Поздравляем с 1 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXLI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 19 мая 2022 г.)

Наука: Политология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Карабецкая А.Г. ИМИДЖ КНР В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ РОССИИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CXLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(141). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/10(141).pdf (дата обращения: 30.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИМИДЖ КНР В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ РОССИИ

Карабецкая Анна Геннадьевна

студент бакалавриата, кафедра международных отношений и права, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

РФ, г. Владивосток

THE IMAGE OF CHINA IN THE POLITICAL DISCOURSE OF RUSSIA

 

Anna Karabetskaya

student, Department of International Relations and Law, Vladivostok State University of Economics and Service,

Russia Vladivostok

 

АННОТАЦИЯ

Объектом исследования является внешнеполитическая стратегия Китая в отношении страны-партнера Российской Федерации. Данная политика основана на принципах и механизмах «Мягкой силы», что накладывает особенный отпечаток на политический дискурс обоих государств в условии современных международных отношений. В статье было рассмотрено, как благодаря упомянутому подходу Китай формирует выигрышную окружающую среду для выстраивания благоприятных отношений с РФ с целью реализации своих основных внешнеполитических интересов. При написании научной статьи были использованы такие методы исследования как: анализ, синтез и индукция.

ABSTRACT

China's foreign policy strategy is based on the principles and mechanisms of "soft power", which leaves a special imprint on the political discourse of both states in the context of modern international relations. The article examined how, thanks to the mentioned approach, China forms a winning environment for building favorable relations with the Russian Federation in order to realize its main foreign policy interests.

 

Ключевые слова и словосочетания: внешняя политика КНР, имидж государства, мягкая сила.

Keywords: PRC foreign policy, state image, soft power.

 

Актуальность темы исследования заключается в усилении взаимодействия двух стран в различных сферах. Например, во внешнеэкономической, торговой деятельности, а также в вопросах безопасности и борьбы с экстремизмом. Правительство Китайской Народной Республики делает планомерные шаги для укрепления своего положения на международной арене, и Российская Федерация в данном случае является партнером и «помощником» для достижения этой цели.

Так как политика «мягкой силы» посредством углубления взаимопонимания обоих государств оказывает значительное влияние на формирование внешнеполитического курса РФ и КНР, исследование ставит перед собой цель – изучить и проанализировать формирование имиджа КНР в политическом дискурсе России, взяв во внимание специфику проведения «мягкой силы» Китая.

Для того чтобы получить наиболее достоверные научные результаты использованы методы анализа, синтеза и индукции.

Предметом данной научной статьи является влияние основных механизмов и направлений политики «мягкой силы» Китая на имидж в контексте политического дискурса страны-партнера, Российской Федерации.

Научная новизна представленной работы предопределяется тем, что в ходе нее были рассмотрены основные особенности восприятия имиджа Китая в политическом дискурсе России с учетом специфики ценностного основания политики «мягкой силы» Китая.

Основная часть: Взаимоотношение Российской Федерации и Китая занимает важное место во внешнеполитической стратегии как одной, так и другой страны. Основополагающая причина – долгосрочное формирование упомянутых отношений на протяжении нескольких десятилетий. Что же способствовало этому? Точкой соприкосновения стали и географическая близость, и, как следствие, общие региональные интересы, а также исторический опыт. Россия рассматривает китайско-российские отношения, как вспомогательный элемент, который может разрешить проблемы, связанные с экономической сферой в связи с положением России на международной арене, которая попала под санкции.

Что касается китайской стороны, то стоит упомянуть, что китайцы считают Россию своим главным союзником и партнёром [1], а российский президент Владимир Путин является самым популярным иностранным политиком в Китае. Так, например, вспоминая события саммита АТЭС-2014 в Пекине необходимо отметить, что во время сбора тихоокеанских лидеров за праздничным столом, он был украшен в цвета флага России. Тем самым, правительство Китая показало кто для них тогда являлся самым главным гостем.

Китай долгое время поддерживал действия России в связи с Евромайданом, украинским госпереворотом и прочими событиями на Украине. 21 ноября 2014 года МИД КНР прямо заявил, что Китай поддерживает подход России к урегулированию украинского кризиса. Об этом сообщил журналистам исполняющий обязанности директора департамента Европы и Центральной Азии МИД КНР Гуй Цунюй. Также, по его словам, Китай выступает против провозглашения независимости каких-либо народностей путём референдумов, однако это не относится к воссоединению Крыма с Россией ввиду особой истории Крыма. С учётом наличия у Китая проблем с сепаратизмом Тибета и иных национальных вопросов, китайцы сказали самое большее, что только могли сказать в поддержку России.

В дополнение к этому, 5 июня 2019 года главами обоих государств был подписан договор, выводящий двусторонние отношения на новых уровень всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства в новую эпоху. Отчасти, благодаря этому шагу Россия и Китай переживают расцвет двусторонних отношений.

На сегодняшний день существует 5 межправительственных комиссий, возглавляемых вице-премьерами правительств России и Китая, которые решают вопросы сферах энергетики, Дальнего Востока, а также социальные проблемы. То есть, данное стратегическое партнерство несет всеобъемлющий характер.

Итак, формирование имиджа Китайской Народной Республики в политическом дискурсе РФ играет важную роль в политическом уровне взаимодоверия за счет тесного сотрудничества государств. Позитивный образ Китая – это одно из самых главных условий для плодотворного взаимодействия двух стран во всех сферах.

Прежде всего надо отметить, что Россия является единственным партнёром КНР на постсоветском пространстве, который так же, как и она сама, способен применять «мягкую силу» в глобальном масштабе. При этом возможности России в этом плане примерно равны китайским. Согласно составленному британским агентством Portland Communications глобальному рейтингу «мягкой силы» 2019 г., Россия заняла в нём 30-е, а Китай 29-е место. И если «мягкая сила» КНР и, допустим, США подобны двум противоположно направленным векторам, то противоречия между Россией и Китаем в этом плане имеют достаточно локальный характер (например, они конкурируют между собой за влияние в Центральной Азии). В целом же «мягкая сила» России и Китая построены на близких друг другу концептуальных основаниях. В частности, и Россия, и Китай поддерживают идею многополярного мира, выступают против попыток военно-политических структур Запада, в особенности НАТО, подменять собой не считают так называемые «западные ценности» чем-то универсальным, и т. д. Поэтому параллельное наращивание «мягкой силы» России и Китая может создавать некий перекрёстный синергетический эффект, увеличивая соответствующий потенциал обеих держав. Это касается, например, совместной разработки истории Второй мировой войны и пропаганды российской и китайской точек зрения на события 1930-40-х гг. в противовес предпринимающимся в последнее время на Западе попыткам приписать себе главную роль в победе над германским нацизмом и японским милитаризмом.

Терпеливое и последовательное использование Китаем механик «мягкой силы» дало достаточно значимый эффект для Пекина. И дело не только в создании социально-политических условий для расширения территориально-ресурсной базы растущей экономики Китая, о чем было упомянуто в предыдущих главах, но и в молчаливой поддержке претензий КНР на роль модератора и арбитра, способного гармонизировать окружающее его пространство, путем урегулирования противоречий и конфликтов, а в дальнейшем и на роль мирового лидера. Стоит подчеркнуть, что без данной поддержки Китай вряд ли смог стать частью международного проекта «Один пояс – один путь», которую специалисты по международным отношениям рассматривают как важнейший шаг к интеграции Большой Евразии [2, с 30].

Также благодаря этой поддержке КНР и Россия плодотворно взаимодействуют в форматах ШОС и БРИКС. Благожелательная позиция России создает хорошую почву для сотрудничества Китая со странами СНГ и для проникновения в регион Арктики. Немаловажным аспектом является и то, что в ряде случаев Россия и КНР активно блокировали принятия односторонних резолюций в ООН, которые были инициативами Западных стран. Однако главное преимущество слаженной и последовательной стратегии политики «мягкой силы» Китая в отношении политического дискурса России заключается в том, что данное сотрудничество помогает КНР утвердиться в статусе глобальной державы. Тем не менее, как отмечают многие эксперты, не стоит переоценивать стратегическую ценность РФ для правительства Китая. Данный вопрос имеет свой «пределы», например, по вопросам Украины, Крыма, инвестиционного сотрудничества и непризнанных республик Закавказья. Также пока непонятным остается положение России в проекте «Один пояс – один путь», на который руководство РФ возлагает большие надежды. Предполагается, что российские трансконтинентальны транспортные коридоры станут важнейшим элементом новой системы международных экономических транзитов [3, 122].

Резюмируя все вышесказанное, можно проследить взаимосвязь между проведением политики «мягкой силы» Китая и формированием прочных и плодотворных взаимоотношений между такими государствами как КНР и РФ. Руководство Китая уделяет достаточно много внимания формированию положительного имиджа в политическом дискурсе России и стоит отметить, что данные вложения сполна оправдали себя. На современном этапе, благодаря ряду механизмов Китай может смело надеяться на поддержку РФ по многим вопросам, что делает их сотрудничество всеобъемлющим. Однако нельзя сказать, что стороны взаимозависимы. Из-за того, что руководство КНР придерживается догмам социализма с китайской спецификой не только в отношении национальной политики, но и во внешнеполитическом курсе, стратегическая ценность России в этом союзе вызывает ряд обсуждений и споров.

Выводы. Таким образом можно сделать вывод, что имидж КНР в России является стабильно положительны.

Прежде всего правительство РФ рассматривает отношения с Поднебесной как вспомогательный элемент в экономической сфере, а Китай, в свою очередь, осуществлял и продолжает осуществлять поддержку страны-партнера на международной арене. В дополнение к этому Китай грамотно использует стратегию «мягкой силы». Благодаря этому подходу, граждане РФ ближе знакомятся с культурой, традицией и языком Китая, а значит положительно воспринимают его.

Так, позитивный образ страны в России становится одним из главных условий для плодотворного взаимодействия двух государств. Однако наиболее существенной причиной восприятия Китая все же остается уровень его экономического развития и потенциальные партнерства двух государств.

 

Список литературы:

  1. Официальный сайт МИД Китая в России. – Текст: электронный // Ministry of Foreign Affairs of the People’s Republic of China. [сайт] – 2021. – URL: https://www.fmprc.gov.cn/rus/ (дата обращения: 16. 03. 2022)
  2. Дзахова, Л.Х. Позитивный имидж государства как политический инструмент реализации властной миссии государства в практиках мягкосилового влияния / Л. Х. Дзахова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2017. – № 5. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29365736_16561257.pdf (дата обращения: 16.031.2022)
  3. Меморандум о реализации Плана действий по развитию российско-китайского взаимодействия в гуманитарной сфере // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: [сайт]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/499014828 (дата обращения 16.03.2022)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.