Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 декабря 2013 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Потапова Н.А. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ МЫШЛЕНИЯ, РЕЧИ И РИСУНКА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15. URL: http://sibac.info/archive/guman/9(12).pdf (дата обращения: 05.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИССЛЕДОВАНИЕ  СВЯЗИ  МЫШЛЕНИЯ,  РЕЧИ  И  РИСУНКА  В  РАННЕМ  ВОЗРАСТЕ

Потапова  Наталья  Андреевна

студент  3  курса,  факультет  психологии,  валеологии  и  спорта  КГУ,  РФ,  г.  Курган

E-mailnata45-93@yandex.ru

Мальцева  Лариса  Валентиновна

научный  руководитель,  кан.  пед.  наук,  доцент  кафедры  психологии  развития  и  возрастной  психологии  КГУ,  РФ,  г.  Курган


 


Актуальность  исследования.  Основа  познавательной  сферы  личности  закладывается  в  детстве.  От  того,  какие  знания,  умения,  навыки  человек  приобретет  именно  в  этот  период,  во  многом  зависит  его  успешность  во  взрослой  жизни.  Знание  закономерностей  развития  речи  и  умение  оценить  её  уровень  позволяют  направить  деятельность  ребёнка  так,  чтобы  становление  речи  проходило  правильно.  Исследование  речи  в  столь  раннем  возрасте  затруднено  вследствие  недостатка  инструментария,  пригодного  для  маленьких  детей,  поэтому  подобные  исследования  проводятся  редко. 


Мы  исследовали  психологическую  сторону  речи,  то  есть  речь  как  вынесенную  вовне  психику  субъекта,  как  сложный  психический  процесс,  тесно  связанный  с  мышлением.  Мы  рассмотрели  возрастные  аспекты  становления  речи,  а  также  взаимосвязь  развития  мышления,  речи  и  рисунка  в  раннем  детстве. 


Целью  нашего  исследования  стало  выявление  особенностей  развития  мышления,  речи  и  рисунка  в  раннем  детстве


Объект  исследования:  речевое  развитие  в  раннем  детстве


Предмет  исследования:  взаимосвязь  между  развитием  мышления,  речи  и  рисунка.


Гипотеза  исследования:  в  раннем  детстве  существует  связь  между  речевым  развитием  детей  и  развитием  рисунка.


В  исследовании  участвовало  17  детей  в  возрасте  2—3  лет.


В  раннем  возрасте  общение  ребёнка  со  взрослым  переходит  на  более  высокий  уровень  по  сравнению  с  младенчеством,  возрастает  интерес  к  окружающему  миру,  удовлетворить  который  может  только  взрослый  в  процессе  общения.  У  ребёнка  расширяются  социальные  контакты.  Несомненно,  решать  коммуникативные  и  познавательные  задачи  ребёнок  может,  только  овладев  речью.  Наряду  с  овладением  предметной  деятельностью,  речь  является  важнейшим  приобретением  данного  возраста.  Тесную  связь  мышления  и  речи  показаны  в  работах  Л.С.  Выготского.


Период  раннего  детства  является  сензитивным  для  развития  речи,  однако  ребёнок  ещё  слишком  мал,  чтобы  для  диагностики  использовать  методики  высокого  уровня  формализации.  Поэтому  для  изучения  различных  аспектов  развития  ребёнка  возможно  применять  рисуночные  методики. 


Рисунок  как  средство  диагностики  психологического  состояния  человека  впервые  стал  использоваться  в  начале  XX  века.  В  1913  г.  Э.  Торндайком  была  проведена  работа  по  классификации  рисунков  и  их  качественной  оценке.  В  1921  г.  К.  Барт  составил  количественную  шкалу  для  оценки  рисунка  мужской  фигуры,  выполненного  детьми  от  3  до  14  лет.  В  работе  Ф.  Гудинаф  (1926)  был  использован  тест  «Нарисуй  человека».  Также  проблемой  разработки  методик  «расшифровки»  рисунков  занимались  такие  учёные,  как  К.  Кох,  Э.  Хушер,  Ж.  Шлибе,  Д.  Харрис  [3].  В  1948  г.  Дж.  Буком  был  предложен  тест  «Дом.  Дерево.  Человек».  На  примере  рисования  человека  и  других  заданий  основан  тест  Керна-Йирасека  (1975),  в  котором  определяется  готовность  детей  к  школе. 


В  отечественной  психологии  изучением  детского  рисунка  занимались  такие  исследователи  как  В.М.  Бехтерев,  С.Я.  Рубинштейн,  М.М.  Кольцова,  Б.Г.  Херсонский,  Е.С.  Романова,  О.Ф.  Потемкина  и  др.  [3].


Сегодня  уже  нет  сомнений,  что  рисунок  —  мощный  психологический  инструмент,  позволяющий  выявить  уровень  развития  интеллекта,  двигательных  качеств,  уровень  адаптации  к  среде.  Особенно  важна  связь  рисования  с  мышлением  и  речью.  Рисование  даёт  ребёнку  возможность  выразить  свои  чувства  простым  и  понятным  для  него  способом  в  ситуации  нехватки  слов.  Рисуя,  ребёнок  обобщает  свои  знания  о  мире,  изображает  не  предмет,  а  своё  знание  о  нём,  то,  что  ему  кажется  самым  важным.  Рисование,  таким  образом,  выступает  своеобразным  аналогом  речи.  Л.С.  Выготский  даже  назвал  детское  рисование  графической  речью  [2].


Г.  Айзенк  считал,  что  уровень  креативности  напрямую  зависит  от  интеллекта,  т.  е.  чем  выше  интеллект  ребёнка,  тем  лучше  его  рисунки  [1].  В  1921  году  Л.  Термен  провёл  лонгитюдное  исследование,  которое  показало,  что  высокоинтеллектуальные  люди  создали  в  30  раз  больше  произведений  искусства  и  лучше  адаптировались  в  обществе,  чем  те,  кто  имел  низкий  уровень  интеллекта.  Однако  творчество  –  не  приспособление  к  среде,  а  преобразование  её.  На  практике  подтверждается  тот  факт,  что  многие  музыкальные,  литературные,  художественные  произведения  созданы  людьми,  уровень  интеллекта  которых  был  низким.  Возможно,  интеллект  и  креативность  разделяются  лишь  во  взрослом  возрасте,  в  детстве  же  они  составляют  единое  образование. 


Таким  образом,  рисуя,  ребёнок  развивает  своё  мышление,  а  при  помощи  рисунка  вполне  реально  можно  оценить  уровень  интеллекта  ребёнка.  Следовательно,  исследование  детского  рисунка  позволяют  сделать  общую  оценку  уровня  развития  ребёнка. 


В  онтогенезе  детского  рисунка  ученые  выделяют  следующие  этапы: 


1.  Доизобразительный  (от  1,5—2  до  3—3,5  лет).  Дети  рисуют  «каракули».  Различают  стадии:


·Стадия  «марания»  —  лишенные  смысла  штрихи,  ребёнок  подражает  действиям  взрослых.


·Стадия  ритмических  каракулей  —  ребёнок  добавляет  к  рисованию  вокализацию,  долго  рассматривает  каракули,  пытается  повторить  нарисованную  фигуру.  Штрихи  становятся  более  ровными,  а  рисунки  в  целом  —  более  упорядоченными. 


·Ассоциативная  стадия  —  ребёнок  способен  назвать,  что  он  нарисовал.  Это  ещё  не  целенаправленное  рисование  реального  предмета,  а  возникновение  ассоциации  с  нарисованным.  В  своих  каракулях  ребёнок  может  увидеть  что-то  совершенно  неожиданно  для  себя.  Важно,  что  по  качеству  рисунки  на  ассоциативной  стадии  могут  и  не  отличаться  от  стадии  ритмических  каракулей,  но  отношение  ребёнка  к  рисунку  меняется. 


Часто  стадию  доизобразительного  рисования  сравнивают  со  стадией  гуления  ребёнка.  «Пробуя  на  вкус»  материал  для  творчества,  ребёнок  производит  всё  новые  и  новые  формы.  К.  Бюллер  назвал  доизобразительную  стадию  «фонетика  рисования». 


Изобразительный  период.  Начинается  в  3—3,5  года  и  отличается  наличием  у  ребёнка  идеи,  предварительного  замысла,  что  нарисовать.


Рисунки  с  примитивной  выразительностью  —  ребёнок  изображает  действие  предмета  с  помощью  линий  (например,  полёт  птички  с  помощью  спирали).  Часто  дети  забывают,  что  рисовали.  Сознательно  рисуя  человека,  ребёнок  изображает  «головонога»,  без  прорисовки  деталей,  выделяя  лишь  главное  —  голову,  ноги,  иногда  руки  и  лицо.


По  мнению  В.С.  Мухиной,  переход  ребенка  от  доизобразительного  периода  к  изображению  включает  две  вполне  четко  различающиеся  фазы:  вначале  возникает  узнавание  предмета  в  случайном  сочетании  линий,  затем  —  намеренное  изображение  [4].  После  3,5  лет  можно  уже  говорить  о  возникновении  схематичного  изображения. 


Таким  образом,  в  раннем  детстве  рисунок  ребёнка  проходит  развитие  от  стадии  «марания»  и  «каракуль»  до  стадии  «головонога». 


В  2  года  речь  ребёнка  состоит  из  коротких  фраз,  он  ещё  не  может  определять  причинно-следственные  связи  между  событиями,  поэтому  и  детали  рисунка  его  несогласованны,  фрагментарны,  разрозненны.  Ребёнок  только  учится  анализировать,  поэтому,  попросив  ребёнка  нарисовать  что-либо,  мы  увидим  лишь  смешанные  линии,  в  которых  нельзя  угадать  предмет. 


В  3  года  мышление  ребёнка  более  развито,  речь  имеет  больше  средств  выразительности:  ребёнок  уже  овладел  практически  всеми  частями  речи.  Некоторые  логические  связи  ребёнок  умеет  устанавливать  и  учится  анализу  и  синтезу.  Так,  ребёнок  понимает,  что  предмет  состоит  из  частей:  у  кошки  есть  лапы,  хвост,  голова.  На  его  рисунке  мы  можем  увидеть  колобка  с  множеством  лап,  а  о  том,  что  это  кошка  сможем  догадаться  по  какому-то  признаку,  ушам  или  хвосту,  например. 


Итак,  чем  больше  логических  связей  может  установить  ребёнок,  чем  богаче  его  речь,  тем  более  качественно  будет  исполнен  его  рисунок.  В  рамках  данного  возраста  мы  говорим  о  первом  этапе  изобразительной  стадии,  стадии  «головоногов»,  как  о  лучшем  результате  развития  [5]. 


Для  изучения  состояния  речи  и  стадии  рисунка  нами  был  разработан  инструментарий,  состоящий  из  следующих  методик:


1.  Методика  «Изучение  понимания  речи» 


2.  Методика  «Кто  это?»


3.  Методика  «Опиши  картинку»


4.  Методика  «Нарисуй  человека»  (автор  Ф.  Гудинаф,  однако  методика  применялась  не  в  полном  объёме:  смотрели  только  наличие  или  отсутствие  «головонога»).


При  использовании  первых  3  методик,  мы  изучили  понимание  речи,  активный  словарь  и  грамматический  строй  речи.


На  рисунке  1  представлены  результаты  выполнения  методик  проверки  речи,  их  можно  разделить  на  уровни: 


15—19  баллов  —  высокий  уровень


5—15  баллов  —  средний  уровень


0—5  баллов  —  низкий  уровень


 

Рисунок  1.  Общие  показатели  уровня  развития  речи


 


Таким  образом,  мы  видим,  что  7  человек  (41,17  %)  справились  с  заданиями  на  высоком  уровне,  4  человека  (23,6  %)  —  на  среднем  уровне,  а  6  человек  (35,3  %)  с  заданием  не  справились  или  имели  низкие  показатели. 


В  результате  корреляционного  анализа  по  U-критерию  Манна-Уитни  мы  получили  положительную  взаимосвязь  между  шкалами  «Активный  словарь»  и  «Наличие  «головонога»  на  уровне  значимости  р=0,05.  Это  значит,  что  чем  больше  ребёнок  разговаривает,  тем  лучше  его  рисунок.  В  основе  этих  процессов  —  наличие  логических  взаимосвязей,  то  есть  более  развитое  мышление  ребёнка. 


Несмотря  на  то,  что  с  рисунком  связана  лишь  активная  речь,  активная  и  пассивная  речь  связаны  между  собой  (р=0,01).  Это  может  быть  объяснено  тем,  что  изначально  словарный  запас  ребёнка  формируется  как  понимание  речи,  и  только  потом,  с  развитием  различных  функциональных  структур,  ребёнок  начинает  самостоятельно  пользоваться  словами. 


Взаимосвязь  между  общим  баллом  и  наличием  «головонога»  проявляется  в  виде  тенденции,  что  объясняется  малым  количеством  испытуемых  в  выборке. 


Всё  это  говорит  о  том,  что  наша  гипотеза  подтвердилась:  существует  положительная  взаимосвязь  между  уровнем  развития  речи  и  развитием  детского  рисунка.  Значит,  чем  активнее  ребёнок  владеет  речью,  чем  более  качественный  рисунок  он  способен  нарисовать.  В  возрасте  2—3  лет  мышление  и  речь  уже  развиваются  пропорционально.  Из  этого  следует  также,  что  качество  рисунка  зависит  и  от  уровня  развития  мышления. 


Значимые  взаимосвязи  не  обнаружились  по  школам  «Понимание  речи»  и  «Наличие  «головонога».  Владение  лишь  пассивным  словарём  не  является  достаточной  интеллектуальной  базой  для  создания  качественного  рисунка,  коим  в  данном  возрасте  является  «головоног»,  т.  к.  развитие  пассивного  словаря  является  онтогенетически  более  ранним  и  менее  совершенным  приобретением  для  ребёнка,  чем  активное  использование  речи.  Это  объясняет  отсутствие  различий. 


Также  нет  взаимосвязи  по  шкалам  «Состояние  грамматического  строя  речи»  и  «Наличие  «головонога».  Грамотность,  стройность  речи  только  начинает  проявляться  в  этом  возрасте,  её  полное  становление  не  является  задачей  возраста,  в  отличие  от  формирования  активного  словарного  запаса.  Слово  для  ребёнка  в  раннем  детстве  имеет  обобщённый  характер,  служит  для  установления  контакта  и  осуществления  предметной  деятельности,  но  всё-таки  это  период  соотношения  предметов  и  их  названий,  обогащения  активного  словаря.  Незначительное  количество  в  речи  языковых  структур  как  таковых  и  объясняет  отсутствие  связи  грамматического  строя  речи  и  рисунка  в  этом  возрасте. 


Таким  образом,  мы  выяснили,  что  особенности  детского  рисунка  взаимосвязаны  с  уровнем  развития  речи  в  раннем  возрасте.  Известно,  что  мышление  в  раннем  детстве  развивается  параллельно  с  речью,  эти  процессы  неотделимы.  Следовательно,  речевые  и  художественные  возможности  в  раннем  детстве  взаимосвязаны  с  уровнем  развития  мышления. 


Данное  исследование  носит  пилотажный  характер  и  будет  продолжено.  В  перспективе  данная  проблема  может  изучаться  в  целях  выявления  других  аспектов  речи,  влияющих  на  развитие  рисунка.  Также  существует  возможность  углубить  исследование,  изучая  другие  познавательные  процессы  во  взаимосвязи  с  изобразительной  деятельностью. 


На  практике  результаты  исследования  можно  применять  в  диагностике  речевого  и  умственного  развития  детей  с  помощью  рисуночных  методик,  выявления  отклонений  и  их  коррекции  в  данной  области.  Также  результаты  применимы  в  разработке  методических  рекомендаций  для  воспитателей  детских  садов  и  родителей. 


 


Список  литературы:


1.Айзенк  Г.  Интеллект:  новый  взгляд.  //  Вопросы  психологии,  —  1995,  —  №  1,  —  с.  111—131.


2.Выготский  Л.С.  Воображение  и  творчество  в  детском  возрасте.  СПб.:  СОЮЗ,  1997,  —  96  с.


3.Методы  психологического  анализа  рисунка  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  http://cadzone.ru/articles/view/1333  (дата  обращения  15.04.2013).


4.Мухина  В.С.  Изобразительная  деятельность  ребёнка  как  форма  усвоения  социального  опыта.  М.,  1981.


5.Рудова  А.С.  Я  рисую  слово,  я  рисую  мысли  (о  связи  творческого  мышления  и  речи)  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://centrrazvitia.ucoz.ru/publ/problemy_s_rechju_logopedija/ja_risuju_slovo_ja_risuju_mysli_o_svjazi_tvorcheskogo_myshlenija_i_rechi/16-1-0-118  (дата  обращения  15.04.2013).

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.