Поздравляем с 9 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 19 октября 2017 г.)

Наука: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Манасова Е.М. ИССЛЕДОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ: КОНЦЕПЦИЯ "ТРЕТЬЕГО МЕСТА" Р. ОЛЬДЕНБУРГА НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(31). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/20(31).pdf (дата обращения: 08.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ: КОНЦЕПЦИЯ "ТРЕТЬЕГО МЕСТА" Р. ОЛЬДЕНБУРГА НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ

Манасова Екатерина Михайловна

студент 2 курса магистратуры, кафедра "Истории и теории культуры" ВлГУ,

РФ, г. Владимир

Человеческая деятельность разделена на три части: дом, работа и то, что не является ни работой,  ни семейными делами - "досуг". Он, в той или иной степени, присущ любому человеку, но кто-то предпочитает проводить свободное время тихо и спокойно, находясь в своей собственной квартире или в гостях, а кому-то интереснее посещать определенные места -  кинотеатры, выставочные залы, музеи или клубы и рестораны. Американский социолог и урбанист Рэй Ольденбург (род. в 1932 г.) считает такие общественные пространства своеобразным "третьим местом" (третьим - по счету после "первого" места - дома, и "второго" - работы). Дом; работа, школа или институт — первое и второе место — конечно же считаются приоритетными в жизни индивида. Третьим же местам чаще отводится развлекательная, рекреационная роль. "Третье место" — это, по сути, своеобразный якорь в жизни общества, который способствует и содействует творческому взаимодействию людей [3]. Но не смотря на такую свою довольно упрощенную на первый взгляд функцию, "третьи места", как считает Р. Ольденбург, выполняют довольно важные социальные, экономические и политические функции, объединяя людей, а зачастую даже  морально поддерживая их в нелегком круговороте жизни.

Но что же попадает под эту непростую категорию? Что в человеческой жизни может выступать в качестве "третьего" места? Даже по мнению самого автора данной концепции, какого-либо чёткого определения этого понятия на сегодняшний момент не существует. В своих работах Р. Ольденбург и его последователи, развивающие антропологическую идею "третьего" места, приводят примеры и материальных составляющих любого общественного нерабочего пространства (таких как дизайн, функциональность, наличие квалифицированного и общительного персонала и т.п.), так и нематериальных (сюда относится своеобразная душевная атмосфера, взаимодействие персонала с гостями и гостей между собой и т.п.). В своём исследовании "The Great Good Place" (на русский язык переведено как "Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества") автор приводит несколько категорий - универсальных характеристик "третьих" мест. К ним относится следующее:

1. Нейтральное пространство, под которым понимается определенная территория, куда когда угодно могут приходить люди и находиться там сколько угодно времени в зависимости от их желания. Посещение таких мест является добровольным и свободным и не зависит от экономических, политических, социальных или каких-либо иных факторов.

2. "Уравнивающее" пространство - любое "третье" место как бы уравнивает всех посещающих его людей в статусе, а доход посетителя не является определяющим фактором и даже нивелируется

3. Основная цель, которую преследуют все "третьи" места - это беседа. Для посетителей подобных пространств важным фактом является именно   удовлетворение собственной потребности в неформальном общении, и именно здесь они могут свободно и непринужденно разговаривать, делиться новостями и обмениваться мнениями.

4. Доступность и размещение. Эти критерии также являются одними из серьезных характеристик "третьего" места. Чем ближе к месту работы человека или к его дому располагается подобное пространство для досуга, чем легче и удобнее человеку в него зайти, тем оно пригляднее. А так как большую часть своей жизни человек проводит в определенных формальных социальных институтах (дома, на работе или на учебе), то в идеале подобные досуговые места должны быть доступны (= открыты) и в рабочее, и в нерабочее время.

5. Наличие постоянных клиентов для "третьего" места - важный критерий, ведь именно они создают особенную атмосферу конкретного пространства и придают ему характер. Такие люди чувствуют здесь себя как дома, а их одобрение для новых лиц может является решающим. Люди сами по себе создают приятную зону, именно они  и являются ее главным наполнителем.

6. Неприметность. Третье место - место не модное, оно простое, зачастую даже банальное. Главная характеристика такого участка - это домашняя уютность. Только придя в по-домашнему уютное, не пугающее своей "пафосностью" место, человек сможет расслабится и чувствовать себя как дома.

7. Еще одна цель досугового пространства - это создание игривого настроения: придя сюда, человек должен забыть о всех беспокоящих его невзгодах, просто расслабиться и отдохнуть.

Таким образом, объединяя всё вышеизложенное, можно прийти к выводу, что "третье" место - это своеобразный "дублер" домашнего пространства - ведь по атмосфере и степени психологического комфорта "третье" место очень похоже на "первое" (дом). Однако, в отличие от него "третьи" зоны доступны для всех - это такой уникальный "общий дом", и именно он помогает держаться людям друг друга, создает дружеские связи и в целом может благотворно влиять на социум.  

По ходу развития человечества, роль третьего места наиболее часто отводилась общественным местам питания - ведь именно здесь, помимо всего прочего, собирались люди для приятного времяпрепровождения и бесед. В XVIII-XIX вв. для высшего общества "третьим" местом по большей мере выступали всевозможные салоны (вспомним описанный салон Анны Павловны Шерер в "Войне и мире" Л.Н. Толстого); впоследствии появились театры, музеи, синематографы и кинотеатры, а также иные, более сложные формы заведений. Однако места питания - кофейни, кафетерии, небольшие кафе-столовые все также оставались для человека любимым досуговым местом, особенно это было характерно для людей небогатых.

С началом ХХ в. прибавились новые формы общественных пространств - рынки, торгово-развлекательные центры. Со временем предприятия обслуживания также вошли в круг "третьих" мест - люди стали находить отдых в парикмахерских, салонах красоты, общественных бассейнах или иных спортивных и фитнес-комплексах.

Некоторое, довольно длительное время, роль "третьего" места для человека занимала религия - и церковь, мечеть или синагога выступала в качестве основного "досугового" заведения. В наши дни религия несколько сдала свои позиции, но для людей действительно верующих пребывание в храме зачастую может заменить большую часть иных "третьих" мест, ведь именно в храмах можно обрести максимальное душевное спокойствие.

Нельзя сказать, что феномен "третьего" места всегда был удобен для общества. Особенно сильные неприятности общественные пространства доставляли государственной власти, ведь зачастую серьезные общественные перевороты вытекали именно из таких досуговых заведений. Характерно, что в период тоталитарных режимов "вольные" общественные места максимально сокращались или сильно регламентировались новыми более строгими законами и петициями, что, в свою очередь, приводило к отстранению посетителей от подобных пространств - ведь одна из наиболее важных составляющих "третьего" места - домашность - из подобных заведений моментально исчезала. Однако, и в политической жизни роль подобных пространств часто бывает неоценимой - ведь именно в таких спокойных свободных пространствах происходили сплочения разных категорий людей и выдвижение новых политических лидеров.

Помимо привычных замкнутых пространств (архитектурных сооружений) в качестве "третьего" места достаточно значительную часть времени также выступали "зеленые ареалы" города - парки, скверы, простые дворы. Особенно интересен феномен двора, - ведь именно он являлся своеобразной связующей нитью между поколениями людей - здесь играли в песочнице маленькие дети, здесь же беседовали их мамы и бабушки, а взрослое мужское население сражалось в домино или лото.

Однако, помимо таких конкретизированных "третьих" мест, занимающих определенное пространство в черте города, существуют еще своеобразные места-встречи, в которых архитектурная составляющая является абсолютно неважной и незначительной. К таким типам можно отнести следующие примеры: вечеринка, пикник, барбекю, городские собрания и т. д.. Главный фактор здесь - именно общение людей, создающаяся атмосфера. Без человеческого такие места моментально становятся пустыми и бессмысленными.

Все названные выше пространства - это пространства реальные - их можно ощутить, потрогать, побывать внутри этих мест и, как говорится, на своей коже ощутить их атмосферу. Но на со временем, к 1990-м гг. в зарубежных странах и к 2000-м гг. в России, они, по большей части, утратили свое былое значение. Произошло это из-за изменения самого общества - с появлением и быстрым распространением компьютеров и Интернета оно стало буквально распадаться на отдельных индивидуумов. А некоторый рост благосостояния населения дополнительно привел к атомизации социума. Для человека впервые за долгие годы стал доступным индивидуальный досуг - теперь в каждом доме присутствует телевизор, компьютер и иные гаджеты, позволяющие приятно проводить время и в одиночестве. С появлением социальных сетей положение "третьих" мест усугубилось еще больше - функция реального общения стала заменяться виртуальным, а благодаря некому комфорту для человека - ведь теперь общаться стало возможным не выходя из "первого" места (дома) - максимально превалирующим способом общения. Как результат, начали складываться "виртуальные третьи места".

Интернет в наши дни предоставляет большие возможности для общения. Развитие социальных сетей и онлайн видео-игр способствует появлению и распространению виртуальных интернет-сообществ, которые по своим характеристикам очень сильно напоминают концепцию третьих мест. Характерная особенность третьего места, которая в большой степени проявляется и у интернет-сообществ — уравнивающий аспект. Возможность «скрыть» свою личность за персонажем видео-игры или за аватаром чата позволяет общаться на равных со всеми членами сообщества. Таким образом, коммуникация проходит легче, чем в реальном мире, человек чувствует себя более спокойно, раскрепощенно и комфортно. По сути, мы наблюдаем своеобразный симбиоз "третьего места" (здесь в качестве него выступает виртуальный мир) и "первого места" - ведь человек, общаясь по Интернету все еще находится дома. Это достаточно удобно для индивидуума, но в целом все равно ведет к разделению общества, итогом которого становится замкнутый характер отношений людей "в реале".

Однако, с приходом XXI в. в Западные страны виртуальная жизнь в них потихоньку снова начинает заменяться жизнью реальной, и "третье" место вновь появляется в городском пространстве. Точнее, эта реальная жизнь никогда и не исчезала, она лишь подстроилась к современным реалиям. Человек  XXI в. - быстрый, пресыщенный информацией, уставший на работе и задерганный в семье, а потому место отдыха для него должно стать максимально комфортным. Хочет он сидеть в Интернете и спокойно пить чай - появляются кофейни с Wi-Fi; хочет заниматься работой, но в более удобном месте - на "рынок" выходят коворкинги, объединяющие в себе функции домашнего уюта и удобного места для работы.

Что касается самого отношения к феномену "третьего" места, то здесь следует отметить, что в Европе серьезное отношение к данной проблеме наиболее активно стало проявляться после выпуска ряда книг, в том числе и книги Р. Ольденбурга. Ведь городские пространства и их модернизация, модификация и поддержание  беспокоили в первую очередь владельцев данных мест. Многие бизнесмены еще в 1960-х гг. стали обращаться к проблемам этого феномена, что послужило толчком к созданию многих оригинальных бизнес-идей, ставших максимально востребованными обществом (так были созданы уникальные пространства городских кафе и многого другого).

В России наибольший интерес к проблеме "третьего" места возник относительно недавно - с началом 2000-х годов - и на сегодняшний момент только набирает свои обороты. На данный момент лидерами по созданию "третьих" городских пространств являются столицы - Москва и Санкт-Петербург - в этих городах насчитывается более сотни городских пространств, подходящих под все критерии концепции Р. Ольденбурга. Наиболее востребованные "третьи" места в российском обществе сейчас занимают такие пространства как  коворкинги, некоторые кофейни, не-кафе, арт-пространства и большие немузейные выставочные комплексы-мастерские. Часто к "третьим" местам можно отнести набравшие силу городские мероприятия - всевозможные выставки, арт-презентации и флешмобы.

Первым новым "третьим" местом в России стало кафе "Циферблат", открытый в сентябре 2011 года в Москве (автор концепции — предприниматель Иван Митин).  Отличительной характеристикой данного пространства стала оплата проведенного здесь времени - человек платил лишь за него и мог пользоваться кухней, интернетом, пить чай или кофе, приносить с собой еду. Также особенностью выступает стремление к автономии гостей, которые при желании могут стать участниками процесса, имея возможность самим устраивать мероприятия, готовить на общей кухне еду и напитки. Сейчас подобных заведений в Москве и по России в целом открылось намного больше, некоторые организованы даже с уклоном в предоставлении пространства для творческих людей, другие - с уклоном в предоставление рабочего места ("коворкинги"), какие-то - просто для развлечения.

Как правило, подобные заведения называются не-кафе или анти-кафе. Во Владимирской области существует несколько подобных пространств - во Владимире это Антикафе Rabbit Hole, "На Чердаке", Некафе, Абажур арт-кафе; в Муроме - Антикафе Тепло, Time club "Тик-Так"; в Суздале - Антикафе "Зеленый чемодан". Антикафе — пространство, в котором оплате подлежит не полученная услуга (или услуги), а время, проведённое внутри. От обычного кафе антикафе отличается большей степенью свободы: посетители могут прийти со своими едой и напитками и самостоятельно приготовить себе угощение. В большинстве случаев в антикафе приходят компаниями, чтобы отдохнуть и пообщаться. Часто в подобных пространствах организуются различные мероприятия, небольшие конференции, показы фильмов.

Коворкинги тоже значительно распространены в России, но преимущественно в крупных городах. Коворкинг (от англ. — coworking space) представляет собой специальное рабочее пространство, которое не является ни офисом, ни домом. Это может быть большое пространство open-space или разделенное на отдельные кабинеты, но главной характеристикой данного места является в любом случае то, что это - удобное место для работы, где можно найти все необходимое: столы, стулья, компьютеры, принтер, доступ в интернет и т. д. Для комфорта посетителей в коворкингах, как правило, предусмотрены зоны отдыха и кафе или кухни. Особой популярностью данные места пользуются среди фрилансеров. В Санкт-Петербурге, например, по оценкам компании Maris| Part of the CBRE на период 2014 г. работает около десятка коворкингов, преимущественно расположенных в центре. Наиболее крупный центр – «Зона действия» на Лиговском пр., 74 – способен принять до 80–100 человек. Средняя цена аренды рабочего места по городу – 6000–7000 рублей в месяц.

Еще один, никогда не остающийся в стороне тип "третьего" места представлен городскими предприятиями общественного питания - в первую очередь, кофейнями. Благодаря ограниченному рациону подаваемых блюд, пространство кофеен достаточно небольшое, а потому уютное. Создаваемая неповторимая атмосфера (часто кофейни становятся тематическими), также значительно влияет на посетителя, действительно заставляя его приходить в данное заведение снова и снова. Во Владимире, на наш взгляд, существует несколько необычных по своим категориям кофеен и кафе - это Концептуальный кафе-бар "Гагарин", недавно открывшееся Семейное кафе-кондитерская "Пшеничный Кот" и ряд других. В данных заведениях именно архитектура места является превалирующей.

Более масштабно концепция «третьего места» воплощается в так называемых "креативных пространствах". Они наиболее распространены в крупных городах, и представляют собой реновацию промышленных территорий под общественные нужды с введением арт-пространств, мест для масштабных конференций и свободных выставок. В Москве к наиболее знаменитым подобным пространствам относится арт-заводы "Флакон", "Винзавод" и "Гараж", вместившие в себя музеи современного искусства и открытые мастерские. Город Владимир, в силу своего небольшого размера, пока что не обладает подобными пространствами, однако, часто устраиваемые городские события, такие как книжный фестиваль "Бу-фест!", "Арт-субъект", "Реки-руки" и ряд других на некоторое время создают аналогичную творческую атмосферу и пространство для общения.

Отдельно стоит сказать о "зеленых" третьих местах - парках, набережных, скверах. Практически во всех городах России им сейчас уделяется особое внимание, многие старые парки модернизируются, подстраиваются под новые нужды общества. Во Владимире, благодаря проведению в скверах и парках развлекательных и образовательных программ, создается понятие "третьего" пространства. Во многом, естественно, здесь заслуга самих людей.

Таким образом, концепция "третьего места" как уникального пространства для общения социума в настоящий период времени вновь получает новый виток в своем развитии. Общество меняется, меняются и места, нужные для него. Главная особенность "третьего" места - это позитивный настрой. Человек в таком пространстве смеется больше, чем дома или на работе, и смеется не над придуманными шутками или заученными анекдотами, а прямо происходящим тут же комичными ситуациями. Кроме того, он получает среди завсегдатаев себе массу приятелей и друзей. Третьи места - это те места, в которых происходит социализация, а потому их развитие максимально важно для общества.

 

Список литературы:

  1. Знай свое «третье место». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dglo.ru/news/2014-08-22/znay-svoey--tretey-mesto/, дата последнего обращения: 26.03.2017
  2. Михеева, Ю. Культ «Третьего места». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://komned.ru/analit.php?id=246, дата последнего обращения: 26.03.2017
  3. Ольденбург, Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества / Рэй Ольденбург; пер. с англ. А. Широкановой. — М.:Новое литературное обозрение, 2014. — 456 с.: ил. (Серия studia urbanica)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.