Статья опубликована в рамках: LXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 февраля 2018 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НЕДОСТАТКОВ ТОВАРА, РАБОТЫ ИЛИ УСЛУГИ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОСНОВАНИЯМИ ДЛЯ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА
Закон РФ "О защите прав потребителей" контролирует отношения, которые образуются между потребителями и производителями, исполнителями, импортерами, продавцами, одновременно в качестве потребителя изучается гражданин, обладающий стремлением заказать или купить или заказывающий, покупающий или эксплуатирующий товары (работы, услуги) только для личных, семейных, домашних и других потребностей, не связанных с реализацией предпринимательской практики.
Гражданский кодекс определяет другое правило: компенсация ущерба, нанесённого по причине недостатков товаров, работ или услуг, осуществляется как физическим, так и юридическим лицам, но только в случае покупки товара (осуществления работы, предоставления услуги) в потребительских целях, а не для применения в предпринимательской практике.
Проблемы компенсации ущерба, нанесённого жизни, здоровью или собственности потребителя по причине конструктивных, производственных, рецептурных или других недостатков товара (работы, услуги), в том числе по причине непредоставления корректных или полных сведений, детально изучены в Постановлении Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".
Пострадавшими могут являться и граждане, и юридические лица, которые купили товары (заказали работы, услуги) в потребительских целях, а не для применения в предпринимательской практике. Поэтому предоставление продавцами, производителями или исполнителями доказательств того, что потерпевшее лицо эксплуатировало товары, работы, услуги в предпринимательской практике, не допускает использование положений § 3 гл. 59 ГК РФ, и в данном случае обязаны использоваться общие нормы об ответственности в деликтных обязательствах.
Статья 1095 ГК РФ говорит о вреде, который стал следствием одного из двух указанных в ней фактов:
1) недостаток товара, работы или услуги (конструктивного, рецептурного или иного характера);
2) ненадлежащая (недостоверная или недостаточная) информация о товаре, работе или услуге.
Под недостатком товара, работы или услуги понимается их несоответствие условиям о безопасности и качестве.
В статье приводится открытый перечень юридически значимых видов недостатков товара (работы, услуги), способных послужить причиной вреда:
- конструктивные недостатки - относящиеся к устройствам, их внутренней структуре и внешней форме [4];
- рецептурные недостатки - относящиеся к веществам и их составу [5];
- а также иные недостатки, к которым судебная практика, в частности, относит:
- производственные недостатки, относящиеся к технологическому процессу изготовления (исполнения) товара (работы, услуги) [6];
- строительные недостатки, выраженные в отступлении от проектных решений и нарушении СНиПов в ходе строительства [7].
Также это могут быть недостатки, вызванные ненадлежащими условиями хранения товара на складе готовой продукции, нарушениями условий его перевозки и доставки.
В рамках рассматриваемого деликтного правоотношения не имеет практического значения используемое в договорных отношениях деление недостатков на явные и скрытые, существенные или несущественные. Вместе с тем комментируемая статья подлежит применению во взаимодействии с нормами ст. 476 ГК РФ об ответственности продавца только за недостатки, возникшие до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до такой передачи. На это указывает и судебная практика [8]. Бремя доказывания момента возникновения недостатков в данном случае будет зависеть от предоставления продавцом гарантии качества товара [9]:
- при присутствие данной гарантии торговец обязан обосновать, что дефекты продукта появились после его передачи клиенту в силу нарушения им правил использования продуктом либо его хранения, или действий третьих лиц, или непреодолимой силы;
- при отсутствие данной гарантии клиент обязан обосновать, что недочеты продукта появились до его передачи клиенту либо по факторам, возникшим до данного момента.
Очевидно, что даже качественно выполненный товар (работа, услуга) может обладать свойствами, незнание которых способно привести к причинению вреда его обладателю. То же касается и неосведомленности владельца товара (результата работы, услуги) о правилах его потребления, использования, хранения, транспортировки, утилизации. Поскольку такое информирование прямо влияет на безопасность, закон устанавливает право потребителя на получение полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) (ст. 8 и 10 Закона РФ О защите прав потребителей) [1, с. 352].
Комментируемая статья указывает на два возможных юридически значимых порока информации о товаре (работе, услуге), отражающих ее качественный и количественный аспекты - недостоверность и недостаточность. Под недостоверностью понимается несоответствие действительности содержащихся в информации сведений о товаре (работе, услуге). Недостаточность в данном случае означает сообщение потребителю информации настолько неполной, что это создает ему трудности в том, чтобы сделать правильный выбор товара (работы, услуги), а также безопасно для себя и окружающих впоследствии осуществлять с ним дальнейшее взаимодействие, то есть использовать, хранить, транспортировать, утилизировать и т.д. [2, с. 152].
Юридическая квалификация данных пороков информации (недостоверность и недостаточность) в деликтном правоотношении производится с учетом того, что для возникновения обязательства по возмещению вреда [3, с. 128]:
- во-первых, принимается во внимание лишь непредоставление информации о товаре (работе, услуге), а не об изготовителе (исполнителе, продавце), информация о котором также должна быть предоставлена потребителю, но нужна она лишь для определения адресата требований;
- во-вторых, имеет значение лишь та информация о товаре (работе, услуге), недостаточность или недостоверность которой способны причинить вред, то есть влияют на безопасность взаимодействия потребителя с товаром, результатом работы либо на безопасность потребления им услуги.
При квалификации деликтного обязательства устанавливается юридически значимая причинно-следственная связь между противоправным поведением ответственного лица, выразившимся в каком-либо из вышеуказанных фактов (недостаток товара (работы, услуги) или ненадлежащая информация о нем), с одной стороны, и возникшим у потерпевшего вредом - с другой.
Что касается товара, то совсем необязательно, чтобы этот ущерб был связан с поведением как продавца, так и изготовителя, достаточно любого из них, поскольку потерпевший имеет право выбора ответчика между ними. Указанное обстоятельство (причинная связь вреда с поведением конкретно каждого из них) имеет значение только для реализации регрессного требования между продавцом и изготовителем товара, после того как ущерб потерпевшему будет возмещен.
Бремя доказывания причинно-следственной связи между возникшим вредом и каким-либо из указанных фактов (недостаток товара (работы, услуги) или ненадлежащая информация о нем) лежит на потерпевшем.
Cписок литературы:
- Смоленский, М. Б. Гражданское право / М.Б. Смоленский. - М.: Феникс, 2015. - 352 c.;
- Кузнецова, О. В. Возмещение морального вреда / О.В. Кузнецова. - М.: Юстицинформ, 2015. - 152 c.
- Тихомирова М. Ю. Возмещение вреда. Судебная практика и образцы документов. - М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. - 128 c.
- Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 мая 1999 г. N КГ-А40/1322-99 // СПС Консультант Плюс
- Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 февраля 2007 г. N А19-12984/06-16-54-Ф02-40/07 // СПС Консультант Плюс
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" // СПС Консультант Плюс
- Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 марта 2010 г. N А79-6882/2009 // СПС Консультант Плюс
- Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 октября 2002 г. N Ф08-3703/2002// СПС Консультант Плюс
- Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 января 2007 г. N КГ-А40/12850-06 // СПС Консультант Плюс.
Оставить комментарий