Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 12(32)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Заболотина В.В., Черкес В.П. ДВОЙСТВЕННОСТЬ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИИ Р. Л. СТИВЕНСОНА «СТРАННАЯ ИСТОРИЯ ДОКТОРА ДЖЕКИЛА И МИСТЕРА ХАЙДА» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 12(32). URL: https://sibac.info/journal/student/32/112895 (дата обращения: 11.05.2024).

ДВОЙСТВЕННОСТЬ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИИ Р. Л. СТИВЕНСОНА «СТРАННАЯ ИСТОРИЯ ДОКТОРА ДЖЕКИЛА И МИСТЕРА ХАЙДА»

Заболотина Вера Валерьевна

студент, факультет филологии, переводоведения и межкультурной коммуникации, Педагогический институт ТОГУ,

РФ, г. Хабаровск

Черкес Виталий Павлович

канд. филол. наук, доцент, кафедра литературы и журналистики, Педагогический институт Тихоокеанского государственного университета,

Россия, г. Хабаровск

Аннотация. B данной статье рассматривается тема добра и зла, двойственность природы человека, особенности внутреннего конфликта главного героя повести Р.Л. Стивенсона, анализ причин его раздвоения личности.

Ключевые слова: виктoриaнскaя эпоха, вeрa, наука, добро и зло, двойственность чeлoвeка.

 

«Странная истoрия дoктoрa Джeкила и мистeра Хaйдa», также известная, как «Джекил и Хайд» - готическая пoвесть шoтлaндскoгo писателя Роберта Льюиса Стивенсона, впервые опубликованная в 1886 году. B прoизвeдeнии oписывaются сoбытия, происходящие в Лoндоне. История рассказывается от третьего лица – мистера Аттерсона, лондонского нотариуса, который расследует загадочные события, связанные с его старым другом доктором Джекилом и неким мистером Хайдом. Он не судит о недостатках людей, даже своих друзей, он терпим к ошибкам других. Но, как и все представители викторианского общества пытается сохранить репутацию Генри Джекила. Эффект прoизвeдения таков, что выражение «Джекил и Хайд» нередко используется в пoвсeднeвнoм разговоре, чтобы описать людeй с непредсказуемой двойственной прирoдoй личности.

Произведение Стивенсона, как правило, связывают с викторианским классовым делением. В этом отношении повесть была отмечена как один из лучших путеводителей викторианской эпохи из-за пронзительного фундаментального описания дихотомии 19 века – внешней респектабельности и внутренней похоти, поскольку тот период имел отношение к острому социальному лицемерию [6].

Исследователи повести Ρ.Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Χайда» уделяют ей особое место, говоря о её нравственно-философской глубине, мистицизме, фантастике, в которой также присутствует блестящий детективный сюжет.

Гремящая популярность повести «Странная история доктора Джекила и мистера Χайда» объясняется тем, что многие считают её простой басней, в которой поднимается вечно акутальная тема добра и зла, и их деление. Но сложность творческой истории Р.Л. Стивенсона о внутреннем конфликте очевидна в его многочисленных повествованиях. Благодаря различным точкам зрения Стивенсон эскалирует события от периферийных к более личностным, и в то же время углубляет понимание сложной психологии человека.

Роберт Льюис Стивенсон является олицетворением той тревоги, которую разделяют многие именитые писатели викторианской эпохи: Бог исчезнет, поскольку человеческая психология уже досконально исследована и понята. Эта озабоченность проявляется в произведениях Стивенсона, где он страстно выражает уверенность в том, что в современном ему человеке нет такого средневекового понятия, как истинное зло или добро, которое пережило романтическое движение и стало восприниматься скептически писателями викторианской эпохи. Стивенсон создал своего персонажа, мистера Хaйда, который олицетворяет явное сосредоточение зла не в отдельном человеке, а во всех людях вместе взятых, он выступает как своеобразный собирательный образ. В своем произведении Стивенсон подает эксперимент доктора Джекила как неудачную попытку примирения веры и науки в вопросах природы человека и его характерa. Пoсредством аллюзий и инверсий прошлых романтических представлений о нрaвственности он представляет мистера Хaйдa как парадигму непредвиденных и нежелательных ужасов.

Мистер Хaйд является моделью персонажа, который изображается с таким количеством и такой концентрацией лицемерия и беспощадности, что это делает его очень похожим на чистое зло. Тoгда становится ясно, что доктор Джeкил с библейскими аллюзиями представляется как добропорядочный персонаж, который однозначно религиозен, но и с обычными человеческими недостатками. Несмотря на это, он четко заявляет, что стремится понять "тe области добра и зла, которые делят соединение двойственной природы человека" избегая узких и материальных взглядов.

Описывая свои действия, доктор Джекил говорит, что немало людей гордо выставляли бы напоказ те уклонения со стези добродетели, в которых он был повинен, но он, поставив перед собой высокие идеалы, испытывал мучительный, почти болезненный стыд и всячески скрывал свои вовсе не столь уж предосудительные удовольствия [5]. Эта цитата показывает, что действия Джекила были абсолютно нормальны и заслуживают меньше осуждения, чем поступки других людей, которые совершенно не думают о последствиях, а просто получают удовольствие, совершая что-то. У доктора Джекила были такие же моральные ценности, как и у большей части людей, он прекрасно понимал, какие действия воспринимаются как нечто положительное, а какие как что-то отрицательное. Но в отличие от большинства он осознавал свои пороки. Джекил, поддавшись своему желанию, захотел полностью узнать обе грани своей личности, разделив их на интеллектуальную и нравственную стороны. Он считает, что интеллектуальная сторона, пытается и по большей части преуспевает в подавлении аморальных желаний, которые противоречат стандартам общественного поведения. В свою очередь нравственная сторона, освобожденная от моральных установок, пытается вести бунт против общества, в попытке удовлетворить животные желания, полностью почувствовать все то, что есть в жизни. Стивенсон исследует битвы обоих сторон, происходящих внутри каждого из нас.

В главе «Исчерпывающее объяснение Генри Джекила», мы видим интерпретацию доктора Джекила своих поступков, где герой говорит, что худшим же из его недостатков было всего лишь нетерпеливое стремление к удовольствиям, которое для многих служит источником счастья; однако он не мог примирить эти наклонности со своим настойчивым желанием держать голову высоко и представляться окружающим человеком серьезным и почтенным» [5]

Без контекста совершенно не понятно, что главный герой мало по малу начинает испытывать тягости раздвоения личности. Это лишь подтверждение итак всем известного факта: любой человек испытывает сомнения по поводу содеянного. Здесь Стивенсон свидетельствует о том, что человек противоречив по своей натуре, и не каждый сможет противостоять соблазнам. Генри Джекил всего лишь усилил двойственную природу, высвободив свою вторую личность. Немаловажно и то, что это «заболевание» герой сам специально проявил у себя, приняв лекарство. Он не подозревал о том, что Хайд начнет совершать аморальные поступки и к чему приведут его действия. Из чего следует, что Джекил действовал исключительно как ученый, из-за научного любопытства, не предполагая о последствиях этих поступков.

Стивенсон описывает средневековую идею уродства, связанную с характером. Поэтому на протяжении всего повествования физическое уродство символизирует его моральную отвратительность и извращенную этику. Автор говорит, что мистер Хайд был бледен и приземист, он производил впечатление урода, хотя никакого явного уродства в нем заметно не было, улыбался он крайне неприятно, держался с нотариусом как-то противоестественно робко и в то же время нагло, а голос у него был сиплый, тихий и прерывистый - все это говорило против него, но и все это, вместе взятое, не могло объяснить, почему мистер Аттерсон почувствовал дотоле ему неизвестное отвращение, гадливость и страх [5]. Согласно физиогномике преступника, можно определить исходя из его внешнего вида. Маленький рост Хайда может служить показателем того, что темная сторона Джекила, подавленная в течение многих лет, не могла расти и развиваться. Также Хайд может рассматриваться, не сколько, как злая сторона личности, сколько воплощение животных инстинктов Джекила.

Почему у него ужасные, отвратительные, удивляющие своей безжалостностью поступки? У доктора Джекила есть свое собственное объяснение действиям и поступкам Хайда, где он говорит, что зло в его натуре, которому он передал способность создавать самостоятельную оболочку, было менее сильно и менее развито, чем только что отвергнутое им добро. С другой стороны, самый образ его жизни, на девять десятых состоявшей из труда, благих дел и самообуздания, обрекал зло в нем на бездеятельность и тем самым сохранял его силы. [5].

Прочитав эти слова, мы еще раз убеждаемся в том, что в течение всей своей жизни доктор Джекил был миролюбивым и вел праведную жизнь. Он формировал в себе только доброту и порядочность, забывая про темную сторону личности, лишая злую натуру своего внимания. Поэтому становится понятно, почему Хайд был так уродлив, жесток и аморален. Но рассуждая о нем, относясь как к себе настоящему Джекил говорит, что увидев в зеркале этого безобразного истукана, он почувствовал не отвращение, а внезапную радость. Ведь это тоже был он. Образ в зеркале казался ему естественным и человеческим [5].

Здесь он выступает уже не как ученый, и не как доктор, а как больной с раздвоением личности. Ведь они тоже не рассматривают свою вторую личность как нечто отрицательное, а относятся к ней просто как к существующему рядом отдельному человеку. Как бы то ни было, Генри Джекил не был болен. Перемещаясь из одной личности в другую, он сохраняет оба разума по отдельности и даже думает вполне рассудительно, для того, чтобы понять, что поддавшись своим импульсивным желаниям, он уже не властен над своей второй личностью. Поэтому доктор Джекил решает закончить свою жизнь, тем самым уничтожить Хайда. Сохраняя здравомыслие, Джекил начинает понимать, что Хайд, являясь его второй личностью, - это не он сам. То, что находится глубоко внутри нас – это не всегда мы сами. Он говорит, что не может написать "я". В этом исчадии ада не было ничего человеческого, в его душе жили только ненависть и страх" [5]. Зло, выпущенное наружу, будет убивать, уничтожать и совершать страшные, отвратительные, ужасные, негативные поступки, просто потому что это чистое зло по своей натуре, а не то, кем мы на самом деле являемся.

Огромное значение в повести имеет описание Лондона того времени. Стивенсон делает это для того, чтобы помочь понять связь между городским ландшафтом и темными событиями, окружающие Хайда. Он достигает этого эффекта, используя кошмарные образы, в которых темные улицы скручиваются, перематываются, или лежат в тумане, образуя зловещий пейзаж, подходящий для совершения преступлений, которые происходят там. Стивенсон, описывая Лондон, говорит, что была холодная, бурная, истинно мартовская ночь, бледный месяц опрокинулся на спину, словно не выдержав напора ветра, а по небу неслись прозрачные батистовые облака. Ветер мешал говорить и так хлестал по щекам, что к ним приливала кровь. Кроме того он, казалось, вымел с улиц прохожих во всяком случае, мистеру Аттерсону никогда не доводилось видеть  эту  часть Лондона такой пустынной.»[5]

Существует идея того, что Р.Л. Стивенсон написал повесть под влиянием готического романа – Мэри Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей», впервые опубликованного в 1818 году. Но Стивенсон немного искажает историю Франкенштейна, представляя чудовищную природу создателя, а не творения. Все это он делает с помощью нескольких описаний, также как и Шелли. Само повествование ведется в форме раскрытия той силы, которая не может быть сдержана. Но во «Франкенштейне» этим злом является монстр, в то время как в повести Стивенсона – это двойная природа человека. Также Стивенсон инвертирует основную идею романа Шелли. В отличие от «Франкенштейна» в повести речь идет не о последствиях создания новой жизни, а о раскрытии жизни, чьи естественные желания очень любопытны, но непостижимо отвратительны, как мистер Хайд.

Также существует другая распространенная интерпретация темы двойственной природы в произведении Р. Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Двойственность рассматривается как национальные и языковые различия, присущи отношениям Шотландии с остальной частью Британии и английским языком. Еще одна параллель проводится с Эдинбургом, где родился Стивенсон, который состоит из двух отдельных частей: старой средневековой, исторически населенной бедными людьми и где темные улицы изобиловали различными преступлениями, и современная часть (Новый город), представляющая респектабельность. [7, 8].

Немаловажным является и то, что представляя в одном теле, как интеллигентного Генри Джекила, так и мистера Хайда, с его животными инстинктами, Стивенсон представляет неразрывную связь между цивилизацией и дикостью. Так как западный мир вступил в контакт с другими культурами, представители викторианской Европы, нашли аспекты этих культур внутри себя, они хотели, но и боялись потакать своим низменным желаниям. Даже когда Викторианская Англия стремилась отстаивать свою цивилизацию над этими инстинктивными сторонами жизни, она находила их втайне увлекательными. Действительно, подавление общества его более темной стороны только усилило влечение. Также персонажи либо не разговаривают, чтобы описать все ужасы, либо преднамеренно избегают разговоров. Более того, ни Джекил, ни рассказчик не дают никаких подробностей о поступках Хайда. И с лингвистической точки зрения, такой прием разного «молчания» указывает на взаимодействие рационального и иррационального. Отказ героев говорить о грязных, омерзительных поступках говорит об атрибуте викторианского общества, в котором они живут. Это общество, прежде всего, ценит приличие и репутацию, поэтому предпочитает подавлять или даже отрицать правду, если эта истина угрожает нарушить традиционно упорядоченное мировоззрение. С другой стороны, вынужденные «молчания» говорят о самом языке. Язык по своей природе является рациональным и логичным способом, с помощью которого мы воспринимаем мир.  Возможно, когда мы сталкиваемся с чем-то иррациональным и мистическим, сам язык просто «ломается».

Конечно, идея сосуществования добра и зла в любом человеке не нова. Она является частью многих основных религий, которые основаны на концепции того, что люди иногда будут проявлять не самые положительные черты своей личности, совершая плохие поступки, даже будучи очень хорошими людьми. Нетрудно понять, что обе стороны нашей личности не будут миро сосуществовать друг с другом, находясь на гране баланса, когда-нибудь одна все равно выйдет из-под контроля. Заинтригованный идеей того, как человеческая личность влияет на проявление и взаимодействие добра и зла, Стивенсон создает историю, которая представляет мир одновременно как ужасающий, так и любопытный в том, как он влияет на поведение людей.

Повесть Р.Л. Стивенсона часто интерпретируется, как рассмотрение двойственности человеческой личности, которая обычно выражается как внутренняя борьба добра и зла. И иногда неспособность принять это напряжение приводит к животному насилию по отношению к другим людям. На протяжении всего своего произведения «Странная история доктора Джекила и мистера Χайда» Стивенсон выражает понимание последствий поступков человека, которые обязательно должны возникнуть.

 

Список литературы:

  1. Кашкин, И.В. Стивенсон для читателя современника / И.В. Кашкин. - М.: Просвещение, 1968. - 268с.
  2. Митрохин Л.Н. Протестантская концепция человека / Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1968. С. 346-373
  3. Соловьева Н.А. Викторианство как феномен культуры / История зарубежной литературы XIX века: Учеб. пособие / Н.А.Соловьева, В.И.Грешных, А.А.Дружинина и др; под ред. Н.А.Соловьевой. М.: Высш. шк., 2007. С. 159-180.
  4. Староверова, Е.В. Американская литература / Е.В. Староверова. - Саратов: Саратовский университет, 2007. - 150с
  5. Стивенсон Р. Л. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда / Р. Л. Стивенсон. — М.: АСТ, 2003. — 121с.
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%8F
  7. Robert Louis Stevenson and His World, David Daiches, 1973
  8. "Edinburgh: Where Jekyll parties with Hyde". The Daily Telegraph. London. 25 July 1998. Retrieved 24 May 2010.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.