Поздравляем с 1 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 01 мая 2019 г.)

Наука: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бадердинов Л.С. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА АРХИТЕКТУРУ Г. АСТАНА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(68). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/9(68).pdf (дата обращения: 01.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА АРХИТЕКТУРУ Г. АСТАНА

Бадердинов Латиф Салаватович

магистрант, факультет архитектуры КазГАСА,

Казахстан, г. Алматы

Глаудинова Мехрибану Бекримжановна

научный руководитель,

д-р архитектуры, ассоциированный проф. КазГАСА,

Казахстан, г. Алматы

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена  потере и сохранению национальных образов в эпоху глобализации и её непосредственное влияние на архитектуру на примере г. Астана.

Глобализация – процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. [1]

В настоящее время процесс глобализации является очень актуальной  темой так как в мире продолжают существовать и нарастать противоречия и проблемы, которые  деформируются с большой скоростью и масштабами. Современная ситуация с одной стороны, меняется и универсализируется качество жизни и взгляды, ценности различных  народов, а  с другой, наблюдается прямо противоположный эффект, ведущий к разделению, социального и культурного пространства разных стран и сохранение национальной идентичности.

Глобализация является общемировым процессом самым мощным и значительным на сегодня. Республика Казахстан по мере вхождения в мировое сообщество и приобретения в нем своего места, во все большем объеме и глубине испытывает на себе воздействие глобализации по направлениям, в том числе национальной идентичности. [2].

 

Ключевые слова: глобализация, регионализм, культурная  идентичность, архитектурная среда, устойчивое развитие, национальное строительство, перенос столицы.

 

В данной статье анализируются процессы возникновения нового «интернационального» стиля в городской архитектуре   г. Астана, процессы развития архитектурной среды в эпоху становления Независимого Казахстана в контексте глобализации и роль новой столицы Казахстана в процессе национального строительства. Программа статьи Главы государства Н. А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» дает старт для широкого обсуждения особенностей глобализации  общества на современном этапе развития.

После развала Советского Союза и обретения независимости, в декабре 1997 года президент перенес столицу из Алматы в небольшой городок на севере Акмолы (Астана). Некоторые теории  предполагают, что перемещение капитала является одним из эффективных инструментов национальной идентичности. Предполагается, что Астана является проектом политической элиты, направленный  на то, чтобы стать центральным элементом националистической стратегии Казахстана. Исследование вносит вклад в теорию, исследует вопрос пересечение национальной идентичности, национализма и искусственной среды организованной на  территории постсоветского пространства. Основная цель данной статьи - изучить роль новой столицы Казахстана в национальном формирование личности.

Перенос столицы  ее влияние на воспитание казахской идентичности. Идеология времени.

Появление Астаны посреди казахской степи стало самым знаменательным событием в истории  нашего народа, а также самым серьезным и значительным  проектом президента Н.А.Назарбаева. Перемещение столицы  в Казахстане было символическим действием, направленным на воспитание  казахской  идентичности, демонстрация, того, что Астана изначально задумана как центральный националистический проект. В разработке общенациональной идеи Казахстана необходимо использовать концепции нации - гражданскую и этнокультурную, а не опираться только на одну из них, оставляя другую. Энтони Смит называет этот метод  построения нации одним из самых распространенных в мире - моделью «доминирующего этноса». [2] Идея о современности, предложенная японским архитектором Кишо Курокавой, является центральной концепцией, отраженной в архитектуре. Согласно постколониальным исследованиям, в перспективе развивающихся стран «современность» представляет собой попытку этих государств продвинуться к европейской модели развития. [4] В случае Астаны модернистская архитектура представляет два символических значения: Независимая государственность, новая национальная идентичность.

Модернизм и монументализм архитектуры показывают полный разрыв с советским дизайном большинства городов Казахстана. Астана была основана русскими казаками в 19 веке как город Акмолинск, который всегда был связан с русским наследием. Пейзажи города  напоминали имперский стиль; после образования Советского Союза он был перепроектирован в Советский типовой город. К 1880-м годам русские крестьяне построили резиденции в стиле типичных русской изб прямоугольные кирпичные конструкции, называемые самманами. В это время казахи из Средней Орды начали вести малоподвижный образ жизни, оставляя традиционный кочевой стиль жизни.. Из  мировой истории нам известны примеры уничтожения идентификации различных культур и коренного населения европейскими миссионерами, целью которых было организация цивилизации, удобств и комфорта, однако это привело к потере и разрушению структуры их поселения. Уже следующее поколение утрачивает некоторую часть уникальной культуры и образ жизни в существовавшей городской матрице. Теория предполагает, что  любой Архитектурный стиль представляет идеологию своего времени.[5] 

Рост урбанизации  глобализация общественного сознания.

В настоящее время больше половины населения проживают на урбанизированных территориях и очевидно эта доля будет увеличиваться, где стиль жизни населения отражается в типовой застройке.

"Архитектура должна быть разнообразной. Каким бы красивым ни было здание само по себе, его нельзя тиражировать. Здания должны отличаться друг от друга. Именно за это мы любим центры старых городов. Неважно, идем мы по Петербургу или Парижу, но мы не видим одинаковых зданий. Поэтому нам интересно разглядывать город, изучать его – он всюду разный. А если мы делаем все здания одинаковыми, получаются какие-то казармы или лагерь беженцев. Обесцениваются все достоинства архитектуры", – комментирует Илья Варламов архитектуру Астаны. (архитектор) [6]  Подобные высказывания архитекторов говорят о том, что существуют   конкретные проблемы с чрезмерной унификацией, стремлением и спешкой к глобализации и потерей идентичности  и местного индивидуального колорита.С одной стороны, Астана продолжает оставаться вместилищем коллективного опыта пространственной деятельности. С другой стороны именно его быстрорастущий опыт, стал базой к уничтожению уникальности национальной художественной культуре. [9]

Мировой опыт и правильное переосмысление.

В чем же состоит угроза подобных глобальных архитектурных изменений? Подобные универсальные поселения не воспринимаются «своими» для всего населения города. Они не могут быть «все время живыми» и как и все объекты «интернационального стиля», не умеют «красиво» стареть. [7] В отличие от архитектуры исторических европейских столиц, где наслоения только делают богаче пространство с течением времени старение объектов в новейших городах, таких как Бразилиа или Гонконг, ведет к утрате исторической ценности пространства для жителей этих городов. После пересечения определенного рубежа и роста численности населения, город автоматически становится «глобальным», меняет свой статус и превращается в центр потока различных процессов, более сложных и крупных, чем региональные. В основном многие глобальные города идут по пути олицетворения мысли «интернационального» городского пространства как базы своего имиджа. Если взять к примеру Нью-Йорк и Гонконг, мы найдем в них больше общего, нежели различий. К примеру, Париж, после изменений барона Османна, который к настоящему времени считается «самым дорогим в мире», является самым популярным и ближайшее время вряд ли кому-нибудь получится обойти этот бренд, который находится в центре внимания туристов. Создавая город на основе «интернационального» пространства, мы порой сталкиваемся с его парадоксальной пустотой. Это уже произошло в истории городов, например, в Бразилии. Таким образом, «исторические» города Европы и Азии, могут быть намного больше похожи на идеальный "город будущего", чем новые мегаполисы. Люди могут путешествовать по международным городам и жить в них по необходимости, но скорее будут стремиться туда, где присутствуют следы национального колорита, где есть различия в индивидуальности архитектурного облика.

Вывод

Исследование показывает, что Астана является проектом, разработанным правительством для отражения различных дискурсов, касающихся развития Казахстана и казахской нации. С одной стороны, Астана стала символом независимости, межнационального согласия и Казахстанское процветание. С другой стороны, Астана часто представлена как «казахское» место, символизирует безусловное право казахской нации на казахстанскую государственность. Невозможно придумать стандартную формулу современного городского планирования. Что означает современный город, удобный для жизни, привлекательный с точки зрения повседневной жизни? Чтобы создать привлекательный город для жизни, требуются комплексные усилия многих городских служб и горожан, причем в течение длительного периода.  Строя город, мы должны быть уверены, что сохраняем «чувство места», поэтому важно удостовериться, что мы строим не "шаблонный город", а город, в котором люди чувствуют себя частью сообщества. Город будущего- это «социальная мечта», хорошая экология, электрификация транспорта, присоединение к программе «умный город». Стремление к прогрессу естественно для людей, но мы должны думать о том, как применять новые технологии для улучшения жизни людей. В процессе модернизации общественного сознания необходимо, чтобы основные уникальные культурные коды не были потеряны, а, наоборот, нашли новые формы и стали результативными программами для духовного изменения. Особенно, в Казахстане совместное проживание представителей более 100 этносов сформировали особый менталитет, повлияли на национальный дух и общественное сознание народа страны, определил ключевые ценности – мирное сотрудничество, согласие, взаимодействие на пути к прогрессу. [9]

 

Список литературы:

  1. www.wikipedia.org
  2. Казахстан в глобальном мире: вызовы и сохранение идентичности. Институт философии и политологии КН МОНРК. Алматы, 2011.
  3. Нысанбаев А.Н.  Собрание избранных научных трудов академика А.Н. Нысанбаева в 10-ти т., посвящ. 25-лет. Независимости Республики Казахстан. – Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2016.
  4. Natalie Koch (2010) The monumental and the miniature: imagining ‘modernity’ in Astana Journal Social & Cultural Geography
  5. Alexander, C., Buchli, VA & Humphrey, C. (2007). Urban Life in Post-Soviet Asia. London: UCL Press.
  6. www.varlamov.ru
  7. Ревзин Г. Техника и классика: О смысле техногенного образа. Проект РОССИЯ 1997.
  8. http://corbusier.totalarch.com
  9. https://www.kazpravda.kz
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.