Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 мая 2018 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Колегова Е.В. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(44). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/9(44).pdf (дата обращения: 03.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ

Колегова Екатерина Викторовна

студент, факультет социально- культурных коммуникаций СурГПУ,

РФ, г. Сургут

Незнаева Юлия Юрьевна

научный руководитель,

ст. преподаватель СурГПУ,

РФ,  г. Сургут

Первые следы пейзажа мы можем обнаружить еще в эпоху неолита. Природа присутствовала в наскальных рисунках  первобытных мастеров  лишь схематично, и служила  пока только фоном. Но  даже глядя на эти первобытные рисунки, на которых изображались деревья, камни, скалы, реки и озера, невозможно не увидеть как люди восхищались природой.  Например, наскальное изображение на плато Тассилин-Аджер в Сахаре, которое было написано за 7 лет до нашей эры. На ряду со сценами охоты и перегона стад, мастера схематично  изобразили природу. [4]

Пейзажный мотив  Древнего Востока и Крита преобладает в росписи стен. Примером являются фрески, покрывавшие стены гробниц правителей, живших в XXI-XX веках до н.э. В погребальных камерах  была  изображена охота дикой кошки в густых зарослях.

Самый настоящий морской пейзаж был  найден в разрушенном доме с фресками "Морской порт".

Уже в VI веке в Китае, пейзаж формируется как самостоятельных жанр. Произведения искусства в средневековом Китае  выполнялись в основном  на шелке тушью.  В пейзажах того времени, природа писалась  как безграничная, огромная вселенная. Необычные деревья,   бескрайние воды, величайшие  горы и среди них  крохотные животные и люди. Природа была основой картины. Однако, художники Китая не стремились к сходству.  Пейзаж становится ведущим жанром  и неким духовным общением для людей. В XIV веке в Византии происходит переворот в пейзажной живописи. Художники стремятся к реализму.

В 15 веке  популярным видом становится миниатюра. Во Франции в этот период  творили художники- иллюстраторы – братья Лимбург.  Братья  создали ряд миниатюр к часослову герцога Беррийского. Повествование времен года и характерных для них развлечений   изящно выписывали общий сюжет. Иллюстраторы  не только талантливо выполнили ландшафтные просторы, но и использовали  перспективу, редкую для того времени .  [2]

Важный шаг в развитии пейзажной живописи сделал художник  из Швейцарии Конрад Виц. Живописец стал первооткрывателем среди европейцев. Он изобразил на картине  конкретную местность - Женевское озеро.

В эпоху Высокого Возрождения роль пейзажной живописи  увеличивается.  В работах все чаще прослеживается линейная перспектива, большое внимание уделяется натуре. Художники отказываются от нагромождения деталями, поэтому пейзаж становится важным элементом художественных сюжетов. Но до XVI века пейзаж все же служит  лишь фоном для жанровой композиции, портрета либо религиозных произведений.  Самый известный пример – картина «Мона Лиза»,  итальянского художника  Леонардо да Винчи. Изобразив «Джоконду» на переднем плане, и живописный пейзаж на заднем, художник точно передал неразрывную связь между человеком и окружающим его миром.  Этим гармоничным сочетанием  зрители восхищаются до нашего времени. За спиной героини  простираются  бескрайние просторы окружающего ее мира: горы, озера, леса и поля. Все это призвано подтвердить мысль, что личность человека также сложна и многогранна, как и Вселенная. Загадочная улыбка так и говорит нам, что как бы близок  не был нам окружающий мир, все  его тайны нам не познать. Мир огромная вселенная, могущая и необъятная. 

Пейзаж приобретает статус  полностью самостоятельного жанра только после появления станковой живописи.  На картинах голландского мастера И. Патинера и немецкого художника А. Альтдорфера, пейзаж, хоть и располагается на среднем и заднем планах, преобладает над сценами переднего плана. Безусловно,  мастера  Альбрехта Альтдорфера  можно назвать первооткрывателем  немецкой пейзажной живописи. Люди  теряются среди мощных стволов деревьев на его картине «Лесной пейзаж с битвой св. Георгия» (1510). Более поздние работы «Дунайский пейзаж» (1525) и «Пейзаж с замком Верт» (1530) являются полноценными пейзажами.

Венецианская школа живописи  сыграла важную роль в рождении  пейзажного жанра. Огромное значение придавал пейзажу Джорджоне. На его картине «Гроза» (1507) именно природа главный персонаж. Здесь пейзаж уже не столько место действия, сколько носитель настроений и эмоций.

В XVII веке формируются многочисленные национальные школы, зарождаются новые жанры и их разновидности. Этот период способствовал дальнейшему развитию пейзажного жанра. Голландская буржуазная революция (1566–1609) оказала благотворное влияние на культурную жизнь Нидерландов. В XVII веке происходит расцвет голландской живописи, а главенствующим жанром становится пейзаж. Художники показывают красоту природы в чистом виде, отдельно от сюжетов, показывают состояние природы. Примером являются картины Рейдсдала Саломона. Названия картин говорит само за себя, «После дождя» и «Речной пейзаж.  [3]

Художник из Франции  Никола Пуссен считается создателем жанра героического пейзажа. Его картины, населенные мифологическими героями, призваны воспитывать в зрителе высочайшие чувства. Пуссен никогда не делал зрителя участником собственных картин. Зритель, согласно его убеждению, обязан наслаждаться ролью созерцателей. Концепцию идиллического пейзажа разработал Клод Лоррен. Его работы проникнуты духом гармонии.

Во второй половине XVIII века в искусстве появляется особое  отношение к природе. Живописцы превозносят природу как идеал, и передают всю ее естественность в своих работах. Яркий  французский пейзажист Юбер Робер успешно соединял на своих пейзажах реальность и вымысел. Большое влияние на романтический пейзаж оказали работы Клода Жозефа Верне, благодаря яркими эффектами освещения. В Англии видными представителями романтического пейзажа были Уильям Тёрнер и Джон Констебл, а в Германии - Каспар Давид Фридрих.[1]

В XIX веке, российский живописец Сильвест Щедрин пишет картину  «Грот Матроманио на острове Капри» (1827). Изображая невероятно реалистичные пейзажи, изображает людей, но люди второстепенные в работах. Пейзажист на переднем плане располагает арку, а за ним невероятной красоты пейзаж, выполненный по правилам световоздушной перспективы. На протяжении всей истории живописи художники возвращаются к этому приему.

В конце XIX века происходит революция в искусстве. Приходят новые художники, которые начинают изображать то, что они видят, более свободно. И в первую очередь пришла новая концепция. Картина художника Клода Моне «впечатление» является основополагающей картиной стиля импрессионизм. Главное в картине не действующие лица, а впечатление, впечатление от закатного солнца.

Жорж Сера пишет свои работы в стиле постимпрессионизма. Свои работы он делал точками, приемом пуантилизм. Свое настроение и впечатление он передает точками и  цветом. Пуантилизм и сейчас используют современные художники.

К красоте сельской природы обратились французские пейзажисты Теодор Руссо, Жюль Дюпре, чье творчество в дальнейшем назвали барбизонской школой. К барбизонцам близка манера письма Камиля Коро, который пытался передать на пейзаже окружающий воздух. Коро принято считать предшественником французских импрессионистов. Пейзажи Клода Моне, Альфреда Сислея, Камиля Писсарро показывают неподдельный интерес живописцев к световоздушной среде.

В ХХ веке  во Франции появляется кубизм. Художники не хотели, чтобы их произведения были похожи на фотографии, они отрицали объем, светотень, искажали действительность, в их работах напрочь отсутствовала перспектива.   Это был, в сущности, конец пейзажа как жанра. Однако  на этом развитие пейзажной живописи не остановилось. Художники- сюрреалисты настолько правдоподобно писали пейзажные мотивы, что отличить работу и натуру, было практически нереально. Каждый природный штрих был запечатлен на произведении. Примером являются работы  знаменитого  художника Сальвадора Дали.

В данной статье нами  был рассмотрен долгий  путь формирования пейзажной живописи, длинною в почти девять тысяч лет. Пейзажная живопись никогда не стояла на месте, а постоянна развивалась.  Начиная с простых первобытных рисунков на скалах  происходила трансформация в произведения искусства талантливых  мастеров, работы которых знамениты по сей день и ничуть не уступают действительности. И даже в наши дни пейзажная живопись не стоит на месте, а  постоянно развивается, и современные художники в XXI веке все  также обращаются в своих работах к пейзажным мотивам. Ярким примером служат работы  современного русского художника Савченко Алексея. Все картины мастер выполняет на пленэре, с натуры пишет каждое дерево, каждую травинку, вероятно, именно поэтому его картины настолько живые, наполнены воздухом и силой.  Зритель, смотря на работы художника, невольно попадает в пространственную среду, которую так точно передает автор.

 

Список литературы:

  1. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве/Б.Р. Виппер. – М.: Искусство, 1972.
  2. Вольф Н. Пейзажная живопись/Н.Вольф. – М.: Арт-Родник, 2009 – 10 с.
  3. Кеннет Кларк/Пейзаж в искусстве – СПб.:Азбука-классика, 2004 – 19 с.
  4. Федоров-Давыдов А.А., Русский пейзаж XVIII — начала XIX в.: книга. М., 1953. — 102 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.