Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 октября 2018 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Токмакова П.Д. ЖАНР НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ В КИНЕМАТОГРАФЕ США С 50-Х ПО 60-Е ГОДЫ И ЕГО СВЯЗЬ С СОЦИАЛЬНЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(70). URL: https://sibac.info/archive/guman/10(70).pdf (дата обращения: 17.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

ЖАНР НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ В КИНЕМАТОГРАФЕ США С 50-Х ПО 60-Е ГОДЫ И ЕГО СВЯЗЬ С СОЦИАЛЬНЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ

Токмакова Полина Дмитриевна

студент 4 курса, Самарское художественное училище им. К.С. Петрова-Водкина,

Россия, г. Самара

Начиная с XIX века и заканчивая нашим временем, научная фантастика, как жанр претерпела значительные изменения и перешла из литературы в новый вид искусства – кинематограф, переживающий в наше время свой расцвет, благодаря новым техническим возможностям. Кино появилось в конце XIX столетия с изобретением Томасом Эдисоном кинескопа и свое активное развитие начало в XX веке вместе с возрастающей популярностью. Наиболее популярен этот вид искусства стал в США: власти быстро поняли пропагандистскую ценность кинематографа и занялись его распространением, влияя не только на разум американского гражданина, но со временем и на всю Европу. Наиболее активно кинопроизводство стало развиваться после Второй Мировой войны, так как она стала поворотным пунктом в жизни американцев. Экономический бум положил конец Великой депрессии и ликвидировал безработицу. Возросло благосостояние большинства американцев [4]. Следовательно, правительство США располагало средствами для поддержки развития киноиндустрии. Европа увязла в послевоенном кризисе и не могла развивать этот вид искусства, поэтому именно фильмы из США стали основным репертуаром в европейских кинотеатрах [1].

Развитие же научной фантастики в литературе связано с промышленной революцией. В существе своем фантастика отражает социальную динамику. «Научная фантастика реагирует на перемены в жизни человека и социума и своим содержанием, отражающим поиски новых мировоззренческих ориентиров, и своей художественной формой» [2]. Со временем, кино более, чем другие виды искусства, такие как музыка или литература, стало влиять на мировоззрение человека и соответствовать требованиям больших масс.

Научная фантастика довольно широкое понятие, включающее в себя множество критериев, многие из которых могут не присутствовать в повествовании, но фильм или книга все еще будут относиться к этому жанру. Например, в жанре «детектив» всегда присутствует элемент преступления и выяснение истины или поимка преступника. Без этих двух критериев детективная история невозможна. В то время как в научной фантастике может не быть полетов в космос, инопланетян, прогрессивных изобретений и т. д., но повествование все еще будет относиться к этому жанру. В данной статье мы рассмотрим фильмы, которые могут включать в себя: космические путешествия, мир будущего, инопланетян, альтернативную реальность.

В 1950-м году на экраны выходит американский научно-фантастический фильм «Ракета X-M», который рассказывает о полете группы астронавтов на Луну, но что-то идет не так и они совершают первую посадку на Марс, где на людей нападают марсиане. В общем, фильм примечателен только своим первенством. Повествование размеренное, не удивляющее сюжетными поворотами или инновационными идеями, что вполне характерно для этого времени.

«В это послевоенное десятилетие США взяли на себя роль лидера капиталистического мира и возглавили борьбу против коммунизма, стремились остановить прогрессивные преобразования в странах Европы и Азии. 50-е гг. вошли в историю США как период маккартизма с его «охотой на ведьм». В этих условиях оппозиционная деятельность была крайне затруднена. ...Это способствовало распространению конформизма, аполитичности и потребительских настроений среди молодежи, безразличия к общественным проблемам. Такие настроения захватили и студенчество, которое традиционно отличалось политической активностью» [3]. Несмотря на политическое «затишье» со стороны молодежи, в это десятилетие были предприняты первые большие шаги на пути к освоению человеком космоса, что, несомненно, повлияло на мировоззрение людей. 1 февраля 1958 г. был выведен на орбиту первый американский спутник «Эксплорер-1, что знаменовало собой начало практической деятельности США по исследованию и использованию космического пространства» [5, с. 11]. В этот же год было создано национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) после запуска Советским Союзом «Спутника-1». «Обе ядерные супердержавы также начали гонку вооружений, стремительно развивая производство ракетного оружия. Перед миром замаячил призрак атомной войны» [7, с. 166]

Напоминая о ядерной угрозе, в 1956-м году выходит фильм «Мир без конца» - герои из 23-го века случайно перемещаются в 26-й и узнают, что Земля опустошена атомной войной. В киноленте «Убийцы из космоса» (1954) говорится об ужасных инопланетянах, которые хотят захватить землю. «Запретная планета» (1956) - монстр питается энергией людей и тем самым убивает их. «Злая красная планета» (1959) - путешествие ракеты на Марс, где экипаж сталкивается с недружественными формами жизни, а в конце марсиане предупреждают человечество, которое изучали последние несколько лет, что если те еще раз попытаются прилететь на их планету без приглашения, то они уничтожат Землю, потому что люди слишком агрессивны и не готовы к цивилизованному контакту.

Из примеров видно, что граждане США воспринимали космос, как место, таящее в себе множество опасностей, и живые обитатели в нем совершенно не заинтересованы в первом контакте. Для американца 50-х космос полон врагов. Учитывая внешнюю политику США, при которой серьезную угрозу стране представлял Советский Союз, являясь ее соперником не только в вооружении, но и в космическом пространстве, не удивительно, что в научно-фантастических фильмах сложилась идея «покорить космос, потому что инопланетяне хотят смерти для человечества».

Наиболее интересный период для развития в кино жанра научной фантастики приходится на 60-е. Несомненно, для США это десятилетие является богатым на резкие социальные и политические перемены в обществе и устройстве страны, а также это время расцвета космической промышленности. После полета Гагарина в космос (1961) NASA следом отправляет туда Алана Шепарда 5 мая того же года. США продолжает активно осваивать околоземное пространство, запуская длительные полеты вокруг Луны. В умах людей уже прочно укрепилась мысль о скором освоении космоса.

1960-е богаты на потрясшие Америку события: размещение в 1962-м советских ракет на Кубе, что стало поводом для Карибского кризиса, речь Мартина Лютера Кинга «I have a dream» в 1963-м, в том же году убийство президента США Джона Кеннеди, являющегося символом перемен, также в 1964-м подписан первый закон о гражданских правах, который запретил расовую дискриминацию в сферах торговли, услуг и при приеме на работу, в этом же году начинается война во Вьетнаме, которая продлится 11 лет, а в 1968-м убийство Мартина Лютера Кинга и Роберта Кеннеди, и высадка в 1969-м американских астронавтов на Луну.

В 1964-м выходит фильм «Робинзон Крузо на Марсе», в котором ракета с двумя людьми на борту и обезьянкой попадает на Марс, где экипажу приходится бороться с агрессивно настроенными местными жителями. Прослеживаются все те же тенденции идеологии опасности в космосе.

15 мая 1966 года в США проходит общенациональный марш протеста. В нем участвовало много представителей студенческой молодежи, молодые люди, которые в любой момент могли быть призваны в армию и отправлены во Вьетнам [7, с. 172]. В стране началось активное антивоенное движение, объединившее в себе различные молодежные субкультуры. Эта война, начиная с 60-х и заканчивая первой половиной 70-х, вызвала огромное количество протестов среди молодежи и уже к 72 г. требование о выводе войск США поддерживало более 73% американцев [12, с. 31, 34]. Олицетворяя настроение людей в 1966-м году на экраны телевизоров выходит научно-фантастический телесериал «Звездный путь», ставший для американцев культовым. Одна из основных его особенностей - антивоенная политика власти.  В пилотной серии «Клетка» (1964) женщина занимает должность Первого помощника капитана, а должность научного офицера – странный инопланетянин с острыми ушами. Это сериал о приключениях космического корабля «Энтерпрайз», миссия которого открывать новые миры и цивилизации во благо науки. Сейчас в этом нет ничего примечательного, но тогда это было революционным решением, которое «со скрипом» и множеством поправок принимал телеканал, транслирующий шоу. Джинн Родденберри – создатель сериала, представлял себе будущее, в котором не будет воин, голода, нужды в чем-либо, где люди всей планеты Земля объединились и стали жить в мире и согласии, что позволило им бороздить космическое пространство, по пути вступив в контакт с дружественными инопланетными цивилизациями. Учитывая, что Родденберри был летчиком ВВС во времена Второй Мировой (также многие из основного актерского состава принимали участие в военных действиях), не удивительно откуда у него зародилась идея о «мире во всем мире». Такая утопия на Земле не предполагала денежной системы, расизма, ксенофобии, гомофобии, сексизма [6]. Неоднократно звучат бравые речи капитана корабля о равноправии людей, о том, что пол не имеет значения, о невозможности предрассудков и нетерпимости.  Что-то подобное о равноправии и угнетении меньшинств также делали комиксы компании «Marvel» в те же 60-е, интерпретируя две противостоящие философские идеологии – Мартина Лютера Кинга мл. и Малкольма Икса, в комиксах «Люди Икс» [13, с. 15]. В 1969-м «Звездный путь» был закрыт руководством канала NBC несмотря на протесты фанатов [6].

В своей статье Грицай Л.А., противопоставляет ценности научно-космических открытий США и СССР через призму научно-фантастического кино и приходит к выводу, что для традиции советской модели поведения характерно принятие «чужих» с их взглядами и ценностями, предоставления им определенного культурного и национального «поля» для их инаковой жизни, со временем превращая их в «своих», так же этой модели характерно стремление к объединению людей для достижения каких-то общечеловеческих целей, например освоение космического пространства для последующей жизни на разных планетах. В то же время американская культура отвергала «чужих» и строилась на борьбе с ними за территорию и ресурсы, а целью этой борьбы было покорение и полное подчинение. Отсюда столько фильмов о бесконечной борьбе с инопланетными монстрами [8, с. 20]. При таких условиях удивительно обнаружить «Звездный путь», пропагандирующий абсолютно противоположную для фильмов США идеологию, которая ближе к идеологии врага страны – Советского Союза.

Подобное утопическое видение будущего было ново для американского зрителя; в 60-е еще показывали все те же научно-фантастические фильмы, где люди попадают на недружелюбно настроенную к ним планету. Например, «Планета обезьян» (1968), где члены экипажа совершают посадку на неизвестную планету, на которой правят разумные обезьяны, а люди относятся к диким животным. В последствии выясняется, что это Земля через 2000 тысячи лет.

В том же году выходит «Космическая Одиссея: 2001» Стэнли Кубрика, которая резко отличается своим настроением, стилем повествования и поставленными вопросами, от других научно-фантастических фильмов того времени. «Фильм пытается описать те явления нашей психики, при которых естественное развертывание языка оказывается несостоятельным. Кубрик использует образы, не поддающиеся языковому разбору, тем самым делая фильм не только языковым, но и сверхъязыковым явлением» [9, с 136]. Он пользуется именно визуальным преимуществом кино, поскольку ни один другой вид искусства не позволяет показывать вещи, доступные только для воображения. Для человека врагом становится не только неизведанное инопланетное, но и вполне земное и изведанное – компьютер. Тема искусственного интеллекта и его власти над людьми стала предметом исследования в «Космической Одиссее: 2001». Бортовой компьютер ХЭЛ-9000, созданный человеком, который должен помогать при перелете экипажа, убил всех, кроме главного героя, которому чудом удалось выжить. ИИ становится олицетворением «чужого» в научно-фантастическом кино. Диалог между искусственным интеллектом и человеком невозможен [10, с. 19]. Также в фильме присутствует намек на отношения Советского Союза с США. В будущем лидирующие космические роли также играют две противостоящие страны, как и в 60-е, однако между ними сохраняется условный мир. В фильме американский и русские ученые встречаются для беглого разговора о научных открытиях, при этом ощущается внутреннее напряжение обеих сторон несмотря на внешнюю дружелюбность.

Помимо этого, Кубрик задает новые для научной фантастики вопросы о месте человека во Вселенной. «Космическая Одиссея: 2001» ставит жанр научной фантастики абсолютно на другой уровень. Если раньше представления о будущем человечества рассматривались скорее, как вольная интерпретация будущего и мало претендовали на научность, то Кубрик подходит к снятию такого фильма со всей серьезностью и скрупулёзностью с технической стороны. Например, «Звездный путь» носил больше развлекательный и поучительный характер, что также не мало важно, но дальше практических вопросов вроде прекращения войн и расовой нетерпимости сериал, как правило, не заходил. Стэнли Кубрик же поднимает глубокие философские вопросы, в ответах на которые кинокритики до сих пор не могут сойтись. В начале фильма играет музыкальное произведение под названием «Так говорил Заратустра» Иоганна Штрауса, также являющимся названием одной из ключевых книг философа Фридриха Ницше. Основной тезис книги – «Человек является канатом, натянутым между животным и сверхчеловеком». Этот тезис можно понимать, как утверждение о том, что человек не является конечной формой эволюции, он лишь промежуточный этап между обезьяной и новым сверхчеловеком. Таким образом, с самых первых минут «Космическая Одиссея: 2001» ставит вопрос об эволюции человека и его предназначении. Черный монолит, играющий важную роль в сюжете фильма, является в том числе метафорой вечности, представшей перед человеком, пугающей своей черной равнодушной пустотой. Фильм повествует о пути человека от животного к сверхчеловеку. «Космическая Одиссея: 2001» совершает революцию в мире кино, показывая, что эта индустрия может служить не только для развлечения и пропаганды, но и претендовать на такую культурную ценность, как общепризнанные произведения искусства вроде картин Ренессанса.

После Второй Мировой войны переосмысление места человека в мире и вопросы о смысле жизни стали задаваться все чаще, поэтому в XX веке появляется все больше американских экзистенциальных писателей, опирающиеся на произведения Камю и Сартра. Основной тезис экзистенциалистов: «Человек конечен и обречен на свободу, он вынужден бороться с миром за смысл своего существования, за свою свободу». В 1968-м Кубрик дал интервью журналу Playboy и на вопрос «Действительно ли жизнь стоит того, чтобы жить» он отвечал: «...Самый страшный факт о той Вселенной, в которой мы живем, заключается не в том, что она враждебна, а в том, что она безразлична и бессмысленна. Но если мы сможем прийти к согласию с этим безразличием и принять вызовы жизни в границах нашей смертности, мы можем изменить своё состояние, чтобы жить в этом бессмысленном мире...» [11]. В целом, к такому же выводу приходит Кубрик в фильме «Космическая Одиссея: 2001».

В преддверии высадки американских астронавтов на Луну в 68-м и 69-м выходят фильмы «Обратный отсчет» и «Потерянные», повествующий о путешествиях человека в космос в настоящем. Фильмы не относятся к научной фантастике, они считаются лишь фантастическими, потому что максимально приближены к реальности и с довольно простым сюжетом. Нам они интересны потому, что в обоих фильмах присутствует Советский Союз и не типично с отрицательной стороны (что также присутствует и в «Космической Одиссее: 2001»). В первом фильме американский астронавт высаживается на Луне, на которую NASA отправило его из-за того, что СССР сделало это несколько раньше. Там астронавт находит разбитый советский космический аппарат с тремя мертвыми космонавтами внутри. Он берет флаг Советского Союза и вместе с американским устанавливает его на камне неподалеку от места крушения. В конце фильма «Потерянные» троим американским астронавтам, застрявшим на околоземной орбите с ограниченным запасом кислорода, вместе с американским космическим кораблем на помощь приходит и советский. К сожалению, оба фильма вышли в тени «Космической Одиссеи: 2001» и не были замечены большой аудитории. Таким образом, прослеживается понимание людьми космической гонки между двумя державами, представляющейся как соперничество обеих стран, однако способными объединиться в критический момент.

Проследив развитие научной фантастики, как жанра в киноискусстве, становится видна прямая зависимость кино от развития космической отрасли в стране. Непосредственно в США качество научно-фантастических фильмов возрастает с приближением высадки американских астронавтов на Луну. Если в 50-е фильмы данного жанра не отличались оригинальностью, хорошим сюжетом или научной составляющей, что связано с аполитичным настроением людей и послевоенным конформизмом, то к концу 60-х, вместе с успехом «Космической Одиссеи: 2001» помимо серьезного подхода к разработке сюжета и научного соответствия, ставятся совершенно другие задачи и поднимаются темы, волнующие непосредственно американского гражданина. На начальном этапе своего развития, научная фантастика во многом зависела от литературных первоисточников и при этом не проявляла самостоятельности в выборе темы или мысли, доносимой до зрителя. В 1960-е вместе с политическими изменениями в стране и большим количеством молодежных протестов, появляется смелость людей к самовыражению и, следовательно, меняется киноиндустрия. Научная фантастика меняет направление и расширяет свои границы, показывая и рассказывая о гораздо большем, чем это делала в 50-е.

 

Список литературы:

  1. Антонова, И. А. Американское кино во Франции после Второй Мировой войны: культурная политика или глобализация? // Вестник СПбГУ. – 2012. – №6. – С. 58-65.
  2. Тимошенко, Т. В. Научная фантастика как социокультурный феномен : дис. … канд. фил. наук. – Ростов н/Д., 2003. – 142 с.
  3. Тимошенко, А. Г. Молодежное движение в США: История и современные проблемы. / А. Г. Тимошенко, Е. И. Косенко; Том. гос. ун-т им. В. В. Куйбышева; Отв. ред. С. В. Вольфсон и др. – Томск : Изд. Том. ун-та, 1988. – 186 с.
  4. Варивончик, И. В. Проблемы внутреннего развития США в годы Второй Мировой войны. // Армия и общество. – 2010. – №4. – С. 105-110.
  5. Хозин, Г. С. США: космос и политика. / Г. С. Хозин; АН СССР, Ин-т США и Канады. – М.: наука, 1987. – 174 с.
  6. «Мемори Альфа». Электронный ресурс. – URL: http://ru.memory-alpha.wikia.com/wiki/ (дата обращения: 12.08.2018).
  7. Бурова, И. И., Силинский, С. В. США. СПб, 2002.: Изд., Лениздат. – 400 с.
  8. Грицай, Л. А. Тема освоения космоса в советской и североамериканской культурах, как глобальный медиатекст. // Вестник томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – №4. – 2013. – С. 13-20.
  9. Подлужный, С. В. Космическая Одиссея и магический реализм (процессы внеязыковой идентификации в современном кинематографе). // Знание. Понимание. Умение. – №4. – 2011. – С. 135-138.
  10. Кириллова, Н. Б. «Homo medium» как объект и субъект информационной эпохи. // Вестник челябинского государственного университета. – 2014. – №17. – С. 17-23.
  11. «Muz4in.Net». Электронный ресурс. – URL: muz4in.net/news/neverojatnyj_otvet_stehnli_kubrika_na_vopros_dejstvitelno_li_zhizn_stoit_togo_chtoby_zhit/2016-10-11-42147 (дата обращения: 21.08.2018).
  12. Орлов, Н. С. Методы борьбы антивоенного движения США в 60-е гг. XX века. // Вестник московского государственного областного университета. – №1. – 2018. – С. 30-36.
  13. Гуков, П. С. Американские комиксы как инструмент политической пропаганды. // Вопросы студенческой науки. – №15. – 2017. – С. 12-19.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.