Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 мая 2013 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Дубачинская Т.С. УРОКИ МЫШЛЕНИЯ СРЕДИ ПРИРОДЫ — ОДИН ИЗ САМЫХ ГЛАВНЫХ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11. URL: https://sibac.info//archive/humanities/11.pdf (дата обращения: 28.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

УРОКИ  МЫШЛЕНИЯ  СРЕДИ  ПРИРОДЫ  —  ОДИН  ИЗ  САМЫХ  ГЛАВНЫХ  СРЕДСТВ  ФОРМИРОВАНИЯ  ЛИЧНОСТИ  МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНИКА

Дубачинская  Татьяна  Сергеевна

студент  615  группы  Института  педагогического  образования

Николаевского  национального  университета  им.  В.А.  Сухомлинского

Якименко  Светлана  Ивановна

научный  руководительпрофессор,  заведующая  кафедрой  педагогики  начального  образования,  институт  педагогического  образования,  Николаевский  национальный  университет  им.  В.А.  Сухомлинского

 

Актуальность  исследования.

Важной  составляющей  всестороннего  развития  личности  является  умственное  воспитание.  XXI  век  поставил  перед  начальной  школой  новые  требования  —  всестороннее  развитие  и  воспитание  личности  через  формирование  в  учащихся  желание  и  умение  учиться.  Решая  данную  задачу,  каждый  учитель  начальной  школы  пытается  создать  такие  условия,  при  которых  стало  бы  возможным  развивать  познавательные  возможности  и  способности  каждого  ребенка.  В  последнее  время  стал  актуальным  вопрос  какой  же  предмет  в  начальных  классах  является  лучшим  для  развития  познавательных  процессов,  а  точнее-для  активизации  мышления,  наблюдения,  внимания?  Ответ  на  этот  вопрос  мы  можем  дать  проанализировав  работы  В.А.  Сухомлинского

На  основе  своего  педагогического  опыта  Василий  Александрович  Сухомлинский  (1918—1970)  написал  35  книг,  более  600  статей,  1500  сказок,  рассказов  и  новелл  для  детей.  Его  труды,  по-прежнему  востребованы  педагогической  практикой  как  в  нашей  стране,  так  и  за  рубежом.  Для  него  все  без  исключения  дети  были  талантливыми  и  одаренными.  Школы  и  классы  только  для  талантливых  детей,  о  которых  сегодня  так  много  говорят,  не  вписываются  в  его  педагогическую  систему.  Ведь  нет  двух  детей,  одинаковых  по  мышлению,  по  восприятию  мира,  по  особенностям  разума,  воли,  характера.  Узнать  и  понять  ребенка  можно,  только  наблюдая  за  ее  взаимодействием  с  окружающим  миром.  «Меня  беспокоит,  —  писал  Сухомлинский,  —  судьба  детей,  учителя  которых  ежеминутно  во  время  урока  пытаются  насыщать  своих  учеников  активной  умственной  работой  и  держать  их  в  напряжении.  Ведь  мозг  ребенка  —  не  механизм  запоминающего  устройства  электронной  машины,  а  живая  мыслящая  и  нежная  материя.  Непосильный  для  ребенка  умственное  перенапряжение  не  способствует  активизации  его  умственной  деятельности  ».  Сущность  же  уроков  мышления  Сухомлинского  заключалась  в  развитии  способности  удивляться,  видеть  в  знакомом  новое  и  неизвестное,  понимать  причинно-следственные  связи.

Анализ  научных  исследований.  Проблему  умственного  воспитания  младших  школьников  исследовало  много  известных  отечественных  и  зарубежных  педагогов,  таких,  как  Антон  Макаренко,  София  Русова,  Жан-Жак  Руссо,  Михаил  Фицула  и  другие.

Очень  много  внимания  данной  теме  уделял  Василий  Александрович  Сухомлинский  (28.09.1918  г.  —  2.09.1970  г.),  который  разработал  уникальную  методику  умственного  воспитания,  написал  много  советов,  интересных  историй  по  этому  поводу.

Произведения,  которые  написал  Василий  Сухомлинский  позволяют  лучше  реализовать  умственное  развитие  учащихся.  Данную  тему  отражены  в  таких  его  работах,  как:

·«Сердце  отдаю  детям»,  в  статьях  «Как  учиться  читать  и  писать»,  «Дайте  ребенку  радость  умственного  труда»;

·«100  советов  учителю»,  советы  №  21,  №  22,  №  23  и  др.

·«Книга  природы»

Представляя  опыт  работы  учителей  начальных  классов  Павлышской  школы,  Василий  Александрович  акцентировал  внимание  на  том,  «...  чтобы  предметом  мыслительных  операций  детей  были  прежде  явления  природы,  труд  людей,  дабы  первые  последствия  своего  умственного  труда  ребенок  почувствовал  в  процессе  активного  взаимодействия  с  природой  ».

Цель  статьи.  Исследовать  основы  развития  творческого  мышления  у  младших  школьников  средствами  природы  за  педагогическими  идеями  В.А.  Сухомлинского.

Результаты  исследования.  Василий  Александрович  был  убежден  в  том,  что  ребенок  развивается  до  семи  лет  благодаря  полученным  впечатлением  из  окружающего  мира.  Поэтому  он  создал  для  них  «Школу  радости»,  о  которой  рассказал  в  книге  «Сердце  отдаю  детям».  Дважды  в  неделю  он  вел  будущих  первоклассников  в  природу,  учил  наблюдать  и  чувствовать  красоту  природы.

Сегодня  учителя  начальных  классов,  как  и  советовал  выдающийся  педагог,  в  разные  времена  года  организовуют  интересные  для  учащихся  уроки  мышления  среди  природы.  Назову  лишь  несколько  тем:  «Пчелка  на  цветке»,  «Музыка  весенней  рябины»,  «Колодец  в  родном  крае»,  «Снова  цветут  каштаны»,  «Одуванчик»,  «В  цветущем  саду».  Для  их  проведения  учителя  подбирают  различные  объекты  живой  и  неживой  природы,  организуют  интересные  наблюдения,  развивают  у  детей  умение  видеть,  слышать,  чувствовать  сердцем  красоту  природы,  учат  определять  внешние  признаки  предметов  и  явлений,  сравнивать  и  обобщать,  наблюдать  за  изменениями  в  природе  в  разные  времени  года.  Даже  изучение  букв,  как  и  рекомендовал  Василий  Александрович,  часто  осуществляется  не  за  партой,  а  среди  природы.  Дети  путешествуют  садом,  весело  щебечут  у  цветущих  каштанов,  внимательно  рассматривают  листочки  на  белокорых  березках,  а  затем  все  удобно  садятся  в  «Зеленом  классе»  и  продолжают  наблюдение  за  окружающей  природой.  Особенно  запоминаются  младшим  школьникам  уроки,  которые  проводят  учителя  на  берегу  реки,  в  лесу  [5,  с.  538—540].

Для  стимулирования  образности  детского  мышления  и  понимания  музыки  природы  на  таких  уроках  используются  классические  произведения  композиторов.  Музыка,  звучащая  непосредственно  в  природе,  помогает  ребенку  воспринять  времени  года,  полет  шмеля,  представить  вальс  цветов  или  восход  солнца,  почувствовать  шепот  пшеничных  колосьев.

Особенность  этих  уроков-заинтересовать,  увлечь  ребенка  волшебным  миром  окружающей  природы,  дать  импульс  для  полета  мысли,  фантазии.  Только  тогда,  отмечал  Василий  Александрович,  мнение  у  ученика  работать,  если  у  него  возникнет  недоумение:  почему  именно  так?  Удивление  развивает  мышление,  приводит  интерес  к  обучению.  Важной  задачей  для  учителя  является  задача  научить  учащихся  фиксировать  свои  наблюдения.  Способами  фиксации  собственных  наблюдений  для  учащихся  могут  быть  —  рисунок,  аппликация,  краткая  запись  наблюдения,  творческие  работы  (составлена  сказка,  стихотворение  и  т.  д.  ...).

И  действительно,  для  развития  своих  творческих  задатков  ребенок  должен  написать  об  увиденном,  пережитом.  По  совету  своего  наставника  Павлышские  педагоги  большое  значение  придают  образцам:  сначала  они  вместе  с  детьми  составляют  произведение,  помогают  отыскать  нужные  слова,  создать  образы,  сформировать  мнения,  развернуть  сюжет.  Читает  произведения,  написанные  собственноручно.  Потому  по-настоящему  вдохновить  учеников  на  творчество,  по  словам  великого  педагога,  может  тот  учитель,  который  сам  умеет  творить.  Ведь  творчество  поощряется  творчеством  [2,  с.  12].

По  В.А.  Сухомлинского,  концепция  развития  мышления  генетически  направлена  от  ребенка,  его  представлений,  переживаний,  взглядов,  оценок  и  ориентирована  на  ребенка,  развитие  его  личностных  качеств.  Мышление  как  особое  свойство  и  процесс  самореализации  личности  является  основой  педагогики  Сухомлинского,  ее  фундаментальной  категорией  и  объектом  научно-педагогических  поисков  и  усилий  на  протяжении  всей  его  образовательной  деятельности  [1,  с.  12—13].

В  природе  В.А.  Сухомлинский  видел  вечный  источник  детского  ума,  фантазии,  словесного  творчества.  Он  стремился,  чтобы  яркие  образы  родной  земли  питали  сознание  ребенка  на  протяжении  всех  лет  обучения,  чтобы  законы  мышления  впервые  раскрылись  не  перед  классной  доской,  а  среди  поля,  на  лугу,  у  реки,  в  лесу  [4,  С.  210].

Проводя  свои  уроки  мышления  среди  природы  выдающийся  педагог  стремился,  чтобы  «слово  рождалось  в  общении  ребенка  с  природой».  Этим  он  помогал  ученикам  познавать  природу:  деревьев,  листьев,  цветов,  лепестков  и  т.  д.  Дети  любуются  степью,  вслушиваются  в  пение  жаворонка,  но  каждый  из  них  видит  окружающий  мир  по-своему,  ведь  «красота  природы  —  это  мощный  источник  энергии  мысли»  [4,  с.  211].  Таким  образом,  в  сознании  детей  фиксируются  представления  о  конкретных  предметах,  явлениях,  фактах,  событиях,  чувства.  Глубина  мышления  зависит  от  умственных  способностей  ребенка.  Поэтому  надо  использовать  разнообразные  способы  и  приемы  мышления:

·     преподавать  и  изучать  материал  в  активном  взаимодействии  с  природой;

·     вводить  детей  в  мир  труда  среди  природы;

·     проводить  систему  путешествий  к  источнику  мысли  и  родного  слова;

·     учить  детей  думать  у  первоисточников  мышления,  в  частности  среди  природы  и  труда;

·     при  применении  наглядности  постепенно  переходить  от  конкретного  к  абстрактному,  от  натуральных  до  образных  средств  наглядности,  от  образного  иллюстрации  к  словесно  образного  [3,  с.  56—59].

Выводы.  Окружающая  среду  является  «вечным  источником  детского  ума,  фантазии,  словесного  творчества»  В.А.  Сухомлинский  стремился,  чтобы  яркие  образы  родной  земли  питали  сознание  ребенка  на  протяжении  всех  лет  обучения,  чтобы  законы  мышления  впервые  раскрывались  не  пред  классной  доской,  а  среди  лугов,  полей,  у  реки,  на  школьном  дворе.  Созданная  им  система  наблюдений  за  природными  явлениями  имеет  названия  «триста  страниц  книги  природы».  Это  триста  наблюдений,  ярких  картин,  которые  остаются  в  памяти  ребенка  и  в  дальнейшем  становятся  хорошей  почвой  для  формирования  в  душе  ребенка  нравственных  и  художественно-этических  ценностей.

Чтение  книги  природы  —  не  просто  интересные,  увлекательные  прогулки,  это  уроки  мышления  под  открытым  небом  Целесообразность  экологического  воспитания  по  наследию  великого  педагога  является  в  том,  что  мозг  ребенка  требует  воспитание  природой,  потому  что  если  посадить  его  только  в  классе,  то  клетки  мозга  быстро  устают  и  дети  плохо  справляются  с  работой.  Ребенок  в  первом  классе  и  внимательно  слушает,  но  не  запоминает.  В  таком  случае  умственные  силы  ребенка  следует  укреплять  среди  природы.  Ведь  природа  непосредственный  источник  ярких  детских  впечатлений  и  наблюдений,  потому  что  ребенок  не  только  слышит,  но  и  прислушивается,  не  только  смотрит,  но  и  смотрит,  а  это  все  вместе  улучшает  качество  восприятия,  способствует  лучшему  запоминанию,  помогает  в  дальнейшем  ребенку  в  учебе.

Эффективно  используя  в  своей  работе  общение  с  природой,  В.А.  Сухомлинский  добивался  больших  успехов  в  учебе.  У  него  не  было  отстающих.  Он  укреплял,  развивал  память  своих  воспитанников,  обогащал  ее  понятиями,  истинами.  обобщениями,  повседневным  общением  с  природой.

 

Список  литературы:

  1. Бондарь  Л.  Уроки  мышления  среди  природы  в  педагогическом  наследии  В.А.  Сухомлинского  [Текст]  /  /  Начальная  школа,  2005.  —  №  9.  —  С.  12—20.
  2. Верзацька  Л.А.  Уроки  среди  природы.  /  /  Начальная  школа.  —  1991.  —  №  95.  —  С.  11—25.
  3. Гладюк  Т.В.  Идеи  формирования  экологической  культуры  младших  школьников  в  педагогическом  наследии  Сухомлинского.  /  /  Научные  записи  ТДПУ  им.  Гнатюка:  Педагогика.  —  Тернопиль.2002.  —  Вып.  5  —  С.  56—59.
  4. Сухомлинский  В.А.  Сердце  отдаю  детям  [Текст].  —  8-е  изд.  —  М.:  Сов.  школа,  1984.  —  288  с.
  5. Сухомлинський  В.О.  Школа  і  природа  /Сухомлинський  В.О.  Вибрані  твори:  в  5  т.  —  К.:  Радянська  школа,  1977.  —  Т.  5.  —  С.  536—551.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.