Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 24(44)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Михайлова К.С., Левицкая Е.С., Ефремов Д.А. ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДОЗРЕВАЕМОГО (ОБВИНЯЕМОГО) ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 24(44). URL: https://sibac.info/journal/student/44/125676 (дата обращения: 07.05.2024).

ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДОЗРЕВАЕМОГО (ОБВИНЯЕМОГО) ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Михайлова Кристина Сергеевна

студент, кафедра криминалистики СГЮА,

РФ, г. Саратов

Левицкая Екатерина Сергеевна

студент, кафедра криминалистики СГЮА,

РФ, г. Саратов

Ефремов Дмитрий Алексеевич

канд. юрид. наук, доцент СГЮА,

РФ, г. Саратов

Проблема изучения личности подозреваемого (обвиняемого, подсудимого, осужденного) всегда обращала внимание представителей самых разных направлений исследования: криминалистики, криминологии, уголовного и уголовно-процессуального права, теории оперативно-розыскной деятельности и пр. Личность преступника непосредственно влияет на изменения, происходящие в состоянии преступности и методах борьбы с ней. На современном этапе способы преступной деятельности постоянно совершенствуются, внедряются новые приемы и методы сокрытия следов совершенных деяний, что препятствует раскрытию и расследованию преступлений. Сегодня правоохранительные органы все чаще вступают в борьбу с грамотными, уверенными в своей неуязвимости преступниками, легко нарушающими требования закона и морали для достижения собственных целей. Процесс расследования затрудняет и то, что преступники с легкостью оказывают давление на потерпевших, свидетелей и иных лиц, а потому не стремятся оказывать содействие по уголовным делам.

Вместе с тем результативность процесса расследования также постоянно увеличивается с развитием научно-технических, тактических и организационных составляющих. Однако, кроме этого, требуется и постоянное улучшение тактического мастерства самих следователей. Это означает, что требуется разработка новых, более эффективных и действенных приемов и способов раскрытия и расследования преступлений, которые будут способствовать повышению качества работы лиц, осуществляющих следствие. Особую важность данные тенденции приобретают в обстановке противодействия сторон, характерной для большинства уголовных дел.

Следует отметить, что разработка тактических и организационных приемов расследования преступлений должна основываться на учете человеческого фактора и его проявлений. Только так можно надеяться на преодоление возникающего сопротивления. При этом сама преступная деятельность и расследование преступлений предполагает возможность огромного количества самых разнообразных ситуаций, отличающихся каждый раз какими-либо индивидуальными особенностями и тонкостями. Это означает, что криминалистически значимым может оказаться любое свойство подозреваемого (обвиняемого), даже которое на первый взгляд кажется незначительным. Данное обстоятельство должно учитываться при изучении личности преступника.

В отечественной криминалистической литературе вопросам изучения личности подозреваемого (обвиняемого) уделяется достаточно пристальное внимание. Их формированию способствуют определенные традиции, которые, время от времени поддаются скептическому переосмыслению. Как отмечает Н.П. Яблоков, в орбиту уголовного судопроизводства и особенно в сферу расследования преступлений попало немало средств и технологий изучения личности, разработанных в криминалистике [8, с. 83]. К наиболее отработанныммоментам криминалистического исследования личности подозреваемого (обвиняемого) относятся:

1) предмет и объект учитывая неоднозначность понятия «личность», многозначия суждений по поводу структуры личности и значительность ее отдельных типов для решения криминалистических задач [7, c. 14];

2) сфера изучения личности в криминалистике [2, c. 135-138];

3) механизм методов криминалистического рассмотрения личности и степень их результативности [1, c. 70-87].

В отечественной криминалистике предметы общенаучных разработок длительное время классифицируются на пять разделов: общую теорию криминалистики, криминалистическую технику, криминалистическую тактику, криминалистическую методику и организацию раскрытия и расследования преступлений. Некоторые ученые долгое время выделяют в качестве автономного предмета исследования тактико-криминалистическое направление изучения личности [5, c. 1-20].

Следует поддержать мнение о том, что такое направление имеет место быть наряду с другими, так как знания о личности подозреваемого (обвиняемого) играют важную роль для развития указанных разделов криминалистики. Тактическое и криминалистическое исследование личности направлено на развитие двух разных, но при этом взаимосвязанных граней: научно-теоретической и теоретико-прикладной. Во-первых, это способствует обособить достижения современных, основанных на принципах науки исследований и разработок (пусть даже не всегда завершенных) от издавнадействующих и воплощающих на практике приемов. Использование первых может справедливо зародить начало тактического риска. Во-вторых, появляется концептуализация разногласий, скоординированных с языковыми расхождениями в науке и практике, которые могут быть продемонстрированы совершенно разными аспектами к понятию «личность», «тактическое воздействие» и т.п.

В настоящее время актуальной задачей в рассматриваемой сфере в теоретическом плане является обозначение ключевых направлений научных исследований. Действуя, в тактико-криминалистической плоскости, целесообразно будет поставить перед собой задачу изучить отраслевые связи максимально подробно, чтобы направить усилия на изучение сущности тактики следственных действий с целью обнаружения характеристик, не выявленных ранее. При выборе определенного направления исследования необходимо учитывать идеи, на которых построено криминалистическое учение о личности.

При оценке личности преступника необходимо учитывать информацию, которая располагает сведениями о подозреваемом, а именно его биологических, анатомических, психологических, социальных особенностях, которые помогут восстановить картину произошедшего преступления. Также, помимо этого, полученные данные могут способствовать профилактике подобного рода преступлений другими лицами в будущем.

В теоретическо-практическом смысле важным является определить степень достоверности сведений, которые были получены о личности преступника в процессе производства следственных действий, а также использование этих сведений в дальнейшем. Такое исследование может быть достоверным только при выполнение методологических правил, с использованием конкретных методов изучения личности (например, ситуационного подхода, метода этапности и т.п.).

К основным задачам теоретико-прикладного изучения личности подозреваемого (обвиняемого) можно отнести следующие:

а) совершенствование системы знаний и обнаружение новых объективных закономерностей относительно предмета исследования, входящих в предмет криминалистической науки;

б) развитие существующих и создание новых тактических приемов и средств выявления и актуализации сведений о личности на основе анализа и обобщения результатов практической деятельности лиц, осуществляющих предварительное расследование по уголовным делам.

Перечисленные задачи поддаются решению в случае их конкретизации, а также в зависимости от характера полученных сведений. С точностью дать оценку той или иной информации невозможно, как и невозможно дать конкретную рекомендацию, которая может быть применена к личности подозреваемого(обвиняемого).

Этому препятствует множество различных факторов, среди которых выделяют следующие:

- принципиальная невозможность интерпретировать однозначно информацию (сигналы), исходящую от другого человека ввиду бесконечного многообразия идеальных следов и мысленных образов;

-  наличие объективно неустранимых сомнений в достоверности полученной информации о личности подозреваемого (обвиняемого);

- отсутствие, неполнота или неактуальность конкретных сведений о личности в условиях данной следственной ситуации, что требует незамедлительного осуществления тактического воздействия.

Конкретность информации, получаемой о подозреваемом(обвиняемом) определяется тем, с какой именно стороны личности были получены данные сведения, с какой стороны характеризует преступника. Значимость информации, которая была получена в результате следственных действий будет выражаться в том, что данные сведения позволят следственно-оперативному аппарату нормально реагировать на изменение условий следственных ситуаций. При этом важно учитывать критерии оценки личности при проведении тактических операций и комбинаций, а также применение отдельных тактических приемов [3, c. 30].

Полезность получаемой информации будет эффективна тогда, когда она будет основана на данных, получаемых посредством проведения следственных действий, которые соответствуют условиям места и времени их проведения, с учетом изменений субъективных и объективных факторов в конкретной следственной ситуации. При решении использовать данные о личности следователь тщательно подходит к вопросу о принятии или опровержении данной информации с компонентами сложившейся следственной ситуации.

Проведенное социологическое исследование среди следователей МВД России свидетельствует о том, что подавляющее большинство (64 %) отдает предпочтение созданию условий, которые в последующем смогли бы оказать тактическое воздействие на подозреваемого и ускорили и упростили процесс расследования. В своих ответах респонденты указали на то, что необходимо применять отдельный подход к каждому подозреваемому и согласились с тем, что положительный результат тактического воздействия зависит не только от качественной и эффективной работы следователя, но и от желания сотрудничать с правоохранительными органами других участников следственного действия, а также возможности следователя прогнозировать сложившуюся ситуацию в перспективе.

Познание личности подозреваемого (обвиняемого) осуществляется путем разделения целого на составляющие его элементы, последовательного изучения полученных частей, взаимосвязей между ними, а затем синтезирования данных сведений в целостную систему – образ объекта. Получение наиболее полных и объективных сведений о личности преступника, а также разработка базовых основ их применения возможно только в том случае, если они рассматриваются в контексте как конкретных следственных действий и тактических приемов, так и всей стадии предварительного расследования [4, c. 24].

Таким образом, подводя итог сказанному, можно отметить, что изучение личности подозреваемого (обвиняемого) в процессе раскрытия и расследования преступлений является одним из направлений криминалистической деятельности следователя, осуществляемой вместе с тем в строгом соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, не допускающим нарушение прав и свобод человека, норм нравственности. Эффективность рассматриваемого процесса зависит от правильности выбора методики познания личности и установления объема свойств, которые необходимо изучить. Полученная информация может быть использована следователем для правильного построения линии поведения с преступником, оказания на него тактического воздействия с целью преодоления противостояния.

 

Список литературы:

  1. Ахмедшин Р.Л. Криминалистическая характеристика личности преступника: монография. Томск, 2005.—70-87 c.
  2. Ведерников Н.Т. О проблеме предела изучения личности преступника в криминалистике // Вестник Томского государственного университета. 2014. —№ 385. 135-138 c.
  3. Князьков А.С. Концептуальные положения тактического приема. Томск, 2012. —30 c.
  4. Лаврухин С.В. Механизм поведения подозреваемого и обвиняемого // Вестник криминалистики. 2010. № 1 (33). С. 24.
  5. Лушечкина М.А. Криминалистическое изучение личности в тактике расследования: дис. … канд. юрид. наук. М., 2002.—1-20 c.
  6. Князьков А.С. Концептуальные положения тактического приема. Томск, 2012. —30 c.
  7. Откидач А.О. Изучение личности обвиняемого на предварительном следствии (по материалам уголовных дел о налоговых преступлениях). дис. канд. юрид. наук. М., 2008.—14 c.
  8. Яблоков Н.П. Теоретические и практические аспекты применения данных современной криминалистики в правоприменительной и иной юридической деятельности // Законодательство. 2012.— №1. —83 c.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.