Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 7(261)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Фоменко С.Ю. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ В СФЕРЕ ХОРЕОГРАФИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 7(261). URL: https://sibac.info/journal/student/261/320147 (дата обращения: 22.05.2024).

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ В СФЕРЕ ХОРЕОГРАФИИ

Фоменко Светлана Юрьевна

студент, кафедра народного творчества и хореографического искусства, Ставропольский государственный педагогический институт,

РФ, г. Ставрополь

Сляднев Александр Алексеевич

научный руководитель,

канд. психол. наук, доц., Ставропольский государственный педагогический институт,

РФ, г. Ставрополь

DISTANCE LEARNING: PROSPECTS FOR REALIZATION IN THE FIELD OF CHOREOGRAPHY

 

Svetlana Fomenko

student, Department of Folk Art and Choreographic Art, Stavropol State Pedagogical Institute,

Russia, Stavropol

Alexander Slyadnev

scientific supervisor, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Stavropol State Pedagogical Institute,

Russia, Stavropol

 

АННОТАЦИЯ

Рассматриваются теоретические аспекты использования информационных технологий по дистанционному обучению танцевальному творчеству, с помощью систематизированных данных в порядке их усвоения в соответствии с учетом хореографической логики. Выделяется основная функция педагога‒хореографа: научить людей самостоятельно работать с получаемой информацией в онлайн условиях. Обосновываются основные профессиональные компетенции балетмейстера во взаимодействии c обучающимися во время онлайн уроков.

ABSTRACT

The theoretical aspects of the use of information technologies for distance learning of dance creativity are considered, with the help of systematized data in the order of their assimilation in accordance with the choreographic logic. The main function of a choreographer is highlighted: to teach people to work independently with the information they receive in online conditions. The main professional competencies of the choreographer in interaction with students during online lessons.

 

Ключевые слова: дистанционное обучение в сфере хореографии, саморефлексия в домашних условиях, хореографический коллектив в  онлайн обучении.

Keywords: distance learning in the field of choreography, self-reflection at home, choreographic team in online training.

 

Отличительной особенностью развития общества нашего времени является его информатизация. Компьютерные технологии и интернет являются неотъемлемой частью быта современного человека, уровень развития информационных технологий, а также доступность к ним различных категорий населения позволяют осуществлять культурно-просветительскую и образовательную деятельность через глобальную сеть [3, с. 851-852]. Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей [5, с. 3].

Дистанционное обучение – это образовательная система, в которой реализуется процесс онлайн обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза [1, с. 36]. Данный процесс представляет обеспечение сферы образования методологией и методикой оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на процессы управления образованием и реализацию психолого-педагогических целей обучения [2, с. 2]. Цифровизация, информатизация и телекоммуникация позволяют осуществлять удаленное обучение, как в индивидуальной, так и в классно-урочной формах. Практически каждому доступна интерактивная видео связь, где не влияет расстояние между педагогом и обучающимися [3, с. 852].

В условиях ковидных ограничений дистанционное обучение приобрело особую значимость. Находясь дома, большинство обучающихся продолжили изучение учебных предметов. Многие люди, получив достаточный резерв свободного времени, начали проявлять интерес к различным видам искусства. Вынужденное состояние недостаточной двигательной деятельности (гиподинамии) и эмоциональных контактов определило особый запрос к танцевальной форме времяпрепровождения. Такая форма активности, в отличие от однообразных циклических движений, дает не только ощущение полноты жизни собственного тела, но и развивает способность двигательно-активно переживать музыку, эмоционально отражать и воспроизводить выразительность музыкального ритма. Для танцевальной деятельности характерны раскрытие прекрасного в природе, человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая выразительность [4, с. 8]. Именно из-за карантинных ограничений и увлеченности окружающих, хореографы начали применять дистанционную систему обучения, которая оказалась достаточно сложной в плане познания основ двигательных действий и становления танцевальных навыков.

Дистанционное обучение имеет три основных формы:

- синхронное обучение – это онлайн уроки, которые проводит преподаватель по определенному расписанию;

- асинхронное обучение проходит при минимальном участии преподавателя, когда обучающиеся изучают материал и сдают контрольные работы;

- смешанное обучение – включает в себя и самостоятельную организованность, и работу с преподавателем в онлайн режиме [10, с. 890].

На первый взгляд может показаться, что при дистанционном обучении личный контакт обучающихся с педагогом ограничен, но использование информационных технологий, позволяет существенно расширить сферу общения [11, с. 34]. Для эффективности удаленного обучения необходимо использовать разнообразные формы: видеоуроки, вебинары, учебные пособия и статьи. Все материалы должны быть систематизированы в порядке последовательного их усвоения в соответствии с учетом хореографической логики подачи творческих заданий. Плодотворность и успех дистанционного обучения зависят от организации и методического качества используемых материалов, от уровня подготовленности педагогов, а также от того на сколько они понимают особенности предоставления и восприятия информации в рамках современных виртуальных коммуникаций [6, с. 144]. Главным фактором получения результата в дистанционном обучении является осознанный подход учащихся к изучению материала и самообразованию [3, с. 854]. Основная функция преподавателей в условиях онлайн уроков состоит не в том, чтобы передать учебную информацию, а в том, чтобы научить людей работать с ней [8, с. 69]. Самостоятельная работа – вид деятельности ученика, при котором учебные задания выполняются при минимальной помощи учителя [9, с. 92]. Также немало важным фактором в сфере танцевального творчества, является участие в конкурсах, которое не предполагается в дистанционной форме, но для поддержания соревновательного духа все же предполагается заочное участие в конкурсах и мероприятиях.

Одним из существенных недостатков дистанционного обучения является «искусственное общение». Электронные ресурсы не могут заменить живого общения. Настоящее человеческое взаимодействие предполагает вербальные и невербальные формы речи, окрашенные эмоционально-психологическими особенностями восприятия, из-за чего в определенной степени конкуренция практически исчезает. Обучение невозможно без живого общения, но оно может быть более эффективным, если разнообразить инструменты общения, оптимизировать средства доставки и обработки учебной информации [8, с. 68]. Даже обучая дистанционно, педагог должен помнить о сохранении идеального внешнего вида, его манере держать себя, об отношении к классу в целом и к каждому обучающемся в отдельности. Увлеченность в процессе ведения урока – это главный фактор влияния на реализацию конкретных задач в процессе обучения и воспитания учащихся. Дистанционный формат обучения не предполагает отказа от организации самого себя [7, с. 4]. Балетмейстер – создатель хореографического произведения, автор танца, художник – творец хореографического полотна. Каждый педагог опирается в своей практической работе на глубокие знания [4, с. 4]. Педагог-хореограф, обучая дистанционно, должен уметь грамотно выстраивать процесс познавательной деятельности на принципе сотрудничества, творческого поиска, увлечённости, активно взаимодействовать с информационно-коммуникативными технологиями [11, с. 35].

Все формы дистанционного обучения применимы в хореографии. Однако, понимая специфику данного вида искусства, как групповой формы творчества, изначально не представлялось возможным организовать обучение полностью в онлайн формате. Хореография – самобытный вид творческой деятельности, подчиненный закономерностям развития культуры общества. В первую очередь, танец лучше всего отображается в деятельности коллектива. Хореографический коллектив – это эффективный инструмент, с помощью которого осуществляется педагогическое социализирующее влияние на личность, создающий условия для саморазвития, самоуважения, их позитивного взгляда на себя и общество. Это продуктивный механизм подготовки, развития и  воспитания социально грамотных членов общества, имеющих свое мнение и индивидуально выраженную позицию, умеющих принимать решения, максимально учитывающие различные социальные и психологические факторы [9, с. 89]. Поэтому синхронность исполнения, четкость рисунка танца невозможно отработать на онлайн уроке. Дистанционное обучение не позволит достичь такого же результата как от очных занятий. Но вполне может дополнить обычный образовательный процесс, а также стать ещё одним источником получения новых знаний [9, с. 91].

Таким образом, дистанционное обучение в сфере хореографии имеет ограниченный потенциал, так как танцевальное творчество всегда будет оставаться коллективным. Живая коммуникация является важнейшим аспектом в сфере любого образования, а в танцевальном творчестве играет первоочередную роль. Поэтому без участия в конкурсах и отсутствия конкуренции ухудшится исполнение. Однако онлайн обучение позволит разнообразить образовательный процесс, благодаря чему как у обучающихся, так и у балетмейстера расширится представление о данном виде искусства.

 

Список литературы:

  1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. – М.: Издательство МЭСИ, 2019. – 196 с.
  2. Закариева Р.В. Дистанционное обучение и его место в системе высшего образования. – Казань: КГИК, 2020. – 12 с.
  3. Каратаев А.А. Обучение хореографическому творчеству с применением современных информационных технологий //Молодой ученый. – 2015. – №12. – С. 851-854.
  4. Карпенко В.Н. Хореографическое искусство и балетмейстер. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 192 с.
  5. Кудрина Е.В. Современное общество и дистанционное обучение. – Саратов, 2012. – 16 с.
  6. Кутузов М.Н. Дистанционные технологии обучения в традиционном образовательном процессе //Два комсомольца. – 2011. – № 3. – С. 143-146.
  7. Прибылов Г. Преподавание классического танца. – М.: АО Талерия, 2018. – 64 с.
  8. Рулиене Л.Н. Дистанционное обучение как новая образовательная практики //Вестник бурятского государственного университета. – 2018. – №4. – С. 67-70.
  9. Рыжова С.О. Особенности образовательного процесса хореографического отделения в условиях дистанционного обучения //Молодой ученый. – 2022. – № 5. – С. 90-92.
  10. Фатхуллина А.Г. Межкультурный диалог молодёжи в любительском коллективе //Молодой ученый. – 2014. – №21. – С. 890–892.
  11. Хара Л.В. Опыт работы по организации дистанционного обучения в хореографии. – СПб.: Дом пионеров, 2012. – 120 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.