Поздравляем с 1 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 10(30)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
ТАБУ: МЕРА БЕЗОПАСНОСТИ ИЛИ МЕРА НАКАЗАНИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. Миронкина П.В. [и др.]. 2018. № 10(30). URL: https://sibac.info/journal/student/30/108779 (дата обращения: 01.05.2024).

ТАБУ: МЕРА БЕЗОПАСНОСТИ ИЛИ МЕРА НАКАЗАНИЯ

Миронкина Полина Викторовна

студент, факультет юриспруденции СФУ,

РФ, г. Красноярск

Гарипова Валерия Радиковна

студент, факультет юриспруденции СФУ,

РФ, г. Красноярск

Колесник Анастасия Олеговна

студент, факультет юриспруденции СФУ,

РФ, г. Красноярск

Пирогов Егор Александрович

студент, факультет юриспруденции СФУ,

РФ, г. Красноярск

Прежде чем ответить на поставленный вопрос следует дать определение таким понятиям как «табу», «меры безопасности», «меры наказания», а также проанализировать различие данных мер с целью последующего их соотнесения с «табу».

Всем известно, что табу тесно связано с запретом, причем абсолютным, незыблемым, нарушение которого недопустимо при любых обстоятельствах. Однако существует и немало точек зрения по поводу сущности и содержания табу, изучение которых позволит нам прийти к выводу о его отнесении к определенному виду принуждения.

Обращаясь к истории возникновения вышеуказанного термина, профессор Н.В. Щедрин отмечает, что табу постепенно рождалось из социальных норм – «хранителей информации о познанных обществом закономерностей» [5, с. 86]. В свою очередь, табу было призвано упорядочить отношения внутри определенного племени с целью создания лучших условий для воспроизводства потомства, т.е. выживания. Именно по этой причине, как справедливо замечает Ю.И. Семёнов, табу относится к особому роду запретов, подчёркивая, что «всякое табу есть запрет, но не всякий запрет есть табу» [3, с. 345]. Тогда возникает вопрос: каково содержание такого особого запрета?  

Многие авторы, такие как С. Рейнак, З. Фрейд, утверждают, что указанный запрет «немотивируемый, не сопровождаемый угрозами вмешательства законодателя, поскольку имеет целью охранить людей от неведомых им опасностей, особенно же смерти». Особым же он является и по той причине, что его нарушение может повлечь за собой освобождение неведомой силы, которая создаст угрозу жизни для всего коллектива. Страх перед такой опасностью заставляет коллектив предпринимать все меры для соблюдения табу и даже в необходимых случаях наказывать как нарушителей табу, так и потенциально опасных членов коллектива. «Человек, нарушивший табу сам становится табу, поскольку приобрел опасное свойство вводить других в искушение следовать его примеру» [4, с. 25] .

Некоторые авторы считают, что табу – «запрет неизвестного происхождения, т.е. непонятны причины его появления» [4, с. 34]. Однако с этим следует не согласиться, так как табу рождено опасностью. Иначе бы не имело смысла следовать ему, опять-таки обращаясь к истокам его возникновения. Совершив какое-либо действие, повлекшее за собой ужасные последствия в виде смерти, неурожая, стихийного бедствия, т.е. таких, которые могут стать причиной вымирания определенной группы людей, человек дабы избежать их вновь создает табу на воспроизведение этих же действий. Другое дело, когда табу существует до сих пор, а возникло оно несколько столетий назад, и потому очень сложно вычислить (возможно лишь предположить) хронологию событий, предшествующих его появлению.  Так, у бурятов символическое деление верха и низа порождает множество табу. например, мужчины едят только верх туши животного, а женщины низ, или женщинам нельзя подниматься в горы, поскольку место ее внизу, ближе к земле. В данном случае, сложно ответить на вопрос, почему существует именно такое символическое деление, породившее определенные запреты, но в сознании народа оно укоренилось как нечто священное, требующее неукоснительного его повиновения.

Таким образом, табу – запрет особого рода, заключающийся в его соблюдении как нечто святое, превыше всех других запретов, поскольку его нарушение может привести к гибели всего коллектива.

Что касается мер безопасности и мер наказания, важно дать им определение, раскрыть их сущность, а также найти различия.

Во-первых, различают меры безопасности в широком и узком смыслах. Так в широком, это «целый комплекс реакций системы с целью ограничения вредного влияния источника опасности и сохранения дальнейшего достижения целей, ради которых система создана. В узком, это уже определенные меры, направленные на защиту охраняемого объекта от воздействия источника опасности» [5, с. 84]. Иными словами, это вид правового ограничения, используемый для пресечения  такого вредного влияния на объект правоотношений. В свою очередь, меры наказания – это такие меры, которые направлены на принудительное лишение материальных благ в соответствии с тяжестью совершенного правонарушения [5, с. 85]. Наказание и есть кара, ее цель-воздаяние. Меры безопасности – это защита общества, отношений от опасных посягательств с целью нормального сосуществования, упорядочивания элементов системы в общественных отношениях. Что касается оснований применения таких мер, то многие авторы и не спорят, что для мер наказания важен состав правонарушения, установление виновности лица [6, с. 93]. Сложнее обстоит дело с мерами безопасности, поскольку в основаниях их применения акцентируется внимание еще на несовершенном лицом правонарушении, т.е. угрозе такого посягательства, что не признается авторами в связи с возможностью произвола со стороны государства, как это было в период репрессий в СССР [1, с. 914]. Однако такое суждение не совсем представляется верным ввиду неправильного толкования мер безопасности. Так, человек, добровольно вступив в правоотношения по перевозке пассажира и багажа авиатранспортом, относящиеся к категории опасных, ограничивается в перевозке определенных предметов, подвергается досмотру вещей с целью безопасности всех пассажиров во время трансфера. Еще одним основанием можно отнести такое событие как объявление чрезвычайного положения, при котором возможно ограничение прав и свобод человека с целью обеспечения их защиты, защиты конституционного строя Российской Федерации [2, с. 15].

В целом, как справедливо отмечает Н.В. Щедрин, «институт мер безопасности выходит за рамки мер наказания и зачастую находится вне сферы правового регулирования» [6, с. 92].

На первый взгляд, может показаться, что табу – это мера безопасности,  поскольку отвечает таким признакам как  ограничение индивида в совершении определённых опасных действий,  комплекс мер, реакций коллектива, направленных на ограждение его членов от угрозы причинения вреда, а также сильное психическое воздействие с целью обезопасить общество, к примеру, от неминуемой гибели. Однако в период становления общества, появления первых социальных норм человек знал единственный эффективный метод упорядочивания отношений –страх перед наказанием. Именно они по нашему мнению появились одновременно с табу. Если разбирая структуру мер безопасности и наказания,  можно обнаружить,  что в санкции безопасности акцентируется внимание на особенности, свойства личности, в то время как в санкции наказания важно деяние. Для табу неважно кто нарушил. Главное – это факт совершенного табуированного действия. Нарушая табу,  обязательно будет кара,  которая заключается в двух аспектах: кара отдельно для того кто нарушил табу, и коллектив наказывает нарушителя, чтобы избежать дальнейшей опасности,  и кара, обрушивающаяся на весь коллектив и исходящая от неведомой силы природы. 

 

Список литературы:

  1. Куракин А.В., Костенников М.В., Мышляев Н.П. К вопросу о классификации административно-профилактических мер // Административное и муниципальное право. – 2015. – № 9. – С. 913-920.
  2. Липинский Д.А., Мусаткина А.А. О санкциях конституционной ответственности и мерах защиты // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 12. – С. 15-18.
  3. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. – 2-е изд., с нов. предисл. и прилож. – М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2002. – 790 с.
  4. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. – М.: Мерани, 1991. – 173 с.
  5. Щедрин Н.В. Введение в правовую теорию мер безопасности / Краснояр. гос. ун-т. – Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1999. – 180 с.
  6. Щедрин Н.В. Меры безопасности: развитие теории, отличительные признаки и классификация // Правоведение. – 1994. – № 4. – С. 91-95.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.