Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 декабря 2012 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Редозубова С.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6. URL: https://sibac.info//archive/humanities/6.pdf (дата обращения: 05.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Редозубова Светлана Викторовна

студент 4 курса факультета психологии Куйбышевского филиала Новосибирского государственного университета, г. Куйбышев, Новосибирской области

E-mail: svetlana6000@mail.ru

Петровская Вера Геннадьевна

научный руководитель, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета, г. Куйбышев, Новосибирской области

E-mail: 

" target="_blank">

 

В современном мире всё чаще мы наблюдаем, как меняется отношение к семье. На сегодняшний день заметно падает популярность законного брака. Популярным стало жить не в традиционном браке, а, например, в «гражданском». Сегодня в Европе лишь каждая четвертая семейная пара регистрирует свой брак. В России около трети всех пар ―или трех миллионов семей ―живут в гражданском браке, и таких браков становится все больше. Интерес к изучению темы семьи до сих пор не ослабевает, и мы постараемся определить готовность молодежи к браку и семейной жизни в целом.

В научной работе всегда важна терминологическая определенность, поэтому сначала рассмотрим сущность понятия «готовность».По мнению С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, готовность ― это «состояние, при котором всё сделано, всё готово для чего–нибудь» [1]. В психологическом словаре понятие готовность рассматривают как «…активно ― действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи. Для готовности к действиям нужны знания, умения, навыки, настроенность и решимость совершить эти действия» [2].

Теперь выясним, что такое «психологическая готовность к браку». Многие авторы пытаются определить сущность этого понятия, так, например, И.В. Гребенников включает в это понятие различные виды готовности, такие как физическая и социальная зрелость, этико–психологическая и сексуальная готовность. Под физической зрелостью понимается половая зрелость. Социальная зрелость наиболее убедительное свидетельство вступления молодых людей в пору взрослости. Этическая и психологическая готовность вступающих в брак включает в себя большое количество факторов, которые между собой взаимосвязаны. Молодых людей не считают подготовленными к браку, если у них нет четкого представления, что такое семья, зачем они вступают в брак, какие взаимоотношения они будут строить, какие обязанности на них налагаются и т. д. Важным показателем этой готовности является осознанность мотивов вступления в брак. Например, сексуальная подготовленность подразумевает наличие соответствующих знаний.

Близкую точку зрения высказывают такие авторы, как В.А. Сысенко, Б.А. Душков, А.Н. Сизанов, Б.Ю Шапиро и другие.

Существуют и другие представления о готовности к браку, например, Н.В. Маляров под готовностью молодежи к браку понимает систему социально-психологических установок личности, определяющую эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества. Готовность к браку ―это целостная категория, включающая целый комплекс аспектов:

1.  формирование определенного нравственного комплекса;

2.  подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству;

3.  способность к самоотверженности по отношению к партнеру;

4.  наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, ―эмпатийный комплекс;

5.  высокая эстетическая культура чувств и поведения личности;

6.  умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения» [3].

Анализирую все выше сказанные определения, мы определяем психологическую готовность как личностное образование, основными системными компонентами которого являются ценностные ориентации, брачная мотивация, представления о супружеской иерархии, супружеские установки и ожидания, представления о супружеских отношениях.

Мы придерживаемся мнения И.В. Гребенникова, что психологическая готовность к браку ―это определенная степень личностной зрелости, что помогает мобилизовать ресурсы, при семейной проблематике. Сходным с мнением И.В. Гребенникова также понятие готовности к браку у С.М. Питилина. Он включает в него следующие критерии: физическая готовность, личностная готовность, мотивационная готовность, эмоционально–волевая готовность, социально–психологическая готовность, биологическая и сексуальная готовность. В результате исследования были выделены интегративные характеристики высокого, среднего и низкого уровней формирования готовности студентов к браку и семье, которые характеризуются степенью стремления к самопознанию и самораскрытию себя как потенциального участника брачно–семейных отношений, активностью в межличностном взаимодействии. Способностью к саморегуляции на основе интегрального локус контроля, осознанностью и устойчивостью иерархий ценностей и приоритетов, значимостью успешного супружества в жизненном самоопределении, наличием идеальной реалистичной модели брачно–семейной саморегуляции, балансом терминальных и инструментальных ценностей, субъективной успешностью в партнерстве, осознанием значимости другого, активным проявлением инициативы в развитии личностной готовности к браку и семье [3].

Также в литературе можно выделить два подхода к определению готовности к браку и семейной жизни. Представители первого подхода [Борлакова Б.М., Галимова Н.М., Ковалева О.Ф., Питилин С.М., Зритнева Е.И. и др.] настаивают на определении готовности молодежи к семейной жизни до их вступления в брак. Представители второго подхода [Решетов П.А. и др.] ориентируются только по установлению конечного результата ― успешности брака, гармонии межличностных отношений в семье, правильному воспитанию детей, но при таком подходе сложность заключается в отсутствии возможности оценить результаты подготовки, т. к. они отодвинуты во времени.

На разных возрастных этапах готовность различная, но особую роль в плане формирования психологической готовности к брачным отношениям играет юношеский возраст. Границами которого в след за Л.С. Выготским мы считаем17―21 год.

Следует помнить, что человек биосоциальное существо, поведение которого предопределяют природные и внеприродные (культурные) «программы поведения». И чтобы успешно справиться со всеми семейными ролями, он должен достигнуть определенной стадии зрелости в каждом из этих состояний.

Например, начало физиологической зрелости (возможность рождения ребёнка) за последние годы не снижается и держится на уровне тринадцати―четырнадцати лет. Другим показателем является зрелость социальная. Если наши предки в этом возрасте уже были социально адаптированы, то в настоящее время картина изменилась. Социальной зрелости предшествует довольно таки длительный период детства, получение образoвания общего и профессионального, служба в армии молодого человека и т. д. Так что в настоящее время человек способен стать самостоятельным лет с 22, а может и с 25. Исходя из этого, и выстраивается брачно-семейное поведение современных людей.

Если же взять современных юношей и девушек в возрасте от 18 лет, то это совершенно не готовые к самостоятельной жизни молодые люди. В их жизнь только приходит период социальной зрелости, у них высокий пик потребности в общении. Очевидно, что возникновение семьи затруднит профессиональное становление молодых супругов, весьма ограничит круг и формы общения, потребует от личности переориентации на семейные потребности. А появление малыша дополнительно обостряет все семейные напряжения.

Но опять же, если взять тот факт, что физиологически наиболее благоприятным возрастом для рождения первого ребенка является 18―25 лет, а к 30 годам женщина стремится закончить репродуктивную функцию, то природные рамки благоприятного для женщины периода образования семьи и рождения ребенка не так уж и широки.

В настоящее время продолжительность жизни увеличилась, вместе с тем верхняя граница детства и, следовательно, социального взросления, отодвинулась. Существует даже точка зрения, что затянувшееся детство и возникающая в связи с ним инфантильность молодых людей ― необходимые условия приспособления современного человека к долгой жизни, по принципу «всё ещё успеется в своё время».

Если брать общество, то это так, но природа не стремится менять свои установки вслед за людьми. У природы всё также детство заканчивается физиологическим созреванием, подростковый возраст ― это период расцвета, созревания и тренировки чувств, а юность ― наилучшее время для вступления в брак и создания гармоничной семьи. Таким образом, юность характеризуется высоким показателем физической готовности к браку и семейной жизни.

В настоящее время многие исследователи [Зацепина В.И., Андреева Т.В., и др.] указывают на ряд особенностей, которые характеризуют установки и ожидания по поводу брака и партнера. Так, например, в подростковом возрасте происходит так называемое разделение и противопоставление понятий любви и брака. Происходит явное вытеснение любви в браке на фоне предшествующего всевластия. Тем самым молодые люди могут воспринимать семью как препятствие чувствам и лишь вследствие, путем проб и ошибок, прийти к постижению психологической ценности брака.

Следующее, что характеризует брачно-семейные представления молодых людей, это их явная потребительская нереалистичность. В.И. Зацепина, указывает, что средний желаемый супруг по своим положительным качествам превосходил «среднего» реального юношу из непосредственного окружения девушек ― студенток, аналогично юношам ― студентам идеальная спутница жизни представляется в виде девушки, которая была бы не только лучше реальных, но и превосходила бы их красоте, уму, веселью, честности и трудолюбию.

Также для молодых людей свойственно некое расхождение качеств желаемого спутника жизни предполагаемого партнера по повседневному общению, из круга которого этот спутник, в общем-то, и должен выбираться. Качества, которые молодые люди считают идеальными для супруга, в реальной жизни не имеет никакого значения. Анализ предбрачных представлений девушек ― студенток показал большее, чем у юношей, рассогласование между качествами предпочитаемого партнера по общению и характеристиками будущего (желаемого) супруга. Следует отметить, что студенты (и студентки) сильно отличаются по степени соответствия образов друга и мужа.

В настоящее время наблюдается приоритет личных качеств партнера, а не социальных характеристик при выборе супруга. Т.В. Андреева установила, что значительная часть молодых девушек предъявляют огромный список всех теоритически возможных качеств личности ― от красоты, ума, сильной воли и прекрасных свойств характера до финансовой обеспеченности и независимости. При всём при этом требования девушек категоричны и весь смысл сводится к тому, чтобы партнер ставил её интересы в центр своей жизни. Неудовлетворение хотя бы частью этих ожиданий приходит к разрыву отношений, не смотря на наличие детей.

Вернемся ещё раз к компонентам психологической готовности и рассмотрим их подробнее. В современном обществе принято считать, что с окончанием физического развития человека у него наступает возраст, подходящий для брачных отношений. У молодых людей в юношеском возрасте заканчивается пубертатный период, и современные исследователи считают его очень важным и ответственным в жизни человека. Это означает способность молодых людей к рождению ребёнка без ущерба для его здоровья, да и собственного здоровья тоже. Половая зрелость, несомненно, является одной из самых важных основ супружеской жизни, но она совсем не означает, что молодые люди готовы к гармонической, сексуальной жизни в браке и также не является показателем психологической и социальной готовности к браку. Ещё не менее важными являются этическая и экономическая готовности к браку и семейной жизни, не обойтись и без овладения навыками воспитания детей и в том числе самовоспитания. Поэтому зачастую сложно определить в каком возрасте молодой человек социально и морально готов к брачным отношениям, а в каком ещё смотрит на жизнь и на брак глазами ребенка.

Далее рассмотрим социальную готовность к браку. Многие авторы к социальной готовности относят следующие показатели: получение образования, устройство на работу или получение высшего образования, жизнь отдельно от родителей и начало самостоятельной трудовой деятельности. С этим очень тесно связана социально-экономическая готовность к браку, которая включает в себя самостоятельное зарабатывание денег, чтобы обеспечить членов семьи и себя в том числе. Но часто молодые люди не стремятся быть финансово–независимыми. Это является препятствием на пути к созданию семьи. Социальная готовность к браку предполагает осознание девушками и юношами ответственности за семью, за супруга, за детей. Таким образом, можно сказать о несформированности это компонента у юношей и девушек.

Ключевым моментом в гармонизации отношений молодых людей является этико–психологическая готовность вступающих в брак. Она включает очень многие факторы, которые взаимодействуют между собой. Молодые люди должны быть подготовлены к браку, у них должен быть сформирован некий идеал семьи, они должны знать чего ждут они от брака и семейной жизни в целом. Также оба супруга должны пытаться создать благоприятные условия для жизни в семье каждого его члена. Зачастую мы с семьей связываем своё стремление быть счастливыми, и очень важным является с раннего возраста прививать детям правильное представление о личном счастье и семье. На отношения партнеров, на семейную жизнь оказывает преимущественное влияние мотивы вступления в брак. Осознaние этих мотивов является важным компонентом этико–психологической готовности к семейной жизни.

Основным мотивом вступления в брачные отношения является чувство любви. Однако существуют и иные мотивы: по рассудку (мотивы: «чтобы не засидеться в девках», «пришло время жениться» и т. п.); по материальным соображениям. Мотивационная готовность предполагает самостоятельность (наличие бытовых навыков, материальную независимость от родителей, умение решать жизненно важные вопросы) и ответственность за свою семью, готовность к рождению и воспитанию малыша. Также можно говорить о неготовности современной молодежи к браку по показателям данного компонента.

Резюмирую выше сказанное, можно утверждать, что в юношеском возрасте обнаруживается диссонанс: на достаточно высоком уровне физический компонент, остальные достигли лишь среднего, а то и низкого уровня.

 

Список литературы:

  1. Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. РАН Ин-т русского языка. / С.И. Ожегов. ― 4-е изд., доп. ― М.: Азбуковник, 2001. ― 944 с.
  2. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности (реклама, управление, инженерная психология и эргономика): словарь / авт.-сост. Б.А. Душков, Б.А. Смирнов, А.В. Королёв; под ред. Б.А. Душкова ; прил. Т.А. Гришиной. ― 2-е изд., доп. и перераб. ― М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. ― 848 с.
  3. Семья + Карьера. Семья ― Карьера: или как быть успешным и не быть одиноким? [Электронный ресурс]: настольная книга для всех, кто хочет быть счастливым / С.В. Жолудева и др. ― Режим доступа: URL: http://pi.sfedu.ru/rspu/structure/university_departments/chairs/organizational_psychology/book_f_c.pdf (дата обращения: 03.12.2012).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.