Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 апреля 2018 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Култышева А.В. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КНР В ОТНОШЕНИИ ЯПОНИИ В ПЕРИОД 1970-Х - 1990-Х ГОДОВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(63). URL: https://sibac.info/archive/social/4(63).pdf (дата обращения: 28.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КНР В ОТНОШЕНИИ ЯПОНИИ В ПЕРИОД 1970-Х - 1990-Х ГОДОВ

Култышева Арина Владимировна

студент, институт истории и международных отношений КемГУ,

РФ, г. Кемерово

Бурганова Вера Николаевна

научный руководитель,

канд. ист. наук, доцент, институт истории и международных отношений, КемГУ,

РФ, г. Кемерово

Внешняя политика КНР в период 1970-х – 1990-х годов в отношении Японии была сопоставима с общим курсом КНР на международной арене. Дипломатию Дэн Сяопина можно было назвать «дипломатией мира и развития» в отношении других стран. Согласно конфуцианской концепции «гармоничного мира», политика руководителя КНР исходила из таких же целей.

 После совместного китайско-японского заявления 1972 года отношения между странами начали укрепляться. Одним из главных толчков стало сближение КНР и США, которое сыграло большую роль в дальнейших связях Китая и Японии. Изначально, Япония считалась посредником и советником империалистических держав в процессе установления отношений с Китаем, но со времен 1970-х годов Япония отошла на второй план в виду ненужного посредничества Токио между Китаем и США. Данный процесс дал понять правительству Японии, что возможность сближения США с КНР в будущем может иметь антияпонский характер и создать прямую дорогу политических спекуляций в отношении вопросов, касающихся Японии.

В данном случае выгодная позиция Китая обеспечивала воспользоваться нормализации отношений и с Токио, и США в свою сторону. Связи с Японией могли помочь укрепить собственное место на международной арене, а также противодействовать развитию советско-японских отношений в экономической сфере. Китайско-японские связи могли выступать в качестве инструмента давления на США в пользу смягчения позиций в отношении КНР, а именно к пересмотру военного договора с Тайванем и вывода оттуда американских войск.

В 1978 году был заключен договор о мире и дружбе между Китаем и Японией сроком на 10 лет. Статья 1 гласила, что отношения между странами должны развиваться на основе пяти принципов, без применения силы и угроз. В статье 2 содержалась формулировка, что «ни одна из сторон не должна была добиваться гегемонии в районе Азии и Тихого океана». Статья 3 гласила, что стороны будут строить свои отношения для будущего развития экономических и культурных связей, содействовать «обмену визитами между народами двух стран в духе добрососедства и дружбы и в соответствии с принципами равенства и взаимной выгоды и невмешательства во внутренние дела друг друга» [2, с. 553]. Также в статье 4 не содержалось четкой формулировки, направленной против СССР, как предлагал Китай, а наоборот говорилось, что данный договор не имел влияния на позицию сторон в отношении третьих стран. Данный договор в КНР был воспринят, как победа, которую считали заслугой Дэна Сяопина.

На подписание данного договора безусловно Вашингтон оказывал свое влияние, так как в условиях разрядки международной напряженности США стремились наладить отношения с Китаем на антисоветской основе, создавая треугольник «США – Китай – Япония». Таким образом, китайско-японский договор мог быть средством создания американо-японо-китайского альянса [1, с. 273]. Кроме этого, интерес США в китайско-японском сближении проявлялся в том, что страны строили свою политику на основе антисоветизма, при этом ухудшая отношения между Японией и СССР. Со стороны Японии, она также поддерживала антисоветскую направленность пекинской внешней политики и способствовала сохранению такого курса. В то же время можно сказать, что японская внешняя политика зависела от политики США, так как построение курса внешней политики происходило за счет американских дипломатов и стратегов, которые не всегда думали о национальных интересах Японии. Это подтверждалось словами авторов полуофициального издания Института мира и безопасности, возглавляемого бывшим ректором Военного академии М. Иноки. По их мнению, отношения между Японией и Китаем имели одинаковую направленность, что и отношения между Китаем и США, а также внешняя политика Японии могла быть независимой, но полностью достичь отхода от установок американской политики было невозможно.

Политические круги двух стран считали, что данное событие должно было оказать влияние на расстановку сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Большая ставка в целях развития отношений делалась именно на экономическую сферу. Руководители КПК подчеркивали желание Китая учиться у Японии, строить экономику с помощью японских кредитов и техники. Со стороны Японии также делались ставки на развитие торгово-экономических отношений, которые способствовали стабильности в Китае. Подтверждением такого активного экономического сотрудничества послужили множественные соглашения между хозяйственными организациями Китая и фирмами Японии. Например, соглашения о строительстве металлургического комбината в Баошани, контракт на совместные разработки запасов нефти в заливе Бохай, в китайских городах Дацин и Нанкин. В конце 1970-х годов японские монополии из групп Мицу, Мицубиси подписали с Китаем ряд кредитных соглашений и контрактов на компенсационной основе.

На высшем уровне среди политических руководителей обеих стран происходили множественные контакты, что являлось следствием расширения связей между Китаем и Японией. Так, например, в 1979 году премьер-министр Японии М. Охира посетил Китай, а в мае 1980 года совершил ответный визит ЦК КПК Хуа Гофэн. В течение данных встреч было решено проводить консультации на уровне министров обоих государств. Также в 1980-м году в «духе взаимопонимания и доверия» проходил раунд переговоров между Ху Яобаном, генеральным секретарем ЦК КПК, и японскими лидерами и Я. Накасонэ, премьером-министром Японии. В ходе переговоров обсуждались вопросы международного характера, в особенности, в отношении СССР. В основном, решения остались прежними, с негативной окраской в сторону Советского Союза. Позиция КНР сохранилась, и китайские руководители выражались, что смягчение китайско-советских отношений произошло, но возврат к положению 50-х годов не осуществим.

В китайско-японских отношениях существовали ряд вопросов, которые не были решены и точки зрения стран не совпадали. «Камнем преткновения» служил вопрос об островах Сэнкаку, принадлежность которых оспаривались двумя странами и которые могут привести в будущем к результату военных столкновений. Поводом этого служило развитие ВМС КНР, которые были способны функционировать и на прибрежных районах страны. Также в КНР опасались направлением против Китая вооруженных сил Японии. Намеком этого послужила перепись исторических фактов периода агрессии японских милитаристов в Китае в 30-40-е годы. В Китае такие действия Японии рассматривали в качестве инструмента влияния на японский народ с целью направления их на путь милитаризма. Кроме этого, КНР с неодобрением относилась к развитию японского-корейских отношений. Япония предоставила Южной Кореи кредит в 4 млрд. долларов для развития военной сферы.

В 1980-ые годы главными сферами сотрудничества между двумя странами оставались экономика и торговля, но в тоже время развивались культурные, научно-технические, политические связи. Происходило расширение обменами делегаций разного уровня. Ряд руководителей КНР в процессе переговоров отмечали, что Япония занимает особое место во внешнеполитическом курсе страны. Несомненно, тема японо-американских отношений постоянно фигурировала при обсуждении разных вопросов, но Китай выбирал стратегию «лавирования» между двумя странами, выбирая лучшую позицию, то есть Китай пытался использовать Японию в качестве посредника в продвижении курса внешней политики в отношении США, и в то же время стимулировал японо-американское соперничество вокруг Китая.

В масштабных планах Китая на главном месте было привлечение Японии к осуществлению 13 инфраструктурных проектов с получением льготных кредитов в размере 1,3 трл иен. Также Китай запросил заем у Экспортно-импортного банка Японии в размере 3 млрд. долларов для разработки нефти в Бохайском заливе и каменного угля в Монголии, выразил готовность привлечение японского частного капитала для создания совместных предприятий в сфере добычи ископаемых ресурсов. Ставка Китая была велика на развитие экономической сферы между странами. К 1984 году характер отношений Китая и Японии в научной, политической, культурной и экономической областях превосходили отношения Китая с любой капиталистической страной того времени. К 1984 году объем китайско-японской торговли составлял около 10 млрд. долларов. Кроме этого, 1984 год сыграл важную роль в будущем отношений между обеими странами ввиду официального визита в Пекин премьера-министра Японии Я. Накасонэ. В ходе переговоров китайская страна намеренно упускала ряд спорных вопросов, в основном, обсуждалась торгово-экономическая сфера. Результатом встречи было согласие Японии на оказание помощи Китаю в развитии железнодорожного и морского транспорта, предоставить льготный кредит в рамках Официальной помощи развитию в размере 470 млрд имен на реализацию инфраструктурных проектов [4, с. 402].

Вторая половина 1980-х годов в отношениях между Китаем и Японией находилась в процессе осложнений из-за ряда трудностей и спорных вопросов, которые оставались нерешенными. Например, китайская сторона выражала критику политики Японии в военной области, причиной этого послужил дефицит с Японией в торговле, а также экспортная политика Токио, запрещающая поставки в Китай новейшей техники, оборудования. В ряде городов Китая происходили антияпонские демонстрации, основанные на активизации критики Китая в сторону «милитаризации» Японии. Но возникшие разногласия не помешали официальному визиту премьера-министра Японии в Китай в 1986 году. А следующий 1987 год являлся наиболее значимым для обеих стран, так как на этот год намечалось 50-летие начала японской агрессии против Китая и 15-летие нормализации отношений между двумя странами.

 Оценка отношений за данный период времени, с объективной точки зрения, можно рассматривать, как успешные и продуктивные при рассмотрении торгово-экономического направления взаимодействий. Япония участвовала во множестве проектов развития экономической, металлургической и энергетической инфраструктуры КНР.

В 1987 году после смены руководства в Японии отношения между двумя странами начали налаживаться, вследствие этого в 1988 году новый премьер-министр Японии Н. Такэсита посетил КНР. Центральной темой переговоров снова стало развитие торгово-экономической сферы, Япония оставалась на первой позиции среди партнеров Китая в экономической области. В 1988 году Китай подписал ряд контрактов и договоров с японскими компаниями, по которым Япония должна была поставить новое телевизионное оборудование, компьютерные системы и видеоаппаратуры. В 1989 году совершил официальный визит премьер Госсовета Китая Ли Пэн, который был принят императором Японии Акихито. В ходе переговоров двусторонние отношения были высоко оценены: «они заложили прочный фундамент для подъема на новую высоту японо-китайского сотрудничества в новых условиях» [4, с. 481].

1989 году затормозил сотрудничество между странами в виду июньских событий на площади Тяньаньмэнь. В тот период японские власти осудили государственные действия по подавлению демонстраций. Кроме этого, Япония стала инициатором замораживания многих совместных проектов, а также кредитов. Было заморожено взаимодействие между странами на всех уровнях, отменялись все визиты официальных делегаций в Китай. В период «заморозки» отношений Япония проявила сдержанность и не стала вводить санкции против Китая и в конце 1989 начала снимать ограничения в сферах культуры и туризма.

С 1990 года начинается возобновление как политических, так и экономических отношений. Решением японского руководства считалось предоставление финансовой помощи Китаю, а именно, предоставление кредита в рамках 3-го (1990-1995) кредитного пакета ОПР. Также двусторонние отношения в 1991 году были установлены в «Голубой книге» Японии, как одной из главных основ японской внешней политики, согласно которой следует поддерживать стабильность отношений, которые важны не только для двух стран, но и для всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

Внешнеполитический курс Дэн Сяопина в отношении Японии в период своего руководства обладал активным характером, Китай стремился обрести надежного партнера в экономической сфере и добился, в тоже время сохраняя курс на модернизацию страны. Во время данного периода Китай стал открыт для сотрудничества со многими странами, но Япония имела большее значение для развития страны как в географическом, так и в геостратегическом плане. Взаимодействие Китая и Японии в таких областях, как экономика, торговля, политика, культура способствовала быстрому развитию Китая в регионе. Внешнеполитический курс Дэн Сяопина закрепил двусторонние отношения и обозначил направления развития для дальнейшего сотрудничества.

 

Список литературы:

  1. Алиев Р. Ш. Внешняя политика Японии в 70-х – начале 80-х годов (теория и практика) – М.:Наука, 1986.- 312 с.
  2. Капица М. С. Три десятилетия – три политики. – М.: Политиздат, 1979. – 578 с.
  3. Носов М. Г. Японо-китайские отношения (1949-1975). – М.: Наука, 1978. - 216 с.
  4. Тихвинский С. Л. История Китая с древнейших времен до начала XXI века. М.: Наука, - 2016. – 996 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.