Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 5(259)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Дяглюк М.Ю. ТИПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКОЙ ИНТУИЦИИ. ОТ РАЦИОНАЛЬНОГО К ИРРАЦИОНАЛЬНОМУ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 5(259). URL: https://sibac.info/journal/student/259/319065 (дата обращения: 21.05.2024).

ТИПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКОЙ ИНТУИЦИИ. ОТ РАЦИОНАЛЬНОГО К ИРРАЦИОНАЛЬНОМУ

Дяглюк Максим Юрьевич

студент, факультет истории, философии и права, Омский государственный педагогический университет,

РФ, г. Омск

THE TYPOLOGY OF PHILOSOPHICAL INTUITION. FROM RATIONAL TO IRRATIONAL

 

Maxim Dyaglyuk

student, Faculty of History, Philosophy and Law, Omsk State Pedagogical University,

Russia, Omsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье дан анализ типологий философских интуиций на основе работ, ведущих исследователь феномена интуиции. Выявлена, на базисе типологий, тенденция развития интуиции от рационального к иррациональному пониманию данного феномена, исходя из отношения рационального и иррационального в ее трактовке, направления философии и эпохи в которой формировалось представление об интуиции и рациональности.

ABSTRACT

The article analyzes the typologies of philosophical intuitions based on the works of leading researchers of the phenomenon of intuition. On the basis of typologies, the tendency of intuition development from rational to irrational understanding of this phenomenon is revealed, based on the relationship between rational and irrational in its interpretation, the direction of philosophy and the era in which the idea of intuition and rationality was formed.

 

Ключевые слова: интуиция, рациональный, иррациональный, интуитивизм, типология.

Keywords: intuition, rational, irrational, intuitionism, typology.

 

Представление об интуиции как некоторого непосредственного и достоверного знания появилось еще в рамках древнегреческой философии (Платон, Аристотель, Плотин), но как философская гносеологическая, антропологическая, онтологическая категория интуиция формулируется относительное недавно, в эпоху Нового Времени, начале XVII века. В конце XIX начале XX веков интуиция становиться основой целого философского направления интуитивизма (в первую очередь Бергсон, Франк, Лосский) где собственного и расширяется до уровня онтологии [8]. Следовательно, возникает вопрос о типизации философской интуиции, который позволил бы систематизировать представления об интуиции, при этом решение данного вопроса смогло бы выявить доминирующую тенденцию развития данной категории.

Вопросами изучения феномена интуиции занималось множество различных философов таких как Амсус В., Бунге М., Дубровин В., Егоров А., Кармин В., Ирина В., Налчаджян. А., Чащегорова Н. и др. Но попытки сформулировать типологию философской интуиции делали не все. Только ряд исследователь разрабатывали данную тематику.

Так физик и философ М. Бунге в своей работе «Интуиция и наука» [4], выделял несколько интуиций, характерных для философии (философский интуитивизм), для математики (математический интуитивизм) и для ученого (интуиция ученого). В рамках философского интуитивизма М. Бунге определяет следующие интуиции: 1) Рациональная интуиция (характерная для философии рационализма, а ее представителями выступают Декарт, Спиноза и Лейбниц). 2) Чистая интуиция (И. Кант) и 3) Метафизическая интуиция (А. Бергсон, Э. Гуссерль, У. Джеймс). Рациональная интуиция предполагает существование и полное понимание нашим разумом основополагающих, непосредственных, самоочевидных истин, которые либо предшествуют нашим рассуждениям (например, по Декарту, самоочевидность нашей способности сомнения и, следовательно, самоочевидность нашего существования как сомневающегося субъекта), либо становятся таковыми после рациональных операция нашего рассудка и разума (например, по Спинозе и Лейбницу, усвоенная нами теорема, которая уже не требует опосредованного ее доказательства, т.к. ее положения нами воспринимаются как самоочевидные). Чистая интуиция предполагает априорные формы познания в рамках трансцендентальной эстетики, а именно пространство и время, которые для нас интуитивные, поскольку непосредственны и основополагающее для нашего процесса познания. При этом, такая интуиция уже находится вне рамок нашего рассудка, поскольку последний существует опосредованно, через систему категорий. Метафизическая интуиция предполагает непосредственное постижение сущности вещей, конкретного и целого через особые формы познания, носящие иррациональный характер. Так у Дильтея это некое жизненное переживание и сочувствование, требующее напряжение ума [4, с. 19]. У Бергсона это интеллектуальная симпатия, позволяющая через напряжение воли, памяти, непосредственно проникать в суть вещей, преодолевая ограниченность рассудочного познания, разделяющего действительность на объект и субъект, его способность видеть мир пространственно и франгментально.

В отечественной истории философии, вопросом интуиции и ее типологии занимался В. Асмус. В работе «Проблема интуиции в философии и математике» [1] он выделяет следующую типологию философской интуиции; 1) Учение об интеллектуальной интуиции (формируется в рамках философии рационализма XVII века и некоторых представителей немецкой классической философии Гегель, Фихте) 2) Учение об непосредственном знании (интуиция) сенсуализма (как следует из названия, характерно для философов сенсуалистов XVII века) 3) Алогический интуитивизм (вся философия иррационализма начиная с XIX века). Стоит отметить, что Асмус В. исключает наличие интуиции в философии И. Канта, т.е. интуиция как непосредственное знание, поскольку невозможно с точки зрения априоризма и трансцендентальной эстетики такое положение. Последнее предполагало бы возможность познание «вещи в себе», а как известно, И. Кант говорил лишь о возможности познания лишь «вещи для нас», поэтому данное противоречие решается, у Канта, не в пользу интуиции.

Следующую типологию философской интуиции дает современный философ Налчаджян А. Глубокому и разноаспектному изучению феномена интуиции посвящена его работа «Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания (интуиция в процессе научного творчества)» [6]. В данной работе автор выделяет три типа философской интуиции: 1) Интеллектуальная интуиция - непосредственное знание, самоочевидное с точки зрения рассудка и логических операций, всегда доступное опосредованной, рациональной проверке (через формальную логику, систему аргументаций), не противоречит классическому рациональному мышлению. Часто в сознании возникает как «быстрое рассуждение», как «сжатие» и «свертывание» в подсознание мыслительных алгоритмов [6, с. 55], а также наша способность к синтетическому знанию, здравое суждение (самоочевидное) [6, с. 59]. Такая интуиция может быть и как предпосылка к процессу познания и как его результат. Такая интуиция характерна для любой философии рационализма и даже для научного мышления, поскольку не предлагает ни каких вне рациональных форм опосредования данной интуиции и всегда может быть проверена и «раскрыта» с помощью классической научной методологии. 2) Чувственная интуиция - непосредственное знание, полученное с помощью органов чувств. По сути данная интуиция отождествляется с восприятием и выступает как источник для познания. Так пространство и время, в рамках чувственной интуиции, воспринимаются непосредственно. Данный тип интуиции характерен для материалистической философии в целом и философ сенсуалистов XVII века в частности. 3) Мистическая (метафизическая) интуиция – обладает всеми свойствами интуиции, т.е непосредсвенное знание, самоочевидное, но носящая иррациональный, либо сверхрациональный характер, который позволяет познавать сущность вещи (Налчаджян А. называет ее еще «интуиция сущности» [6, с. 37]. Характерной чертой мистической (метафизической) интуиция является наличие способа познания автономного от рациональных практик и противопоставления им. Так у Бергсона интеллект противопоставляется инстинкту, где последний, отождествляясь с интуицией, является адекватной формой познания жизни, способный «ухватывать» сущность вещей и мыслить в рамках процесса становления, так как интеллект органичен нашим практическим интересом и познанием материального, а не витального. Данный тип понимания интуиции характерен для философии жизни и направлений, содержащих иррациональные черты.

В заключении можно сделать вывод, что, отвечая на вопрос о типологии категории интуиции, исследователи формируют трехчастную типологию, основными критериями которой является:

а) соотношение рационального и иррационального в ее трактовке

б) принадлежность формирования интуиции к рациональным или иррациональным направлениям философии

в) эпоха в которой формировалось представление об интуиции и рациональности (классическая или неклассическая).

При этом на каждом историческом этапе и в рамках того или иного философского направления формируется свое особое представление об интуиции, отражающее особенности эпохи с точки зрения доминирующего типа рациональности и особенности философского направления, к которому принадлежал тот или иной философов (от рационализма и эмпиризма, до философии жизни и интуитивизма). Следовательно, исходя из рассмотренных типологий интуиций, есть возможность выявить определенную тенденцию развития данной категории, а именно тенденцию всё большего понимания интуиции как иррационального, самостоятельного способа познания, отличного от классических рациональных практик.

 

Список литературы:

  1. Асмус, В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике [Текст] / В. Ф. Асмус — 2-е издание. — Москва: Издательство "Мысль", 1965 — 311 c.
  2. Бешкарева И. Ю. К истории понятия «Интуиция» в философии [Текст] / Бешкарева И. Ю. // Вестник ПАГС. — 2010. — № 25. — С. 201-206.
  3. Бондаренко А. В. Становление и развитие понятия интуиции [Текст] / Бондаренко А. В. // Научные ведомости. — 2010. — № 20 (91). — С. 196-203.
  4. Бунге М. Интуиция и наука [Текст] / Бунге М. — 1-е издание. — Москва: Издательство "Прогресс", 1967 — 187 c.
  5. Мусийчук С. В. Интуиция как проблема синтеза концепций: рациональное и иррациональное в познании [Текст] / Мусийчук С. В. // Общество: Философия, история, кульутура. — 2014. — № 1. — С. 17- 24.
  6. Налчаджян А. А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания [Текст] / Налчаджян А. А. — 1-е издание. — Москва : "Мысль", 1972 — 271 c.
  7. Хачатрян, А. А. Анализ основных философских концепций интуиции [Текст] / А. А. Хачатрян // Вестник ВолГУ. — 2005. — № 4. — С. 5-13.
  8. Чащегорова, Н. А. Становление интуитивизма в истории западноевропейской и русской философии [Текст] / Н. А. Чащегорова — 1-е издание. — Екатеринбург : УГГУ, 2013 — 173 c.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.