Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2012 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V

Библиографическое описание:
Щепетинникова Г.В. ЭЛЕМЕНТЫ АКТЕРСКОГО И РЕЖИССЕРСКОГО МАСТЕРСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. URL: https://sibac.info//sites/default/files/files/2012_04_16_student/Student_16.04.2012_1.pdf, https://sibac.info/sites/default/files/files/2012_04_16_student/Student_16.04.2012_II.pdf, https://sibac.info/sites/default/files/files/2012_04_16_student/Student_16.04.2012_III.pdf, https://sibac.info/sites/default/files/files/2012_04_16_student/Student_16.04.2012_IV.pdf, https://sibac.info/sites/default/files/files/2012_04_16_student/Student_16.04.2012_5.pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭЛЕМЕНТЫ АКТЕРСКОГО И РЕЖИССЕРСКОГО МАСТЕРСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

 


 


Щепетинникова Галина Викторовна


студентка 4 курса, факультет теории и методики


дошкольного образования МГПИ


воспитатель, ГОУ детский сад № 1750, г.Москва


E-mail:


Якушева Светлана Дмитриевна


научный руководитель, канд. пед. наук, доцент МГПИ, г. Москва


 


 

Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности педагога усилили потребность в формировании творческой индивидуальности, реализации творческих способностей, развития его индивидуального стиля деятельности.


В педагогике не вызывает сомнения тот факт, что артистизм необходим каждому специалисту, будь тот инженером, врачом, художником, воспитателем или педагогом.


Педагогу как творческой личности необходимо овладеть педагогической логикой, развивать педагогическую интуицию, способность к импровизации, педагогический артистизм.


Идея использования достижений театральной педагогики в подготовке педагога разработана в трудах П.П. Блонского, А.С. Макаренко, Ю.П. Азарова, Г. Лозанова, И.А. Зязюна, Н.Н. Тарасевич.


В педагогической деятельности вопросы формирования артистизма и актерско-сценических умений нашли отражение в работах целого ряда исследователей Д.А. Белухина, И.М. Гальперина, О.М. Головенко, И.А. Зязюна, С.А. Казачкова, В.А. Кан-Калика, Т.М. Коротковой, Ю.М. Кузнецова, Л.С. Майковской, Н.Д. Никандрова.


Разработкой проблемы педагогического артистизма занимались такие исследователи как Ш.А. Амонашвили, О.С. Булатова, Ж.В. Ваганова, Н.А. Войтлева, Г.А. Гарипова, Н.Н. Демьянко, В.И. Загвязинский, В.П. Кузовлев, А.С. Макаренко, Е. Пассов, С.Д. Якушева.


Свой вклад в понимание роли и значения элементов актерского и режиссерского мастерства в деятельности педагога внесли Ю.П. Азаров, В.М. Букатов, П.М. Ершов, Ю.Л. Львова, В.Ф. Моргун. Е.А. Ямбург и др.


В настоящее время в обществе все больше утверждается мысль о том, что образование из способа просвещения индивида должно превратиться в механизм развития творческой личности, ее индивидуальных способностей и дарований. В современных условиях резко возрастает культурообразующая роль образования. Эффективность работы образовательного учреждения различного уровня, будь то детский сад, школа, вуз, колледж, определяется качеством труда педагога, богатством и многогранностью его личности. Новые функции педагога, усложнение задач, стоящих перед ним, - все это требует научного осмысления, поиска путей повышения уровня его индивидуальности и творчества.


Творчество – это одно из составляющих внутренней опосредующей формы любого акта профессиональной деятельности педагога. В связи с этим проблема артистизма в педагогической деятельности является актуальной и поныне [2, с. 5].


В научной литературе даны теоретические основы артистизма, выделены его специфические признаки:

  • Т.Ф. Ефремова считает, что артистизм - это художественная одаренность, выдающиеся творческие способности, высокое творческое мастерство, виртуозность; особое изящество манер, грациозность.
  • В.И. Загвязинский полагает, что артистизм — это особый, образно-эмоциональный язык творения нового; проникновенный стиль сотворчества педагога и ученика, ориентированный на понимание и диалог с другим, другодоминантность; изящное и тонкое кружево сотворения живого чувства, знания и смысла, рождающихся «здесь и сейчас»; это способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями, преподаваемыми ученикам на уроке, жить искренне; это богатство личностных проявлений, образный путь постановки и решения проблемы, игра воображения, изящество, одухотворенность, ощущение внутренней свободы.


О.С. Булатова утверждает, что артистизм - способность не только красиво, впечатляюще, убедительно что-то передать, но и передать, эмоционально воздействуя на воспитанника.


С.Д. Якушева полагает, что артистизм представляет собой проявление духовно богатого внутреннего мира личности. Он формируется в процессе духовно-практического освоения человеком определенных видов творческой деятельности с целью удовлетворения потребности в профессиональном самосовершенствовании и самообразовании.


Профессия педагога имеет много общего с профессиями актера и режиссера. И актер, и педагог, воздействуя на чувства и разум зрителей (воспитанников), обращаются к памяти, мысли и воле слушателя. Заразительность, убедительность, артистизм педагога и актера обеспечивают ему успех. Как актер в процессе репетиций, так и педагог на уроке обладают способностью яркого эмоционально-волевого воздействия на зрителей (воспитанников). Педагог осуществляет логику образовательного процесса, а режиссер - выстраивает драматургическую логику будущего спектакля, обуславливая тем самым и коллективное взаимодействие и сотворчество.


Коллективное взаимодействие осуществляется через театрализацию. Она рассматривается и как творческий метод воспитательной работы, суть которого состоит в показе, оживлении, художественном осмыслении того или иного факта, документа, события.


Итак, артистизм представляет собой проявление духовно богатого внутреннего мира личности. Он формируется в процессе духовно-практического освоения человеком определенных видов творческой деятельности с целью удовлетворения потребности в профессиональном самосовершенствовании и самообразовании.


И.П. Андриади считает, что в структуре личности педагога, артистизм является способностью к органичному существованию и эффективному действию в условиях педагогического процесса. Наряду со знаниями, развитием педагогического мышления, владением конструирования "партитуры педагогического общения", умением ставить и решать сверхзадачу действия, артистизм играет следующие роли: синтезирующую, обогащающую и гармонизирующую, регулирующую, защитную, формирующую [1, с. 46-47].


В.А. Бахвалов определяет следующие компоненты артистизма:

  • Эрудиция. Для детей педагог - открыватель мира. Эту роль он может выполнить лишь в том случае, если является высокообразованным человеком, дающим себе труд постоянно черпать из науки, искусства и действительности. Педагог-артист живет любознательностью, познанием «тайн», удивлением, чувством нового, сомнением. Эрудиция необходима ему до чрезвычайности [3, с. 36].
  • Обаяние - способность овладевать вниманием, чувствами, умом, воображением, волей другого. Необходим синтез обаяния и духовности. Именно в ней проявляется внутренняя красота человека, его самобытность, соучастие в жизни окружающих, мудрость реакции на действительность [3, с. 41].
  • Самобытность. У педагога яркое определенное «Я». Являясь неординарной и самобытной личностью он всегда находит верные психологические и методические решения различных педагогических ситуаций. Включая их в содержание урока, дает личностную оценку излагаемым событиям [3, с. 23].
  • Импровизация. Общение с воспитанниками - творчество. Педагог-артист всегда импровизатор. Ибо импровизация это артистическое и режиссерское мастерство педагога [3, с. 43].
  • Образность речи. Образная речь строга, научна, увлекательна, свободная от учебно-канцелярских оборотов, искажений литературного языка. Эта речь эмоциональна и индивидуальна.


Главная выразительная сторона голоса – интонация. На образность речи учителя особенно влияет приятно звучащий голос, его мелодичность, многообразие в нем характерных красок и богатых оттенков. Во всем этом проявляется и выражается весь духовный мир педагога, его душевность, самобытность и артистизм.

  • Пластика. Педагог - артист умеет, и «ступить», и «молвить». Он наделен личностной, персональной запоминаемостью, пластикой поведения. Пластика - это язык телодвижений, его выразительность и умение им владеть.


Педагогу необходимо учиться и не стесняться выражать свое отношение, переживание, настроение к излагаемому событию через жесты, мимику, голос. «Внутренний аппарат чувств» равен «телесному аппарату». Это необходимое условие творческой работы [3, с. 37].


Итак, артистизм - это личностное качество педагога, которому присущи эстетические черты стиля жизни и деятельности. Это черты людей, творчески насыщенных и любящих свою профессию.

Творческий характер педагогической деятельности, является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.

По мнению Ж.В. Вагановой творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний [4].


В отличие от в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог создает свою педагогическую технологию, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.


Ваганова Ж.В. считает, что творческий потенциал педагога формируется на основе двух компонентов:

  • педагогического профессионального опыта;
  • социального опыта [4, с. 64].


В нашем исследовании  творческий потенциал педагога является  сущностной особенностью актерского и режиссерского мастерства.


Педагог, обладающий высоким уровнем артистизма: способен к органическому существованию в условиях педагогического процесса, стремится к нестандартным решениям через образные ассоциации, умеет выстраивать свое поведение в определенных ситуациях,  ответственно относится к своим воспитательным функциям, авторитетен среди детей и родителей; применяет разумные требования к организации обучения и воспитания, умеет анализировать образовательную ситуацию, способен принимать обоснованные решения, предвидеть их социальные последствия; владеет глубокими и разносторонними знаниями по предмету. Также умеет самостоятельно выбирать и разрабатывать оригинальные технологии и индивидуальные программы обучения. Высоко артистичный педагог вызывает у детей интерес к учению, творчески подходит к обучению и воспитанию, обладает индивидуальным стилем работы.


Для выявления и сравнения уровней артистизма педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) можно предложить модель Л.А. Волкова, определяющий: высокий уровень - высший уровень профессионально-этической культуры. Характеризует педагога, обладающего необходимыми личностными качествами, работающего профессионально, ищущего творческие пути решения новых педагогических задач, обладающего чувством целого, гармонии, энергией, инициативностью, творческой наблюдательностью, фантазией и воображением, чувством ритма, пространства и времени; средний уровень - достаточный, приспособительный уровень артистизма. В своей деятельности такой педагог опирается на знания и умения, добивается определенных результатов в обучении и воспитании. Но в творческом поиске практически не участвует, удовлетворяется достигнутым уровнем креативности; низкий уровень - Педагог, не обладающий необходимым набором профессионально-личностных качеств. В своей работе он не имеет достаточной базы профессиональных знаний и умений, не ведет творческих поисков, не испытывает потребности в творческом росте, получает невысокие результаты в обучении и воспитании [5: 32].


В эксперименте приняло участие 30 педагогов (воспитателей) ГОУ детского сада № 1750 Южного окружного управления образования Департамента образования города Москвы. Из них: педагоги имеющие опыт работы свыше 15 лет – 10 человек; педагоги имеющие опыт работы от 3 до 10 лет – 10 человек; педагоги – молодые специалисты (опыт работы до 3 лет) – 10 человек. Среднестатистические ответы указаны в диаграммах по каждому вопросу.


На вопрос «Нужно ли формировать актерское и режиссерское мастерство у педагогов?» были получены следующие результаты (диаграмма 1).


Диаграмма 1.



 


Были получены следующие ответы: 95% педагогов с 15 летним стажем ответили "Да". У педагогов со стажем работы от 3 до 10 лет результат близок к этому показателю – 75%. Молодые специалисты ответили утвердительно лишь 35% процентами.


«Считаете ли Вы важным наличие у педагога таких качеств как творческая индивидуальность, артистические способности, эстетика речи, юмор?» были получены следующие ответы: (диаграмма 2)


Диаграмма 2.


 

 


 


Здесь мы видим, что педагоги с 15 летним стажем и педагоги со стажем от 3 до 10 лет близки по своим показателям – 85% и 70% соответственно. У молодых специалистов лишь 25% считают важным наличие таких качеств.


Вопрос «По Вашему мнению, надо ли педагогу выстраивать взаимоотношения - "педагог-ученик", "педагог-учитель", "педагог-администратор"?» выявлены такие ответы (диаграмма 3):


Диаграмма 3.


 


 


 


«На ваш взгляд влияет ли сформированность артистизма молодого педагога на продуктивность его деятельности?» (диаграмма 4).


Диаграмма 4.


 

 


 


 


«Как Вы считаете, сформировано ли актерское и режиссерское мастерство у выпускников современных педагогических учебных заведений?» (диаграмма 5).


Диаграмма 5.


 

 


 


 


«По вашему мнению, надо ли педагогу составлять планы и проводить интегрированные уроки?» (диаграмма 6).


Диаграмма6.


 


 


 


Здесь мнения очень разнообразны, но в целом все участники опроса говорят о том, что артистизм у педагога ДОУ сформирован не в полной мере.


Затем нами было проведено исследование по выявлению наиболее проблемной области в понимании педагогами актерского и режиссерского мастерства в профессиональной деятельности. Результаты опроса приведены в диаграмме 7.

Диаграмма 7.


 


 


 


40% (12 человек) – эстетика речи; 16,5% (5 человек) – пластическая культура; 14% (4 человека) – юмор; 13,5% (4 человека) – артистические способности; 10% (3 человека) – интонация; 6,5% (2 человека) – творческая индивидуальность. Всего в опросе приняло участие 30 респондентов. Мы выявили, что самый низкий уровень предпочтений у педагогов принадлежит такому качеству как творческая индивидуальность.


Следующим этапом нашего исследование было определение уровня актерского и режиссерского мастерства у педагогов ДОУ с помощью опросника «Опросник для оценки степени артистичности педагога» (С.Д. Якушевой) и теста «Есть ли у вас артистические наклонности?» (Е. Владимировой).


По результатам опроса и теста нами был определен уровень артистизма у педагогов ДОУ (диаграмма 8).


Диаграмма 8

 

 

 


Данные опроса выявили то, что на современном этапе развития общества проблема, на наш взгляд, остается не достаточно решенной.


Таким образом, можно сделать вывод – самый низкий уровень актерского и режиссерского мастерства был выявлен у молодых специалистов и со стажем работы от 3 до 10 лет, а так же можно предположить, что если реализовывать возможности педагогов ДОУ в различных видах деятельности, то одновременно станет и ведущим условием формирование артистизма.


Педагогу следует по-новому, исходя из конкретных, незапланированных условий, режиссировать занятие, урок. Знакомясь с наследием К.С. Станиславского, педагог открывает новый для себя и полезный в практической педагогической работе «язык» выразительности действий, о котором мечтал А.С. Макаренко, говоря о том, что педагогом можно стать лишь тогда, когда научишься двадцатью шестью способами говорить «пойди сюда».


Владение выразительностью действий составляет актерскую технику третью часть так называемой системы К.С. Станиславского. Развитие и совершенствование в повседневной профессиональной работе актера единства этих трех составляющих обеспечивает рост его мастерства.


Смысл актерского творчества К.С. Станиславский видел в том, чтобы на сцене «жизнь человеческого духа» была воплощена убедительно и правдиво — подобно тому, как она обнаруживается в окружающей действительности. Поэтому он, в конце концов, пришел к выводу, что актер «театра переживаний» должен быть мастером действий [6].

Основные черты, характеризующие педагогическую и актерско-режиссерскую деятельность: содержательный признак - коммуникативность, ибо общей основой является взаимодействие, живое сотрудничество разных индивидуальностей; инструментальный признак - личность творца и его психофизическая природа как инструмент воздействия; целевой признак - воздействие человека на человека и вызов определенного переживания у партнера; процессуальные характеристики: творчество осуществляется в обстановке публичности, регламентировано во времени; результат творчества динамичен; наблюдается общность переживаний актера и зрителя, актера и режиссера, педагога и ученика, воспитанника; объект воздействия является одновременно и субъектом творчества, сотворцом; творчество носит коллективный характер; структурный признак - анализ материала; определение проблем, противоречий; рождение замысла, разрешающего противоречия; воплощение; анализ результата; корректировка [6].


О.С. Булатова отмечает, что работа над занятием (уроком) и ролью происходит в трех периодах: Репетиционный - у актера, до урочный - у учителя. Это период, когда в воображении, в мыслях, в ощущениях деятеля создается образ. Образ героя - у актера, образ урока - у педагога; Технический период, когда разумно, расчетливо выверяется материал и подчиняется собственному творческому заказу деятеля. Закрепляется, "обкатывается" на репетициях роль актера, у педагога "репетируется" урок, уточняется его замысел, фиксируется его ход, составляется план; Период воплощения творческого замысла [2, с. 30-31].


Педагогу, как и актёру, должны быть присущи многие творческие особенности: вдохновение, эмоциональность, способность перевоплощаться и др. Педагогический процесс, как и драматургия, требует планирования с учётом особенностей тех людей, которые в нём участвуют, и их влияния друг на друга, что помогает педагогу заранее предвидеть результаты своего воздействия на учеников и даже заранее планировать различные ситуации, требующие от воспитанников проявления тех или иных личностных качеств, знаний и опыта.


Е. Вахтангов утверждал о том, чтобы наладить отношения режиссёра и актёра, соответственно - педагога и воспитанника - необходимо начинать урок с самого интересного. Самое лучшее действие - совместное действие. Известный зарубежный учёный Гордон Крег говорил: «... ключом к объяснению поведения человека является скромность и импровизация»


Педагогическая деятельность, в силу своего творческого характера, очень схожа с театральной, а значит - требует драматургии и режиссуры.


Говоря о педагогической режиссуре, исследователи выделяют такие основные ее категории, как целостность и единство. Так Н.А. Барышева определяет педагогическую режиссуру, как «искусство создания гармонически целостного, обладающего определенным художественным единством педагогического процесса в масштабах законченного дидактического цикла или применяемой формы».


При этом главная режиссерская задача педагога, по мнению В.А. Сластенина - в выделении основных по мысли и силе эмоционального воздействия отрезков эпизодов урока и выстраивании их в режиссерскую композицию педагогических событий.

О.С. Булатова пишет, что педагогическая режиссура предполагает: прогнозирование возможных результатов обучения; выделение и правильное формулирование сверхзадачи урока; педагогически целесообразное структурно-композиционное построение урока; рациональное распределение времени между этапами занятия; умение мысленно поставить себя в позицию воспитанника; ориентировку в изменяющихся условиях и перестройку деятельности в зависимости от них; примерное представление эмоциональной "кривой" пока, заготовка "художественных деталей" (образных примеров интересных вопросов, ярких фактов, наглядности, атрибутов костюма, некоторых элементов поведения) и др. [2, с. 77].


Однако, педагог в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов. Настоящий педагог, Педагог с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале - совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его воспитанников, со стороны всего общества.

О.С. Булатова считает, что артистизму нельзя обучить. Но можно научиться понимать его проявления, осознавать и по достоинству оценивать его значимость в педагогическом процессе. Можно развить некоторые качества личности (образное мышление, наблюдательность, воображение, эстетику речи, пластическую культуру), напрямую связанные с артистизмом. Творчески одаренный человек может - если захочет - раскрыть, а затем усовершенствовать свои природные данные [2, с. 7-8].


В заключении можно отметить, что творчество – это одно из составляющих внутренней опосредующей формы любого акта профессиональной деятельности педагога. В связи с этим возросли требования к личности педагога, развитию его индивидуального стиля и творческих способностей, артистизма. В связи с этим проблема артистизма в педагогической деятельности является актуальной и поныне. Артистизм представляет собой проявление духовно богатого внутреннего мира личности. Он формируется в процессе духовно-практического освоения человеком определенных видов творческой деятельности с целью удовлетворения потребности в профессиональном самосовершенствовании и самообразовании.


По мнению С.Д. Якушевой педагогическое мастерство – искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности [7].


Педагогическое искусство зачастую называют театром одного актера. Поэтому использование средств театральной педагогики открывает большие возможности для развития артистизма, а владение элементами актерского и режиссерского мастерства является необходимым средством профессиональной деятельности педагога.


 


Список литературы:

1.Андриади И. П. Основы педагогического мастерства. М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160с.

2.Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 240с.

3.Бахвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144с.

4.Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Тюмень, 1998. - 197c.

5.Волков Л.А., Цукасова Л.В. Театральная педагогика: Принципы. Заповеди. Советы / Ред. С.В. Цукасов; предисл. В. И. Михеева; вступ. ст. А.С. Тимофеевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: ЛКИ, 2007. - 187с.

6.Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: Художественная литература, 1938. – 576 с.

7.Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 256с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.