Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 3(257)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Шапошникова М.И. МЕТОД ПЛАСТИЧЕСКОГО ИНТОНИРОВАНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 3(257). URL: https://sibac.info/journal/student/257/317234 (дата обращения: 03.06.2024).

МЕТОД ПЛАСТИЧЕСКОГО ИНТОНИРОВАНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Шапошникова Мария Ивановна

студент, кафедра современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков, Российский государственный социальный университет,

РФ, г. Москва

Круглова Марина Геннадьевна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц., Российский государственный социальный университет,

РФ, г. Москва

METHOD OF PLASTIC INTONATION IN MUSIC LESSONS IN JUNIOR CLASSES OF GENERAL EDUCATION SCHOOL

 

Maria Shaposhnikova

student, Department of Modern Pedagogy, Continuing Education and Personal Pracks, Russian State Social University,

Russia, Moscow

Marina Kruglova

scientific supervisor, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, Russian State Social University,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Рассматривается метод пластического интонирования на уроках музыки как средство активизации музыкального восприятия в процессе слушания и исполнения музыки. В статье выявляются различные методические аспекты использования данного метода в процессе музыкальной деятельности младших школьников для достижения задач музыкального образования в общеобразовательной школе.

ABSTRACT

The method of plastic intonation in music lessons is considered as a means of activating musical perception in the process of listening and performing. The article identifies various methodological aspects of using this method in the process of musical activity of junior schoolchildren to achieve the goals of music education in secondary schools.

 

Ключевые слова: метод пластического интонирования, метроритм, темп, импровизация.

Keywords: method of plastic intonation, metrhythm, tempo, improvisation.

 

Педагогический потенциал музыкального искусства в художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения трудно переоценить, поскольку музыка, в сравнении с другими видами искусства, способна непосредственно обращаться к внутреннему миру человека, к его эмоциям, переживаниям. Непосредственно воздействуя на настроение и эмоциональную сферу ребенка, музыка вызывает яркий эмоциональный отклик, сопереживание, позволяет развивать фантазию и воображение.

На уроках музыки у учащихся формируются музыкальные способности, эстетический вкус, важнейшие духовно-нравственные качества личности, эмоциональная отзывчивость. А. Н. Сохор подчеркивал, что восприятие музыки представляет собой «... деятельность человека или социальной группы (или общества в целом), состоящую в духовном овладении произведениями музыкального искусства» [3, с. 227]. Ученики постепенно погружаются в многообразный мир музыкальных образов, жанров, стилей, учатся понимать характер сочинения, разучивают с преподавателем и исполняют песни, постигают окружающий мир посредством музыкальных образов.

Именно поэтому, младший школьный возраст является сенситивным для музыкальной деятельности. В период обучения в начальной школе у ребенка формируется логика мышления, на смену игровому виду деятельности, занимавшему основную часть времени, приходит учебная. Преподавателю важно знать, что в возрасте с 7 до 10 лет у учеников преобладает наглядно-образный тип мышления, а период концентрации внимания длится примерно 10-15 минут.

Учитывая психологические особенности раннего школьного возраста, перед преподавателем стоит задача грамотного подбора методов обучения, которые позволят доходчиво донести до ребенка музыкальный материал и при этом, проявить свои творческие способности. Одним из таких методов выступает метод пластического интонирования, который предполагает органичное сочетание музыки с элементами ритмики, пластики и простейшей хореографии. Как отмечает Л. Г. Тимошенко, «специфика хореографического искусства определяется его многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца как синтетического вида искусства, объединяющим биологические, психологические, социо-культурные, социально-психологические и философские аспекты» [4, с. 4].

Само понятие «пластическое интонирование» было введено Т. Вендеровой в 1981 г. Как полагает исследователь, включение в уроки музыки движений, мимики, жестов позволяет активизировать процесс восприятия музыкальных произведений, познакомиться с интонационно-образным содержанием музыки [1]. На этом основании метод пластического интонирования находит активное применение в музыкально-образовательной практике, являясь одним из компонентов методического обеспечения программ музыкального обучения и воспитания (Например, программа по музыке Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой и Т. С. Шмагиной для 1-4 классов [2]).

Пластическое интонирование передает логику развития музыкального произведения, моменты завязки, кульминации и развязки, которые можно отразить жестами и характером движения. Посредством движения и пластики учащиеся могут воссоздавать тип мелодии – поступенной или скачкообразной, плавной или активной, волнообразной, учатся с помощью движений передавать динамику произведения, начало и окончание фраз.

Конечно, навык пластического интонирования формируется не сразу. Преподаватель должен последовательно вести работу, прибегая к принципу от простого к сложному. В целом, в работе можно выделить несколько этапов. Первый из них – ознакомление учащихся со способом пластического интонирования в сопровождении музыкального произведения. Для данного этапа важно вызвать эмоциональный отклик учащихся, сформировать заинтересованность учеников данным процессом. Следующий этап – подбор и формирование системы различных жестов, движений, которые в будущем станут основой для эмоционально-образного постижения детьми музыкального содержания. Завершающим этапом станет закрепление у учеников навыков пластического интонирования, формирование умения импровизировать под музыку, отражая ее развитие и смену настроений.

Использование данного метода, кроме того, вносит существенное разнообразие в школьный урок музыки и позволяет привнести в него элементы театральности и хореографии. Так, например, младшие школьники очень любят игру «Зеркало». Она отличается простой и доступностью. В ходе игры, учащиеся повторяют за педагогом все показанные им движения в соответствии с характером и выразительными средствами музыки. Подбор музыкального материала и движений педагог продумывает заранее, основываясь на логике развития музыкальной мысли. Так, повтор музыкальной мысли отражается в повторе движений, новая тема сопровождается новым движением. Можно подобрать соответствующие жесты и к смене гармонических функций. Характер музыкального произведения, тем самым, воплощается с помощью соответствующих жестов и движений.

Когда учащиеся овладевают определенным багажом разнообразных жестов и пластическими способами сопровождения музыкального движения, можно вводить элементы импровизации. В случае, если музыкальный материал исполняется на фортепиано преподавателю необходимо, все же, иметь зрительный контакт с учащимися.

Метод пластического интонирования позволяет учащимся развить и тембральный слух. Для этого в процесс пластического музыкального интонирования можно включать игру на шумовых музыкальных инструментах. Знакомство учеников с музыкальными инструментами можно начать с освоения более простых инструментов, на которых смогут сыграть сами ученики. Среди таких инструментов ложки, бубен, треугольник, ксилофон, малый барабан. В процессе игры на данных инструментах, дети могу осуществлять несложные движения, ходьбу, перестроения и т.д.

Прием, который демонстрирует владение инструментами учащихся, может быть применим после разучивания на уроке песни. Ученики становятся в круг, преподаватель находиться за фортепиано и аккомпанирует хорошо знакомую ученикам песню. Ученики поют ее хором и по кругу передают друг другу любой предмет. В момент остановки аккомпанемента тот ученик, у которого в руках оказался передаваемый предмет, должен взять на выбор музыкальный ударный инструмент и исполнить на нем ритмический аккомпанемент под исполняемую песню.

Метод пластического интонирования служит также опорой и в изучении музыкальных жанров, особенно тех, специфика которых определяется ритмической организацией (марши, танцы, хороводы, колыбельные и др.). Музыкально-ритмическое, пластическое сопровождение музыки данных жанров позволяет детям на телесном уровне сформировать устойчивые представления о жанрах музыки, об их жизненном предназначении, функциях в человеческом быту и средствах выразительности, отличающих один жанр от другого. Под предварительно отобранные музыкальные фрагменты преподаватель играет на соответствующем инструменте, а ученики называют жанр и исполняют заранее обговоренное движение, например – под марш – маршируют на месте, под танец – переступают с ноги на ногу, под колыбельную – выполняют покачивающиеся движения и т.д.

Немаловажную роль метод пластического интонирования может сыграть и в освоении детьми музыкальной грамоты в начальной школе. Пространственное ощущение высоты звука, осознание восходящего или нисходящего направления движения звуков, постижение ритмического деления и его видов – эти и другие знания, умения, навыки могут быть сформированы с использованием метода пластического интонирования, органично взаимодействующего со смежными методами музыкального обучения и воспитания.

Таким образом, применение в ходе музыкальных занятий метода пластического интонирования позволит сделать школьный урок музыки более интересным, разнообразным, творческим, и в то же время, двигательно и эмоционально активным. Он позволит учащимся снять скованность и зажатость, воспринимать и исполнять музыку не пассивно, а активно, и даже почувствовать себя ее соавтором, сотворцом!

 

Список литературы:

  1. Вендерова Т. А. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коэн // Искусство в школе. 1997. № 1. С. 61-64.
  2. Критская Е. Д., Сергеева, Г. П., Шмагина, Т. С. Программа «Музыка» 1-4 классы. М.: Просвещение, 1998-2001. 64 с.
  3. Сохор А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия. // Вопросы социологии и эстетики музыки.  Л.: Сов. композитор, 1983.  295 с.
  4. Тимошенко Л. Г. Детский танцевально-игровой фольклор как способ вовлечения детей дошкольного возраста в активную коммуникацию // Преемственность предшкольного и начального образования: художественно-эстетическое и эмоциональное развитие ребенка: Материалы всероссийской научно-практического конференции с международным участием (11 декабря 2020 г.). Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2021. С. 3-7.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.