Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 27 декабря 2012 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное искусство

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВЯТСКАЯ СУНДУЧНАЯ РОСПИСЬ

Поглазова Мария

класс 10 «Б», МОАУ СОШ с УИОП № 48 г. Кирова

Кузнецова Ольга Александровна

научный руководитель, учитель высшей категории, учитель изобразительного искусства, МОАУ СОШ с УИОП № 48 г. Кирова

 

Правительство России одной из своих задач выбрало воспитание гражданина-патриота своей страны. «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России» [3], в связи с этим роль народных промыслов, в воспитании патриотов своей страны играет огромную роль. В данной статье пойдет речь о сохранении и дальнейшем развитии утраченного Вятского сундучного промысла.

«Вятский край издавна славился своими умельцами. В 1919 году Вятка занимала второе место после Москвы по производству кустарных изделий, пользующихся спросом не только в России, но и за границей» [4, с. 561]. «Основным богатством Вятской губернии был лес» [1, с. 91]. Большая часть народных промыслов была связана с деревообработкой. Ремесленники занимались изготовлением мебели, посуды, игрушек, прялок, сундуков и всё это делалось из дерева. К концу XIXвека на Вятских базарах пестрели яркой росписью огромное количество сундуков. Благодаря особому производству, сундуки были вне конкуренции по своей дешевизне. Сундуки увозили на продажу в другие губернии и даже в Иран. «Изделия вятских сундучников показывали на всероссийских выставках, где они получали заслуженные награды» [1, с. 92].

«Время возникновения промысла в Вятской губернии относится к середине 20-х гг. XIXвека. На первых порах сундуки изготавливали из толстых сосновых тесин, и чтобы как-то облагородить грубую поверхность, их стали красить, а потом и расписывать. Когда же спрос на сундуки возрос, их для удобства перевозки стали делать из тонких и лёгких пиленых досок, и притом складнями — «укладками», наподобие матрёшек вставляющимися один в другой по 5—6 сундуков различной величины в одном складне» [1, с. 93]. Вес такого «складня» колебался от 48 до 64 кг.

«Изготовлением сундуков занимались крестьяне в зимнее, свободное от полевых работ время. Окраску и роспись производили не всегда сами сундучники, в больших семьях этим чаще занимались женщины и подростки» [1, с. 93].

«Красили сундуки для сельских жителей красным цветом, расписывали белым и зелёным или чёрным и жёлтым. Городские покупатели предпочитали синюю и зелёную окраску и роспись под железную оковку» [1, с. 93].

«При окраске вместо кистей употребляли заячьи лапки. Инструментом в росписи служили чеканы — деревянные палочки длиной 18 см, различной толщины, с вырезанными на торцах изображениями цветов, крестиков, звёздочек и других узоров» [1, с. 93].

«Для окраски и росписи использовали следующие красители: сурик (красный), бакан (малиновый), крон (жёлтый), лазурь голландскую чёрную, свинцовые белила, фуксин алый, жёлтый, синий. Вместо лака для закрепления росписи применяли олифу» [1, с. 93].

«Перед росписью сундук красили. Из обрезков овечьей кожи приготавливали клей. Этим клеем с помощью заячьей лапки покрывали сверху деревянный сундук, и пока клей не высох, этой же лапкой, обмакнутой в сухой порошок краски, красили сундук со всех сторон, кроме задней стенки и дна. Эта первая окраска и являлась фоном для росписи. Когда фон просохнет, сундук снова покрывали клеем, сушили и приступали к росписи» [1, с. 94]. «Практически во всех сундуках складывается определенная композиционная схема расположения росписи. Прямоугольная плоскость стороны делится на два квадрата и полосу между ними. Внутри этих элементов располагаются более мелкие детали росписи: прямые и волнистые линии, круги, точки, пятна, крест, ромб, цветы-розетки. Простота, лаконизм, легкость присущи этой геометрической росписи. Каждый расписчик проявлял здесь свои художественные способности, умение чувствовать силуэт, ритм, цвет, пропорции. Каждый сундук имел свой характер: то живописно-эмоциональный, то графически-строгий. Особенно интересны «ситцевые» сундуки, украшением которых становились ряды мелких цветов-розеток, расположенные по линиям косой сетки» [2].

«В XVIII—XIX веках сундуки были необходимой мебелью для русского крестьянского быта. Их числом измерялся достаток хозяев, они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем ее одежды и украшений. Сундук, кроме того, хранил запасный капитал семьи. Сегодня сундуки можно увидеть не только в музеях, но и в домах жителей деревень, сел и даже городов. Известно имя первого мастера — родоначальника вятских сундучников — Ильи Васильевича Кочурова, крестьянина деревни Кочуровая Троицкой волости Вятского уезда. Именно в этой деревне изготовлением сундуков занимался он сам, его сыновья, внуки и соседи. В дальнейшем промысел быстро распространился в 66 селениях других волостей Вятского, Орловского, Слободского уездов Вятской губернии» [2].

«На протяжении длительного времени форма сундуков практически не менялась, кроме формы крышки. Известно, что изделие с выпуклой крышкой покупали обычно крестьяне, а с плоской — городские жители, используя сундук не только как емкость для хранения, но и как мебель для сна» [2].

В начале ХХ века сундук сначала убрали подальше с глаз, заменив на шкафы-шифоньеры, затем просто выбросили на свалку. Возникает вопрос, почему? Я думаю, что появляется новая мода на оформление своего жилища, появляется современная бытовая техника и сундук не вписывается в такую обстановку, тем более, что его обрядовое назначение (копилка приданого) утрачивается. До наших дней дошли сундуки, в основном красного цвета. На мой взгляд, это связано не только с тем, что в начале развития промысла красный — основной цвет вятских сундуков, но и с тем, что красные сундуки покупали сельские жители, а в деревнях дольше всех сохранялся традиционный уклад.

В нашей школе несколько лет работала художница Зашихина Елена Николаевна. В Кирове она одна из немногих, кто занимается сундучным промыслом в такое время, когда у людей проявляется равнодушие к своим народным промыслам. В ходе личной беседы с Еленой Николаевной мы узнали много интересного об её занятии: «В 1985 году я участвовала в экспедиции по Кировской области. Мы тогда изучали виды росписи и разнообразие отделки сундуков. Элементы декора в основном зарисовывали от руки. Иногда с разрешения хозяев заглядывали внутрь. Наполнены они были в основном полотенцами, у кого-то там хранилось постельное белье, ткани. Но в одной деревне Богородского района бабулька лет 95 села на сундук и говорит: «Не пущу!» Так и не подпустила к сундуку. Что там у нее было? Тайной так и осталось. Ну а если серьезно, не нужно воспринимать сундуки как отживший предмет утвари. Это наша история. И в виде сувениров можно использовать не только шкатулки. В современной прихожей или на кухне вместо огромной фарфоровой собаки можно поставить ярко расписанный ларец. А всех желающих освоить вятскую сундучную роспись художники ждут на мастер-класс в Кировский областной музей народных промыслов».

Очень жаль, что промыслы вымирают. Но мы прекрасно знаем, что всё в окружающем нас мире развивается по спирали. Когда-то наши предки и не догадывались о том, без чего сегодня мы нашу жизнь не представляем: электричество, компьютеры, телевизоры, холодильники, автомобили, не говоря уже о научных прорывах в различных отраслях знаний. Зато они имели то, о чем мы знаем не понаслышке, натуральные продукты, например, чистый воздух, спокойный размеренный уклад жизни, а не тот бешеный темп, в котором существуем мы. Во времена древности никто и не подозревал о существовании такого понятия, как «атеизм». Походы в церковь, службы, соблюдения церковных праздников и постов — обязательные мероприятия наших предков. Ну и, конечно, народные промыслы. Благодаря им, мы знаем историю своего края, своего народа, между нами и предками осуществляется та духовная связь, которая так необходима для воспитания одного из благородных чувств любого человека — патриотизм.

На сегодняшний день правительством Кировской области принята программа развития предпринимательства, в рамках которой действует подпрограмма «Поддержка и развитие народных художественных промыслов и ремесел Кировской области». Благодаря этой подпрограмме организации и мастера могут рассчитывать на государственную поддержку по компенсации затрат на использование электроэнергии, участие в выставках и ярмарках, предоставляются также налоговые льготы тем организациям, которые работают с НДС. В 2009 году в нашей области создан Центр современных народных художественных промыслов, основная задача которого популяризировать вятские промыслы среди кировчан и гостей города, продвигать и реализовывать готовые изделия мастеров на выставках в других регионах страны.

В нашей школе ребята, не без помощи опытного наставника — Кузнецовой Ольги Александровны, изучают сундучную роспись, а именно простые орнаменты. В классе можно увидеть огромное количество всевозможных эскизов, изделий. Самое главное, ученикам такая деятельность очень нравится! Школьников всегда привлекает что-то красивое, необычное, то, чего они никогда не видели, а ведь так интересно всё попробовать, а тем более выполнить своими руками, прикоснувшись к истории родного края! В этом году учащиеся нашей школы, под руководством Ольги Александровны, приняли участие во Всероссийском интернет-фестивале «Добрых рук мастерство» и представили на нём вятскую сундучную роспись. Технология росписи заинтересовала педагогов разных уголков России. Учителя и их ученики не только выполнили разнообразные изделия и украсили их сундучной росписью, но и написали тёплые и восторженные отзывы о нашем промысле.

Я надеюсь и верю, что пока есть энтузиасты среди мастеров, искусствоведов, педагогов и учеников в нашей области и других городах России вятский сундучный промысел будет возрождаться, совершенствоваться и жить!

 

Список литературы:

  1. Барадулин В.А. и др. Основы художественного ремесла. Ч. 2. — М.: Просвещение, 1987. — 272 с.
  2. Менчикова Н. Вятский сундук — свидетель угасающих традиций // Газета «Культурная среда в Кирове» Выпуск № 3 (11) март 2010. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://ks-gazeta.ru/kultura/vcentre/39-narodnoe-iskusstvo.html
  3. Путин В.В. О патриотическом воспитании // «Однако», 12 сентября 2012. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.odnako.org/blogs/show_20685/
  4. Энциклопедия земли Вятской. Т. 10. Ремесла. — К.: Вятка, 2000. — 592 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.