Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 апреля 2016 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Васильева Ю.А. КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(41). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(41).pdf (дата обращения: 21.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Васильева Юлия Александровна

студент 4 курса, кафедра дизайна и изобразительного искусства ВГУ,

г. Киров

Софронов Геннадий Алексеевич

научный руководитель,

доцент кафедры дизайна и изобразительного искусства ВГУ, г. Киров

Занятия по изобразительному искусству бесспорно обладают особой спецификой и несут не малое воздействие на формирующуюся личность школьника. Но возможно это только при правильной организации учебного процесса. Учитель на уроке способен повышать эстетический уровень восприятия учеников, развивать живописные, графические и композиционные навыки, систематически выполняя упражнения и задания, показывая работы мастеров. У учащихся формируются художественные навыки, развивается любовь к прекрасному, повышается творческий и духовно-нравственный потенциал, у них возникает стремление создавать творческие работы для участия в выставках разного уровня. Выполнение задания «Портрет» также способствует приобретению вышеперечисленных навыков и развитию любви к тонкому ручному творческому труду.

Урок изобразительного искусства в 8 классе, посвящённый портрету, необходимо начать с беседы. Главной особенностью данной формы урока является то, что ребята принимают в нем участие. Учащиеся отвечают на вопросы, сами делают выводы. Логично показать ученикам произведения изобразительного искусства и спросить, к какому жанру можно отнести эти картины. Ученикам становится понятно, что это портрет. Далее педагог приступает к объяснению ученикам понятия портрета, его видам, истории его  создания и развития, параллельно с рассказом необходимо показывать репродукции картин художников-классиков, работавших в этом жанре, используя их как наглядный материал и для повышения эстетического уровня учащихся.

Далее педагог переходит к видам портрета, чтобы ученики поняли, что написать портрет можно по-разному. Но для начала стоит спросить, что ученики знают о портрете. Может, они посещали какие-либо выставки или ходили на экскурсии. Учитель должен рассказать о разновидностях портрета: парадный, семейный, автопортрет и камерный. Попутно давать объяснения, показывать репродукции. Также учитель говорит, что, по количеству человек портрет также подразделяется на: портрет одного человека, двойной или парный и групповой. На портрете человек может быть изображен по грудь, по пояс, по бедра, по колени, в полный рост. Это может быть изображение мужчины, женщины, ребёнка или смешанный портрет. Поворот головы может быть в «анфас», в «четверть», в «три четверти», в «профиль». Формат портрета бывает самым разнообразным: прямоугольный вертикальный, прямоугольный горизонтальный, квадратный, овальный или круглый.

Чтобы вызвать интерес у учеников, педагогу нужно включить в беседу немного истории о жанре портрета. Педагог начинает с того, что искусство данного жанра уходит корнями в глубокую древность. Также стоит акцентировать внимание на искусстве русского портрета. Рассказать, что возникло оно очень давно – во времена Киевской Руси. Прошли столетия, прежде чем художники научились передавать в портрете характер человека, сходство, выражение лица. [4].

Таким образом, учитель подходит к тому, что учащимся предстоит нарисовать портрет человека. Для начала надо спросить, знают ли ребята, что такое пропорции, выслушать ребят, сделать поправки. Педагог дает определение понятию «пропорции», поясняет его. Говорит о важности изучения данной темы – без знаний о пропорциях хороший портрет нарисовать не получится. Так ученики психологически настраиваются на продуктивную работу. Ребята понимают, что для того, чтобы создать свой портрет, им необходимы знания пропорций.

После этого учитель объясняет этапы построения головы человека в «анфас». Ученикам следует приготовить лист формата А4. Располагать его следует горизонтально, в левой половине листа будет выполняться построение. С помощью презентации педагог рассказывает о пропорциях лица в «анфас». Выполняет пропорциональное построение лица на доске. Просит учеников повторить построение лица вместе с учителем, соблюдая пропорции. Последовательно рассказывает и показывает на доске, как строятся глаза, губы и т.д. [5].

Учащимся необходимо знать следующую последовательность построения лица: строим прямоугольник, высоту берём немного больше ширины; проводим овал; делим ширину прямоугольника пополам, здесь будет срединная линия лица; высоту также делим пополам – это будет линия зрачков; сверху оставляем немного для волосистой части головы; оставшуюся часть высоты разделим на три части – линии бровей и основания носа; линию зрачков разделим на четыре части, отмечаем уголки глаз; нижнюю часть лица делим на три части, получаются линии рта и подбородка; уточняем все детали, рисуем волосы.

Второй урок темы следует начать с повторения. На доске размещаются рисунки лиц с правильными и неправильными пропорциями лиц. Ученикам даётся задание: найти неверное изображение, рассказать, почему они считают его неверным. Необходимо заострить на этом внимание детей, чтобы в свое работе они не делали таких ошибок. Действие в данном случае все более обобщается благодаря его вербализации в устной речи, но пока не автоматизируется. Постепенно в результате такого проговаривания операций отпадает необходимость использования ориентировочной основы действия, так как действие усваивается в обобщенной форме, отрывается от конкретики.

Далее учитель переходит к рассказу о индивидуальных чертах человека. В этом поможет составленная презентация с наглядным материалом.

Необходимо рассказать, что форма головы человека определяется особенностями черепа, мышц и наличием жировых отложений. Отличительные признаки строения головы проявляются в форме лба, висков, темени, затылка, глаз, носа, рта, ушей, щёк, подбородка. Форма лба зависит от формы лобной кости. Она бывает высокой, низкой выпуклой, плоской, вогнутой, скошенной [1]. Носовые кости определяют форму носа. Учитель должен рассказать, какие бывают глаза, брови, форма лица и т.д.

Затем стоит поговорить с учениками о мимике человека. Учитель акцентирует внимание на том, что рисуя голову, художнику предстоит передать душевные переживания изображаемого человека. Учителю стоит показать репродукции картины мастеров и мимические схемы, которые остаются у доски на время беседы.

Так как ученики будут рисовать портрет не с одного ракурса, следует рассмотреть и другие положения головы человека. Соблюдая пропорции, учитель выполняет на доске построение лица в «три четверти». Ученики повторяют построение на второй половине листа А4.

В итоге ребята  должны познакомиться с основными пропорциями лица, с правильными изображениями его частей и последовательностью работы. После объяснительного рисунка педагога на доске остается схема с изображением портрета с правильными пропорциями и схемами рисунка отдельных частей лица.

На третьем уроке темы «Портрет» переходим уже к самому главному – практическому заданию. Начинаем с эскизов: учащиеся выполняют натурные зарисовки портрета. Большое внимание следует уделить композиционному решению на листе. По определению Н.Н. Волкова «композиция произведения искусства есть замкнутая структура с фиксированными элементами, связанная единством смысла» [2]. Композиция портрета, конечно же, представлена той же структурой, что и в других жанрах. Но именно при написании портрета дистанция между необходимостью передавать сходство изображения с действительностью и необходимостью структурировать композиционную идею достигает наиболее заметного разрыва.

В связи с этим необходимо сделать несколько эскизов, а не  один. Посмотреть разные ракурсы, связать с окружением. Учащиеся иногда игнорируют поисковую работу, так как  не любят её выполнять. Необходимо нацелить учеников на выполнение эскизов, чтобы в дальнейшем они могли грамотно найти расположение головы натурщика.

Для начала ученики находят композиционное решение головы натурщика на формате листа. Объясняя ребятам правильное композиционное решение, учитель показывает примеры работ мастеров, писавших портреты, и зарисовывает схему на доске.

Учителю на данном этапе урока нужно обратить внимание учащихся на то, что не стоит брать точку зрения слишком низко, или, наоборот, высоко. Стоит смотреть на натуру примерно на уровне ее глаз. Отступ сверху должен быть меньше, чем снизу. От затылка также отступ меньше, чем от лицевой части. Учитель отвечает на возникшие вопросы в процессе беседы.

Просмотр поисков также важен в плане урока. Необходимо сделать упор на том, чтобы ребята сами выбрали наиболее удачный эскиз, нашли свои ошибки.

Итак, после того как учащиеся выбрали наиболее удачный эскиз, на четвёртом уроке темы начинают его переносить на большой формат.

1. Учащиеся находят сомасштабность поиска и формата листа.

2. Переносят эскиз на формат, воспользовавшись одним из методов переноса: классический (по клеткам): поиск разбивается на клетки, лист также разбивается на клетки. Изображение пропорционально увеличивается и рисунок переносится на окончательный формат.

3.Переходят к линейно-конструктивному построению головы натурщика с нахождением пропорций; с учётом перспективы; применением пластической анатомии строения головы человека, шеи и плечевого пояса. Уделяем особое внимание индивидуальным чертам натурщика.

Данная работа заняла четыре урока, такое же время следует отвести на выполнение живописной работы, где ребята будут решать задачи, связанные с колоритом, цветом, решением психологического состояния натуры, будут находить, как связать натуру и окружением. Уроки, посвящённые теме «Портрет», необходимо завершить просмотром выполненных портретов учащихся, выбором лучших работ на выставку в классе или в коридоре школы.

Таким образом, проведение вышеописанных мероприятий повышает заинтересованность учащихся к творческой деятельности, серия данных уроков стимулирует учащихся к проявлению у них творческих замыслов, развивает индивидуальные качества, любовь к изобразительной деятельности. Через развитие практических навыков рисования головы человека возможно сформировать также и познавательные способности школьников. Следуя предложенным этапам, можно добиться повышения эффективности проведения занятий. В результате такая работа может способствовать повышению художественной грамотности ученика, что в целом приводит к развитию творческой личности.

 

Список литературы:

  1. Бабажанов А. Х. Портрет – изображение человека [Текст] / А.Х. Бабажанов // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 391-395.
  2. Волков Н.Н. Композиция в живописи [Текст] / Н.Н Волков // Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств академии художеств СССР. — М.: Искусство, 1977. — 410 с.
  3. Евангулова О.С., Карев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века [Текст] / О.С. Евангулова, А.А. Карев. – М., 1994.
  4. Кузнецова Л.А. План-конспект урока по изобразительному искусству по теме: Урок-беседа "Портрет в русской живописи" [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2014/06/25/urok-beseda-portret-v-russkoy-zhivopisi. – [Дата обращения 25.03.2016].
  5. Савинов, А.М. Критерии оценки учебных рисунков у студентов дизайнеров / А.М. Савинов // European Social Science Journal. – 2014. – № 6. Т.1. – С. 178-181
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.