  тем,  основной  контингент  детей-сирот  составляли  дети  родителей,  подвергшихся  репрессиям.  Дети,  чьи  родители  по  каким-то  причинам  считались  «неугодным  элементом»,  не  имели  право  быть  усыновленными  и  воспитываться  в  семье.  Как  бы  то  ни  было,  в  послевоенное  время  государство  стремилось  обеспечить  всем  обездоленным  и  сиротам,  полноценное  воспитание  и  крышу  над  головой. 

Несмотря  на  разработанность  юридической  базы  тема  усыновления  в  1960—1980-е  гг.  оставалась  закрыта.  Интерес  к  данной  теме  обострился  в  1990  годы  в  связи  с  международным  становлением  правовых  основ  защиты  прав  ребенка.  Особо  повлиявшем  на  становление  института  усыновления,  весомым  стало  событие,  произошедшие  20  ноября  1989  года  на  44  сессии  Генеральной  Ассамблеи  Объеденных  Нации  —  принятие  Конвенции  о  правах  ребенка.  За  основную  и  главенствующую  цель,  Конвенция  приняла  защиту  прав  каждого  отдельного  ребенка,  в  том  числе  и  попавшего  в  трудную  жизненную  ситуацию.

Возникновение  интереса  к  проблеме  усыновления,  рост  социальной  беспризорности,  количества  безнадзорных  и  беспризорных  детей,  негативный  оттенок  международного  усыновления  привели  к  стимулированию  государственной  деятельности  в  данной  области,  решение  вопросов  внутреннего  усыновления.  Постепенно  формируются  и  возникают  организации,  помогающие  не  только  детям,  и  женщинам,  оказавшимся  в  трудной  жизненной  ситуации,  так  как  их  дети  потенциальные  сироты. 

Таким  образом,  отметить,  что  в  настоящее  время  усыновления,  культура  усыновления  в  нашей  стране  развита,  не  однородно  и  недостаточно  четко  сформирована.  Необходимо  обозначить  и  развить  четко  обозначенную  и  сформированную  систему  в  области  усыновления,  которая  бы  отвечала  следующим  требованиям.  Во-первых,  объединила  усилия  всех  общественных  институтов,  граждан,  во-вторых,  способствовала  развитию  внутреннего  принятия  чужого  ребенка  в  семью. 

 

Список  литературы:

  1. Зайкова  О.Н.  Формирование  культуры  усыновления  //  Вестник  Новосибирского  Государственного  Педагогического  Университета.  —  2012.  —  №  3(2)  —  С.  103—110. 
  2. Паньшина  А.В.  К  вопросу  периодизации  истории  усыновления  в  российском  праве  //  Журнал  научных  публикаций  аспирантов  и  докторантов.  —  2009.  —  №  5  —  С.  34—36.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.