Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 июня 2017 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Михельсон В.В. ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЦЕССА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(54). URL: https://sibac.info/archive/guman/6(54).pdf (дата обращения: 03.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЦЕССА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Михельсон Виктор Васильевич

студент 3 курса, специальность «Инструментальное исполнительство», филиал ГПОУ «Cаратовский областной колледж искусств» в г. Марксе,

РФ, г. Маркс

Ситникова Нина Николаевна

научный руководитель,

преподаватель филиала ГПОУ «Cаратовский областной колледж искусств» в г. Марксе,

РФ, г. Маркс

Одной из приоритетных задач современного образования является приобщение детей к различным видам искусства. Распространение музыкальной культуры в обществе, как одну из важнейших социально-культурных задач, решают, наряду с другими учреждениями, детские школы искусств. Поэтому, важное значение приобретает привлечение детей к занятиям музыкой, обучению игре на музыкальных инструментах.

Как показывает практика, поступление детей в музыкальную школу происходит по разным причинам: желание родителей; советы родных и близких; занимается кто-то из знакомых и т.п. Однако, отдавая ребенка в музыкальную школу, родители не представляют какой это ответственный шаг, что учеба в музыкальной школе - это титанический труд, а не только праздник и концерты, что помимо желания, ребенок должен иметь музыкальные способности, усидчивость, трудолюбие. Процесс формирования этих качеств должен осуществлять не только преподавателями, но и родителями. Таким образом, обучение детей в музыкальной школе – это союз преподавателей и родителей ученика.

Большие требования выдвигаются к личности преподавателя музыкальной школы: он должен хорошо знать свой предмет, быть фанатом, любить детей, знать психологию детей школьного возраста, «гореть» на работе. Систематическая подготовка учащихся к академическим концертам, зачетам и экзаменам - бесконечный стресс как для учащегося, так и для педагога, который может выдержать не каждый.

Важное место в обучении ребенка музыке отводится и родителям, их усилиям, помощи и поддержке, так как учеба в музыкальной школе требует от учащегося каждодневного труда. Родители должны контролировать каждодневный процесс подготовки домашнего задания, выполнения самостоятельной работы. К сожалению, не каждый ученик и родитель понимают, что обучение игре на музыкальном инструменте требует системы в занятиях, так как регулярные занятия развивают мыслительную активность, силу воли, коммуникабельность.

Учащиеся музыкальной школы имеют различную степень музыкальной одаренности, способностей и трудолюбия. Работать с одаренными детьми - это большая удача для педагога. Такие дети, благодаря большой обоснованной мотивации учится играть на инструменте, с интересом занимаются, они увлечены на уроке, «схватывают материал на лету». К сожалению, сегодня часто отсутствует конкурс при приеме детей в музыкальную школу, поэтому требования, предъявляемые к поступающим, занижены. В таких условиях преподаватель сталкивается с проблемой обучения детей без соответствующих данных, поэтому от него требуется применение современных педагогических технологий, основанных на личностно-ориентированном подходе.

Большая заинтересованность родителей в обучении ребенка игре на музыкальном инструменте, как правило, дает хороший результат. Но есть категория родителей, которые не проявляют интерес к тому, где и как занимается их ребенок. В их семьях не ведется разговор о приобретении инструмента, о серьёзных занятиях, они ничем не поддерживают интерес ребенка, не мотивируют его на систематические занятия. Всё это негативно влияет на процесс обучения и часто сводит на «нет» все усилия преподавателя, тем самым снижает результат обучения. Такой негативный итог, как правило, вызывает недовольство со стороны родителей и отбивает у детей желание заниматься музыкой.

Часто родители не соизмеряют силы и возможности ребенка, отдавая его заниматься параллельно с музыкальной школой в различные спортивные секции и кружки. И это, конечно, также негативно отражается на работоспособности ребенка и качестве подготовки к занятиям.

Решая проблему формирования интереса родителей к эффективным занятиям музыкой их ребенка, администрации школы необходимо менять имидж учебного заведения, проводить совместные культурно-просветительские мероприятия с учащимися и их родителями, привлекать их к различным акциям и проектам.

Урок в детской школе искусств – это индивидуальное занятие педагога с учеником, целью которого является освоение учеником игры на музыкальном инструменте. Перед преподавателем специального инструмента стоят важные задачи: привить любовь к музыке, к звучанию и выразительным возможностям своего инструмента, раскрыть музыкальные и творческие способности обучающегося, способствовать формированию необходимых навыков и умений, воспитать культурного человека, способного эмоционально откликаться на произведения искусства.

Опираясь на современные тенденции в образовании, на уроках обучения игре на инструменте можно эффективно применять самые разнообразные формы проведения уроков как традиционные, так и нетрадиционные: урок-концерт, кино-урок, коллективный анализ, творческая лаборатория, мастер-класс и другие. Все эти формы нацелены на техническое развитие исполнительского аппарата, развитие эмоционального восприятия, артистизма, коммуникативности, а также на поддержание интереса и мотивации ребенка к занятиям музыкой.

Большое внимание преподаватель должен уделять подбору различных приёмов, методов, структурных элементов урока для занятий с разными учениками, учитывая их индивидуальные и психологические способности и физические возможности. Такая работа должна осуществляться творчески, на основе разноуровневого и диффиренцированного подхода.

Одна из важных задач, стоящих перед преподавателем - выбор исполнительского репертуара для учащегося с учетом его возможностей, основанный на следующих принципах: доступность в исполнении, разнообразие, яркость, эмоциональность, художественность. Преподавателю необходимо вводить в репертуар ученика музыкальные сочинения, которые помогли бы раскрыть его индивидуальность. В работе над изучением музыкального сочинения с учеником важен предварительный этап, во время которого педагог основательно продумает текст произведения, самостоятельно рассмотрит особенность его структуры, проведет анализ ладогармонического и  ритмического языка, средств исполнительской выразительности, выявит технические трудности и способы их устранения. Исполнительский репертуар учащихся формируется и накапливается постепенно, он должен быть не только интересным, но и доступным и удобным для ученика.

Работая с учащимся над музыкальным произведением целесообразно использовать различные приемы и методы, способствующие обогащению урока и дающие ученику ощущение радости творчества.

Важное место в процессе обучения учащихся игре на музыкальном инструменте отводится концертным выступлениям, т.к. все виды и формы контроля за выполнением учебной программы в музыкальной школе осуществляются в форме публичного исполнения музыкальных произведений. Удачное выступление на сцене вызывает у учащегося удовлетворение от исполнения музыкальных произведений, а также интерес и стимул к дальнейшим занятиям. Поэтому преподавателю необходимо создавать условия для успешного выступления ученика, привлекая его к участию в различных концертных программах, конкурсах инструментального исполнительства и фестивалях детского творчества.

Условия, необходимые для гармоничного общения преподавателя и ученика во время урока – открытость, доверие, взаимопонимание, умение слышать и слушать. Преподавателю необходимо обсуждать с ребятами их интересы и проблемы, быть мудрым наставником в различных учебных и жизненных ситуациях.

Преподавателю необходимо выстраивать продуктивное взаимодействие как с детьми, так и с их родителями, создавая творческие совместные проекты, которые не только знакомят с музыкальным искусством, но и способствуют объединению родителей с их детьми, улучшают в семье микроклимат, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и детской школой искусств.

Главной задачей обучения учащихся в ДШИ является воздействие на их духовный мир, воспитание нравственности, привитие музыкального вкуса, развитие творческой одухотворенной личности, стремящейся к знаниям и учению.

Детская школа искусств должна стать центром массового эстетического воспитания молодого поколения, моделью воспитательной системы образования, комплексного подхода в разностороннем воспитании детей.

 

Список литературы:

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. - М.,1971.
  2. Артоболевская А. Первые встречи с музыкой. - М.,1992.
  3. Теплов В. Психология музыкальных способностей. - М.,1947.
  4. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. - М., 2002.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.