Поздравляем с 1 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 мая 2019 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мищихина Е.А. ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБИТАТЕЛЕЙ ПОДВОДНОГО МИРА (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(77). URL: https://sibac.info/archive/guman/5(77).pdf (дата обращения: 30.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБИТАТЕЛЕЙ ПОДВОДНОГО МИРА (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Мищихина Евгения Александровна

студент, кафедра дизайна и изобразительного искусства ВятГУ,

РФ, г. Киров

Савинов Андрей Михайлович

научный руководитель,

д-р пед. наук, профессор кафедры дизайна и изобразительного искусства ВятГУ,

РФ, г. Киров

Чем интересны морские обитатели для человека? По какой причине человек почитал и обожествлял их? Как изменялось отношение к обитателям подводного мира на протяжении истории человечества? В данной статье постараемся ответить на эти вопросы.

Прежде всего, следует отметить, что в каждом народе было своё тотемное животное, которое почитали за исключительные качества. Одних боялись, другим устраивали ритуалы перед охотой, кого-то почитали за провизионные ресурсы. Главное, что к ним не относились как просто к животным, а уверяли себя в их сверхъестественной силе. Рассмотрим несколько таких примеров.

В первобытных формах религии часто практиковалась зоолатрия – поклонение животному [6]. В Океании трепетали от акул и поклонялись им. Это известно из сохранившихся окаменевших акульих зубов, которые служили амулетами, оберегающими от порчи и сглаза [3]. Поклонение акуле приобретало очень сложные формы: человек превращался в акулу, акула в человека. В Центральной и Южной Америке изображения акул можно увидеть на древних гончарных изделиях, а во время раскопок были найдены статуэтки – акулы, заглатывающие человека.

В Древнем Китае изображение рыбы представляло значение изобилия и богатства, а также символ возрождения и супружеского счастья. В китайской живописи наиболее популярны изображения золотых рыбок или карпа (Koi Fish). Карп является символом мощной силы и настойчивости: его плавники напоминают крылья дракона – великого символа власти в Китае. Рыбы могут быть черного, белого, красного, желтого и кремового цвета. В Таиланде распространён талисман с двумя рыбками, сделанный из золота или драгоценных камней.

В древней Греции отношение к животным изменилось – они стали атрибутами божеств. Вспомним, как орёл был помощником Зевса, Артемиду сопровождала Лань, Посейдону был в помощь дельфин, а Афине – змея и сова [1]. Легенды повествуют о том, что Афродита превращалась в рыбу.

Человек придумывал себе символы и наделял их особыми значениями далеко не только в Греции. От изображения тотемов с животными, растениями или предметами, которым поклонялось то или иное племя, круг людей стал отмечать себя гербами и эмблемами. Личные знаки рыцарей, отмеченные на боевых щитах, шлемах, флагах, помогали воинам различать друг друга на расстоянии. К тому же установленные на гербах изображения помогали распознать роль человека в обществе, организовать общение людей. К созданию герба художники относились крайне внимательно и кропотливо, так как герб стал знаком чести рода [2]. Поскольку в геральдике изображение рыб значило безгласие, приспособление, то изображение рыб на государственных гербах не получило широкого распространения. Исключением стал герб Барбадоса. Он представляет собой щит желтого цвета, на котором расположены дерево и два фикуса. Большая рыба корифена с декоративной прорисовкой и пеликан держат щит. Также рыба встречается на гербе Сейшельских островов. Герб представляет собой щит с изображением пальмы и черепахи, стоящих на острове. Две рыбы-парусники окружают и поддерживают герб на заднем фоне. Обе представленные страны в качестве эмблем используют стилизованные изображения океанических местных видов животных. Рыбы получили распространение только в территориальной, городской и родовой геральдике [5].

Символ рыбы также нашёл своё место в науке. Каждая отрасль знаний в зависимости от точки зрения рассматривала систему символов из предметов, которые их окружали (были связаны). Например, астрономы и астрологи рассматривали рыбу как знак Луны; алхимики рассматривали её как символ воды; в медицине она предполагала флегматический темперамент; толкователи снов представляли её как воплощение плотского вожделения, а католики средневековой Европы ассоциировали с постом. Изображение подвешенной за голову рыбы значило нарушение моральных норм. И таких разных по характеру значений в каждом предмете, явлении или существе было множество.

Среди известных нам работ в пример можно привести картину Питера Брейгеля Старшего «Голландские пословицы», в которой герои заняты своими действиями, а в итоге каждый из них означает пословицу. Например, с левой части картины крестьянин безуспешно ловит рыбу удочкой: «Он рыбачит ниже сети» что значит упускать удобный случай. На работе присутствует не одно действие поглощения большей рыбой малую, что может значить «могущественные угнетают слабых» или «съесть самому или быть съеденным» и др. Не менее интересная и талантливо выполненная серия нескольких портретов «Вода». Джузеппе Арчимбольдо изобразил водную стихию из портретов, составленных из различных морских обитателей.

В европейском обществе стала происходить переоценка ценностей. В Голландии, в результате Реформации, художникам был поставлен запрет писать картины на религиозные темы. В таких условиях возникла необходимость искать новые направления. Символ Рыбы стал утрачивать сакральное значение и переходить в утилитарную позицию: только ловим, едим, получаем удовольствие. Из-за данных обстоятельств появился натюрморт. Первые натюрморты просты по сюжету: изображение выстраивалось в соответствии с устоявшимися канонами: хлеб, бокал вина, рыба и другие предметы, передающие религиозные символы христианства.

Так на картинах известных художников рыбы часто использовались как объект для натюрморта. В XVII веке натюрморт стал самостоятельным жанром живописи. С течением времени круг предметов для натюрморта расширялся, но рыбы продолжали привлекать многих мастеров живописи.

Во второй половине XIX века религиозная тема символики рыбы вновь повторяется в картинах «Лосось, щука и креветки» Эдуарда Мане, «Натюрморт с скумбрией, лимоном и помидорами» Винсента Ван Гога, и «Карп» Гюстава Луазо. На каждом из них мы видим изображение одной или нескольких рыб, лежащих в тарелке на столе, среди кухонных принадлежностей.

Немногим позже Пауль Клее декоративно изобразил образ обитательницы водной стихии через картину «Золотая рыбка». Героиня приковывает взгляд зрителя своим свечением среди темной воды. Окружающие рыбки в панике от неё уплывают. На мистическую тему рыб Николай Рерих изобразил картину «Заклятие. Терафим» с шаманом, что обратился к силам воды, огня, земли и воздуха [4].

По сей день появляются художники, которые любят изображать рыб. От особых свойств морского пространства, изобилия ценных ресурсов, богатства животных и возникает интерес к обитателям морских глубин.

Чтобы достоверно изобразить подводный мир мультика «В поисках Немо», творческая группа Pixar подробно изучила все, что ей предстояло изобразить. Для этого мультипликаторы учились погружаться с аквалангом. Они как самостоятельно изучали подводный мир, так и слушали лекции ихтиологов – как передвигаются тропические рыбы и млекопитающие и в каких условиях они живут. Мультипликаторы преследовали цель гуманизировать своих персонажей для передачи эмоций героев. Для этого художникам пришлось исказить анатомию головы рыб, переместив глаза с разных сторон на переносицу, предоставив возможность выразительно изобразить мимику.

Таким образом, связь людей и морских животных на протяжении человеческой истории была очень тесна. Сначала им воздвигали тотемы, делали амулеты и придавали им сверхъестественные способности. Символы рыб использовали как в геральдике, так и в науке, примером тому служит знак зодиака. В наше время образы рыб используют даже в мультипликации, придавая рыбам черты характера, лицевую анимацию и т.п. Даже в век современных технологий, морское дно изучено крайне мало. И кто знает, как изменится отношение человечества к подводному миру в будущем.

 

Список литературы:

  1. Боги олимпа: их функции, атрибуты и деяния [Электронный ресурс] – Статья. – Режим доступа: https://students-library.com/library/read/38339-bogi-olimpa-ih-funkcii-atributy-i-deania (дата обращения: 28.04.2019)
  2. Зеленова, Н.А. Животные в геральдике России [Электронный ресурс] – Статья. – Режим доступа: https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-zhivotnie-v-geraldike-rossii-1145213.html (дата обращения: 28.04.2019)
  3. Лебедева, В.Л. Легенды, сказания, мифы и предания про акул [Электронный ресурс] – Статья. – Режим доступа: https://laguna-akul.ru/akulinfo/akuly-v-ritualah/legendy-pro-akul.html (дата обращения: 28.04.2019)
  4. Настюк, Е.А. Рыба: вечно живой символ [Электронный ресурс] – Статья. – Режим доступа: https://artchive.ru/encyclopedia/30~Ryba_vechno_zhivoj _simvol (дата обращения: 28.04.2019)
  5. Похлёбкин, В.В. Словарь международной символики и эмблематики. – 3-е изд. – М.: Междунар. отношения, 2001. – 560 с.
  6. Токарев, С. А. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х т. Т. 2. – М., Большая Российская энциклопедия, 2000. – 720 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.