Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 42(254)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10

Библиографическое описание:
Проскурина Д.А. ЭВОЛЮЦИЯ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА А. НЕТРЕБКО // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 42(254). URL: https://sibac.info/journal/student/254/312418 (дата обращения: 20.05.2024).

ЭВОЛЮЦИЯ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА А. НЕТРЕБКО

Проскурина Дарья Александровна

студент, факультет «Музыкальное искусство», Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского,

РФ, Луганская Народная Республика, г. Луганск

Семенова Светлана Анатольевна

научный руководитель,

преподаватель кафедры вокала, Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского,

РФ, Луганская Народная Республика, г. Луганск

Анна Нетребко – одна из выдающихся современных оперных певиц поколения постмодерна. Музыкальные критики считают её яркое и сильное сопрано одним из лучших на мировой оперной сцене. Актерский талант, неповторимый вокальный стиль вместе с яркой и грациозной внешностью и постоянное стремление к совершенству сделали Анну настоящей звездой мировой оперы. Несмотря на то, что А. Нетребко востребованная современная вокалистка, исследовательских работ, посвященных анализу ее исполнительского стиля, раскрытию черт творческого облика, на настоящий момент крайне мало. Цель данной статьи – проследить этапы эволюции вокального стиля А. Нетребко на примере анализа исполнительской интерпретации партий Людмилы и Аиды.

Творческий путь А. Нетребко начался в 1993 году, когда она стала солисткой Мариинского театра в Санкт-Петербурге. В течение следующих десяти лет вокалистка покорила мировую оперную сцену, выступая на самых престижных площадках, включая Венскую государственную оперу, Метрополитен-опера в Нью-Йорке и Ла Скала в Милане. А. Нетребко в разные годы работала с В. Гергиевым, Н. Арнонкуром, Д. Баренбоймом, а её партнерами по сцене в различных постановках были: П. Доминго, Ю. Эйвазов, Э. Шротт и многие другие выдающиеся вокалисты.

В репертуаре А. Нетребко присутствуют произведения как отечественных, так и зарубежных авторов: Людмила («Руслан и Людмила» М. Глинки), Виолетта («Травиата» Дж. Верди), Донна Анна («Дон Жуан» В. Моцарта), Иоланта («Иоланта» П. Чайковского), Мими («Богема» Дж. Пуччини), Анна Болейн («Анна Болейн» Г. Доницетти), Лючия («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), Татьяна («Евгений Онегин» П. Чайковского), Джульетта («Капулетти и Монтекки» В. Беллини), Наташа («Война и мир» С. Прокофьева) и многие другие.

В настоящее время вокалистка является обладательницей многочисленных званий и наград, что подтверждает ее неординарные способности. Оперный и концертный репертуар Анны Нетребко нашел свое отражение в многочисленных аудио и видеозаписях, которые были сделаны как в студийных условиях, так и во время живых выступлений.

Профессиональные принципы А. Нетребко базируются на основах русской вокальной школы благодаря обучению у одной из выдающихся вокалисток ХХ в. – Т. Новиченко. В классе прославленной певицы А. Нетребко зарекомендовала себя как целеустремленная и трудолюбивая ученица с врожденным вокальным даром, артистичностью и харизмой. Комплекс этих качеств позволил ей не только побеждать во многих конкурсах еще во время учебы, но и добиться мирового признания в будущем.

Первые выступления А. Нетребко, обратили на себя внимание зрителей и профессиональных критиков. Н. Потапова отмечала: «Анна Нетребко относится к тому нечасто встречающемуся типу оперных певцов, которым отпущено Богом сразу многое: голос, музыкальность, артистизм, красота, коммуникабельность, работоспособность. Помимо удовольствия испытать на себе ее сценическое обаяние, любопытно проследить, как и в какой мере все эти качества реализуются взрослеющей актрисой» [3].

В ранний период творческой деятельности А. Нетребко обладала голосом, который классифицируется как лирико - колоратурное сопрано, что позволило ей исполнить одну из жемчужин мирового оперного репертуара – партию Людмилы в постановке оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки В. Гергиевым. Партия Людмилы – образец русского бельканто, в ней требования к высочайшему уровню исполнительского мастерства, закономерности европейского оперного формообразования совмещаются с русским мелосом и принципами развития, типичными для народной песни. Партия Людмилы требует от исполнительницы немалого опыта и профессиональных навыков. А. Нетребко, будучи только на заре своей карьеры, обладала уже высоким уровнем профессионального мастерства, что позволяло ей мастерски исполнить партию Людмилы. Внешние данные певицы, возраст, соответствующий героине, и актерская игра делают Людмилу Нетребко многогранной и глубокой, она сочетает в себе нежность и чувствительность с напором и энергией.

Примером вокального и актерского воплощения образа может служить развернутая сцена Людмилы в четвертом действии, которая считается сложной для солистки, где хор и миманс только поддерживают ее, а всё внимание устремлено на героиню, которая должна не только спеть свою партию, но и отыграть роль как актриса. А. Нетребко старается в разделах этой сцены передать различные настроения Людмилы, прописанные автором.

Состояние героини в этой сцене характеризуется удрученностью, отчаянием, унынием и певица воплощает эти эмоции с помощью плотных тембровых красок, углубляет звук и создает более драматичное и закрытое звучание по сравнению с первым действием. В исполнительской трактовке А. Нетребко первая фраза («Вдали от милого в неволе») поется максимально слитно на кантилене, для контраста со следующей фразой («зачем мне жить»), которая исполнена в речитативно - декламационном стиле. Исполнение всего первого раздела этой сцены основано на контрасте между кантиленным и речевым звукоизвлечением.

В центральном разделе сцены («Ах ты, доля, долюшка») нет элемента конфликта голоса и скрипки, здесь обе партии дополняют друг друга. Вокал становится более насыщенным, приближаясь к тембру альтовой скрипки, раскрывая драматические ноты в сопрановом тембре А. Нетребко. Она тонко использует агогические средства, для усиления выразительного эффекта исполнения, например, фермату на первом слоге слова «доля», выделяя его, но не затягивая.

Интерпретация образа раскрывает лучшие исполнительские качества А. Нетребко. Среди них – высокий уровень исполнительского мастерства, красивый тембр, владение приемами драматического воплощения образа.

Дальнейшее становление А. Нетребко проходило в русле западных традиций. В 1996 г. она участвует в программе, разработанной для молодых вокалистов в Сан - Франциско. В связи с интенсивной практической работой в Мариинском театре вокалистка не заканчивает консерваторию и не имеет формального высшего образования, но активно продолжает карьеру на Западе: на сцене Метрополитен опера, в Зальцбурге, в 2003 – в Мюнхене, Лос-Анджелесе, Лондоне.

После исполнения главных партий в операх М. Глинки (Людмила), В. Моцарта (Сюзанна), Г. Доницетти (Лючия), Дж. Верди (Виолетта) стало определенным этапом в развитии вокального мастерства. А. Нетребко отмечает: «На мой взгляд, драматический репертуар предоставляет огромные возможности. Мне он очень нравится, и он мне, я думаю, подходит. Мне и раньше было понятно, что нужно двигаться именно в этом направлении» [2].

Партия Аиды - пример раскрывшегося лирико - драматического таланта А. Нетребко как в драматургическом, так и в исполнительском отношении.

Критик А. Курмачёв пишет: «Что было в этой долгожданной работе Нетребко, кроме самой Нетребко с её роскошным тембром, фирменными «нюансами» на передавленных верхних нотах, не менее фирменными несмыканиями и бронебойной динамической непобедимости? Прежде всего, нижний диапазон отменного качества: это было плотно, сочно, красиво. Сложные вердиевские межрегистровые переходы тоже были все отполированы на совесть, и в основном голос лился, взвивался, местами даже переливался, – словом, звучал» [1].

Характеристика Аиды наиболее полно раскрывается в ее сольной сцене в первом акте. Эта сцена, исполняемая в камерной обстановке, следует сразу за хоровой сценой, в которой Радамеса объявляют новым главнокомандующим. Победные и ликующие интонации начинают сцену Аиды и соединяют ее номер с предыдущим хором. Речитатив, открывающий сцену, звучит патетически, остро, экспрессивно, а в первой части арии противоборствуют напряженные гаммообразные ходы и изысканная, тонкая хроматизированная мелодия, лейтмотив Аиды. В третьем разделе сцены так же две разных темы – «И я не смею открыто, свободно» и «Боги мои». Первая исполняется взволнованно и стремительно, строясь на коротких, прерывистых фразах с неровным ритмом, подчеркнутым двойными пунктирами, речевой выразительностью псалмодийными интонациями, а вторая звучит нежно и молитвенно.

В этом разделе сложность выражается в смене настроения, мелодия начинается в среднем регистре, но постепенно увеличивается в диапазоне и динамике. Контрастирует в речитативной части декламационная выразительность с вокально-ариозными интонациями в кантиленной части, что обостряет драматичность ситуации. Всё это требует от героини разных актерско - вокальных умений: концентрации на развитии мелодии и эмоционального актерского напряжения.

Эволюцию певческого голоса А. Нетребко мы рассмотрели на примере исполнения партии Людмилы, где отмечаем гибкость, подвижность, упругость и силу ее голоса, одновременно выделяя характерную для вокалистки энергию, владение колоратурными приемами и сценическим мастерством, а также гармоничное сочетание внутреннего и внешнего артистизма. Роль Людмилы, считающаяся одной из самых сложных в техническом плане ролей в истории русской оперной музыки, позволяет А. Нетребко в полной мере раскрыться её лирико - колоратурному сопрано. Несмотря на недостаток сценического опыта, который проявляется в художественной интерпретации образа, певица убедительно и ярко раскрывает свой вокально - артистический потенциал.

Развитие певческого голоса А. Нетребко идет по естественным этапам: понижается тесситура, углубляется тембральная окраска. Это позволяет переходить на репертуар иного плана. Лирико-драматическими героинями становятся для певицы Лючия, Иоланта, Ариадна Лекуврер, в которых она раскрывается не только тембрально, но и показывает глубокое внутренне психологическое содержание, заложенное композиторами. Все эти изменения ярко проявляются и в исполнительской интерпретации партии Аиды. В результате анализа были обнаружены новые качества, свидетельствующие об эволюции певческого голоса А. Нетребко, в частности: красивый, глубокий и насыщенный нижний регистр, плавные переходы между регистрами, идеальная кантилена.

А. Нетребко представляет собой образец вокалистки, исполнительский стиль которой находится на пересечении русских и западных музыкальных традиций. В ее практике приемы русской вокальной школы сочетаются с традициями итальянской, которая остается непревзойденной, а также обогащается новыми приемами и принципами. Этот синтез принципов «старой школы» с вокальными традициями разных стран создает вокалиста «нового поколения» всесторонне обогащенного, каковой и является А. Нетребко. Ее неповторимый голос и талант позволили А. Нетребко стать одной из самых знаменитых оперных певиц мира, завоевав множество поклонников и наград. Вокалистка продолжает развиваться, находя новые грани своего таланта и вдохновляя других музыкантов. Основанием для развития становится поиск новых возможностей в новом репертуаре.

 

Список литературы:

  1. Курмачёв, А. Реинкарнация жанра: в Зальцбурге показали «правильную» «Аиду» [Электронный ресурс] / А. Курмачёв. – Режим доступа: https://www.belcanto.ru/17082401.html
  2. Матусевич, А. Анна Нетребко: «Я исполняю то, что мне нравится, – думаю, уже заслужила хорошие оперы и хорошие постановки» [Электронный ресурс] / А. Матусевич. – Режим доступа: https://portal-kultura.ru/articles/music/335028-anna-netrebko-ya-ispolnyayu-to-chto-mne-nravitsya-dumayu-uzhe-zasluzhila-khoroshie-opery-i-khoroshie/
  3. Потапова, Н. Прекрасная Анна [Электронный ресурс] / Н. Потапова. – Режим доступа: https://ptj.spb.ru/archive/16/the-petersburg-prospect-16/prekrasnaya-anna/
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.