Поздравляем с 9 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 апреля 2013 г.)

Наука: Филология

Секция: Русский язык

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТЬ  ЯЗЫКА  ЗАГАДОК  С.Я.  МАРШАКА

Мамедов  Эльдар  Захирович

Российская  Федерация,  Забайкальский  край,  Карымский  район,  Муниципальное  образовательное  учреждение  «Средняя  общеобразовательная  школа  №  3  поселок  Дарасун»,  5  «А»  класс

Беспалова  Лидия  Константиновна

научный  руководитель,  учитель  высшей  квалификационной  категории,  учитель  русского  языка  и  литературы

 

Загадка  —  иносказательное  поэтическое  воспроизведение  какого-либо  предмета  или  явления,  которое  испытывает  сообразительность  отгадывающего.  «Загадка  заставляет  увидеть  неожиданную  и  поэтическую  сторону  в  самых  обычных  вещах»  [2,  стр.  109].

Одно  из  заметных  завоеваний  культуры  XX  века  —  это  появление  литературы  для  детей,  хорошей,  интересной  литературы.  Среди  детских  писателей  выделяется  С.Я.  Маршак.  Важное  место  в  его  творчестве  занимают  загадки.  Это  не  просто  вопросы-метафоры,  а  целые  стишки,  которые  легко  запоминаются,  потому  что  у  них  особенный  язык.  Несмотря  на  многочисленные  исследования  творчества  С.  Маршака,  такой  огромный  пласт,  как  язык  загадки,  остался,  по  словам  Разовой,  неизученным. 

Тематика  загадок  разная.  В  основном  отгадками  являются  предметы,  которые  окружают  нас  в  повседневной  жизни,  это  развивает  не  только  ум,  но  и  наблюдательность,  внимание.  Загадки  С.Маршака  высоко  художественны,  а  написаны  простым  и  доступным  языком,  понятным  даже  для  очень  маленьких  детей.  Как  пошли  четыре  братца  Под  корытом  кувыркаться,  Понесли  меня  с  тобой  По  дороге  столбовой.

В  загадке  через  метафору  (четыре  братца  —  это  колёса)  автор  использует  олицетворение.  В  этой  загадке  один  предмет  угадывается  через  другой.  Поэтому,  если  бы  не  было  последней  строчки,  рисующей  образ  дороги,  то  отгадать  загадываемый  предмет  было  бы  невозможно.  «Столбовая  дорога»  ставит  в  загадке  точку.  Читатель  теперь  видит  движущийся  по  дороге  предмет  на  четырёх  колёсах.  Это  может  быть  тележка,  телега,  машина.  С  помощью  слова  созданы  яркие  образы,  которые  пробуждают  воображение,  появляется  свой  читательский  образ.  В  загадках  Маршака  оригинально  то,  что  угадываемые  предметы  чаще  всего  берутся  из  бытовой  жизни  людей.  В  загадке  отражаются  только  самые  существенные  признаки  предмета.  Замечено,  что  берутся  наиболее  простые  предметы:  очки,  молоток,  утюг,  пила,  печка,  телега.  Благодаря  этому,  загадка,  состоящая  из  описания  предмета  без  прямого  его  называния,  дает  первое  представление  ребенку  о  вещах. 

С.Я.  Маршак  удачно  пользуется  звукоподражанием  («Машины  шинами  шуршат»),  но  не  только  им.  Он  умело  пользуется  тонкой  ритмической  изобразительностью.  В  загадке  о  пиле,  например,  передан  ритм  движения  пилы,  он  состоит  из  двух  частей  «вжик  |  вжик».  Ела,  ела  Дуб,  дуб,  Поломала  Зуб,  зуб.  Это  самая  короткая  загадка  и  самая  чёткая.  Чёткость  загадке  придаёт  хорей. 

Е  —  ла  |  е  —  ла  |  Дуб  —  дуб  |  По  —  ло  |  ма  —  ла  |Зуб  —  зуб  |

Из  строя  хорея  выпадает  вторая  и  четвёртая  строчка,  в  которой  оба  слога  ударные.  Они  создают  впечатление  звука  колотушки  о  большой  барабан:  «бум-бум».  Загадка  настолько  ритмичная,  что  её  можно  использовать  в  качестве  кричалки. 

Иногда  поэт  описывает  вещь  непривычным  образом,  хотя  и  сохраняет  принцип  —  давать  только  существенные  ее  признаки.  Вот  описание  водопровода  в  загадке:  Речка  спятила  с  ума  —  По  домам  пошла  сама! 

Особенность  языка  этой  загадки  состоит  в  том,  что  с  помощью  слов  «спятила,  пошла»  речка  оживляется,  это  называется  олицетворением.  В  загадке  автор  употребляет  просторечное  слово  «спятила»,  но  оно  как  грубое,  нелитературное  не  воспринимается.  Оно  содержит  юмор,  передает  остроту  восприятия,  переключает  наше  внимание  на  необычность  речки.  Она  поступает  непредсказуемо,  как  человек.  В  этой  загадке  очень  чёткая  мужская  рифма.  Размер  двусложный  —  хорей,  ударение  падает  на  первый  слог.  Ямб  или  хорей  делают  стих  очень  ритмичным,  музыкальным,  мелодичным,  загадку  хочется  распевать,  потому  что  ударных  гласных  много.

Интерес  у  подростков  вызывает  загадка  про  карандаш:  В  снежном  поле  по  дороге  Мчится  конь  мой  одноногий  И  намного-много  лет  Оставляет  чёрный  след.  В  этой  загадке  использовано  олицетворение  «мчится  конь  мой  одноногий».  Рифма  первой  и  второй  строчки  не  зрительная,  а  звучащая.  Отгадать  зашифрованный  в  загадке  предмет  помогает  эпитет  «снежном»  и  метафоры  «поле»,  «дороге».  Воображение  рисует  поле  с  дорогой.  «Конь  одноногий»  —  это  уже  вопрос.  Но  дальше  —  подсказка  «черный  след».  По  снежному  полю  дорога  оставляет  не  черный  след.  И  воображение  сразу  переключается  на  уровень  ассоциаций.  Поле  —  это  чистый  лист,  а  дорога  —  это  прямая  линия.  Конь  одноногий  —  это  карандаш,  оставляющий  черный  след.

Большинство  загадок  построено  на  сопоставлении  двух  предметов:  предмет,  который  загадывается,  изображается  с  помощью  другого,  чем-то  похожего.  В  других  загадках  указываются  лишь  признаки  или  действия  того  предмета,  который  нужно  отгадать. 

В  полотняной  стране  На  реке-простыне  Плывёт  пароход  То  взад,  то  вперёд,  А  за  ним  такая  гладь,  Ни  морщинки  не  видать.

В  названной  загадке  интересен  принцип  её  построения.  С  одной  стороны,  описываются  действия  угадываемого  предмета,  с  другой  стороны,  изображается  другой  предмет,  связанный  с  первым.  Значит,  здесь  соединяется  первый  и  второй  принцип  построения  загадки.  По  эпитету  «полотняной»  можно  догадаться,  что  это  за  страна  и  пароход,  который  плывёт  по  реке-простыне,  да  ещё  плывёт  так,  что  оставляет  после  себя  не  волны,  а  гладь,  на  которой  даже  морщинки  не  видать.  Понятно,  что  такое  чудо-действие  может  совершить  только  утюг.

Хочется  отметить  в  загадках  звукоподражание  —  «это  выражение  природного  звучания  предмета  или  действия  в  звуках  обозначающего  его  слова»  [1,  стр.  69].  Звукоподражательный  эффект  делает  язык  загадок  Маршака  более  образным,  а  угадываемый  предмет  более  ярким,  живым,  слышимым.  Звукоподражание  помогает  отгадать  загадку.

За  стеклянной  дверцей  Бьётся  чьё-то  сердце  —  Тихо  так,  Тихо  так.

В  названной  загадке  употребляется  в  принципе  её  построения  описание  действия  предмета  и  представление  его  как  живого  существа.  Главное,  на  наш  взгляд,  это  описание  действия.  Современные  дети  часы  в  ящичке  за  стеклянной  дверкой  могут  увидеть  только  в  старых  фильмах.  Сегодня  внешний  облик  часов  изменился,  а  вот  «биение  их  сердца»  осталось  тем  же:  один  удар  в  секунду.  Часы  тикают  ритмично.  Если  бы  не  было  звукоподражания  в  действии,  трудно  было  бы  загадку  отгадать.  Тиканье  часов  мы  изображаем  очень  просто:  тик-так,  тик-так.  Этот  звук  есть  и  в  загадке.  Слово  «тихо»,  в  котором  «о»  —  редуцированная  гласная  (произносится  нечётко),  слышится  как  «тик».  Сомнения  нет  —  это  часы.

Есть  у  Маршака  загадка  про  дождь:  Шумит  он  в  поле  и  в  лесу,  А  в  дом  не  попадёт.  И  никуда  я  не  иду,  Покуда  он  идёт.  Важную  роль  в  отгадке  предмета  играет  звукопись,  обозначающая  действие  предмета,  это  слово  «шумит»  звук  «ш»  произносится  долго,  поэтому  создаётся  впечатление  шума  сплошной  стеной  идущего  дождя.  Загадка  строится  на  противопоставлении,  поэтому  в  ней  есть  антонимы  «идёт  —  не  иду»,  «я  —  он».  Есть  слова,  которые  являются  антонимами  только  в  загадке:  «шумит  (идёт)  —  не  попадёт;  в  поле  и  в  лесу  —  в  дом».

Антонимы  можно  встретить  в  народных  загадках.  Значит,  в  употреблении  антонимов  загадки  Маршака  традиционные.  На  наш  взгляд,  загадки  Маршака  отличаются  ритмом,  который  создаётся  ямбом  и  хореем.  Ритм  этой  загадки  задаётся  ямбом,  поэтому  она  легко  запоминается,  чеканится,  её  можно  проговаривать,  прыгая  на  одной  ноге. 

В  загадке  о  спичках  на  первый  план  выступает  отношение  людей  к  этому  предмету.  «Сестры»  находятся  в  «темнице»,  значит,  они  опасные.  Они  не  сами  выходят  на  простор,  их  выпускают.  Но  выпускают  на  простор  только  тогда,  когда  нужны  людям.  «Осторожно  их  берут»,  «головой  о  стенку  трут».  По  первым  четырем  строчкам  нельзя  понять,  о  чем  идет  речь.  А  дальше  после  метафор  вдруг  подсказка  —  «чиркнут»,  «загорится».  Это  могут  только  спички. 

Из  темницы  сто  сестёр  Выпускают  на  простор,  Осторожно  их  берут,  Головой  о  стенку  трут,  Чиркнут  ловко  раз  и  два  —  Загорится  голова

Остановимся  еще  на  одной  загадке,  которая,  на  наш  взгляд,  трудна  для  отгадывания.  Чтоб  отгадать  ее,  обращаемся  к  языку  загадки.  Деревянная  дорога,  Вверх  идёт  она  отлого:  Что  ни  шаг  —  То  овраг.  Предмет  сравнивается  с  деревянной  дорогой.  Подсказкой  является  эпитет  «отлогой»,  то  есть  «крутой»,  направленной  вверх.  Предполагаем,  что  это  лестница.  Проверим.  «Что  ни  шаг  —  то  овраг»  —  фраза,  которая  говорит  о  том,  что  по  дороге  идут  очень  осторожно:  можно  провалиться  в  овраг.  Действительно,  если  оступиться,  попасть  ногой  мимо  ступеньки  лестницы,  то  упадешь.  Эпитеты  и  слова,  создающие  впечатление  опасности,  помогают  отгадать  загадку  С.Я.  Маршака.  В  этой  загадке  лестница-стремянка  сравнивается  с  дорогой,  расстояние  между  ступенями  —  с  оврагом.  Загадка  построена  на  сравнении.

Загадки  С.Я.  Маршака  удивительны  не  только  по  содержанию.  Их  особенность  заключается  в  языке.  Язык  загадок  образный,  богат  метафорами,  сравнениями,  эпитетами,  противопоставлением.  Автор  умело  разворачивает  изображаемый  предмет  или  явление  смешной  стороной  к  читателю.  Это  неожиданно,  поэтому  сразу  запоминается.  Кроме  того,  важную  роль  в  языковой  особенности  загадок  С.  Маршака  играет  ритм,  который  создается  двусложным  размером  стиха.

 

Список  литературы:

  1. Беленький  Г.И.  Литература.  5  класс:  учебник  для  общеобразоват.  Л64  учреждений:  в  2  ч.  Ч.  1  /  [авт.-сост.:  М.А.  Снежковская,  О.М.  Хренова,  Э.Э.  Кац];  -  14-е  изд.,  перераб.  —  М.:  Мнемозина,  2012.  —  255с.:  ил.
  2. Кожевников  В.М.,  Николаев  П.А.  Литературный  энциклопедический  словарь./  Редкол.:  Л.Г.  Андреев,  Н.И.  Балашов,  А.Г.  Бочаров  и  др.  —  М.:  Сов.  Энциклопедия,  1987.  —  752  с.
  3. Разова  В.,  С.Я.  Маршак.  Семинарий  —  Министерство  культуры  РСФСР  Ленинградский  государственный  институт  культуры  имени  Н.К.  Крупской,  Ленинград,  1970,  с.  5—43.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://s-marshak.ru/articles/razova/razova03.htm  (Дата  обращения  10.10.12.).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.