Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 мая 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Литература

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ  ТВОРЧЕСТВО  САМАРСКОЙ  ПОЭТЕССЫ  АЛЁНЫ  АМОСОВОЙ  КАК  ПРОДОЛЖЕНИЕ  ЕЁ  ПОЭТИЧЕСКОГО  ТВОРЧЕСТВА

Ерёмина  Арина

класс  8  б  МБОУ  СОШ  №  124  г.  о.  Самара

Целищева  Лариса  Владимировна

научный  руководитель,  учитель  русского  языка  и  литературы  МБОУ  СОШ  №  124  г.  о.  Самара

 

Имя  самарской  поэтессы  Алёны  Амосовой  (Елены  Константиновны  Елизаровой),  к  сожалению,  не  известно  широкому  кругу  читателей.  Земной  путь  её  был  очень  коротким  (1974—2004):  она  ушла  из  жизни  в  30  лет.  Неизлечимая  болезнь,  которая  поразила  её  в  детстве,  была  тяжёлым  крестом.  Она  несла  его  терпеливо  и  мужественно,  ежедневно  совершая  великий  подвиг  во  имя  жизни.  Болезнь  развилась  как  следствие  реакции  организма  на  трагическую  смерть  матери,  погибшей  на  глазах  четырехлетней  девочки  от  руки  её  отца.  Писать  стихи  Алёна  начала  в  десять  лет.  Свои  творения  в  память  о  матери  она  стала  подписывать  её  девичьей  фамилией  —  Амосова.  Елена  Константиновна  —  лауреат  и  дипломант  многих  литературных  конкурсов.  Алёна  оставила  о  себе  добрую  память  и  свои  стихи,  которые  многим,  в  том  числе  нам,  полюбились  за  искренность,  чистоту  и  свет.  При  жизни  вышло  два  сборника  поэтессы  —  «Живи  надеждой»  и  «Птица  белая».  Третий,  «Я  для  всех  останусь  тайной...»,  —  уже  после  её  смерти  [1;  2;  3].

Но  Алёна  Амосова  была  не  только  поэтессой,  но  и  художником,  у  неё  достаточно  много  рисунков  –  иллюстраций  к  собственным  стихам.  Из  истории  культуры  нам  хорошо  известны  рисующие  поэты.  Назовем  некоторых,  наиболее  известных:  А.С.  Пушкин,  В.А.  Жуковский,  М.Ю.  Лермонтов,  В.В.  Маяковский.  Рисунки  Пушкина  хранят  портреты  дорогих  ему  родных,  врагов,  знакомых,  фигурки  литературных  героев.  «Скорое  перо»  —  так  характеризуют  стиль  стремительных,  остро  схваченных  черт  изображаемого  человека.  Художественные  произведения  Жуковского  отличны  от  пушкинских.  Его  рисунки  более  кропотливы,  объемны,  четче  прорисованы.  И  они  очень  разнообразны.  В  одних  он  до  мельчайших  частиц  прорисовывает  лица  (портреты  М.А.  Протасовой),  в  других  (портреты  Гоголя)  герой  изображен  спиной  к  зрителю.  Здесь,  как  и  во  многих  других  работах  писателя  (графических),  именно  линия  является  средством  выразительности. 

Мы  остановились  на  творчестве  этих  величайших  классиков  потому,  что,  на  наш  взгляд,  именно  их  особенности  манеры  художественного  письма  нашли  отражение  в  творчестве  современной  самарской  поэтессы-художницы  Алёны  Амосовой.  Если  сравнивать,  например,  иллюстрации  А.С.  Пушкина  и  Е.К.  Елизаровой,  то,  без  сомнения,  мы  чётко  увидим  соотнесённость  техники  их  исполнения:  те  же  линии,  та  же  точка,  та  же  молниеносность  наброска.  Все  рисунки  Елены  Константиновны  написаны  в  едином  стиле  —  графическом:  она  предпочитала  графитовый  карандаш  и  чёрную  ручку.  Таким  образом  Алёна  дала  нам  возможность,  не  отвлекаясь  на  яркие  цвета,  прикоснуться  к  стойкой  и  хрупкой  одновременно  душе  поэтессы,  сконцентрироваться  на  сути  поэтического  образа.  Широчайший  спектр  красок  в  душе  —  и  чёрно-белая  палитра  в  рисунках.  Видимо,  именно  такая  цветовая  гамма  была  ближе  всего  состоянию  её  души  —  простой  и  строгой  одновременно. 

Очень  часто  в  иллюстрациях  к  стихотворениям  центром  композиции  является  фигура  девушки,  изображенной  спиной  к  зрителям  (вспомним  В.А.  Жуковского).  Тем  самым  автор  как  бы  предлагает  нам  присоединиться  к  его  личности,  созерцающей  мироздание.  По  Кандинскому:  «Мироздание  можно  рассматривать  как  космическую  композицию,  которая,  в  свою  очередь,  состоит  из  бесконечно  самостоятельных,  так  же  замкнутых  в  себе,  последовательно  уменьшающихся  композиций»  [6,  с.  15.].  Таким  образом,  согласно  его  учению,  в  своих  композициях  Амосова  использует  повторяющиеся  образы:  звезды,  свечи,  сердце,  слёзы,  ладони,  ромашки,  облака,  утёс,  крылья,  солнце,  ноты,  веточки  с  листьями  —  все  это  многообразие  форм,  величин  сложного  элемента  —  точки.  Но  она  также  использует  в  композиции  линию,  которая  возникает  из  движения  точки  и  определяет  внутреннее  подвижное  напряжение,  согласное  с  поэтическим  образом.  Соединение,  скрещивание  точки  и  линии  образует  собственный  язык  ощущений,  не  выразимый  словами.  Используя  в  своих  рисунках  эти  два  основных  элемента,  Алёна  создает  из  простых  форм  новый  сложный  организм.

Таким  образом,  рассматривая  особенности  техники  исполнения  Алёны  Амосовой  как  художника,  мы  отметили  сочетание  ею  двух  основных  элементов:  линии  и  точки,  а  также  использование  чёрно-белой  цветовой  гаммы.  Безусловно,  Амосова-художница  идёт  вслед  за  великими  классиками  русской  литературы:  Пушкиным  и  Жуковским.

Иллюстрации  Елены  Константиновны  —  это  продолжение  её  поэтического  творчества.  В  стихах  Алёны  есть  сквозные,  любимые  образы.  Мы  предположили,  что  они  же  присутствуют  и  на  рисунках  Амосовой.  Изо  всех  художественных  образов,  использованных  поэтессой,  мы  смогли  выделить  достаточно  много  повторяющихся:  цветы  (ромашки  или  розы),  звёзды,  сердце,  облака,  бусы,  слёзы,  ладони,  солнце,  веточки  с  листьями,  море  и  кораблик;  из  наиболее  часто  встречающихся  —  девушка,  стоящая  спиной,  сердце,  крылья,  свечи.

Один  из  любимейших  Алёной  образов,  как  нам  представляется,  —  это  стройная  фигурка  девушки  с  распущенными  волосами,  чаще  стоящая  спиной  или  вполоборота  («Унеси  меня  ветер»,  «Грусть»,  «Цепь»,  «На  утесе  Отчаянья»,  «Звездный  мальчик»,  «Звезда»).  Центр  композиции  в  этих  рисунках  —  фигура  девушки,  изображённой  спиной  к  зрителям.  Минимальное  количество  элементов  снизу  говорит  о  том,  что  в  своих  мыслях,  мечтах  поэтесса  не  связывает  себя  с  земной  жизнью.  Распущенные  волосы  —  символ  женской  красоты,  душевной  свободы,  полёта,  потому  что  волосы  эти  не  просто  распущены,  они  очень  пышные,  воздушные,  летящие,  похожи  на  крылья,  они  как  будто  олицетворяют  соединение  Алёны  с  мирозданием,  устремлённость  ввысь,  к  небесам.  Протянутые  вверх  руки  также  показывают  обращённость  её  к  звёздам,  вышине,  Богу  —  всему,  что  до  конца  не  понято  и  не  изучено  человеком.  Это  некий  идеал,  к  которому  всю  свою  короткую,  полную  испытаний  жизнь  стремилась  ищущая  душа  поэтессы.  Одинокая  беззащитная  фигурка  девушки  —  песчинка  в  огромном  космическом  пространстве.  Видимо,  именно  так  ощущала  себя  Алёна.

Рассмотрим  стихотворение  «На  утёсе  Отчаянья»  и  иллюстрацию  к  нему:

На  утесе  Отчаянья

Силуэт  белый  светится,

Под  сюиту  «Прощание»

Земля  грешная  вертится.

Силуэт  одиночества  —

Совершенство  небесное,

Слышит  сказы  —  пророчества,

Нам  еще  неизвестные.

Было  линий  изящество

Лунным  светом  пронизано,

А  была  ль  настоящею

Эта  нежность  эскизная,

Знали  птицы  печальные,

Знали  камни  притихшие,

Знало  ветра  дыхание,

Люди  ж  разное  слышали…

Кто-то  видел  далекое

Силуэта  свечение,  но  к  утесу  высокому

Не  бывало  влечения.

Под  сюиту  «Прощание»

Земля  грешная  вертится.

На  утесе  Отчаянья

Силуэт  белый  светится.

Стихотворение  это  —  о  светлом,  одиноком  образе  девушки,  стоящей  на  краю  обрыва  (утёсе  Отчаянья).  Обрыв-утёс  представляется  нам  как  та  вечная  грань  в  жизни  Алёны,  на  краю  которой  она  балансировала  всю  свою  жизнь  —  грань  между  жизнью  и  смертью.  Сюита  «Прощание»  для  неё  здесь  —  видимо,  прощание  с  земным  существованием  в  одну  из  трудных  минут  её  полной  испытаний  жизни,  когда  ей  было  очень  плохо  и  больно  физически,  что  не  могло  не  сказаться  на  её  душевном  состоянии.  Она  уже  как  будто  видит  себя  частью  мироздания  —  слияние  с  лунным  светом,  печальными  птицами,  камнями  притихшими,  дыханием  ветра.  Силуэт  светится  —  он  уже  как  будто  наполовину  неживой,  находящийся  между  земной  жизнью  и  вечным  существованием.

Рассмотрим  иллюстрацию  к  стихотворению.  Центр  композиции  смещен  к  левой  границе  и  к  верхнему  краю  пространства  рисунка.  Этим  Алена  как  бы  предполагает  свое  существование  как  отрешение  от  всего  земного,  стремление  к  вечному,  небесному,  в  общем-то,  далекому,  но  теплому  и  желанному.  Женская  фигура,  изображенная  в  профиль,  заворожена  красотой  мироздания,  и  в  то  же  время  взгляд  её  как  будто  обращен  внутрь  себя. 

Остановимся  ещё  на  одном  рисунке  —  к  пронзительному  стихотворению  «Чье-то»: 

Пересохшие  губы  чье-то  имя  шептали.

Сад  в  цветущем  покое.  Просыпался  рассвет.

А  на  белой  подушке  глаза  умирали,

Навсегда  оставляя  в  чьей-то  памяти  след.

Чьи-то  руки  за  жизнью  тянулись  устало.

Сердце  билось  несмело  в  ладонях  Судьбы.

Чье-то  хрупкое  тело  душа  наблюдала.

Свечи  грустные  слушали  чьи-то  мольбы.

А  под  окнами  куст  распускался  жасминовый.

Чей-то  взгляд  так  хотел  на  него  посмотреть.

Взгляд,  как  омут,  глубокий,  взгляд  ультрамариновый

Не  хотел  той  весной  навсегда  замереть.

И  слова  чьи-то  снова  просили  прощения.

Чьи-то  слезы  катились  по  теплой  щеке.

Только  чуждо  душе  было  чье-то  волнение.

Чей-то  легкий  кораблик  белел  вдалеке.

И  последнею  каплей  было  чье-то  страдание.

Небо  молча  прощалось  с  последней  звездой.

И  тонуло  в  тумане  чье-то  рыдание,

А  душе  чьей-то  вечность  дарила  покой.

В  центре  рисунка  расположено  символическое  изображение  человеческого  сердца.  Оно  обозначено  двояко  сложным  элементом  покоя  —  точкой  сложной  формы,  подчеркивающей  основательность  жизни  человека,  и  толстой  линией,  напоминающей,  что  сердце  живое,  оно  все  время  должно  быть  в  движении.  Сердце  чёрно-белое  —  видимо,  это  символ  всей  человеческой  жизни,  состоящей  из  чёрных  и  белых  полосок.  К  тому  же  такое  изображение  придаёт  сердцу  как  бы  объёмное  изображение,  делая  его  выпуклым,  живым.  Подтверждение  мысли  о  сменяющемся  светлом  и  тёмном  в  жизни  человека  находим  мы  и  в  чередующихся  чёрных  и  белых  тучках  на  небе  в  этой  иллюстрации.

Сердце  лежит  в  женских  ладонях,  они  нарисованы  тонко,  изящно,  с  любовью,  подчеркнута  каждая  морщинка  и  складочка  —  наверное,  это  проявление  уважительного  отношения  к  судьбе.  Ниже  нарисованы  горящие  свечи.  Этот  повторяющийся  элемент  на  первом  плане  усиливает  ощущение  желания  земного  тепла  и  уверенности.  В  то  же  время  отрывистые,  волнистые,  повторяющиеся  линии  говорят  нам  о  непрерывном  движении  на  жизненном  пути.  Вдалеке,  сверху,  расположены  тонкие  ветки  с  листьями,  нарисованными  так  же,  как  и  сердце,  как  бы  демонстрирующими  постоянство  и  движение  вечности.  Веточки  с  молодыми  листочками  —  это  сам  по  себе  уже  символ  вечной,  молодой,  зарождающейся  и  возрождающейся  жизни.

В  нижней  части  картины  мы  видим  спокойные  волны  с  мирно  покачивающимся  на  них  корабликом.  Волны,  море  —  это  жизнь,  кораблик  —  символ  человеческой  жизни,  несомый  по  морю  жизни  неведомой  судьбой,  беззащитный  и  одинокий,  как  песчинка  в  этом  огромном  мире. 

Итак,  если  соотнести  весь  рисунок  со  стихотворением,  к  которому  он  написан,  мы  увидим,  что  иллюстрация  —  чёткое  отражение  и  даже  продолжение  мыслей,  содержащихся  в  поэтическом  произведении.  «…Чьи-то  руки  за  жизнью  тянулись  устало.//  Сердце  билось  несмело  в  ладонях  Судьбы…»  —  ладони,  держащие  живое,  бьющееся,  хрупкое  человеческое  сердце.  «…Свечи  грустные  слушали  чьи-то  мольбы…»  —  на  рисунке  горящие  свечи,  которые  как  бы  греют  и  охраняют  человеческую  жизнь.  «…А  под  окнами  куст  распускался  жасминовый…»  —  веточки  с  листочками  на  иллюстрации.  «…Только  чуждо  душе  было  чьё-то  волнение.//  Чей-то  лёгкий  кораблик  белел  вдалеке…»  —  спокойное  море  с  одиноким,  покачивающимся  на  волнах  парусником.  «…Небо  молча  прощалось  с  последней  звездой…»  —  и  последняя  одинокая  звёздочка,  выглядывающая  из-за  туч,  есть  на  этом  рисунке.

«Мне  голос  слышался  с  небес».  Так  называется  одно  из  стихотворений  поэтессы  Алёны  Амосовой.  Оно  раскрывает  сквозную  тему  всего  творчества  Елены  Константиновны  —  тему  веры  в  Бога,  Творца,  как  часто  она  его  называла  в  своих  стихах,  веры  в  вечную  жизнь  и  существование  вышнего,  справедливого  суда  —  суда  Божьего.  Может  быть,  без  этой  веры  Алёна  Амосова  не  была  бы  тем  человеком,  которым  стала  —  светлым,  ясным,  лёгким  в  общении  (как  отзывались  о  ней  все,  кто  её  знал).

Образы  —  символы  христианской  веры  присутствуют  в  очень  многих  её  стихах:  о  любви,  природе,  дружбе,  стихах  —  размышлениях  о  жизни.  Чувствуется,  что  «…Алёна  Амосова  была  глубоко  верующим  человеком,  старалась  жить,  придерживаясь  законов  христианской  морали.  Как  нам  кажется,  это  её  вера  просто  помогала  ей  выживать…  В  вере  в  Бога  она  черпала  силы  для  жизни  и  для  творчества»  [17,  с.  58].

Рассматривая  тему  веры  в  поэзии  Елены  Константиновны,  мы  выделили  несколько  основных  образов  —  символов  христианства  в  её  творчестве:  белая  птица  (здесь  же  —  крылья),  свеча,  ангел,  храм  (церковь),  Господь.  И  эти  образы  нашли  своё  воплощение  в  рисунках  Алёны.  Чуть  подробнее  остановимся  только  на  одном  из  них  —  свече. 

В  православии  свеча  —  жертва,  символ  молитвы,  с  которой  молящийся  обращается  к  Богу.  А  молитва  —  это  очищение  от  всего  наносного,  суетного,  ненужного.  У  христиан  свеча  —  это  выражение  Божественного  света,  сияющего  в  мире,  свидетельство  веры,  причастности  человека  к  Божественному  свету.  Свеча  символизирует  Христа  как  воплощение  на  земле  Света,  Любви  к  миру.  Свеча,  сгорая,  плачет,  и  слёзы  её  смывают  всё  греховное.  Алёна  было  глубоко  верующим  человеком.  Неудивительно  поэтому,  что  этот  символ  христианской  веры  так  часто  встречается  в  её  творчестве:  стихах  («Бесприданница»,  «Слышишь»,  «Я  не  нарушу  твой  покой»,  «Ты»,  «Догорала  свеча»,  «Чьё-то»,  «Исповедь»,  «Восточное»,  «Учителю»,  «Преклонила  в  молитве  колени»,  «Свечка»  и  других)  и  иллюстрациях  к  ним.  А  на  рисунке  к  стихотворению  «Чье-то»  свечи  выходят  на  главный  план,  как  бы  показывая  первостепенное  значение  веры,  религии  в  ее  жизни.

В  заключение  отметим:  продолжая  традиции  великих  русских  классиков,  современная  самарская  поэтесса  Алёна  Амосова,  умело  использовав  средства  художественной  выразительности,  передала  свои  ощущения  и  помогла  нам  углубиться  в  смысл  её  творений,  довершить,  сделать  более  законченными,  выразительными,  объёмными  многообразные  художественно-поэтические  образы.  Соотнесение  поэтических  строк  и  рисунков  к  ним  позволило  убедиться,  что  художественное  творчество  Алёны  —  это  продолжение  её  творчества  поэтического:  образы,  создаваемые  воображением  поэтессы,  повторяются  в  стихах  и  рисунках.  Это  сопоставление  позволило  увидеть  богатую  палитру  тонов  и  оттенков  её  души  —  души  человека  с  тонкой  психической  организацией,  «белой  птицы»,  рождённой  для  того,  чтобы  летать,  стремиться  ввысь,  принося  людям  добро  и  радость,  свет  и  тепло,  гармонию  и  душевный  покой.

 

Приложение  №  1.

 Рисунок  1.  Иллюстрация  к  стихотворению  «Чьё-то»

 

Рисунок  2.  Иллюстрация  к  стихотворению  «Унеси  меня,  ветер»

 

Рисунок  3.  Иллюстрация  к  стихотворению  «На  утёсе  Отчаянья»

 

Список литературы:

1.Амосова  А.  Я  для  всех  останусь  тайной:  Сборник  стихотворений.  —  Самара,  2005.

2.Амосова  А.  Живи  надеждой:  Сборник  стихов.  —  Красный  Яр,  1999.

3.Амосова  А.  Птица  белая:  Сборник  стихотворений.  —  Красный  Яр,  2002.

4.Андреева  И.  О  чем  рассказали  портреты,  или  Краткая  история  жизни  Василия  Андреевича  Жуковского.  —  journal-shkolniku.ru  —  Выпуск  №  21.

5.Гундорова  Е.Ю.  Сила  излучаемой  любви  (о  жизни  и  творчестве  самарской  поэтессы  Алёны  Амосовой)  [Текст]  /  Е.Ю.  Гундорова,  Д.В.  Целищева,  Л.В.  Целищева//  Здоровое  поколение  —  международные  ориентиры  XXI  века:  Сборник  трудов  VII  Международной  научно-практической  конференции  3  июня  2009  г.  в  г.  Самара.  —  Самара:  ГОУ  СИПКРО,  2010.  —  С.  132—137.

6.Кандинский  В.  Точка  и  линия  на  плоскости.  —  М.:  Азбука-Классика,  2005.  —  125  с.

7.Книга  символов  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа  —  URL:  www.symbolsbook.ru  /Article.aspx

8.Кузнецов  И.  «Я  для  всех  останусь  тайной…»  //  Красноярские  новости.  —  2005.  —  №  59  (7656).  —  24  июня.

9.Лебедева  О.Б.,  Янушкевич  А.С.  В.А.  Жуковский  в  воспоминаниях  современников.  —  М.:  Наука,  Школа  «Языки  русской  культуры»,  1999.  —–  254  с. 

10.От  юности  моей…:  Сборник  прозы  и  поэзии.  —  Самарское  отд-е  Литфонда  России,  2004.

11.Очередная  победа  //  Красноярские  новости.  —  2004.  —  №  90  (7556).  —  22  сентября.

12.Писала  строки  с  чистою  душой  //Социальная  газета.  —  2004.  —  №  48  (509).  —  27  ноября.

13.Помолись  обо  мне  //  Красноярские  новости  —  2005.  —  №  155—156  (7751—7752).  —  11  ноября.

14.Степанов  А.  Тайны  нет:  стихи  помогали  ей  выживать  //  Волжская  коммуна.  —  2005.  —  №  6  (25440).  —  23  июля.

15.Таланта  глубина…//  Красноярские  новости.  —  1999.  —  5  марта.

16.Целищева  Д.  «Я  для  всех  останусь  тайной…»  (о  жизни  и  творчестве  самарской  поэтессы  Алёны  Амосовой)  [Текст]  /  Д.В.  Целищева  //  Писатели  Самарского  края:  Информационный  сборник.  —  Самара,  2010.  —  С.122—152. 

17.Целищева  Д.  «Мне  голос  слышался  с  небес»  (о  творчестве  самарской  поэтессы  Алёны  Амосовой):  монография  /  Дарья  Целищева,  Л.В.  Целищева,  Е.Ю.  Гундорова.  —  Самара:  ГОУ  СИПКРО,  2009.  —  88  с.

18.Чернов  А.  «Сто  пушкинских  рисунков  из  Ушаковского  альбома  (1829–1830)»  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа  —  URL:  RARUS'S  GALLERY  —  http://  nestoriana.wordpress.com

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.