Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 12(266)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Курбанова Н.И. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЯВЛЕНИЯ «СЦЕНА НА СЦЕНЕ» В ДРАМАТУРГИИ В. МАЯКОВСКОГО // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 12(266). URL: https://sibac.info/journal/student/266/322965 (дата обращения: 11.05.2024).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЯВЛЕНИЯ «СЦЕНА НА СЦЕНЕ» В ДРАМАТУРГИИ В. МАЯКОВСКОГО

Курбанова Наргиза Исаковна

студент, филологический факультет, Самаркандский государственный университет имени Шарафа Рашидова,

Узбекистан г. Самарканд

ARTISTIC FEATURES OF THE PHENOMENON “SCENE ON STAGE” IN THE DRAMATURGY OF V. MAYAKOVSKY

 

Nargiza Kurbanova

student of the Faculty of Philology, Samarkand State University named after Sharaf Rashidov,

Uzbekistan, Samarkand

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье будет идти речь о таком явлении как «Сцена на сцене» оно смежное с такими понятиями как «театр в театре» или «текст в тексте». В современной литературе эта тема является малоизученной, несмотря на это в произведениях с таким приёмом ярко отражены темы и идея произведения, авторы дают возможность изучить ядро произведения, т.е. его основную мысль. Данный приём будет рассмотрен на примере драматургии В. Маяковского в пьесе «Баня».

ABSTRACT

This article will discuss such a phenomenon as “Scene on stage”, it is adjacent to such concepts as “theater within a theater” or “text within a text”. In modern literature, this topic is little studied, despite this, in works with this technique the themes and idea of the work are clearly reflected, the authors provide the opportunity to study the core of the work, i.e. his main idea. This technique will be examined using the example of V. Mayakovsky’s dramaturgy in the play “Bathhouse”.

 

Ключевые слова: «Сцена на сцене», пьеса, драма, метод текста, двойственный взгляд.

Keywords: “Scene on stage”, play, drama, text method, dual view.

 

Уже к XX веку в литературе появляются разные виды жанров с новыми приёмами. Если рассмотреть жанр драму, то возникновение его в России приходится на XVIII век. Такие драматурги как Сумароков, который являлся основателем театра, написали множество пьес. Итак, уже ближе к XX веку драма пишется уже в другой структуре, охватывая в себя актуальные проблемы современности. Такой приём как роман в романе, рассказ в рассказе, текст в тексте становится опытом, который использует писатель для совмещения двух сюжетных линий в одном произведении, чтобы передать идею произведения двумя путями. К примерам таких произведений можно отнести «Мастер и Маргариту» Булгакова, «Старуху Изергиль», Максима Горького.

Затрагивают этот приём и драматурги. Впервые английский писатель Шекспир в пьесе «Гамлет» внедряет приём как «сцена на сцене», в саму драму для олицетворения поступка царя, Гамлет представляет пьесу «Мышеловка», где с помощью этого он показывает, то что знает кто является убийцей его отца, и хочет признание убийцы. И «Мышеловка» даёт понять ему, что его цель — это месть, несмотря ни на что, и чего бы она не стоила. Позже, через несколько столетий уже русский писатель Чехов в произведении «Чайка» использует данный метод. Так для чего этот приём заинтересовал писателей? Этот приём даёт возможность героям произведения быть и в роли актёров, и в роли зрителей, а читателю пьесы наблюдать двойную игру, увидеть точку зрения автора на один и тот же вопрос с разных сторон. [4]

К примеру, Маяковский высмеивает бюрократию, используя приём «сцена на сцене», в пьесе «Баня», где ставится вопрос нужно ли в будущем бюрократия. Вставной сценой становится действие в колесе времени, и она же является кульминацией пьесы. Интересная сторона в том, что машина времени здесь невидима. Изобретение материально нельзя почувствовать в пьесе, то есть именно вставая часть имеет фантастический характер. Идеальное будущее Маяковский выразил в «Бане»: «Будущее примет всех, у кого найдётся хотя бы одна черта, роднящая с коллективом коммуны, — радость работать, жажда жертвовать, неутомимость изобретать, выгода отдавать, гордость человечностью». [1, c. 23] Если рассмотреть пьесу поверхностно, то можно сказать каламбурные выражения протестуют против бюрократии, но если изучить её со всеми её предметами, раскрываются и другие темы. [2, c. 43]

Он высмеивает подхалимство, чинопочитание, лесть и показывает, что изобретательность, трудолюбие — это путь к будущему. Ироничное отношение к бюрократии он проявляет через Победоносикова через его слова, что изобретение машины времени — это его заслуга, хоть и по сути он не признавал её и его изобретателей до появления Фосфорической женщины. Именно это произведение стало причиной отстранения писателя, если же в пьесе «Клоп» увидели малую иронию на пороки общества, то в «Бане» цензура увидела наглую насмешку над государственным правлением того времени и угрозу пропаганды идеи произведения. Во всех театрах ставится запрет на постановку этой пьесы. После этих осуждений к двадцатилетию лирике писателя не приходят даже его коллеги и друзья. Автор и сам не ожидал такого оборота действий. Его острота каралась, и пьеса много лет была под запретом, пока Сталин не объявил, что Маяковский был талантливейшим писателем и восстановил его имя и творчество. И именно после этого произведения писателя снова выходят на свет. Когда запрет снимается, начинается изучение не только биография автора, но и его произведения и темы, которые он затронул. Именно при изучении «Бани», литературы задаются вопросом, зачем в драме цирк и где мы наблюдаем его.  Может этот Цирк и есть сцена на сцене, действия внутри машины времени, за которым наблюдают не только зрители, но и актёры. Но ведь и сама пьеса есть в некотором роде “машина”, и именно машина времени, со всеми её прогрессивными и регрессивными функциями, что наглядно представлено в образе “театральной машины”. В III действии (театр в театре) пародийно обнажена её функциональная обратимость. Театру полагается не только изображение машины времени, но и её функционирование со временем. Временное пространство можно поделить на два, как и героев, прошлое и будущее, старое и новое поколение. Победоносиков твердил, что нужно вернуть классику, то есть он жил прошлым, а женщина из будущего говорит о прошлом иначе, что прошлое надо отбрасывать, что оно затрудняет работу машины.  Итог автора при этом таков, кто не стремиться к будущему, кому удобен старый строй, кто не стремится к новизне, тот и не нужен будущему. Пьеса пронизана от начала до самого конца взглядами автора, который начал свой творческий путь в направлении футуризма, представители которых выбросили всё старое и создавали своё новое. Так и эта пьеса со своей машиной времени забирает полезных новых людей, а тех, кто цепляется за прошлое и живёт за счёт него выставляется на посмешище, в особенности здесь затронул автор класс бюрократов. Будущее забирает только полезных и нужных, а те, кто думают только о своём благе выбрасываются им.

Подытоживая о приёме «сцена на сцене» использованной в драматургии В. Маяковского, можно сказать, что она послужила для того, чтобы передать художественную образность, чтобы подчеркнуть основную идею и центральную сюжетную линию произведения, и чтобы дать дополнительную оценку пьесе и раскрыть мотив всего произведения.

 

Список литературы:

  1. Маяковский В. В. Баня. Драма в шести действиях с цирком и фейерверком / Подготовка текста и примечания // Полное собрание сочинений: В 13 т. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958. — Т. 11. Киносценарии и пьесы (1926—1930).
  2. Большая советская энциклопедия. Т. 26: Магнитка–Медуза. М., 1954. С. 582–586; Катанян В.А. Маяковский: Хроника жизни и деятельности. М., 1985; Селезнёв Л.А. Маяковский В.В. // Большая российская энциклопедия.
  3. Сб.статей «В мире Маяковского». Кн.1. М.: Сов.писатель. 1984 г. с. 394-434.
  4. http://feb-web.ru/feb/mayakovsky/texts/ms0/msb/msb-277-.htm
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.