Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 ноября 2017 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Малик Ю.С. К ВОПРОСУ О МОДЕ КАК ФЕНОМЕНЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(58). URL: https://sibac.info/archive/social/11(58).pdf (дата обращения: 10.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

К ВОПРОСУ О МОДЕ КАК ФЕНОМЕНЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Малик Юрий Сергеевич

студент 4 курса, кафедра истории философии и культуры ВГУ,

РФ, г. Воронеж

Кукарников Дмитрий Германович

научный руководитель,

канд. филос. наук, доцент кафедры истории философии и культуры ВГУ,

РФ, г. Воронеж

Говоря о моде как о феномене, необходимо учитывать совокупность тех черт, которые формируют это понятие. В общем виде понятие «Мода» применимо, в первую очередь, к различным тенденциям в стиле одежды, местам времяпровождения, и обсуждаемым темам. Однако это понятие столь широко, что мы, по праву, вводим такое понятие, как «феномен моды». За последние десятилетия это понятие стало столь широко, что его можно употреблять почти ко всему, с чем взаимодействует человек. Мы можем говорить о том, что модно употреблять в пищу, что модно читать, где модно проводить своё время, в чьем окружении модно общаться – в общем виде модой «пронизан» весь круг взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми. Не стоит забывать, что феномен моды тесно связан с феноменом гламура, который в настоящее время довольно тесно «сращен» с феноменом моды. Это проясняется еще и тем, что сама Fashion-индустрия сформировалась в обществе потребления и на него всецело направлена, породив гламур, который по сути своей «религия вещи и вещизма, религия стиля и бренда, недоступных для профанов, "низов" и потому имеющих "сакральный" статус» [2, с. 198].

Но проблема заключается еще и в том, что, в большей степени, мы сами осознанно или неосознанно даем «пищу» для функционирования культуры потребления. Сама повседневность в различной степени сталкивает нас с чем-то модным – модные тенденции мы видим на каждом шагу. Доходит до того, что любая обсуждаемая тема в СМИ, в силу своей массовости, может стать модной, и если человек каким-то образом упускает из поля своего зрения эту тему – он объявляется «немодным». Таким образом, мы приходим к тому, что Мода как некий абсолют, руководит нами, может диктовать нам правила поведения, формировать наш круг интересов, причем не всегда можно сказать, что это именно «наш» круг – он может быть нам попросту навязан.

Кроме того, мода напрямую связана с популярностью. В стремлении роста популярности, эксклюзивности, уникальности виден принцип состязательности, который присущ большинству людей. Этот принцип применим к феномену моды, поскольку следование модным тенденциям, пожалуй, главное правило Fashion-индустрии.

Исходя из вышесказанного, необходимо прийти к промежуточным выводам. В первую очередь, в силу того, что мы определили всепроникающий характер моды как феномена, которым пронизаны все сферы общественной жизни человека, можно смело сказать, если мода и зарождается в элитарной области, применяется и диктуется она именно в массовой среде. В силу чего необходимо, либо сращивать эти области, либо кардинально их различать. Однако сращивание не возымеет успеха, поскольку люди от рождения не равны и не будут равны в любой области – можно смело признать, что равенство всех и во всем как некий земной рай – это утопия. В силу этого необходимо четкое различение элитарной, высокой моды и моды масс, причем различение должно быть сделано таким образом, чтобы никоим образом одна «мода» не посягала на другую и не ущемляла её прав. В каком-то смысле следует увеличить вариативность модных тенденций или возродить старые тенденции, чтобы каждый мог найти себе нечто по вкусу. Таким образом, это приведет к некой эклектике, которая при грамотном комбинировании и популярности сможет сформировать абсолютно новые и удачные формы, без ущемления и принижения чьих-то интересов.

Также не стоит забывать о консервативном характере и самобытности разных культур и следует понимать, что этот процесс будет занимать какое-то время, однако шаги для такого развития необходимо принимать уже сейчас, в силу свободы творчества и вариативности среди возможностей, которые нам предоставлены.

На первый взгляд, формирование модных тенденций на различные веяния в культуре – не так проблематично, как кажется. Особенно, если это гармонично согласуется с обществом потребления. Однако проблема кроется в следующем – мода, в силу своего всеобъемлющего характера закабаляет – мы находимся под её гнетом, хотим мы этого или нет. Одних людей это устраивает, другие стараются этому противиться, идя наперекор одним тенденциям и принимая другие, итог остается одним – эти люди остаются рабами моды. Но не стоит сразу так категорично воспринимать феномен моды. Наряду с такими социальными институтами как школа, семья и т. д. – моде также присуща социализирующая функция. В каком-то смысле, подрастающее поколение, стремящееся следовать актуальным тенденциям моды вместе со своими сверстниками, также проходит определенный этап социализации, в чем мне видится положительное качество феномена моды. Посему мода, чьей сущностной характеристикой является именно созидание и творение – способствует развитию и социальному росту тех людей, которые стремятся приобщиться Fashion-среды. К тому же множество людей, кто работает в Fashion-индустрии, вложили немало сил и средств, чтобы создать нечто новое и общепризнанное. Уже это замечание говорит нам о том, что не стоит забывать о творческой составляющей моды. В первую очередь в этой сфере творят художники, которые, как правило, изучают, в процессе своего становления, мировую художественную культуру, историю искусств и историю моды как итог.

Таким образом, становится ясно, что эти люди приобщены к культурной составляющей современного общества. В результате этих заключений, справедливо критиковать скорее не моду как составляющую культуры, поскольку она будет продолжать существовать, пока существует человечество, а скорее тягу и формирование у массового общества такого стремления к слепому следованию моде и, в конечном итоге, моде как инструменту управления массами. Управление, в действительности, хоть и скрытая, но весьма мощная составляющая моды. Больше всего она проявляется при раскрытии феномена гламура как примата симулякра над содержанием. Сам гламур как отдельный феномен также обладает определенными характеристиками. «Средствами дифференциации в гламуре выступают стиль, бренд, образ жизни и поведение, которые дают возможности индивиду добиться высокой степени успешности в обществе, общественного признания. <…> Гламур является продуктом культуры постмодерна, имеет коллажевый по своему характеру статус, является ее виртуальной составляющей, которая создает инсталляции и «иконы». В гламуре нет субстанциальности, нет смысла искать таковую» [2, c. 197]. При хитром и умелом использовании даже такая среда как Fashion-индустрия может стать оружием в культурной экспансии, а созидание будет в услужении у разрушения. На этот счет можно заметить также и тот факт, что многие, желая переосмыслить феномен моды и изменить его, стремятся насытить его в первую очередь национальным и самобытным колоритом той страны, в которой они живут.

Возвращаясь к нашей проблеме, выходит, что ситуация обстоит следующим образом. Во-первых, самым удачным исходом феномена моды будет познавательная составляющая. Для того чтобы приобщить людей к чему-то значимому, необходимо привить к этому интерес. Причем это необходимо делать ненавязчиво, в каком-то смысле скрыто, но продуманно. Нужно, чтобы та или иная информация публиковалась или распространялась фрагментами, например, небольшими статьями в популярных газетах или журналах, на вывесках или афишах. Кроме того, наиболее благоприятным исходом может стать возможность диалога между представителями Fashion-индустрии и «простыми» людьми, в ходе которого большинство людей за пестрой обложкой и новинкой в моде могли бы усмотреть некий глубинный смысл, дабы не возводить себе в идолы то, что отчасти не всегда возможно понять. Ну и что самое главное, так это то, что сфера моды должна не иметь над собой никакого политического или экономического влияния, чтобы не создавать те или иные формы зависимости и подчинения. Ведь мода в первую очередь была сформирована для людей и всецело направлена за запросы людей, поэтому барьер необходимо устранить. Может тогда рост массовой культуры уменьшиться и это поспособствует просвещению и культурному развитию населения.

 

Список литературы:

  1. Секацкий А. К. Гламурная цивилизация и ее авангард / А. К. Секацкий // Философские науки. – 2010. – № 10. – С. 20–29.
  2. Цуркан А. А. Феномен Гламура: природа и сущность // Вестник ВГУ. Серия: Философия. 2015. № 4. – С. 194-200.
  3. Яковлева Е. Л., Гламур и проблемы духовно-нравственной культуры современности // Духовно-нравственная культура в высшей школе: 1917-2017 гг. – осмысление истории: Материалы XXV Международных образовательных Рождественских чтений. (Москва, 26 янв. 2017 г.) – Москва: РУДН, 2017. – С.190-196.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.